Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Хлынцева Елизавета Васильевна

Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_yaz_rab_pr_4.doc463.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программы «Русский язык для I-IV классов» Т.Г.Рамзаевой, из расчета 5 часов в неделю – 170 часов в учебный год.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования; но в программу внесены изменения: из общего числа часов (170 часов) выделены 10 резервных часов  на восполнение часов, выпадающих на праздничные дни ( праздничные дни, совпадающие с выходными, переносятся на другие дни по своему усмотрению) и морозные дни - (1ч – I четверть ,3ч - II четверть , 3ч - III четверть , 3ч -IV четверть )

Количество часов в год – 170

Количество часов в неделю - 5

Количество часов в I четверти - 45.

Количество часов во II четверти - 35.

Количество часов в III четверти – 48 ч.

Количество часов в IV четверти – 40 ч

Общая характеристика учебного предмета.

Русский язык – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с литературным чтением он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса русского языка обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы таких как: литературное чтение, история, природоведение, математика и др.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной интеграции с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка.

Обучение основывается на усвоении существенных признаков (особенностей) морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий (внутрипонятийных связей), а также связей между понятиями (межпонятийных связей). Весь начальный курс русского языка в целом представлен для обучающихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей.

Программа по русскому языку разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:

  • В принципах обучения: индивидуальности, доступности, преемственности.
  • В формах и методах обучения: дифференцированное обучение, конкурсы, викторины, игры, выставки.
  • В методах мониторинга, контроля и управления: тестирование, наблюдение, анкетирование, анализе результатов деятельности ребенка.

Цели обучения

Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:

- овладение речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;

- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;

- обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

Основные содержательные линии

Языковой материал представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в рабочую программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.

Место предмета в базисном учебном плане

На изучение русского языка в IV классе отводится 5 часов в неделю. Общее число часов – 170.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы акцентировать внимание на роли, месте и значении речевой работы. Такие разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова» («Морфемика»), «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

Критерии  успешной  деятельности.

  • Наличие межпредметных связей: изобразительное искусство, природоведение, литературное чтение.
  • Обеспечение многообразия методов, форм и приемов современных педагогических технологий в учебной деятельности, в которую включается ребенок.
  • Создание условий для обучения (кабинет, аудио/видео аппаратура, методическое обеспечение).
  • Сотрудничество, содействие, единство в подходе к организации учебного процесса педагогов и родителей.

Общая характеристика курса.

  Курс данной программы включает систему грамматических понятий, относящихся к разделу «Морфология», глубже знакомит учащихся с морфологическими признаками разных частей речи, а также с правилами, определяющими написание слов (орфограммы), учит различать части речи, группировать, классифицировать по определенным признакам, производить морфологические разборы частей речи. В программе заложен материал по разделу «Синтаксис», усложняется и синтаксический разбор простых предложений, изучается тема «Однородные члены предложения». Знания и умения по темам  формируются постепенно, последовательно и  заканчиваются темой «Повторение». 

Структура курса

отражена в тематическом планировании и изложена в соответствии с авторской программой Т.Г. Рамзаевой.

Тематический план

п/п

Раздел

программы

Всего

часов

Содержание

Контрольные,

творческие

1

Повторение

23

Обобщение сведений о слове, предложении, тексте.

Предложения по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст — повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова. Правописание приставок и предлогов (сопоставление). Разделительные ь и ъ (сопоставление).

Части речи. Обобщение признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении. Правописание родовых окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в прошедшем времени).

Ь после шипящих на конце существительных женского рода и глаголов, отвечающих на вопросы что  делаешь?   что   сделаешь?

Проверочные

 работы – 1

Словарные

 диктанты – 2

Контрольная

 работа – 2

Развитие

речи - 1

2

Однородные члены предложения

10

Главные и второстепенные члены предложения (общее понятие). Предложение с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях.

Тесты – 1

Словарные

диктанты - 1

Контрольная работа – 1

3

Текст

3

Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: тема и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части текста; план текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Изобразительно-выразительные средства текста.

Развитие речи - 1

4

Имя существительное

47

Склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

Три типа склонения имен существительных.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах: пришел из школы, из магазина, уехал на Камчатку, в Крым, возвратился с Камчатки, из Крыма и т. п. Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок

Проверочные работы – 2

Тесты – 2

Словарные диктанты – 3

Контрольные словарные диктанты - 1

Контрольная работа – 3

Развитие речи – 2

5

Имя прилагательное

33

Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении.

Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).

Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.

Проверочные работы – 1

Тесты – 2

Словарные диктанты – 3

Контрольные словарные диктанты – 1

Контрольный диктант – 1

Контрольное изложение- 1

Развитие

речи - 3

6

Местоимение

7

Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Тесты – 1

Словарные

 диктанты – 1

Развитие

 речи - 1

7

Глагол

37

Особенности глаголов как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.

Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.

Правописание безударных личных окончании глаголов.

Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончании глаголов-исключений.

Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать — слышал, увидеть — увидел.

Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме  с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться).

Проверочные работы – 2

Тесты – 2

Словарные диктанты – 4

Контрольный диктант – 3

Контрольное списывание – 1

Развитие

 речи - 4

8

Повторение в конце учебного года

10

Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово — единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени.

Проверочные работы – 1

Словарные диктанты – 1

Контрольный диктант - 1

Содержание образования

п/п

Раздел

программы

Всего

часов

Содержание

Контрольные,

творческие

Требования к уровню подготовки

учащихся

1

Повторение

23

Обобщение сведений о слове, предложении, тексте.

Предложения по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст — повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова. Правописание приставок и предлогов (сопоставление). Разделительные ь и ъ (сопоставление).

Части речи. Обобщение признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении. Правописание родовых окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в прошедшем времени).

Ь после шипящих на конце существительных женского рода и глаголов, отвечающих на вопросы что  делаешь?   что   сделаешь?

Проверочные

 работы – 1

Словарные

 диктанты – 2

Контрольная

 работа – 2

Развитие

речи - 1

Обучающиеся должны знать:

части слова: корень, окончание, приставку, суффикс; части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;

члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;

слова с непроверяемыми написаниями.

Обучающиеся должны уметь:

грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

подбирать однокоренные слова разных частей речи;

распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

изменять имена существительные по числам;

склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;

распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

интонационно правильно произносить предложения;

писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;

определять тему и основную мысль текста;

делить текст на части, соблюдать красную строку;

устанавливать связь между частями текста;

устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;

писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

составлять устный ответ-рассуждение.

2

Однородные члены предложения

10

Главные и второстепенные члены предложения (общее понятие). Предложение с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях.

Тесты – 1

Словарные

диктанты - 1

Контрольная работа – 1

Обучающиеся должны знать:

признаки однородных членов предложения;

Обучающиеся должны уметь:

производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

пользоваться в речи предложениями с однородными членами;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст со необходимыми знаками препинания между однородными членами.

3

Текст

3

Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: тема и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части текста; план текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Изобразительно-выразительные средства текста.

Развитие речи - 1

Обучающиеся должны уметь:

определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;

озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста; составлять план текста;

распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение — и использовать их в речи.

4

Имя существительное

47

Склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

Три типа склонения имен существительных.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах: пришел из школы, из магазина, уехал на Камчатку, в Крым, возвратился с Камчатки, из Крыма и т. п. Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок

Проверочные работы – 2

Тесты – 2

Словарные диктанты – 3

Контрольные словарные диктанты - 1

Контрольная работа – 3

Развитие речи – 2

Обучающиеся должны знать:

определение имени существительного и его признаки (род, склонение, число, падеж);

Обучающиеся должны уметь:

склонять имена существительные в единственном и во множественном числе;

определять падеж имени существительного;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой безударные падежные окончания имен существительных;

правильно потреблять в речи предлоги с именами существительными в разных падежах;

производить разбор слова как части речи: начальная форма,  род, склонение, падеж, число имени существительного, его роль в предложении.

5

Имя прилагательное

33

Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении.

Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).

Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.

Проверочные работы – 1

Тесты – 2

Словарные диктанты – 3

Контрольные словарные диктанты – 1

Контрольный диктант – 1

Контрольное изложение- 1

Развитие

речи - 3

Обучающиеся должны знать:

определение имени прилагательного и его грамматические признаки (род, число, падеж);

Обучающиеся должны уметь:

склонять имя прилагательное в единственном и множественном числе;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммой падежные окончания имен прилагательных, безударные личные окончания;

производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, падеж, число имени прилагательного, его роль в предложении.

6

Местоимение

7

Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Тесты – 1

Словарные

 диктанты – 1

Развитие

 речи - 1

Обучающиеся должны знать:

определение местоимения и его признаки;

Обучающиеся должны уметь:

находить местоимения в предложениях;

склонять местоимения в единственном и во множественном числе;

определять падеж местоимения;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с орфограммой раздельное написание предлогов с местоимениями;

правильно потреблять в речи местоимения в разных падежах;

использовать личные местоимения как средства связи предложений в тексте.

7

Глагол

37

Особенности глаголов как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.

Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.

Правописание безударных личных окончании глаголов.

Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончании глаголов-исключений.

Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать — слышал, увидеть — увидел.

Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме  с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться).

Проверочные работы – 2

Тесты – 2

Словарные диктанты – 4

Контрольный диктант – 3

Контрольное списывание – 1

Развитие

 речи - 4

Обучающиеся должны знать:

определение глагола и его грамматические признаки (спряжение, время, лицо, число);

глаголы-исключения

Обучающиеся должны уметь:

отличать неопределенную форму глагола от временных форм;

спрягать глаголы;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст орфограммами родовые окончания глагола, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

производить разбор слова как части речи: начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глагола, его роль в предложении.

8

Повторение в конце учебного года

10

Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово — единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени.

Проверочные работы – 1

Словарные диктанты – 1

Контрольный диктант - 1

 

Методическое обеспечение, материально-техническая база.

Учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык 4 класс», часть I, II. Издательство «Просвещение» 2010 г.;

Материалы газет и журналов «Начальная школа» 2004-2011 г.г.;

Методические разработки: Я.Ш.Гараева «Поурочные разработки по русскому языку, 4 класс», Москва «Вако», 2008 г.

Энциклопедии, различные словари из школьной библиотеки.

Иллюстрации и репродукции картин к написанию сочинений и изложений.

Мультимедиа оборудование.

Литература.

  • «Концепция и программы для начальных классов «Школа России» ( в  2-х частях), «Просвещение» 2010 год
  • Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования.
  • Материалы журналов «Воспитание школьника», «Начальная школа» и др.
  • Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. Киев, 1989.
  • Волина В., Русский язык. Учимся играя,- М, Просвещение, 2002 г.
  • Матвеева А.Н., Контрольные работы в начальной школе. Русский язык, -М, Просвещение, 2004
  • Тикунова Л.И., Сборник диктантов и творческих работ,- М, Просвещение, 2002г.
  • Неусыпова М.И., Толковый словарик русского языка,- М, Дрофа, 2005г.
  • Волошина О.И., Тесты, русский язык,- М, Дрофа, 2004 г

Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • значимые части слова;
  • признаки изученных частей речи;
  • типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

уметь

  • анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав   слова; части речи, предложение;
  • различать произношение и написание слов;
  • находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
  • без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;
  • создавать несложные монологические тексты на доступные  детям темы в форме повествования и описания;
  • соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант - текст 75-80 слов);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
  • работы со словарем (алфавит);
  • соблюдения орфоэпических норм;
  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

овладения   нормами   русского   речевого   этикета  в   ситуациях   повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо

Критерии оценки учащихся 1- 4 класса по русскому языку

Проверка и оценка письменных работ по русскому языку

 и развитию речи

В 1-м классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков. .        В период обучения грамоте она проводится посредством небольших работ, включающих в себя письмо под диктовку изученных прописных и строчных букв, отдельных слогов, слов простой структуры, списывание слов и небольших по объему предложений с рукописного и печатного шрифтов.

В конце учебного года проводятся контрольные работы типа списывания с печатного шрифта и письмо под диктовку небольших по объему текстов.                        

        В качестве контрольных работ (текущих и итоговых) во 2-4-х классах проводятся обычно диктанты (списывание) с грамматическим заданием (полным или частичным разбором слов и предложений), за которые ставятся две оценки, отдельно за каждый вид работы.

Во 2-4-х классах объём диктанта и текста для списывания должен быть  таким (см. табл. № 1)

Классы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

2-й

20-25 слов

25-30 слов

30-35 слов

35-40 слов

3-й

40-45 слов

45-50 слов

50-55 слов

55-65 слов

4-й

60-65 слов

65-70 слов

70-75 слов

75-80 слов

На проведение контрольных работ, включающих в себя грамматические задания, отводится 35-40 минут во 2-4х классах.

При оценке диктанта во 2-4-х классах следует руководствоваться следующими критериями.

Оценка «5»                                                                                                                

  ставится   за диктант, в котором нет ошибок и исправлений орфограмм. Работа написана аккуратно, четко. Письмо в целом соответствует требованиям каллиграфии. Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно исправление (вставка пропущенной буквы, исправление неточно написанной буквы  и т. п.).

Оценка «4»  ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических (фонетико-графических) ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографической и 2 пунктуационных ошибок. Работа выполнена аккуратно, но имеются незначительные отклонения от норм каллиграфии. Допускается по одному исправлению любого характера.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено от 3 до 5 орфографических (фонетико-графических) ошибок в следующих возможных вариантах: а) 3 орфографических и 2-3 пунктуационные, б)  ) 4 орфографических и 2 пунктуационные, в) ) 5 орфографических и 1  пунктуационная ошибка. Работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии. Допускается дополнительно  по одному исправлению любого характера.

Оценка «2»  ставится за диктант, в котором допущено 5-7 орфографических  (фонетико-графических) ошибок. Работа выполнена небрежно, имеется много серьёзных отклонений от норм каллиграфии

Оценка «1»  ставится за диктант, в котором допущено 8 орфографических  (фонетико-графических) ошибок.

Общие итоговые контрольные работы проводятся  после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам. Количество итоговых работ не должно превышать следующие нормы (см. табл. 2).

Виды контрольных работ

Классы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

-1 полу

годие

2 полу-

годие.

-1 полу

годие

2 полу-

годие.

-1 полу

годие

2 полу-

годие.

-1 полу

годие

2 полу-

годие.

Диктанты с грамматическим заданием

-

1

4

5

5

4

4

6

Списывание текста

-

2

2

2

1

2

1

1

Изложение

-

-

-

1

-

1

1

1

   

Примечание. Сочинения в начальной школе проводятся только в виде обучающих работ.

        Текущие и итоговые проверочные работы типа списывания (списывание текста из учебника, с доски и т. д.) оцениваются по следующим критериям  (см. табл. 2).

Оценки

Допустимое количество ошибок

Во 2-м классе

Во 3-м классе

Во 4-м классе

«5»

Нет ошибок. Допускается один недочет графического характера.

Нет ошибок.

Нет ошибок.

«4»

1-2 ошибки и 1 исправление

1 ошибка и 1 исправление.

1 ошибка и 1 исправление.

«3»

3 ошибки и 1 исправление.

2 ошибки и 1 исправление

2 ошибки и 1 исправление

«2»

4 ошибки и 1-2 исправления.

3 ошибки и 1-2 исправления

3 ошибки и 1-2 исправления

При оценке работ типа списывания текста учитывается так же, как в диктантах соответствие письма каллиграфическим требованиям по критериям, указанным в разделе оценки диктантов.

        Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ. Их содержание составляют слова, написание которых не регулируется правилами (списки таких слов даны в программе каждого класса). Объем словарных диктантов для 2-го класса – от 8 до 10 слов, для 3-го класса – от 10 до 12 слов, для 4 – го класса – от 12 до 15 слов.

        Оценки за словарные диктанты во 2-4-х  классах  выставляются в соответствии со следующими нормами.

Оценка «5»   ставится, если вся работа выполнена безошибочно.

        Оценка «4»   ставится, если в работе допущены 1 ошибка, 1 исправление.

        Оценка «3»   ставится, если в работе допущены 2 ошибки, 1 исправление.

Оценка «2»   ставится, если в работе допущено от 3 до 5  ошибок.        

Оценка «1»   ставится, если допущено 6 и более ошибок.

Проверка и оценка устных ответов.

Устный опрос является важным способом учета знаний, умений  и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний; 3) последовательность изложения и культура речи.

         Полный ответ ученика, особенно 3-4-х классов, должен представлять собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им изученного материала: умении подтверждать ответ (правила, определения)  своими примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные категории (члены предложения, части речи, склонение, падеж, род, число и др.), слова на определенные правила; умении объяснять их написание, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений и, прежде всего, при проведении разного рода разборов слов (звукобуквенного, по составу, морфологического) и предложений.

        Оценка «5»  ставится, если ученик дает полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без  недочетов или допускает не более одной неточности в речи.

        Оценка «4»  ставится, если ученик дает ответ , близкий к требованиям, установленным для оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов в предложении, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.        

        Оценка «3»  ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и  предложений.

        Оценка «2»  ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающие их смысл, в анализе слов и  предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.

        Оценка «1»  ставится, если ученик обнаруживает полное незнание изученного материала.

        Знания учащихся по вопросам программы, которые рассматриваются только в ознакомительном плане, не оцениваются.

Критерии оценок по русскому языку.

Критерии оценивания при 5-бальной системе оценки знаний, умений, навыков учащихся начальной школы.

Учёт ошибок и оценка письменных работ по русскому языку.

При оценивании письменных работ учитель должен помнить, что:

  • Ошибка, допущенная неоднократно при написании одного и того же слова, считается за одну ошибку;
  •  Ошибки на одно и то же правило, допущенные при написании различных слов, считаются как разные ошибки;
  • Ошибкой считаются:
  • Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
  • Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием).
  • Специфика каждого вида письменной работы требует особой методики её проведения, учёта ошибок и оценки.

За ошибку не считаются:

  • Ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
  • Единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
  • Единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку считаются:

  • Два исправления;
  • Две пунктуационные ошибки;
  • Повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

  • Повторение одной и той же буквы в слове;
  • Недописанное слово;
  • Перенос слова, одна часть которого на одной строке, а вторая опущена;
  • Дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Диктанты.

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок, работа написана небрежно.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Грамматические задания.

В грамматическом задании учитель оценивает:

  • Усвоение правил и определений;
  • Умение самостоятельно применять их в практике письма и при языковом анализе;
  • Умение приводить свои примеры на данное правило или определение.

Оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий.

Оценка «4» ставится. Если ученик правильно выполнил не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее ½ заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

Изложения и сочинения.

В изложении оцениваются:

  • Содержание (полнота его изложения, передача без искажений и пропусков важных событий в содержании авторского текста);
  • Построение текста( ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
  • Построение предложений, соблюдение порядка слов, лексика текста;
  • Орфографическая и пунктуационная грамотность.

Оценка «5» ставится :

  1. По содержанию и речевому оформлению:
  • Правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности)
  1. Грамотность:
  • Нет орфографических и пунктуационных ошибок;
  • Допускается 1-2 исправления.

Оценка «4» ставится:

  1. По содержанию и речевому оформлению:
  • Правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительное нарушение последовательности изложения мыслей;
  • Имеются отдельные фактические и речевые неточности;
  • Допускается не более 3 речевых недочётов в содержании и построении текста;

2.Грамотность:

  • 2 орфографические и 1 пунктуационная ошибка.

Оценка «3» ставится:

1.По содержанию и речевому оформлению:

  • Допущены отклонения от авторского текста;
  • Отклонения от темы;
  • Допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;
  • Беден словарь;
  • Имеются речевые неточности;
  • Допускается не более 5 речевых недочётов в содержании и построении текста.

2.Грамотность:

  • 3-5 орфографических ошибок и 1-2 пунктуационных ошибок.

Оценка «2» ставится:

1.По содержанию и речевому оформлению:

  • Работа не соответствует теме;
  • Имеются значительные отступления от авторской темы;
  • Много фактических неточностей;
  • Нарушена последовательность изложения мыслей;
  • Во всех частях работы отсутствует связь между ними;
  • Словарь беден;
  • Более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста

2.Грамотность:

  • Более 5орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.

Контрольное списывание.

К оценке контрольного списывания учитель подходит более строго, чем к оценке диктанта. Оценивая контрольное списывание, учитель руководствуется следующими нормами оценок:

Оценка «5» ставится :

  • Нет ошибок и исправлений;
  • Работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

Оценка «4» ставится:

  • За 1 ошибку и 1 исправление.

Оценка «3» ставится:

  • За 2 ошибки и 1 исправление.

Оценка «2» ставится:

  • За 3 ошибки и 1-2 исправления.

Тестирование.

Тестирование оценивается либо по критериям и нормам оценивания грамматического задания, либо по уровням:

  • Высокий- выполнены все предложенные задания;
  • Средний- выполнены все задания с незначительными погрешностями;
  • Низкий- выполнены отдельные задания.

Литература, необходимая для освоения курса.

Литература для учителя.

  1. Волошина О. И. Тесты. Русский язык – М., 2001г
  2.   Рамзаева Т. Г. Русский язык. – М., 2010 г.
  3.   Узорова О.В. ,  Нефедова Е. А. Справочное пособие по русскому языку .4 класс- М., 2004.г

Литература для учеников.

  1. Волошина О. И. Тесты. Русский язык – М., 2001г
  2.   Рамзаева Т. Г. Русский язык. – М., 2010 г.
  3.   Узорова О.В. ,  Нефедова Е. А. Справочное пособие по русскому языку .4 класс- М., 2004.г

Электронные образовательные ресурсы.

Презентации с сайтов:

http://www.pedsovet.su/load/143-1-0-3888

http://www.nachalka.info/about/193/

http://roditel.edu54.ru/node/16047

Приложение.

Поурочно – тематическое   планирование

Тема урока

Всего часов

Тип урока

Вид контроля

Средства наглядности

Дом. зад.

Дата проведения

План

Факт

Повторение – 23 часа

1

Слово и его значение.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.3 упр.2

впереди

2

Слово, предложение, текст

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.5 упр.5

правило

3

Знаки препинания в предложении

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.6 упр.7

правило

4

Главные и второстепенные члены предложения

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.7-7 упр.10

5

Установление связи слов в предложении

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.9 упр.12

правило

6

Текст. Особенности текста-повествования и текста-описания.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.10 у.14

правило

7

Входной диктант.

1 № 1

Урок контроля знаний

8

Звуки и буквы. Слог, ударение в словах.

Работа над ошибками.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.13 у.22

правило

9

Состав слова. Разбор слова по составу. Проверочная работа.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

С.17 у.30

правило

10

Обобщение знаний о корне слова, приставках, суффиксах и окончаниях.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.18 у.33

правило

11

Правописание гласных и согласных в корне слова. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.20 у.38

правило

12

Правописание гласных и согласных в корне слова

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.22 упр.43

13

Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

С.24 упр.50

14

Изложение

1

Урок комплексного применения знаний

Фронтальный

Таблица

С.24-25 у.52

15

Приставки и предлоги. Анализ ошибок, допущенных в изложении

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.27 у.56

правило

16

Разделительные ъ и ь

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.31 у.61

правило

17

Имя существительное.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.35 у. 67 правило

18

Имя прилагательное

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.38 у.76

правило

19

Глагол. Словарный  диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.41 у.80

правило

20

Изложение

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

21

Анализ ошибок, допущенных в изложении

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.40 у.79

22

Контрольный диктант по теме «Повторение за 3 класс»

1

Урок контроля знаний

№ 2

Контрольный диктант

23

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Однородные члены – 10 часов

24

Однородные члены предложения

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.44 у.86

правило

25

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.48 у.89

правило

26

Однородные члены предложения с союзами

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.49 у.91

правило

27

Однородные члены предложения с союзами. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.50 у.94

28

Однородные члены предложения с союзами и без союзов

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.51 у.96

29

Однородные члены предложения с союзами и без союзов

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.52 у.98

30

Однородные члены предложения с союзами и без союзов

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.53 у.99

31

Однородные члены предложения с союзами и без союзов. Тест .

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.100 у.101

32

Диктант по теме «Однородные члены предложения»

1

Урок контроля знаний

№ 3

Тематический

33

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

                                                                                             Текст – 3 часа

34

Текст. Выделение в тексте темы, основной мысли.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.56 у.104

35

Составление плана текста. Изложение.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.57 у.106

36

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.60 у.108

Имя существительное – 47 часов

37

Склонение имен существительных. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.63 у.113

правило

38

Несклоняемые имена существительные

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.66 у.116

правило

39

Именительный падеж имен существительных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.66 у.119

Правило

40

Родительный падеж имен существительных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.69 у.124

правило

41

Дательный падеж имен существительных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.70 у.128

правило

42

Винительный падеж имен существительных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.73 у.134 правило

43

Творительный падеж имен существительных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.75 у.138

правило

44

Предложный падеж имен существительных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.78 у.148

правило

45

Именительный и винительный падежи имен существительных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.81 у.154

правило

46

Винительный и предложный падежи имен существительных. Словарный диктант (контрольный)

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.85 у.161

47

Диктант по теме «Склонение имен существительных»

1

Урок контроля знаний

№ 4

Тематический

48

Анализ диктанта и работа над ошибками.

Тест

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

49

Изложение

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.86 у.164

50

Три склонения имен существительных. Работа над ошибками в изложении.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.88 у.166

правило

51

Склонение имен существительных. Проверочная работа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.90 у.173

правило

52

Склонение имен существительных в косвенных падежах

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.93 у.178

53

Правописание падежных окончаний имен существительных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.95 у.181

Правило

54

Правописание падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.97 у.185

55

Правописание окончаний существительных в родительном падеже. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.98 у.187

Правило

56

Изложение

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

57

Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже. Работа над ошибками в изложении.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.102 у.195

Правило

58

Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.104 у.199

Правило

59

Правописание окончаний существительных 1 и 3 склонения в родительном и дательном падежах.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.105 у.202

Правило

60

Родительный и винительный падежи существительных 1 и 2 склонения.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.107 у.205

Правило

61

Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже. Тест. 

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.109 у.210

правило

62

Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.111 у.215

Правило

63

Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.113 у.220

правило

64

Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном предложном падежах.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.115 у.227

Правило

65

Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном предложном падежах.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.119 у.233

66

Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном предложном падежах. Проверочная работа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.121 у.237

67

Диктант по теме «Имя существительное»

1

Урок контроля

 знаний № 5

Тематический

68

Анализ диктанта и работа над ошибками.

Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.121 у.238

69

Множественное число. Именительный падеж множественного числа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.122 у.247

Правило

70

Именительный и винительный падежи множественного числа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.126 у.250

Правило

71

Родительный падеж имен существительных множественного числа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.129 у.255

Правило

72

Родительный падеж имен существительных множественного числа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.131 у.258

73

Родительный падеж имен существительных множественного числа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С. 131 у.259

74

Родительный падеж имен существительных множественного числа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.132 у.260

75

Дательный, творительный, предложный падежи.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Таблица

С.132 у.261

76

Дательный, творительный, предложный падежи.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.133 у.264

77

Дательный, творительный, предложный падежи.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.133 у.264

78

Правописание окончаний имен существительных во множественном числе.

1

Урок контроля

 знаний № 6

Тематический

С.134 у.265

79

Правописание окончаний имен существительных во множественном числе. Тест.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.135 у.267

80

Правописание окончаний имен существительных во множественном числе.

81

Правописание окончаний имен существительных во множественном числе.

82

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

83

Анализ диктанта и работа над ошибками.

Словарный диктант.

Имя прилагательное – 33 часа

84

Имя прилагательное.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.137 у.269

85

Изменение прилагательных по родам

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.138 у. 271

правило

86

Склонение имен прилагательных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.142 у.278

87

Правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.144 у.281

88

Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

с.5 у.286

правило

89

Изложение

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.7 у.290

90

Анализ изложений. Работа над ошибками.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.8 у.291

91

Развитие речи. Письмо.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С. 9 у.293

92

Родительный падеж имен прилагательных  мужского и среднего рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.11 у.299

Правило

93

Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.12 у.301

94

Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.14 у.303

Правило

95

Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.15 у.306

Правило

96

Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. Проверочная  работа

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Индивидуальный

С.17 у.310

97

Изложение текста-описания

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

98

Диктант по теме «Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода»

1

Урок контроля знаний

№ 7

Тематический

99

Анализ диктанта и работа над ошибками.

Тест.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Индивидуальный

100

Склонение имен прилагательных женского рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.18 у.314

Правило

101

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского  рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.21 у.318

102

Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.24 у.324

103

Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Индивидуальный

С.25 у.328

104

Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и мужского рода.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.27 у.330

Правило

105

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.31 у.338

Правило

106

Сжатое изложение по готовому плану

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

С.31 у.337

107

Контрольное списывание по теме «Падежное окончание имен прилагательных в единственном числе»

1

Урок контроля знаний

Текущий.

С.32 у.340

108

Работа над ошибками. Тест.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.32 у.341

109

Склонение имен прилагательных во множественном числе

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.34 у.345

Правило

110

Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.38 у.348

Правило

111

Родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.40 у.354

Правило

112

Дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных. Словарный диктант (контрольный).

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.41 у.357

113

Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном. Проверочная работа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.43 у.361

Правило

114

Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.45 у.365

115

Контрольное изложение.

1

Урок контроля знаний

С.46 у.368

116

Анализ изложения и работа над ошибками.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

Местоимение – 7 часов

117

Понятие о местоимении

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.49 у.373

Правило

118

Местоимения 1, 2, 3 лица

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.52 у.378

Правило

119

Правописание местоимений с предлогами

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.54 у.384

Правило

120

Правописание местоимений с предлогами

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.56  у. 387

121

Изложение

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.59 у.392

122

Диктант по теме «Местоимение»

1

Урок контроля знаний

№ 8

Тематический

123

Работа над ошибками в диктанте и изложении.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.59 у.393

Глагол – 37 часов

124

Глагол. Общее понятие.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.61 у.399

Правило

125

Изменение глаголов по временам. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.64 у.405

Правило

126

Изменение глаголов прошедшего времени

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.66 у.409

Правило

127

Неопределенная форма глагола

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.69 у.413

Правило

128

Неопределенная форма глагола

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.70 у.416

129

Неопределенная форма глагола

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.71 у.418

130

Диктант по теме «Неопределенная форма глагола»

1

Урок контроля знаний

№ 9

Текущий.

131

Изложение по самостоятельно составленному плану

1

Урок комплексного применения знаний

Индивидуальный

С.72 у.420

132

Работа над ошибками в диктанте и изложении

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.73 у.422

133

Изменение глаголов по лицам и числам

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.75 у.425

Правило

134

2 лицо глаголов единственного числа

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.77 у.429

Правило

135

2 лицо глаголов единственного числа Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.78 у.434

136

1 и 2 спряжение глаголов

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.80 у. 438

Правило

137

1 и 2 спряжение глаголов. Проверочная работа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С. 82 у.443

138

Будущее время глаголов

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.85 у.447

правило

139

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.89 у.455

Правило

140

Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.90 у.457

141

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.92 у.462

142

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Тест

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.94 у.467

143

Диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

1

Урок контроля знаний

№ 10

Индивидуальный

144

Работа над ошибками. Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.95 у. 470

145

Сочинение по картине

1

Урок комплексного применения знаний

Индивидуальный

С.с.96 у.472

146

Работа над ошибками в сочинении

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.97 у. 475

147

Глаголы-исключения

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С. 99 у.480

Правило

148

Глаголы-исключения. Проверочная работа.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

С.100 у.481

149

Краткое изложение

1

Урок комплексного применения знаний

Индивидуальный

С.101 у.484

150

Работа над ошибками в изложении.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.102 у. 486

151

Правописание глаголов в прошедшем времени.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С. 107 у.495

152

Прошедшее время глаголов

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

С.108 у. 497

153

Изменение глаголов по временам

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.109 у.500

154

Обобщение знаний о глаголе. Тест.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.113 у.508

155

Сочинение

1

Урок комплексного применения знаний

Индивидуальный

С.114 у.509

156

Работа над ошибками Словарный диктант.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.115 у. 510

157

Изложение

1

Урок комплексного применения знаний

Индивидуальный

158

Работа над ошибками

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.117 у.515

159

Диктант по теме «Глагол»

1

Урок контроля знаний

№ 11

Тематический

160

Работа над ошибками.

1

Урок комплексного применения знаний

Текущий.

Фронтальный

С.118 у.518

Повторение – 10 часов

161

Обобщение знаний о предложении

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

С.120 у.522

162

Состав слова

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

С.122 у.526

163

Части речи

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

164

Сочинение

1

Индивидуальный

165

Работа над ошибками

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

166

Итоговый контрольный диктант

1

Урок контроля знаний

№ 12

167

Работа над ошибками

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

168

Изложение

1

Индивидуальный

169

Работа над ошибками

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

170

Повторение пройденного

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Текущий.

Фронтальный

Контрольно – измерительные материалы.

  • Контрольные диктанты.
  • Тесты.
  • Разработки нетрадиционных уроков.
  • Проектные работы.
  • Карточки для индивидуальной и групповой работы.

1. Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

• различать звуки и буквы;

• характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие,парные/непарные звонкие и глухие;

• знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться

 проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму ,оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в

учебнике материала);

• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)

Выпускник научится:

• различать изменяемые и неизменяемые слова;

• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

• находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться

разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии  с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

• выявлять слова, значение которых требует уточнения;

• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

• оценивать уместность использования слов в тексте;

• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

• определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;

• определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;

• определять грамматические признаки глаголов — число,время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Выпускник получит возможность научиться:

• проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

• находить в тексте такие части речи, как личные

местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

• различать предложение, словосочетание, слово;

• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

• классифицировать предложения по цели высказывания,   находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

• выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

• различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;

• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

• различать простые и сложные предложения.

.2. Содержательная линия

«Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

• применять правила правописания (в объёме содержания курса);

• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;

• безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

• писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

• проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

• подбирать примеры с определённой орфограммой;

• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

.3. Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

• выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;

• самостоятельно озаглавливать текст;

• составлять план текста;

• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать тексты по предложенному заголовку;

• подробно или выборочно пересказывать текст;

• пересказывать текст от другого лица;

• составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms"сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....