Рабочая программа по русскому языку за 4 класс УМК "Школа России" - 2013 - 2014 учебный год
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Здебская Елена Владимировна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_kl.docx55.67 КБ
Файл formy_i_sredstva_kontrolya_russ.yaz_.docx85.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Заревская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов

                                                                                «Утверждаю»

                                                                             Директор школы ________________/Федорова Е. П.

                                                                                 «____»_________________2013 г.

Рабочая программа

      по русскому  языку

4 класс «В»

Учитель начальных классов: Здебская Е.В.

2013 - 2014 учебный год

                                                     Пояснительная записка.
      Рабочая программа предмета «Русский язык
» для 4 класса на 2013– 2014 учебный год составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования по русскому языку, примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений авторов Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык 1 – 4 классы».

     Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 4 «в» класса разработана в соответствии с Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования на основе Примерной  программы начального общего образования  и изменена в соответствии с учебным планом МАОУ Зарёвской средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов на 2013 – 2014 учебный год в связи с утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации о введении курса ОРКСЭ в федеральный базисный учебный план. Поэтому данная рабочая программа сокращена на 1 учебный час в неделю.

По авторской программе: 5 часов в неделю, 170 часов в год.

По рабочей программе: 4 часа в неделю, 136 часа в год.

     Календарно – тематическое планирование по русскому языку в 4 классе рассчитано на 4 часа в неделю, всего 136 часа.

Количество часов в году:   136 часа

Количество часов в неделю:   4 часа

1 четверть –  36 ч

2четверть  –  28 ч

3 четверть –  39 ч

4 четверть –  33 ч

Контрольных списываний:   4

Контрольных диктантов:   5

Словарных диктантов:   4

Тестирований:  5

Контрольных изложений: 1

Обучающих изложений: 3

Сочинений: 2

Итого: 24

Практическая часть программы.  

урока

Практическая часть

Темы

Дата

проведения

Скорректированные сроки

Контрольные  диктанты

7

Проверочная работа по теме «Мониторинг знаний учащихся за 3 класс».

11.09.13

34

Контрольный диктант №1 за 1 четверть.

29.10.13

48

Контрольный диктант №2 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.

29.11.13

62

Контрольный диктант №3 по теме «Правописание  падежных окончания имён прилагательных мужского и среднего рода».

24.12.13

100

Контрольный диктант №4  за III четверть.

14.03.14

     Изложения

42

Р/р. Обучающее изложение«Моя поляна».

19.11.13

59

Р/р. Обучающее изложение по коллективно   составленному плану.

18.12.13

87

Р/р. Обучающее изложение по коллективно составленному плану.

 19.02.14

96

Р/р. Контрольное изложение.

    07.03.14

Сочинения

31

Р/р. Сочинение по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы».

    23.10.13

108

Р/р. Сочинение по картине И.И.Левитина «Весна. Большая вода».

   07.04.14

Контрольные списывания

16

Контрольное списывание №1 по теме «Однородные члены предложения».

27.09.13

54

Контрольное списывание №2 по теме «Имя существительное»

10.12.13

70

Контрольное списывание №3 по теме «Имя прилагательное».

21.01.14

111

Контрольное списывание №4 по теме «Глагол».

11.04.14

Тесты (контрольные работы)

23

Тест №1 по теме «Предложение».

   09.10.13

52

Тест №2  по теме «Имя существительное».

   06.12.13

74

Тест №3 по теме «Падежные окончания имён прилагательных».

   28.01.14

115

Тест  №4  по теме« Глагол».

   18.04.14

130

Итоговый тест за учебный год.

   14.05.14

Словарные диктанты

11

Словарный диктант №1.

   18.09.13

45

Словарный диктант №2.

   25.11.13

82

Словарный диктант №3.

   11.02.14

125

Словарный диктант №4.

   06.05.14

       Цель курса — открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у млад-ших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.
Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как целостной системе. Это предполагает:
1) освоение учащимися первоначальных знаний о звуко-буквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;
2) знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи — устной и письменной.
     Программа ориентирована также на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников:
осознание (различение) детьми двух реальностей — окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;
поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям;
дополнение интуитивного владения языком, осознанным отношением к его фактам и закономерностям;  

развитие (формирование) способности моделировать факты языка;

овладение ведущими методами лингвистического анализа – действия и сравнения; развития фонематического слуха.

         Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями, словарями и т. д.), способность к самооценке и самоконтролю.

      Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для ее выполнения, установление последовательности и распределение во времени учебной работы.

      Самооценка и самоконтроль, тесно связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируются как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного выполнения задания.

 

Содержание программы учебного курса.

IV КЛАСС (136 ч)
Имя существительное (31 ч)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имен существительных, изменение по числам и вопросам. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные 1, 2 и 3-го склонения.
Склонения имен существительных 1, 2 и 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний существительных с твердой и мягкой основами, кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия.
Склонение существительных, во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе.
Предлоги, употребляемые с косвенными падежами имен существительных.
Существительное как член предложения.
Употребление имен существительных в речи.
Имя прилагательное (21 ч)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Сочетание прилагательных с существительными. Изменение прилагательных по родам, числам и вопросам.
Склонение имен прилагательных.
Склонение прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твердой и мягкой основами.
Правописание безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки.
Склонение прилагательных единственного числа женского рода с твердой и мягкой основами.
Правописание безударных падежных окончаний прилагательных женского рода. Способы проверки.
Склонение прилагательных множественного числа с твердой и мягкой основами.
Правописание безударных падежных окончаний прилагательных множественного числа. Способы проверки.
Прилагательное как член предложения.
Употребление имен прилагательных в речи.
Личные местоимения (7 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Личные местоимения и имя существительное.
Личные местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами.
Личные местоимения как члены предложения.
Употребление личных местоимений в речи.
Глагол (33 ч)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Вопросы что делать? что сделать? Время глагола. Лицо глагола. Число глагола. Изменение глагола по временам, лицам и числам. Спряжение глаголов. I и II спряжение глаголов.
Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа и в глаголах неопределенной формы — стеречь, беречь и др. Различие правописания глаголов на -тся, -ться.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Глагол как член предложения. Употребление глагола в речи.
Наречие (3 ч)
Общие сведения о наречии. Лексико-грамматические признаки наречия. Наречия, называющие признак, время, место и направление действия.
Правописание суффиксов -о, -а в наречиях. Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи.
Синтаксис и пунктуация (23 ч)
Предложение. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (обстоятельство, определение, дополнение).
Грамматическая основа предложения. Части речи как главные и второстепенные члены предложения.
Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие; однородные сказуемые; однородные второстепенные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.
Предложения с одной, двумя и более грамматическими основами. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях без союзов и с союзами и, а, но. Предложения сложные и предложения с однородными подлежащими, однородными сказуемыми.
Прямая речь (общее знакомство). Знакомство с оформлением диалога.
Обращение (общее знакомство). Знаки препинания в предложениях с обращением. Особенность интонации предложений с обращением.
Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах (18 ч)

Чистописание
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнения в развитии ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

Слова с непроверяемыми написаниями
Автомобиль, агроном, адрес, адресовать, алфавит, арбуз, багаж, берег, берёза, беседа, беседовать, библиотека, билет, вагон, веялка, вокзал, волноваться, воробей, ворона, восемь, воскресенье, восток, газета, горевать, горизонт, город, горох, горсть, двадцать, двенадцать, девочка, дежурный, декабрь, деревня, директор, дорога, до свидания, желать, железо, жёлтый, завод, завтра, завтрак, заря, заяц, здесь, здравствовать, здравствуйте, земледелие, землянка, иней, инженер, интересно, интересоваться, календарь, капуста, карандаш, картина, картофель, кастрюля, квартира, килограмм, класс, колесо, коллектив, коллекция, командир, командовать, комбайн, комната, коньки, корзина, корова, космонавт, костер, кровать, лагерь, ладонь, лестница, лимон, лопата, магазин, малина, мальчик, машина, мебель, медведь, медленно, месяц, металл, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, облако, облачко, оборона, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, одиннадцать, однажды, около, октябрь, орех, осина, отец, пальто, пароход, пассажир, пенал, переписывать, песок, петух, платок, победа, погода, помидор, понедельник, портрет, посуда, потом, правительство, председатель, прекрасно, приветливо, путешествие, пшеница, пятница, работа, радостно, ракета, растение, ребята, революционный, революция, рисунок, родина, Россия, русский, салют, самолёт, сапоги, сахар, сверкать, свобода, север, сегодня, сейчас, сентябрь, сеялка, сирень, собака, солома, сорока, союз, стакан, столица, суббота, тарелка, телефон, теперь, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, тревожиться, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, фамилия, февраль, хозяйственный, хозяйство, хорошо, четверг, чёрный, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция, яблоко, ягода, язык, январь.

Цели и задачи:

 

  • развитие речи, мышления, воображения школьников. Способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения языковой интуиции и «чувства языка»;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка, умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитания позитивного эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
  • пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В  результате  изучения  русского  языка  ученик должен знать / понимать:

изученные части речи, их лексические и грамматические признаки;

значение и назначение корня,   приставки, суффикса, окончания для образования однокоренных слов и разных форм одного и того же слова;

типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске (интонации);

признаки простого и сложного,  распространенного и нераспространенного предложений, главных и второстепенных членов;

уметь:

различать буквы и звуки;

анализировать — кратко характеризовать, различать и сравнивать:

-  звуки речи и буквы, их  обозначающие;  0  сильное и
слабое положение звуков в слове;

состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание)
изученных частей речи;

однокоренные слова и формы слов;

предлоги и приставки;

лексико-грамматические  признаки  изученных частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола, личного местоимения, наречия);

словосочетание  и  предложение;   простое  и   сложное распространенное и нераспространенное предложения; сложное предложение и предложение с однородными
членами;  виды  предложений  по  цели  высказывания и интонации (эмоциональной окраске);

различать  произношение   и   написание  слов, находить способы проверки написания слов (изменением формы слова, подбором однокоренных слов);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-  адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудио записей и др.);

работы со словарями;

соблюдения орфоэпических норм;

создания  в  устной  и  письменной  форме  несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике в форме повествования и описания; овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения;

воспроизведения и создания несложных лингвистических текстов;

разборчивого и аккуратного списывания (70—90 слов) и письма под диктовку текстов (75—85 слов) с изученными  орфограммами  и  пунктограммами  (знаками препинаниями).

  Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 4 «в» классе

    Учитель  начальных  классов: Здебская  Елена  Владимировна

№ п/п

Наименование  разделов и тем

Часы учеб-ного времени

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Синтаксис и пунктуация (23ч)

Предложение. Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения.

1

02.09.13

Второстепенные члены предложения. Обстоятельства.

1

03.09.13

Второстепенные члены предложения. Определение.

1

04.09.13

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1

06.09.13

 Главные и второстепенные члены предложения.

1

09.09.13

Грамматическая основа предложения. Части речи как главные и второстепенные члены предложения.

1

10.09.13

Проверочная работа по теме «Мониторинг знаний учащихся за 3 класс».

1

11.09.13

Работа над ошибками. Предложения с однородными членами.

1

13.09.13

Связь однородных членов предложения с помощью союза или интонации перечисления.

1

16.09.13

Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.

1

17.09.13

Словарный диктант №1.Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзом «и»».

1

18.09.13

Предложения с однородными второстепенными членами предложения.

1

20.09.13

Предложения с однородными дополнениями.

1

23.09.13

Однородные члены предложения – обстоятельства.

1

24.09.13

Предложения с однородными членами.

1

25.09.13

Контрольное списывание №1 по теме «Однородные члены предложения»

1

27.09.13

Работа над ошибками. Однородные члены предложения.

1

30.09.13

Простые и сложные предложения.

1

01.10.13

Сложное предложение.

1

02.10.13

Прямая речь.

1

04.10.13

Прямая речь. Знакомство с оформлением диалога.

1

07.10.13

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением. Особенность интонации предложений с обращением.

1

08.10.13

Контрольная работа №1 по теме: «Предложение».

1

09.10.13

                                                   Имя существительное (31ч)

Имя существительное. Лексическое значение. Основные грамматические признаки.

1

11.10.13

Изменение имен существительных по числам.

1

14.10.13

Род имен существительных. Одушевлённые и неодушевлённые.

1

15.10.13

Склонение имён существительных.

1

16.10.13

Упражнения в склонении имен существительных и в распознавании падежной формы

1

18.10.13

Распознавание падежей имен существительных.

1

21.10.13

Именительный и винительный падежи имен существительных

1

22.10.13

Р/р. Сочинение по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы».

1

23.10.13

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Распознавание падежей имен существительных

1

25.10.13

Основные типы склонений имен существительных.

1

28.10.13

Контрольный диктант №1 за 1 четверть.

1

29.10.13

Работа над ошибками. Первое склонение имен существительных.

1

30.10.13

Второе склонение имен существительных.

1

01.11.13

Третье склонение имен существительных.

1

11.11.13

Правописание окончаний  имён существительных единственного числа.

1

12.11.13

Правописание  безударных падежных окончаний имен существительных первого, второго, третьего склонения

1

13.11.13

Окончания имен существительных первого и третьего склонения в родительном, дательном и предложном падежах

1

15.11.13

Правописание  безударных падежных окончаний имен существительных первого, второго, третьего склонения

1

18.11.13

Р/р. Обучающее изложение «Моя поляна».

1

19.11.13

Работа над ошибками. Правописание  безударных падежных окончаний имен существительных.

1

20.11.13

Правописание окончаний существительных в винительном падеже.

1

22.11.13

Словарный диктант №2. Правописание  безударных падежных окончаний имен существительных.

1

25.11.13

Правописание безударных падежных окончаний  имен существительных единственного числа.

1

26.11.13

Правописание  безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.

27.11.13

 Контрольный диктант №2 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».

1

29.11.13

Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

1

02.12.13

Правописание падежных окончаний существительных множественного числа.

1

03.12.13

Существительное как член предложения. Употребление существительных в речи.

1

04.12.13

Контрольная работа №2 по теме «Имя существительное»

1

06.12.13

Работа над ошибками. Обобщение и систематизация  материала по теме «Имя существительное»

1

09.12.13

 Контрольное списывание №2 по теме  «Имя существительное».

1

10.12.13

                                                   Имя прилагательное (21ч)

Работа над ошибками.

Имя прилагательное. Лексическое значение.

1

11.12.13

Основные грамматические признаки имени прилагательного.

1

13.12.13

Изменение имен прилагательных  по родам, по числам и вопросам.

1

16.12.13

Сочетание прилагательных с существительными.

1

17.12.13

Р/р. Обучающее изложение по коллективно составленному плану.

1

18.12.13

 Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твёрдой и мягкой основами.

1

20.12.13

Правописание безударных  падежных окончания имён прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки.

1

23.12.13

Контрольный диктант №3 по теме «Правописание  падежных окончания имён прилагательных мужского и среднего рода».

1

24.12.13

Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода.

1

25.12.13

Склонение имен прилагательных. Именительный и винительный падежи.

1

27.12.13

Склонение имен прилагательных. Родительный и винительный падежи.

1

13.01.14

Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода с твёрдой и мягкой основами.

1

14.01.14

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа. Способы проверки.

1

15.01.14

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа. Способы проверки.

1

17.01.14

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа. Способы проверки.

1

20.01.14

Контрольное списывание №3 по теме «Имя прилагательное»

1

21.01.14

Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных множественного числа с твёрдой и мягкой основами.

1

22.01.14

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных множественного числа. Способы проверки.

1

24.01.14

Прилагательное как член предложения. Употребление имён прилагательных в речи.

1

27.01.14

 Контрольная работа №3 по теме «Падежные окончания имён прилагательных»

1

28.01.14

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Имя прилагательное».

1

29.01.14

                                               Личные местоимения (7ч)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения

1

31.01.14

Личные местоимения единственного и множественного числа.

1

03.02.14

Личные  местоимения и имя существительное.

1

04.02.14

Склонение личных местоимений.

1

05.02.14

Личные местоимения как члены предложения.

1

07.02.14

Правописание личных местоимений с предлогами.

1

10.02.14

Словарный диктант №3. Употребление личных местоимений в речи.

1

11.02.14

Глагол (33ч)

Глагол.  Лексическое значение.

1

12.02.14

Основные грамматические признаки глагола.

1

14.02.14

Неопределенная форма глагола. Вопросы что делать? что сделать?

1

17.02.14

Неопределенная форма глагола.

1

18.02.14

Р/р. Обучающее изложение по коллективно составленному плану.

19.02.14

Работа над ошибками. Закрепление пройденного по теме «Неопределённая форма глагола»

1

21.02.14

Время глагола.

1

24.02.14

Образование глаголов прошедшего времен

1

25.02.14

Упражнение в написании глаголов прошедшего времени.

1

26.02.14

Спряжение глагола.

1

28.02.14

Первое и второе спряжение глаголов.

1

03.03.14

Правописание безударных личных окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.

1

04.03.14

 Мягкий знак  в глаголах 2-го лица единственного числа и в глаголах неопределённой формы.

1

05.03.14

 Р/р. Контрольное изложение.

1

07.03.14

Работа над ошибками. Глаголы 3 –его лица единственного лица.

1

10.03.14

Работа над ошибками. Упражнение в написании глаголов 3 –его лица единственного лица.

1

11.03.14

Упражнение в написании глаголов 3 –его лица единственного лица.

1

12.03.14

Контрольный диктант №4  за

 III четверть.

1

14.03.14

Работа над ошибками. Различие правописания глаголов на –тся и –ться.

1

17.03.13

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

1

18.03.13

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

1

19.03.14

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

1

31.03.14

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

1

01.04.14

Правописание глаголов неопределённой формы.

1

02.04.14

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

1

04.04.14

Р/р. Сочинение по картине И.И.Левитина «Весна. Большая вода»

1

07.04.14

Работа над ошибками. Спряжение глаголов.

1

08.04.14

Спряжение глаголов.

1

09.04.14

Контрольное списывание №4 по теме «Глагол».

1

11.04.14

Работа над ошибками.

Личные окончания глаголов, их правописание.

1

14.04.14

Глагол как член предложения. Употребление глаголов в речи.

1

15.04.14

Обобщающий урок по теме

«Глагол».

1

16.04.14

Контрольная работа   №4

по теме «Глагол»

1

18.04.14

                                                                     Наречие (3ч)      

Работа над ошибками. Общие сведения о наречии. Лексико-грамматические признаки наречия. Образование наречий.

1

21.04.14

Наречия, называющие признак, время, место и направление действия.

1

22.04.14

Правописание  суффиксов -о, -а в наречиях. Наречие как член предложения.

Употребление наречий в речи.

1

23.04.14

                                                              Повторение (18ч)

Повторение. Наречие. Предложение.

1

25.04.14

Повторение. Главные и второстепенные члены предложения.

1

28.04.14

Повторение. Правописание мягкого знака в словах разных частей речи.

1

29.04.14

Повторение.  Предложения с однородными членами.

1

30.04.14

Повторение. Сложные предложения.

1

02.05.14

Повторение. Местоимение.

1

05.05.14

Повторение. Имя существительное. Словарный диктант №4.

1

06.05.14

Повторение. Имя прилагательное.

1

07.05.14

Повторение. Глагол.

1

09.05.14

Повторение. Наречие.

1

12.05.14

Повторение. Части речи. Списывание.

1

13.05.14

Итоговый тест за учебный год.

1

14.05.14

Работа над ошибками. Повторение. Фонетика. Звуки и буквы.

1

16.05.14

Повторение. Звуки и буквы. Однокоренные слова.

1

19.05.14

Повторение. Разделительный мягкий и твёрдый знаки.

1

20.05.14

Повторение. Предлоги и приставки.

1

21.05.14

Повторение. Состав слова.

1

23.05.14

Повторение. Урок-соревнование «Хочу всё знать!»

1

26.05.14

ИТОГО

136 ч

                                       Учебно – методическое  обеспечение.

  1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России»,ч. 1, Москва «Просвещение», 2008 г.
  2. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. «Русский язык. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений». М.: Просвещение, 2009г.
  3. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. «Русский язык в начальной школе. Книга для учителя. 4 класс». Москва «Просвещение»,  2006 г.
  4. Воробьева В.И. «Сочинения по картинкам в начальных классах». Тула, 2003г.
  5. Барылкина Л.П., Давыдова Е.А. «Тесты и проверочные работы по русскому языку. 1-4 класс». Москва, 2004г.
  6. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. «Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка 1-4 кл». Москва,2002г.
  7. Белая А. Е. «Пальчиковые игры для развития речи школьников», Москва, «Астрель», 2002 г.
  8. Узорова О. В.  «Игры с пальчиками», Москва, «Астрель», 2002 г.
  9. «Методическое пособие к урокам русского языка. 4 класс» Е. И. Николаева; Москва, «Просвещение», 2009 г.
  10. Мали Л. Д.  «Уроки развития речи в 4 классе. Поурочное планирование и дидактические материалы». Москва, «Астрель», 2005 г.
  11. Романова В. Ю.  «Контрольные работы. Оценка знаний. 1-4 классы», Москва «Вентана – Граф», 2005 г.
  12. Шукейло В. А.  «Русский  язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1-4 класс», Москва «Вентана – Граф», 2006 г.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

МО учителей начальных классов

от «___»__________2013 г. №__

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________/Солохина Г.Г./

«___»__________2013 г.



Предварительный просмотр:

Формы и средства контроля.

Словарный диктант №1.

Впереди дорога, одиннадцать берёз, вокруг деревни, русский язык, хороший пловец, январский морозрассказ ученика, Красная площадь, детский коллектив.

 

Словарный диктант №2.

Тетрадь, портфель, погода, сентябрь, пшеница, площадь, Родина, учитель, работа, спасибо, помощь, благодарность, календарь, природа, серебро.

Словарный диктант №3

 Вспоминаю тебя, поздравляю вас, пригласили нас, дарю тебе,  объявили нам, рассказали о них,  встретился с ним, прочитал о ней.

Словарный диктант №4.

Трамвайные пути, спелая пшеница, острый топор, лесной орех, сочное яблоко, продуктовый магазин, большое спасибо, богатая библиотека.

Контрольный диктант №1 за 1 четверть.

Чудесная пора осени.

Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок.  Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

Слова для справок: собирал, словно.

Задание:

1-й вариант.  В 6-м предложении подчеркнуть главные члены, разобрать его по составу, указать части речи.

2-й вариант. В 10-м предложении подчеркнуть главные члены, разобрать его по составу, указать части речи.


Контрольный диктант №2 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа»

Друзья леса

Круглый год ребята нашей школы охраняют, лес. Перед новогодним  праздником проводят дежурство на дороге. Сотню лесных красавиц они спасли от гибели. Весной оберегают русские березки от любителей берёзового сока. В лесу много посадок. Саженцы прижились, окрепли, подросли. Радостно смотреть на них, переходя от поляны к поляне. На скатерти снега следы птиц и зверей. Вот к норке прибежала мышь. Тишина  в лесу. Красив наш лес. Береги его красоту!

 Слова для справок: новогодним, любителей, прижились.

Примечание: предупредить о постановке запятых.

Задания: 

1. Разобрать по членам второе и четвертое предложения (по вариантам).  Выписать из предложения словосочетание с именем существительным, указать его склонение и падеж.

2. Разобрать слова по составу:

1вариант: ослепил, просьбой.

2 вариант: повязал, записку.

Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание  падежных окончания имён прилагательных мужского и среднего рода».

Гималайский медведь

В лесах Азии живёт гималайский медведь. Он весь чёрный, а на грудке белое треугольное пятно. Этот треугольник похож на салфетку.

У гималайского медведя очень длинные ноги. Он быстро лазает по деревьям. Медведь любит яблоки, ягоды, орехи. Заберётся хитрый мишка на черёмуху, наломает ветвей и объедает с них ягоды. Зимой он спит в дупле большого дерева.

Был интересный случай. Спилили в тайге огромный кедр, привезли в далёкий посёлок. А из пустого внутри ствола сонный медведь вылез.

(77 слов)                  

                                                                                          (По Г. Снегирёву)

Грамматическое задание

Вариант    1

  1. В первом абзаце определи падеж прилагательных мужского рода.  Выдели окончания.
  2. Выпиши  из диктанта три  слова с проверяемой безударной   гласной   в  корне.   Напиши   проверочные слова.
  3. Выпиши  из диктанта  предложение с однородными  сказуемыми.

Вариант    2

  1. В третьем абзаце определи падеж прилагательных мужского рода. Выдели окончания.
  2. Выпиши  из диктанта три  слова с проверяемой безударной   гласной   в  корне.   Напиши   проверочные слова.
  3. Выпиши  из диктанта  предложение с однородными  второстепенными членами.

Контрольный диктант № 4 за 3 четверть.

Весенняя осень.

Я вхожу в лес. На сухом пригорке проклюнулась первая травка. Голубые перелески цветут. На ветках почки лопнули.

Вот поляна. Тут хозяйничает настоящая осень. Молодые дубки в желтой осенней листве. На земле пушистый ковер. Около старого пенька на толстой ножке гриб в красной шапке.

Здесь вечная осень?

Но вот с ближней ветки сорвался сухой лист. Он закачался в холодном воздухе и упал. Открылась на месте листа тугая коричневая почка. Под листом она укрылась от зимнего холода.

Задания:

  1. В девятом предложении найти существительные, указать их склонение и падеж. выделить окончания.
  2. Выписать из диктанта 3слова с проверяемой безударной гласной в корне. Написать проверочные слова.
  3. В последнем абзаце указать род, число, падеж имён прилагательных. Выделить окончания.

Контрольная работа №1 по теме: «Предложение».

Вариант    1

  1. Составь и запиши разные по цели высказывания предложения со словами

СОЛНЦЕ, ТРУД,  ШКОЛА.

  1. Подчеркни главные члены в данных предложениях.

За дальними кустами мелькнул рыжий лисий хвост. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. На берегу Невы проходил праздник моряков.

3.        Составь и запиши предложения из данных слов.

Каждый, утром, далеко, звук, слышен. Самого, у, листья, плавают, берега, круглые. Утята, матери, вокруг, плавали, своей.

4.        Составь текст-описание на тему «Лиса».

Вариант    2

  1. Составь и запиши разные по цели высказывания предложения со словами  КЛАСС,  РАБОТА,  ВЕТЕР.
  2. Подчеркни главные члены в данных предложениях.

Огромная щука подплыла к самому берегу.

В росистой траве загорались огоньки земляники.

Весенние воды затопили бобровую хатку.

  1. Составь и запиши предложения из данных слов.
    В, жил, мной, со, шалаше, бурундук, хитрый.

К, учительнице, доске, выйти, Мишу, попросила.

Среди, мальчик, причудливых, стоял, деревьев.

  1. Составь текст-описание на тему «Лиса».

Сочинение-описание.

Лисица.

Обыкновенная лисица, без всякого сомнения, одно из самых известных диких млекопитающих, хищных животных.

Лиса обитает в лесах, степях. Она ведёт ночной образ жизни, выходит на охоту с заходом солнца. Однако нередко ее можно видеть мышкующей и днем. Охотится она преимущественно на полях, отчасти на болотах и берегах водоемов. Основным кормом ей служат мышевидные грызуны. левки. Более крупные млекопитающие, в частности зайцы, играют несравненно меньшую роль, хотя в некоторых случаях лисицы ловят их, особенно зайчат, достаточно часто, а в период заячьего мора поедают их трупы. Иногда лисицы нападают на маленьких детенышей косуль. Птицы в питании лисицы не столь важны, как грызуны, хотя хищник никогда не упустит случая поймать любую из них, оказавшуюся на земле (начиная от самых мелких и до наиболее крупных — гусей, глухарей и др.), а также уничтожить кладку и птенцов. Даже домашних птиц лисица похищает не так часто.

Туловище лисицы стройное, длинное. Пышный хвост составляет около 40% общей длины животного от носа до конца хвоста. Шея нетолстая, голова удлиненная, клинообразная. Уши довольно крупные, стоячие, остроконечные, снаружи черные. Зрачки овальной формы. Клыки у зверя тонкие, очень длинные (верхние клыки свешиваются за край нижней челюсти). Хищные зубы довольно мощные: верхний предкоренной с двумя режущими конусами, нижний коренной - с тремя. В окраске меха лисиц преобладают рыжеватые и охристые или желтые и серые тона. Спина и бока бывают огненно-рыжего, рыжего, желтого или серого цвета, обычно более темного на плечах и хребте. Живот (черево) белый, серый пли буроватый, часто с темно-бурым пятном на середине. Грудь (душка) белая, грязно-белая или сероватая. Голова и ноги рыжие, желтые или серые. На нижних частях ног черные пятна. Тыльная часть ушей обычно темно-бурая или черная. Конец хвоста чаще всего белый.

Лису считают олицетворением лукавства, хитрости, коварства и даже некоторого удальства. Про лисицу ходит столько сказок и басен, что народная молва считает ее олицетворением хитрости и находчивости.  

Контрольная работа №2 по теме «Имя существительное»

Вариант 1

  1. Запиши существительные в три столбика.

1-е склонение             2-е склонение                 3-е склонение

Печь, деревня, небо, конь, помидор, радость, крыши, дядя, старость, лагерь, рыба, сноп, капля, облако, рожь, честь, дороги, полночь.

  1. Просклоняй существительные БЕСЕДКА, ОКНО, ОТЕЦ, ОСЕНЬ.

  1. Запиши существительные в два столбика.

Мягкий знак пишется.                     Мягкий знак не пишется.

Реч..,  врач..,  вещ.., луч..,  сторож..,  ноч..,  мыш.., лож.., багаж.., чертёж.., глуш.., товарищ.. .

  1. Раскрой скобки. Запиши имена существительные
    в нужном падеже.

Жил в этой (местность),  пушистая ветка (сирень), лежал на (ладонь).

  1. Вставь пропущенные окончания, определи падеж
    имён существительных.

Из шерст.., на крыш.., от площад.., к Елен.. Ива-новн.., по пустын.., на улиц.., около избушк.. .

  1. Подбери к данным существительным однокоренные существительные 3-го склонения без суффикса,запиши их.

Тетрадка, кроватка, дочка, мышка.

  1. Выпиши  только  имена  существительные  2-го склонения.

Овёс, сторож, фабрика, тетрадь, стая, село, кость, щель, малыш, стекло, вагон, грач, лев, львица, море, комар, стрела, сноп.

Вариант   2

  1. Запиши существительные в три столбика.

1-е склонение          2-е склонение              3-е склонение

Дочка, земля, облако, коридор, грусть, крыши, дядя, молодость, дождь, сосна, дом, ведро, ложь, доблесть, тропинка, ночь, зверь, жизнь.

  1. Просклоняй существительные ЗЕРНО, КНИЖКА, СКВОРЕЦ, ЕЛЬ.

  1. Запиши существительные в два столбика.

Мягкий знак пишется                        Мягкий знак не пишется

Ноч.., грач.., помощ.., гараж.., тиш.., реч.., доч.., морж.., муж.., суш.., циркач.., ералаш.. .

  1.  Раскрой скобки. Запиши имена существительные в нужном падеже.

Жил в этой (деревня), спал в (колыбель), лежал на (скатерть).

  1. Вставь пропущенные окончания, определи падеж имён существительных.

Из сет.., на земл.., от тетрад.., к Галин.. Петровн.., по арен.., на куртк.., коло бабушк.. .

  1. Подбери к данным существительным однокоренные существительные 3-го склонения без суффикса, запиши  их.

Кисточка, ёлка, лошадка, ночка.

  1. Выпиши   только   имена   существительные   3-го склонения.

Мама, дочь, кровать, ветка, тополь, ель, цепочка, нефть, гараж, конь, кисть, стебель, лодка, пятак, ткани, соль, птичка, огонь.

Контрольная работа №3 по теме «Падежные окончания имён прилагательных»

Вариант    1

  1. Запиши (по своему выбору) по три прилагательных мужского, женского и среднего рода.
  2. Напиши   прилагательные,   противоположные по значению приведенным.

Широкий, ясный, громкий.

  1. Напиши  прилагательные,  близкие  по значению приведённым.

Известный, застенчивый, красный.

  1. Просклоняй словосочетание СВЕЖИЙ ВОЗДУХ.
  2. Поставь прилагательное в том же роде и числе, что  и   имя  существительное.  Запиши   получившиеся словосочетания.

(Интересный) книга, (маленький) мышь,  (прозрачная) стекло, (стройный) берёзы.

  1. От данных  прилагательных образуй  и  запиши прилагательные  в  единственном  числе  в  указанном в скобках падеже.

Белый (Т. п.), мелкое (П. п.), сухая (Д. п.).

  1. Стрелкой   укажи   в   предложениях  связь   при лагательного с существительным.  Определи   их  род и падеж.

На острове Шри-Ланка растёт интересное дерево.

Мы замерли в лесном полумраке.

Под старой липой было прохладно и спокойно.

  1. Составь и запиши предложения, в которых словосочетание ВЫСОКАЯ СОСНА будет стоять в родительном, предложном и дательном падеже.

Вариант    2

  1. Напиши (по своему выбору) по три прилагательных мужского, женского и среднего рода.
  2. Напиши    прилагательные,   противоположные по значению приведённым.

Щедрый, бедный, долгий.

  1. Напиши   прилагательные,  близкие  по значению приведённым.

Опрятный, добросовестный, иностранный.

  1. Просклоняй словосочетание ЗВЁЗДНОЕ НЕБО.
  2. Поставь прилагательное в том же роде и числе,что   и   имя   существительное.   Запиши   получившиеся словосочетания.

(Зимний) дорога, (чуткое) камыш, (дальний) страна, (белая) облако.

  1. От данных  прилагательных образуй  и  запиши прилагательные   в  единственном   числе   в  указанном в скобках падеже.

Кислая (Д. п.), пушистый (Р. п.), острое (Т. п.).

  1. Стрелками  укажи  связь  прилагательного с существительным   в  предложениях.  Определи   их  род и  падеж.

Возьми стакан гречневой крупы.

На самом  красивом  месте  в  центре села стоит школа.

В бескрайнем просторе парят белоснежные чайки.

  1. Составь и запиши предложения, в которых словосочетание  БОЛЬШАЯ  РЕКА будет стоять  в  родительном,  предложном  и дательном  падеже.

Контрольная работа №4 по теме «Глагол»

Вариант    1

  1. От данных существительных образуй  глаголы единственного числа.

Мороз, сторож, бег.

  1. Дополни предложение подходящими по смыслу гла го лам и.

Речка бежит,  ...,  ... .

  1. Запиши глаголы в три столбика.

Настоящее время           Прошедшее время            Будущее время

Наблюдали, алеет, смотрел, запоют, отрывает, заблестят, побегут, выполнила, шагает.

  1. Укажи   время,  число  и  род  (если  возможно) глаголов.

Несли, промок, посвистывает, летят, соберёшь.

  1. Разбери по составу слова ЛОВИЛА, ПОВИСЛИ, ДОБЕЖАТЬ.
  2. От существительных образуй и запиши глаголы неопределённой формы.

Смотр, корм, крик.

  1. Определи спряжение глаголов.

Закрыть, молчать, говорить, бежать, свистеть, строить, ходить.

  1. Спиши.   Вставь  пропущенные  буквы.   Выпиши глаголы  из предложений, определи их время, лицо, число и спряжение.

Вы слышали, как п..ют ёж..? Я присылаюсь от странных звуков. Люди обсчитают время готовности перед п..лётом. Я люблю ч..тать ска..ки.

Вариант    2

  1. От данных существительных образуй  глаголы в единственном числе.

Цвет, дело, сад.

  1. Дополни предложение подходящими по смыслу глаголами.

Звёздочка светит, ..., ... .

  1. Запиши глаголы в три столбика.

Настоящее время            Прошедшее время                  Будущее время

Читали, желтеет, решал, заработают, отправляет, порадуются, напишет, сделала, спит.

  1. Укажи время, число, род (если возможно) глаголов.

Замёрзла, ловил, споёте, работает, выкинешь.

  1. Разбери по составу слова  РОСЛИ, ВЫХОД, ПОБЛЕДНЕЛИ.
  2. От существительных образуй и запиши глаголы неопределённой формы.

Посадка, свет, груз.

  1. Определи спряжение глаголов.

Поливать, нести, читать, красить, болеть, учить, рыть.

  1. Спиши.   Вставь   пропущенные  буквы.   Выпиши из предложений  глаголы, определи  их время, лицо,число, спряжение.

Со..нце л..ёт на землю т..пло и дарит людям свет. 3..звенят по камушкам руч..йки. На распустившийся цв..ток сел пёстрый мотылёк. Мы научились красиво писать.

Итоговый тест за учебный год.

Повторение и систематизация знаний

Вариант 1

А1.  В  каком  варианте  в словах отсутствуют буквы, обозначающие мягкие согласные?

  • кукла, школа, душно, бумага  
  • лейка, думай, свет, трава
  • сушилка,  кирпич, дождик
  • бревно, точка, окошко, язык

А2. В какой строке все слова однокоренные?

  • годится,  погода, выгода
  • годик, год,  годовалый
  • вода, водить, повод
  • донос, переносица, носик

АЗ. Укажи ошибку в правописании слова.

  • дочь
  • печь
  • мечь
  • луч

А4. Найди ошибку в написании падежного окончания.

  • подарить бабушке
  • дышать свежим воздухом
  • на краю деревне
  • со сладким творогом

В1. В каком слове звуков столько же, сколько букв?

  • яма
  • ёлочка
  • ветка
  • пальто

В2. Укажи ошибку в определении падежа.

  • 1)  Над озером  (Д.  п.) занималась заря  (В.  п.).
  • 2) Воды  (Р.  п.) в колодце (П.  п.) было немного.
  • 3) Козёл  (И.  п.)  идёт, бородой  (Т.  п.) трясёт.
  • 4) Купец (И. п.) торговал знатными товарами (Т. п.).

ВЗ.  Когда прилагательные изменяются  по родам?

  • 1) только во множественном числе
  • 2) всегда
  • 3) только в единственном числе
  • 4) никогда

В4. В каком предложении в написании местоимения допущена ошибка?

  • 1) У её есть хороший друг.
  • 2) С ними  мы  пойдём  в поход.
  • 3) О нём  написали  в газете.
  • 4)У них начались трудности.

С1.  В  каком  варианте указаны только названия частей  речи?

  • 1) прилагательное, окончание
  • 2) существительное,  местоимение
  • 3) глагол,  подлежащее
  • 4) местоимение, сказуемое

С2. В каждой группе подобраны слова на одно правило.  В каком  варианте допущена ошибка?

  • 1) стружка,  пирожки, салазки,  перевязка
  • 2) столы,  ночевать,  полетел,  весна
  • 3) лестница, звёздный, честный, свистнул
  • 4) класс, коллектив, космос, суббота

Вариант 2

А1.  В  каком  варианте  в словах отсутствуют буквы, обозначающие мягкие согласные?        

  • 1) дерево, путник, один, время
  • 2) весна, экран, клавиши, ручка
  • 3) свет,  ранец, буква, алфавит
  • 4) дрова, экран,  кошка, журнал

А2.  В какой строке все слова однокоренные?        

  • 1) стол, стул, стебель        
  • 2) капля, капает, перекопать        
  • 3) свет, светить, светлячок
  • 4)  речка, речь,  речевой

АЗ. Найди ошибку в правописании слова.        

  • 1) сторож        
  • 2) молодёж        
  • 3) экипаж
  • 4) нож

А4. Найди ошибку в правописании падежного окончания.        

  • 1)  на маленькам острове        
  • 2) с ценным подарком        ви
  • 3) подошли  к роще
  • 4) об аккуратном  почерке

В1. В каком слове звуков столько же, сколько букв?

  • 1) тростник
  • 2) большой
  • 3) зайчик
  • 4) сколько

В2.        Укажи ошибку в определении падежа.

  • 1) Мы (И. п.) в школе (П. п.) слушали музыку (В. п.).
  • 2) Девочка (И.  п.) ждала прихода весны (Р.  п.).
  • 3) Во дворце (П.  п.) был бал  (И.  п.).
  • 4) Ручей  (В.  п.)  приносил  к дому  (Р.  п.)  кораблики  (И.  п.).

В3.        В какой строке указаны только постоянные признаки существительных?

  • 1) род, падеж  
  • 2) число, падеж
  • 3) род, склонение
  • 4)  падеж, склонение

В4.        В какой строке записаны несклоняемые существительные?

  • 1)кино,  пальто
  • 2) перо, бревно
  • 3) окно,  конь
  • 4) стадион, солнце

С1.   В  каком   варианте  приведены  только  названия частей речи?

  • 1) существительное, словосочетание
  • 2)  глагол,  прилагательное
  • 3) предлог, корень
  • 4) местоимение, сказуемое

С2. В каждой группе подобраны слова на одно правило.  В каком варианте допущена ошибка?

  • 1) ведро,  голодный,  ночка,  пятёрка
  • 2) скорлупка, узкий,  рябчик,  головка
  • 3) группа, ванна, коллеги, дрожжи
  • 4) грустный, капустный,  властный, честный
  1. Перечень учебно-методических средств обучения

Литература для учащихся:

  1.  Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2007;
  2.   Е.М. Тихомирова. Тесты по русскому языку 4 класс. В двух частях к учебнику Зелениной Л. М.,  Хохловой Т. Е. «Русский язык. 4 класс»
  3. Рабочая тетрадь. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. 4класс в двух частях.
  4. М.А. Яковлева. Тетрадь по чистописанию. Москва. БАЛАСС 2010.

Литература для учителя:

  1. Концепция программы для начальных классов «Школа России»/часть 1. 3-е издание/Москва «Просвещение» 2008.
  2. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык в начальной школе, 4 кл.: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2007;
  3. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык: Дидактический материал. 4 класс. — М.: Просвещение, 2010.
  4. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык: проверочные работы. 4 класс.
  5. Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку: 2-4 классы/ Авт.-сост. Н.Н. Максимук.-М.:ВАКО, 2010.
  6. Сборник текстов для изложений по русскому языку: 2-4 классы/ Авт.-сост. Н.Н. Максимук.-М.:ВАКО, 2009.
  7. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс.- М.:ВАКО, 2009.
  8. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 4класс/сост.В.В.Никифорова.- 3-е изд. Перераб.- М.:ВАКО, 2010.
  9. Школа России/ Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е / Русский язык. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы / Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /  Москва «Просвещение» 2009

  1. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

        

Особенности организации контроля по русскому языку

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями пейзажа, портрета и т.п.

Тестовые задания динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
  • существенные отступления от авторского текста при  написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие  главной  части  изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
  • неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Оценка письменных работ по русскому языку.

Диктант

  • «5» – за работу, в которой нет ошибок.
  • «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
  • «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
  • «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Примечание:

Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.

Грамматическое задание

  • «5» – без ошибок.
  • «4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
  • «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
  • «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание

  • «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
  • «4» –  за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1 – 2 исправления.
  • «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
  • «2» – за работу, в которой допущены  4 ошибки и более.

Словарный диктант

В словарные и терминологические диктанты включаются слова на изученные орфограммы, а также слова из словаря, написание которых нужно запомнить.

Объем  словарного диктанта во 2кл. -8-10слов; в 3кл. – 10-12слов;

в 4кл. -12-15 слов.

  • «5» – без ошибок.
  • «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
  • «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
  • «2» – 3 – 5 ошибок.

Тест

  • «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
  • «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
  • «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
  • «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.

Изложение

Поскольку навык письменной речи только складывается, данный вид работы носит скорее обучающий, чем контролирующий характер. Для Письменных изложений предлагаются тексты повествовательного характера с яркой сюжетной линией. Для текущего и итогового контроля ученикам предлагается только подробное изложение.

К оценке за изложение учитель должен подходить с иными критериями, чем к оценке за диктант. Изложение оценивается одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается. Желательно, чтобы сначала дети работали в черновике (это даёт возможность редактировать текст), затем изложение переписывается в чистовик и проверяется. В изложении оцениваются полнота и точность передачи содержания, построение текста, построение предложений.

Тесты

Тесты как вид контроля вводятся только со второго полугодия 2-го класса.
Тестовая форма сравнительно недавно используется в практике работы
начальной школы, но уже стала актуальной. Назначение тестов - не только и
даже не столько контроль и оценка знаний, умений - сколько диагностика
состояния и проблем, возникающих у учащихся на каждом этапе изучения
программного материала.        

Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.

Тестирование используется в начальной школе для педагогической диагностики и дифференцированного подхода. Тесты могут применяться и в качестве своеобразных тренажеров. С их помощью можно осуществлять тренировку, совершенствование способностей, находящихся пока на недостаточно высоком уровне.

Одной из причин неудовлетворительного выполнения тестовых заданий является отсутствие навыка работы с тестами, поэтому больше всего учащиеся испытывают трудности при выполнении заданий с кратким и развернутым ответом.

Тесты проводятся как отдельные контрольные работы или как вариант текущих. На проведение теста отводится один урок.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.


Сочинение – описание

Лисица.

План сочинения.

  1. Какое животное лисица?            __________________________________________________________

__________________________________________________________

  1. Где живёт лисица и что ест? __________________________________________________________

__________________________________________________________

  1. Опишите лисицу. __________________________________________________________

__________________________________________________________

  1. Что вы знаете о лисе из сказок?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России

Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России...

Рабочая программа по русскому языку - 1 класс ("Школа России")

РУССКИЙ ЯЗЫК ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ1 класс (50 ч)Программа: ШКОЛА РОССИИ. Канакина В.П, Горецкий В.Г., Бойкина М.В,. Дементьева М.Н.  Стефаненко Н.А.  Русский язык.// Рабочие прогр...

рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа России" на 2013-2014год

рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку по УМК "школа России" с учетом ФГОС...

Программа по русскому языку 4 класс УМК "Гармония" 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по русскому языку 4 класс из расчёта 5 часов в неделю УМК "Гармония"...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ПНШ.14.10.2014

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ПНШ...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духов...