Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_yaz_rab_pr_4.doc | 463.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программы «Русский язык для I-IV классов» Т.Г.Рамзаевой, из расчета 5 часов в неделю – 170 часов в учебный год.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования; но в программу внесены изменения: из общего числа часов (170 часов) выделены 10 резервных часов на восполнение часов, выпадающих на праздничные дни ( праздничные дни, совпадающие с выходными, переносятся на другие дни по своему усмотрению) и морозные дни - (1ч – I четверть ,3ч - II четверть , 3ч - III четверть , 3ч -IV четверть )
Количество часов в год – 170
Количество часов в неделю - 5
Количество часов в I четверти - 45.
Количество часов во II четверти - 35.
Количество часов в III четверти – 48 ч.
Количество часов в IV четверти – 40 ч
Общая характеристика учебного предмета.
Русский язык – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с литературным чтением он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса русского языка обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы таких как: литературное чтение, история, природоведение, математика и др.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной интеграции с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка.
Обучение основывается на усвоении существенных признаков (особенностей) морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий (внутрипонятийных связей), а также связей между понятиями (межпонятийных связей). Весь начальный курс русского языка в целом представлен для обучающихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей.
Программа по русскому языку разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
- В принципах обучения: индивидуальности, доступности, преемственности.
- В формах и методах обучения: дифференцированное обучение, конкурсы, викторины, игры, выставки.
- В методах мониторинга, контроля и управления: тестирование, наблюдение, анкетирование, анализе результатов деятельности ребенка.
Цели обучения
Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:
- овладение речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Основные содержательные линии
Языковой материал представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в рабочую программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение русского языка в IV классе отводится 5 часов в неделю. Общее число часов – 170.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы акцентировать внимание на роли, месте и значении речевой работы. Такие разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова» («Морфемика»), «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.
Критерии успешной деятельности.
- Наличие межпредметных связей: изобразительное искусство, природоведение, литературное чтение.
- Обеспечение многообразия методов, форм и приемов современных педагогических технологий в учебной деятельности, в которую включается ребенок.
- Создание условий для обучения (кабинет, аудио/видео аппаратура, методическое обеспечение).
- Сотрудничество, содействие, единство в подходе к организации учебного процесса педагогов и родителей.
Общая характеристика курса.
Курс данной программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов (орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения по темам формируются постепенно, последовательно и заканчиваются темой «Повторение».
Структура курса
отражена в тематическом планировании и изложена в соответствии с авторской программой Т.Г. Рамзаевой.
Тематический план
№ п/п | Раздел программы | Всего часов | Содержание | Контрольные, творческие |
1 | Повторение | 23 | Обобщение сведений о слове, предложении, тексте. Предложения по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст — повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте. Звуки и буквы. Слог. Ударение. Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова. Правописание приставок и предлогов (сопоставление). Разделительные ь и ъ (сопоставление). Части речи. Обобщение признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении. Правописание родовых окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в прошедшем времени). Ь после шипящих на конце существительных женского рода и глаголов, отвечающих на вопросы что делаешь? что сделаешь? | Проверочные работы – 1 Словарные диктанты – 2 Контрольная работа – 2 Развитие речи - 1 |
2 | Однородные члены предложения | 10 | Главные и второстепенные члены предложения (общее понятие). Предложение с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях. | Тесты – 1 Словарные диктанты - 1 Контрольная работа – 1 |
3 | Текст | 3 | Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: тема и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части текста; план текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Изобразительно-выразительные средства текста. | Развитие речи - 1 |
4 | Имя существительное | 47 | Склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные. Три типа склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах: пришел из школы, из магазина, уехал на Камчатку, в Крым, возвратился с Камчатки, из Крыма и т. п. Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок | Проверочные работы – 2 Тесты – 2 Словарные диктанты – 3 Контрольные словарные диктанты - 1 Контрольная работа – 3 Развитие речи – 2 |
5 | Имя прилагательное | 33 | Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении. Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы. | Проверочные работы – 1 Тесты – 2 Словарные диктанты – 3 Контрольные словарные диктанты – 1 Контрольный диктант – 1 Контрольное изложение- 1 Развитие речи - 3 |
6 | Местоимение | 7 | Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений). Раздельное написание предлогов с местоимениями. | Тесты – 1 Словарные диктанты – 1 Развитие речи - 1 |
7 | Глагол | 37 | Особенности глаголов как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний. Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Правописание безударных личных окончании глаголов. Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончании глаголов-исключений. Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать — слышал, увидеть — увидел. Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться). | Проверочные работы – 2 Тесты – 2 Словарные диктанты – 4 Контрольный диктант – 3 Контрольное списывание – 1 Развитие речи - 4 |
8 | Повторение в конце учебного года | 10 | Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово — единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени. | Проверочные работы – 1 Словарные диктанты – 1 Контрольный диктант - 1 |
Содержание образования
№ п/п | Раздел программы | Всего часов | Содержание | Контрольные, творческие | Требования к уровню подготовки учащихся |
1 | Повторение | 23 | Обобщение сведений о слове, предложении, тексте. Предложения по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст — повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте. Звуки и буквы. Слог. Ударение. Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова. Правописание приставок и предлогов (сопоставление). Разделительные ь и ъ (сопоставление). Части речи. Обобщение признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении. Правописание родовых окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в прошедшем времени). Ь после шипящих на конце существительных женского рода и глаголов, отвечающих на вопросы что делаешь? что сделаешь? | Проверочные работы – 1 Словарные диктанты – 2 Контрольная работа – 2 Развитие речи - 1 | Обучающиеся должны знать: части слова: корень, окончание, приставку, суффикс; части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог; члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные; слова с непроверяемыми написаниями. Обучающиеся должны уметь: грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс; подбирать однокоренные слова разных частей речи; распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов); изменять имена существительные по числам; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями; изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного; изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам; распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы; устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания; распознавать главное и зависимое слово в словосочетании; производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам; интонационно правильно произносить предложения; писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану; определять тему и основную мысль текста; делить текст на части, соблюдать красную строку; устанавливать связь между частями текста; устанавливать связь между предложениями в каждой части текста; озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль; распознавать текст — повествование, описание, рассуждение; писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям; составлять устный ответ-рассуждение. |
2 | Однородные члены предложения | 10 | Главные и второстепенные члены предложения (общее понятие). Предложение с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях. | Тесты – 1 Словарные диктанты - 1 Контрольная работа – 1 | Обучающиеся должны знать: признаки однородных членов предложения; Обучающиеся должны уметь: производить синтаксический разбор предложения с однородными членами; пользоваться в речи предложениями с однородными членами; безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст со необходимыми знаками препинания между однородными членами. |
3 | Текст | 3 | Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: тема и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части текста; план текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Изобразительно-выразительные средства текста. | Развитие речи - 1 | Обучающиеся должны уметь: определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована; озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста; составлять план текста; распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение — и использовать их в речи. |
4 | Имя существительное | 47 | Склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные. Три типа склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах: пришел из школы, из магазина, уехал на Камчатку, в Крым, возвратился с Камчатки, из Крыма и т. п. Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок | Проверочные работы – 2 Тесты – 2 Словарные диктанты – 3 Контрольные словарные диктанты - 1 Контрольная работа – 3 Развитие речи – 2 | Обучающиеся должны знать: определение имени существительного и его признаки (род, склонение, число, падеж); Обучающиеся должны уметь: склонять имена существительные в единственном и во множественном числе; определять падеж имени существительного; безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой безударные падежные окончания имен существительных; правильно потреблять в речи предлоги с именами существительными в разных падежах; производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имени существительного, его роль в предложении. |
5 | Имя прилагательное | 33 | Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении. Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы. | Проверочные работы – 1 Тесты – 2 Словарные диктанты – 3 Контрольные словарные диктанты – 1 Контрольный диктант – 1 Контрольное изложение- 1 Развитие речи - 3 | Обучающиеся должны знать: определение имени прилагательного и его грамматические признаки (род, число, падеж); Обучающиеся должны уметь: склонять имя прилагательное в единственном и множественном числе; безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммой падежные окончания имен прилагательных, безударные личные окончания; производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, падеж, число имени прилагательного, его роль в предложении. |
6 | Местоимение | 7 | Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений). Раздельное написание предлогов с местоимениями. | Тесты – 1 Словарные диктанты – 1 Развитие речи - 1 | Обучающиеся должны знать: определение местоимения и его признаки; Обучающиеся должны уметь: находить местоимения в предложениях; склонять местоимения в единственном и во множественном числе; определять падеж местоимения; безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой раздельное написание предлогов с местоимениями; правильно потреблять в речи местоимения в разных падежах; использовать личные местоимения как средства связи предложений в тексте. |
7 | Глагол | 37 | Особенности глаголов как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний. Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Правописание безударных личных окончании глаголов. Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончании глаголов-исключений. Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать — слышал, увидеть — увидел. Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться). | Проверочные работы – 2 Тесты – 2 Словарные диктанты – 4 Контрольный диктант – 3 Контрольное списывание – 1 Развитие речи - 4 | Обучающиеся должны знать: определение глагола и его грамматические признаки (спряжение, время, лицо, число); глаголы-исключения Обучающиеся должны уметь: отличать неопределенную форму глагола от временных форм; спрягать глаголы; безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммами родовые окончания глагола, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа; производить разбор слова как части речи: начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глагола, его роль в предложении. |
8 | Повторение в конце учебного года | 10 | Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово — единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени. | Проверочные работы – 1 Словарные диктанты – 1 Контрольный диктант - 1 |
Методическое обеспечение, материально-техническая база.
Учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык 4 класс», часть I, II. Издательство «Просвещение» 2010 г.;
Материалы газет и журналов «Начальная школа» 2004-2011 г.г.;
Методические разработки: Я.Ш.Гараева «Поурочные разработки по русскому языку, 4 класс», Москва «Вако», 2008 г.
Энциклопедии, различные словари из школьной библиотеки.
Иллюстрации и репродукции картин к написанию сочинений и изложений.
Мультимедиа оборудование.
Литература.
- «Концепция и программы для начальных классов «Школа России» ( в 2-х частях), «Просвещение» 2010 год
- Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования.
- Материалы журналов «Воспитание школьника», «Начальная школа» и др.
- Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. Киев, 1989.
- Волина В., Русский язык. Учимся играя,- М, Просвещение, 2002 г.
- Матвеева А.Н., Контрольные работы в начальной школе. Русский язык, -М, Просвещение, 2004
- Тикунова Л.И., Сборник диктантов и творческих работ,- М, Просвещение, 2002г.
- Неусыпова М.И., Толковый словарик русского языка,- М, Дрофа, 2005г.
- Волошина О.И., Тесты, русский язык,- М, Дрофа, 2004 г
Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- значимые части слова;
- признаки изученных частей речи;
- типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
уметь
- анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;
- различать произношение и написание слов;
- находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
- без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;
- создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
- соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант - текст 75-80 слов);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
- работы со словарем (алфавит);
- соблюдения орфоэпических норм;
- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо
Критерии оценки учащихся 1- 4 класса по русскому языку
Проверка и оценка письменных работ по русскому языку
и развитию речи
В 1-м классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков. . В период обучения грамоте она проводится посредством небольших работ, включающих в себя письмо под диктовку изученных прописных и строчных букв, отдельных слогов, слов простой структуры, списывание слов и небольших по объему предложений с рукописного и печатного шрифтов.
В конце учебного года проводятся контрольные работы типа списывания с печатного шрифта и письмо под диктовку небольших по объему текстов.
В качестве контрольных работ (текущих и итоговых) во 2-4-х классах проводятся обычно диктанты (списывание) с грамматическим заданием (полным или частичным разбором слов и предложений), за которые ставятся две оценки, отдельно за каждый вид работы.
Во 2-4-х классах объём диктанта и текста для списывания должен быть таким (см. табл. № 1)
Классы | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
2-й | 20-25 слов | 25-30 слов | 30-35 слов | 35-40 слов |
3-й | 40-45 слов | 45-50 слов | 50-55 слов | 55-65 слов |
4-й | 60-65 слов | 65-70 слов | 70-75 слов | 75-80 слов |
На проведение контрольных работ, включающих в себя грамматические задания, отводится 35-40 минут во 2-4х классах.
При оценке диктанта во 2-4-х классах следует руководствоваться следующими критериями.
Оценка «5»
ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений орфограмм. Работа написана аккуратно, четко. Письмо в целом соответствует требованиям каллиграфии. Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно исправление (вставка пропущенной буквы, исправление неточно написанной буквы и т. п.).
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических (фонетико-графических) ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографической и 2 пунктуационных ошибок. Работа выполнена аккуратно, но имеются незначительные отклонения от норм каллиграфии. Допускается по одному исправлению любого характера.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено от 3 до 5 орфографических (фонетико-графических) ошибок в следующих возможных вариантах: а) 3 орфографических и 2-3 пунктуационные, б) ) 4 орфографических и 2 пунктуационные, в) ) 5 орфографических и 1 пунктуационная ошибка. Работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии. Допускается дополнительно по одному исправлению любого характера.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено 5-7 орфографических (фонетико-графических) ошибок. Работа выполнена небрежно, имеется много серьёзных отклонений от норм каллиграфии
Оценка «1» ставится за диктант, в котором допущено 8 орфографических (фонетико-графических) ошибок.
Общие итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам. Количество итоговых работ не должно превышать следующие нормы (см. табл. 2).
Виды контрольных работ | Классы | |||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||||
-1 полу годие | 2 полу- годие. | -1 полу годие | 2 полу- годие. | -1 полу годие | 2 полу- годие. | -1 полу годие | 2 полу- годие. | |
Диктанты с грамматическим заданием | - | 1 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 6 |
Списывание текста | - | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
Изложение | - | - | - | 1 | - | 1 | 1 | 1 |
Примечание. Сочинения в начальной школе проводятся только в виде обучающих работ.
Текущие и итоговые проверочные работы типа списывания (списывание текста из учебника, с доски и т. д.) оцениваются по следующим критериям (см. табл. 2).
Оценки | Допустимое количество ошибок | ||
Во 2-м классе | Во 3-м классе | Во 4-м классе | |
«5» | Нет ошибок. Допускается один недочет графического характера. | Нет ошибок. | Нет ошибок. |
«4» | 1-2 ошибки и 1 исправление | 1 ошибка и 1 исправление. | 1 ошибка и 1 исправление. |
«3» | 3 ошибки и 1 исправление. | 2 ошибки и 1 исправление | 2 ошибки и 1 исправление |
«2» | 4 ошибки и 1-2 исправления. | 3 ошибки и 1-2 исправления | 3 ошибки и 1-2 исправления |
При оценке работ типа списывания текста учитывается так же, как в диктантах соответствие письма каллиграфическим требованиям по критериям, указанным в разделе оценки диктантов.
Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ. Их содержание составляют слова, написание которых не регулируется правилами (списки таких слов даны в программе каждого класса). Объем словарных диктантов для 2-го класса – от 8 до 10 слов, для 3-го класса – от 10 до 12 слов, для 4 – го класса – от 12 до 15 слов.
Оценки за словарные диктанты во 2-4-х классах выставляются в соответствии со следующими нормами.
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Оценка «4» ставится, если в работе допущены 1 ошибка, 1 исправление.
Оценка «3» ставится, если в работе допущены 2 ошибки, 1 исправление.
Оценка «2» ставится, если в работе допущено от 3 до 5 ошибок.
Оценка «1» ставится, если допущено 6 и более ошибок.
Проверка и оценка устных ответов.
Устный опрос является важным способом учета знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний; 3) последовательность изложения и культура речи.
Полный ответ ученика, особенно 3-4-х классов, должен представлять собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им изученного материала: умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные категории (члены предложения, части речи, склонение, падеж, род, число и др.), слова на определенные правила; умении объяснять их написание, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений и, прежде всего, при проведении разного рода разборов слов (звукобуквенного, по составу, морфологического) и предложений.
Оценка «5» ставится, если ученик дает полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без недочетов или допускает не более одной неточности в речи.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ , близкий к требованиям, установленным для оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов в предложении, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и предложений.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающие их смысл, в анализе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание изученного материала.
Знания учащихся по вопросам программы, которые рассматриваются только в ознакомительном плане, не оцениваются.
Критерии оценок по русскому языку.
Критерии оценивания при 5-бальной системе оценки знаний, умений, навыков учащихся начальной школы.
Учёт ошибок и оценка письменных работ по русскому языку.
При оценивании письменных работ учитель должен помнить, что:
- Ошибка, допущенная неоднократно при написании одного и того же слова, считается за одну ошибку;
- Ошибки на одно и то же правило, допущенные при написании различных слов, считаются как разные ошибки;
- Ошибкой считаются:
- Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
- Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием).
- Специфика каждого вида письменной работы требует особой методики её проведения, учёта ошибок и оценки.
За ошибку не считаются:
- Ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
- Единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
- Единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку считаются:
- Два исправления;
- Две пунктуационные ошибки;
- Повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- Повторение одной и той же буквы в слове;
- Недописанное слово;
- Перенос слова, одна часть которого на одной строке, а вторая опущена;
- Дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Диктанты.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок, работа написана небрежно.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Грамматические задания.
В грамматическом задании учитель оценивает:
- Усвоение правил и определений;
- Умение самостоятельно применять их в практике письма и при языковом анализе;
- Умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Оценка «4» ставится. Если ученик правильно выполнил не менее ¾ заданий.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее ½ заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения.
В изложении оцениваются:
- Содержание (полнота его изложения, передача без искажений и пропусков важных событий в содержании авторского текста);
- Построение текста( ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
- Построение предложений, соблюдение порядка слов, лексика текста;
- Орфографическая и пунктуационная грамотность.
Оценка «5» ставится :
- По содержанию и речевому оформлению:
- Правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности)
- Грамотность:
- Нет орфографических и пунктуационных ошибок;
- Допускается 1-2 исправления.
Оценка «4» ставится:
- По содержанию и речевому оформлению:
- Правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительное нарушение последовательности изложения мыслей;
- Имеются отдельные фактические и речевые неточности;
- Допускается не более 3 речевых недочётов в содержании и построении текста;
2.Грамотность:
- 2 орфографические и 1 пунктуационная ошибка.
Оценка «3» ставится:
1.По содержанию и речевому оформлению:
- Допущены отклонения от авторского текста;
- Отклонения от темы;
- Допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;
- Беден словарь;
- Имеются речевые неточности;
- Допускается не более 5 речевых недочётов в содержании и построении текста.
2.Грамотность:
- 3-5 орфографических ошибок и 1-2 пунктуационных ошибок.
Оценка «2» ставится:
1.По содержанию и речевому оформлению:
- Работа не соответствует теме;
- Имеются значительные отступления от авторской темы;
- Много фактических неточностей;
- Нарушена последовательность изложения мыслей;
- Во всех частях работы отсутствует связь между ними;
- Словарь беден;
- Более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста
2.Грамотность:
- Более 5орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.
Контрольное списывание.
К оценке контрольного списывания учитель подходит более строго, чем к оценке диктанта. Оценивая контрольное списывание, учитель руководствуется следующими нормами оценок:
Оценка «5» ставится :
- Нет ошибок и исправлений;
- Работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Оценка «4» ставится:
- За 1 ошибку и 1 исправление.
Оценка «3» ставится:
- За 2 ошибки и 1 исправление.
Оценка «2» ставится:
- За 3 ошибки и 1-2 исправления.
Тестирование.
Тестирование оценивается либо по критериям и нормам оценивания грамматического задания, либо по уровням:
- Высокий- выполнены все предложенные задания;
- Средний- выполнены все задания с незначительными погрешностями;
- Низкий- выполнены отдельные задания.
Литература, необходимая для освоения курса.
Литература для учителя.
- Волошина О. И. Тесты. Русский язык – М., 2001г
- Рамзаева Т. Г. Русский язык. – М., 2010 г.
- Узорова О.В. , Нефедова Е. А. Справочное пособие по русскому языку .4 класс- М., 2004.г
Литература для учеников.
- Волошина О. И. Тесты. Русский язык – М., 2001г
- Рамзаева Т. Г. Русский язык. – М., 2010 г.
- Узорова О.В. , Нефедова Е. А. Справочное пособие по русскому языку .4 класс- М., 2004.г
Электронные образовательные ресурсы.
Презентации с сайтов:
http://www.pedsovet.su/load/143-1-0-3888
http://www.nachalka.info/about/193/
http://roditel.edu54.ru/node/16047
Приложение.
Поурочно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Всего часов | Тип урока | Вид контроля | Средства наглядности | Дом. зад. | Дата проведения | |
План | Факт | |||||||
Повторение – 23 часа | ||||||||
1 | Слово и его значение. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.3 упр.2 впереди | |||
2 | Слово, предложение, текст | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.5 упр.5 правило | |||
3 | Знаки препинания в предложении | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.6 упр.7 правило | |||
4 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.7-7 упр.10 | ||
5 | Установление связи слов в предложении | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.9 упр.12 правило | |||
6 | Текст. Особенности текста-повествования и текста-описания. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.10 у.14 правило | |||
7 | Входной диктант. | 1 № 1 | Урок контроля знаний | |||||
8 | Звуки и буквы. Слог, ударение в словах. Работа над ошибками. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.13 у.22 правило | |||
9 | Состав слова. Разбор слова по составу. Проверочная работа. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий. | С.17 у.30 правило | |||
10 | Обобщение знаний о корне слова, приставках, суффиксах и окончаниях. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.18 у.33 правило | ||
11 | Правописание гласных и согласных в корне слова. Словарный диктант. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.20 у.38 правило | |||
12 | Правописание гласных и согласных в корне слова | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.22 упр.43 | ||
13 | Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. | С.24 упр.50 | |||
14 | Изложение | 1 | Урок комплексного применения знаний | Фронтальный | Таблица | С.24-25 у.52 | ||
15 | Приставки и предлоги. Анализ ошибок, допущенных в изложении | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.27 у.56 правило | ||
16 | Разделительные ъ и ь | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.31 у.61 правило | ||
17 | Имя существительное. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.35 у. 67 правило | ||
18 | Имя прилагательное | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.38 у.76 правило | ||
19 | Глагол. Словарный диктант. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.41 у.80 правило | ||
20 | Изложение | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | ||||
21 | Анализ ошибок, допущенных в изложении | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.40 у.79 | |||
22 | Контрольный диктант по теме «Повторение за 3 класс» | 1 | Урок контроля знаний № 2 | Контрольный диктант | ||||
23 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | ||||
Однородные члены – 10 часов | ||||||||
24 | Однородные члены предложения | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.44 у.86 правило | ||
25 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.48 у.89 правило | ||
26 | Однородные члены предложения с союзами | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.49 у.91 правило | ||
27 | Однородные члены предложения с союзами. Словарный диктант. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.50 у.94 | |||
28 | Однородные члены предложения с союзами и без союзов | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.51 у.96 | |||
29 | Однородные члены предложения с союзами и без союзов | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.52 у.98 | |||
30 | Однородные члены предложения с союзами и без союзов | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.53 у.99 | |||
31 | Однородные члены предложения с союзами и без союзов. Тест . | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.100 у.101 | |||
32 | Диктант по теме «Однородные члены предложения» | 1 | Урок контроля знаний № 3 | Тематический | ||||
33 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий. Фронтальный | ||||
Текст – 3 часа | ||||||||
34 | Текст. Выделение в тексте темы, основной мысли. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.56 у.104 | |||
35 | Составление плана текста. Изложение. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.57 у.106 | |||
36 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.60 у.108 | |||
Имя существительное – 47 часов | ||||||||
37 | Склонение имен существительных. Словарный диктант. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.63 у.113 правило | ||
38 | Несклоняемые имена существительные | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.66 у.116 правило | ||
39 | Именительный падеж имен существительных | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.66 у.119 Правило | ||
40 | Родительный падеж имен существительных | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.69 у.124 правило | ||
41 | Дательный падеж имен существительных | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.70 у.128 правило | ||
42 | Винительный падеж имен существительных | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.73 у.134 правило | ||
43 | Творительный падеж имен существительных | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.75 у.138 правило | ||
44 | Предложный падеж имен существительных | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.78 у.148 правило | ||
45 | Именительный и винительный падежи имен существительных | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.81 у.154 правило | ||
46 | Винительный и предложный падежи имен существительных. Словарный диктант (контрольный) | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.85 у.161 | ||
47 | Диктант по теме «Склонение имен существительных» | 1 | Урок контроля знаний № 4 | Тематический | ||||
48 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Тест | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий. Фронтальный | ||||
49 | Изложение | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.86 у.164 | |||
50 | Три склонения имен существительных. Работа над ошибками в изложении. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.88 у.166 правило | ||
51 | Склонение имен существительных. Проверочная работа. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.90 у.173 правило | ||
52 | Склонение имен существительных в косвенных падежах | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.93 у.178 | ||
53 | Правописание падежных окончаний имен существительных | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.95 у.181 Правило | |||
54 | Правописание падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.97 у.185 | ||
55 | Правописание окончаний существительных в родительном падеже. Словарный диктант. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.98 у.187 Правило | |||
56 | Изложение | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | ||||
57 | Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже. Работа над ошибками в изложении. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.102 у.195 Правило | ||
58 | Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.104 у.199 Правило | |||
59 | Правописание окончаний существительных 1 и 3 склонения в родительном и дательном падежах. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.105 у.202 Правило | ||
60 | Родительный и винительный падежи существительных 1 и 2 склонения. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.107 у.205 Правило | ||
61 | Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже. Тест. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.109 у.210 правило | |||
62 | Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.111 у.215 Правило | ||
63 | Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.113 у.220 правило | |||
64 | Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном предложном падежах. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.115 у.227 Правило | ||
65 | Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном предложном падежах. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.119 у.233 | |||
66 | Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном предложном падежах. Проверочная работа. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.121 у.237 | |||
67 | Диктант по теме «Имя существительное» | 1 | Урок контроля знаний № 5 | Тематический | ||||
68 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Словарный диктант. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.121 у.238 | |||
69 | Множественное число. Именительный падеж множественного числа. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.122 у.247 Правило | ||
70 | Именительный и винительный падежи множественного числа. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.126 у.250 Правило | ||
71 | Родительный падеж имен существительных множественного числа. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.129 у.255 Правило | ||
72 | Родительный падеж имен существительных множественного числа. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.131 у.258 | |||
73 | Родительный падеж имен существительных множественного числа. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С. 131 у.259 | ||
74 | Родительный падеж имен существительных множественного числа. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.132 у.260 | |||
75 | Дательный, творительный, предложный падежи. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | Таблица | С.132 у.261 | ||
76 | Дательный, творительный, предложный падежи. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.133 у.264 | |||
77 | Дательный, творительный, предложный падежи. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.133 у.264 | |||
78 | Правописание окончаний имен существительных во множественном числе. | 1 | Урок контроля знаний № 6 | Тематический | С.134 у.265 | |||
79 | Правописание окончаний имен существительных во множественном числе. Тест. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.135 у.267 | |||
80 | Правописание окончаний имен существительных во множественном числе. | |||||||
81 | Правописание окончаний имен существительных во множественном числе. | |||||||
82 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | |||||||
83 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Словарный диктант. | |||||||
Имя прилагательное – 33 часа | ||||||||
84 | Имя прилагательное. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.137 у.269 | |||
85 | Изменение прилагательных по родам | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.138 у. 271 правило | |||
86 | Склонение имен прилагательных | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.142 у.278 | |||
87 | Правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.144 у.281 | |||
88 | Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | с.5 у.286 правило | |||
89 | Изложение | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.7 у.290 | |||
90 | Анализ изложений. Работа над ошибками. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.8 у.291 | |||
91 | Развитие речи. Письмо. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С. 9 у.293 | |||
92 | Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.11 у.299 Правило | |||
93 | Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Словарный диктант. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.12 у.301 | |||
94 | Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.14 у.303 Правило | |||
95 | Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.15 у.306 Правило | |||
96 | Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. Проверочная работа | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Индивидуальный | С.17 у.310 | |||
97 | Изложение текста-описания | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | ||||
98 | Диктант по теме «Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода» | 1 | Урок контроля знаний № 7 | Тематический | ||||
99 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Тест. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Индивидуальный | ||||
100 | Склонение имен прилагательных женского рода | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.18 у.314 Правило | |||
101 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.21 у.318 | |||
102 | Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.24 у.324 | |||
103 | Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода. Словарный диктант. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Индивидуальный | С.25 у.328 | |||
104 | Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и мужского рода. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.27 у.330 Правило | |||
105 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.31 у.338 Правило | |||
106 | Сжатое изложение по готовому плану | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. | С.31 у.337 | |||
107 | Контрольное списывание по теме «Падежное окончание имен прилагательных в единственном числе» | 1 | Урок контроля знаний | Текущий. | С.32 у.340 | |||
108 | Работа над ошибками. Тест. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.32 у.341 | |||
109 | Склонение имен прилагательных во множественном числе | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.34 у.345 Правило | |||
110 | Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.38 у.348 Правило | |||
111 | Родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.40 у.354 Правило | |||
112 | Дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных. Словарный диктант (контрольный). | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.41 у.357 | |||
113 | Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном. Проверочная работа. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.43 у.361 Правило | |||
114 | Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.45 у.365 | |||
115 | Контрольное изложение. | 1 | Урок контроля знаний | С.46 у.368 | ||||
116 | Анализ изложения и работа над ошибками. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | ||||
Местоимение – 7 часов | ||||||||
117 | Понятие о местоимении | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.49 у.373 Правило | |||
118 | Местоимения 1, 2, 3 лица | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.52 у.378 Правило | |||
119 | Правописание местоимений с предлогами | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.54 у.384 Правило | |||
120 | Правописание местоимений с предлогами | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.56 у. 387 | |||
121 | Изложение | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.59 у.392 | |||
122 | Диктант по теме «Местоимение» | 1 | Урок контроля знаний № 8 | Тематический | ||||
123 | Работа над ошибками в диктанте и изложении. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.59 у.393 | |||
Глагол – 37 часов | ||||||||
124 | Глагол. Общее понятие. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.61 у.399 Правило | |||
125 | Изменение глаголов по временам. Словарный диктант. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.64 у.405 Правило | |||
126 | Изменение глаголов прошедшего времени | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.66 у.409 Правило | |||
127 | Неопределенная форма глагола | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.69 у.413 Правило | |||
128 | Неопределенная форма глагола | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.70 у.416 | |||
129 | Неопределенная форма глагола | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.71 у.418 | |||
130 | Диктант по теме «Неопределенная форма глагола» | 1 | Урок контроля знаний № 9 | Текущий. | ||||
131 | Изложение по самостоятельно составленному плану | 1 | Урок комплексного применения знаний | Индивидуальный | С.72 у.420 | |||
132 | Работа над ошибками в диктанте и изложении | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.73 у.422 | |||
133 | Изменение глаголов по лицам и числам | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.75 у.425 Правило | |||
134 | 2 лицо глаголов единственного числа | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.77 у.429 Правило | |||
135 | 2 лицо глаголов единственного числа Словарный диктант. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.78 у.434 | |||
136 | 1 и 2 спряжение глаголов | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.80 у. 438 Правило | |||
137 | 1 и 2 спряжение глаголов. Проверочная работа. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С. 82 у.443 | |||
138 | Будущее время глаголов | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.85 у.447 правило | |||
139 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.89 у.455 Правило | |||
140 | Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.90 у.457 | |||
141 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.92 у.462 | |||
142 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Тест | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.94 у.467 | |||
143 | Диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» | 1 | Урок контроля знаний № 10 | Индивидуальный | ||||
144 | Работа над ошибками. Словарный диктант. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.95 у. 470 | |||
145 | Сочинение по картине | 1 | Урок комплексного применения знаний | Индивидуальный | С.с.96 у.472 | |||
146 | Работа над ошибками в сочинении | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.97 у. 475 | |||
147 | Глаголы-исключения | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С. 99 у.480 Правило | |||
148 | Глаголы-исключения. Проверочная работа. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. | С.100 у.481 | |||
149 | Краткое изложение | 1 | Урок комплексного применения знаний | Индивидуальный | С.101 у.484 | |||
150 | Работа над ошибками в изложении. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.102 у. 486 | |||
151 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С. 107 у.495 | |||
152 | Прошедшее время глаголов | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий. Фронтальный | С.108 у. 497 | |||
153 | Изменение глаголов по временам | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.109 у.500 | |||
154 | Обобщение знаний о глаголе. Тест. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.113 у.508 | |||
155 | Сочинение | 1 | Урок комплексного применения знаний | Индивидуальный | С.114 у.509 | |||
156 | Работа над ошибками Словарный диктант. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.115 у. 510 | |||
157 | Изложение | 1 | Урок комплексного применения знаний | Индивидуальный | ||||
158 | Работа над ошибками | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.117 у.515 | |||
159 | Диктант по теме «Глагол» | 1 | Урок контроля знаний № 11 | Тематический | ||||
160 | Работа над ошибками. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Текущий. Фронтальный | С.118 у.518 | |||
Повторение – 10 часов | ||||||||
161 | Обобщение знаний о предложении | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий. Фронтальный | С.120 у.522 | |||
162 | Состав слова | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий. Фронтальный | С.122 у.526 | |||
163 | Части речи | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий. Фронтальный | ||||
164 | Сочинение | 1 | Индивидуальный | |||||
165 | Работа над ошибками | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий. Фронтальный | ||||
166 | Итоговый контрольный диктант | 1 | Урок контроля знаний № 12 | |||||
167 | Работа над ошибками | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий. Фронтальный | ||||
168 | Изложение | 1 | Индивидуальный | |||||
169 | Работа над ошибками | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий. Фронтальный | ||||
170 | Повторение пройденного | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий. Фронтальный |
Контрольно – измерительные материалы.
- Контрольные диктанты.
- Тесты.
- Разработки нетрадиционных уроков.
- Проектные работы.
- Карточки для индивидуальной и групповой работы.
1. Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие,парные/непарные звонкие и глухие;
• знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться
проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму ,оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в
учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)
Выпускник научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
• определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
• определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
• определять грамматические признаки глаголов — число,время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
• находить в тексте такие части речи, как личные
местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
• классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
• различать простые и сложные предложения.
.2. Содержательная линия
«Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
• применять правила правописания (в объёме содержания курса);
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
• безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
• писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определённой орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
.3. Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms"сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....