Игры по русскому языку, направленные на развитие синтаксических умений учащихся.
методическая разработка (русский язык, 1 класс) по теме
Вашему вниманию предложена подборка игр, формирующих умения составлять словосочетания, предложения по картине, опорным словам, по вопросу; различать и использовать в ответах предложения, разные по интонации; умения членения текста на предложения, предложения на словосочетания и слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_russkomu_yazyku_2.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры, направленные на развитие синтаксических умений учащихся.
Задачи: Формирование умений составлять словосочетания, предложения по картине, опорным словам, по вопросу; различать и использовать в ответах предложения, разные по интонации; умения членения текста на предложения, предложения на словосочетания и слова.
Игра "Составление предложений»
Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.
Описание игры: Берутся наугад три слова, не связанных по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).
Игра «Завершение рассказа»
1 вариант
Описание игры: Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...».
Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы — 10 мин.
Рассказ можно оценить по следующим критериям: — законченность рассказа; — яркость и оригинальность образов; — необычность поворота и сюжета; — неожиданность концовки.
- вариант
Описание игры: Дети должны составить рассказ с использованием отдельных слов.
Детям предлагаются отдельные слова. Например: а) девочка, дерево, птица; б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.
Игра «Размытое письмо»
Описание игры: Медвежонок получил письмо от брата. Но некоторые слова размыло дождем. Надо ему помочь прочитать письмо. Читая письмо, учитель интонацией побуждает детей дополнять предложение: «Дорогой мой ...! Добрый ...!
Как ты поживаешь? Как твое ... ? Я живу хорошо. Моя подруга белочка принесла ... мячик, и мы стали с ним ... До...! Твой ... Топтыжка»
Игра «Дополни предложение».
Описание игры: Дети должны дополнить предложения. Найти последнее слово к каждому предложению. Вставить в него нужную букву.
У кошки зоркие глазки и острые ________________.
Кошке игрушки, а мышке _______________.
Хороша кашка, да мала ______________.
Зимой шубка не ________________.
Слова для справок: шу _ ка, ча _ ка, зу _ ки, слё _ ки.
Игра «Составь предложение».
Описание игры: Детям предлагается разделить текст на предложения. Прочитать, что получилось.
По двору бежал кот в зубах у кота была мышь.
Игра «Живые слова»
Описание игры: Каждому ребенку присваивается слово. Воспитатель говорит: «Пусть у Оли будет слово "медвежонок", у Юры — слово "любит". Какое третье слово выберем? (Мед.) Teпepь прочитаем предложение: "Медвежонок любит мед". Поменяем местами второе и третье слова. Что получилось? (Первое слово станет последним.) Заменим слово "мед" словом "кувыркаться". Что получилось? Составьте свои предложения со словом "медвежонок"».
Ролевая игра «Снимаем фильм»
Описание игры: Учитель формирует несколько «киностудий». У каждой группы свой «режиссер». Учащиеся получают карточки с заданиями. Например, Красная Шапочка принесла бабушке подарок на день рождения. Каждая киностудия вносит в полученный отрывок что-то свое.
- первый вариант: музыкальная комедия. Все персонажи (Красная Шапочка, бельчонок, мама, бабушка, дровосек и охотник, Серый волк) поют, смеются и радуются. Все дружат и живут счастливо.
- второй вариант: триллер. Серый волк гонится за мамой и Красной шапочкой и съедает последнюю. Охотник хочет поймать бельчонка. Бабушка и дровосек прячутся, за ними погоня. Всюду чувствуется опасность.
- третий вариант: детектив. У красной шапочки украли деньги. Ей не на что купит подарок бабушке. Она решила обратиться к своей маме и другу бельчонку. А у бельчонка украли орешки, и он был ранен в перестрелке с дровосеком. Поздравление бабушке чуть не срывается, но в последний момент…
Возможны и другие варианты «кинофильма».
Презентация ролевой игры
с опорой на телевидение.
Этот прием является более сложным по сравнению с предыдущими, так как требует от учащихся большей самостоятельной подготовки.
Описание игры: Учащиеся получают задание просмотреть телепередачу, выбрать из нее то, что может помочь проведению ролевой игры: сюжетные повороты; внешние, психологические характеристики своего персонажа; действия других персонажей; их речевое поведение, т.е. выполняют все то, что обычно свойственно работе сценариста. Желательно обратить внимание детей на действия и речь различных персонажей, чтобы совместно с другими учениками выполнить взаимно адресованную режиссерскую помощь. Далее наступает период осмысления и запоминания ребенком поведения, речевых и неречевых действий персонажа, которого предстоит воплотить в игре самому ученику, выступая в роли актера.
Презентация игры на уроке занимает несколько минут, так как не требуется детального изложения хода игры, расписывания речевых характеристик, а необходима лишь корректировка учителем выбранных ролей учащихся в том случае, если это потребуется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры по русскому языку,направленные на развитие фонетических умений учащихся.
Вашему вниманию представлена подборка игр, направленных на развитие у детей слуховой памяти, внимания к звучащей речи; совершенствование общих речевых навыков: темпа, ритма речи, речевого дыхани...
Игры по русскому языку, направленные на развитие морфологических умений учащихся.
Вашему вниманию предлагается подборка игр, направленных на формирование умения правильно образовывать формы слов при согласовании и управлении....
Игры по русскому языку, направленные на развитие словообразовательных умений учащихся.
Вашему вниманию представлены игры, способствующие формированию у учащихся умения образовывать новые слова по заданной схеме простейшими аффиксальными способами....
Игры по русскому языку, направленные на развитие лексических умений учащихся.
Вашему вниманию предлагаются игры, способствующие обогащению, уточнению, развитию и активизации словарного запаса детей; осуществляется работа над точностью в выборе слов для названия предметов,...
Речевое развитие на уроках русского языка как канал развития интеллекта у учащихся с ЗПР
Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут, и поэтому развитие и усвоение их – задача школы. Основная педагогическая идея опыта заключается в работе...
Статья: "Организация самостоятельной работы на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся".
Материал полезен на уроках русского языка для развития творческой и познавательной активности учащихся....
Лингвистические задания по русскому языку, как средство развития познавательного интереса учащихся.
В презентации представления примеры упражнений на уроках русского языка....