Программа по русскому языку 4 класс УМК "Гармония" 2013-2014 учебный год
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку 4 класс из расчёта 5 часов в неделю УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 930 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
- Место дисциплины в структуре стандарта
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089);
- с рекомендациями примерной программы по русскому языку для 4 класса (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1 -3-е изд. – М.:Просвещение, 2010);
- с возможностями УМК «Гармония» М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «Программа к курсу «Русский язык» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений» (2-е изд.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008)
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения. Усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей. В данном случае реализуется деятельный подход к изучению языка и дальнейшему овладению им.
- Цель освоения дисциплины: обеспечить систематизацию изученного в начальных классах, подготовить базу для
продолжения обучения в основной школе.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- непрерывное повторение различных вопросов;
- включение новых знаний в систему приобретенных ранее;
- выполнение заданий на выявление детьми «прироста» собственных знаний и умений, на комплексный анализ языковых единиц, например, на анализ того или иного слова со всех известных точек зрения.
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением по модели «Гармония», данный курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органический процесс.
3. Структура и содержание дисциплины русского языка
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение русского языка в классе отводится 5 часов в неделю, всего 170 часа. Основное содержание обучения представлено крупными разделами.
В четвертом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача — обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо.
Изучаемый материал группируется вокруг понятий: слово, словосочетание. предложение, текст.
Слово как основная единица языка выносится на рассмотрение дважды: сначала обсуждается на уровне морфологии, а затем лексики; параллельно закрепляются знания учащихся о назначении, возможных значениях, особенностях использования и написания различных морфем.
Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имен существительных и прилагательных, спряжения глаголов, что сочетается с освоением правописания безударных окончаний всех частей речи (в традиционном объеме). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Поэтому, например, окончания трех склонений имен существительных в разных падежах осваиваются одновременно.
Продолжается работа над правильным употреблением слов, в связи с ней предусмотрено использование справочника «Как правильно изменить слово? Словарь трудностей», включенного в учебник 4-го класса.
Для общего знакомства учащимся представляется наречие, что вызвано частотностью данной части речи, ее практической необходимостью учащимся. Правописание наречий специально не изучается — запоминание наиболее употребительных обеспечивается в словарном порядке.
Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся продолжают осваивать постановку двух типов вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»), уточняют назначение каждого из них (узнать падеж зависимого слова или понять значение), наблюдают за значениями словосочетаний. Работе над данным понятием придается большое значение с точки зрения развития речи детей — повышения ее правильности, точности, богатства и выразительности.
Знания четвероклассников о предложении расширяются за счет знакомства с однородными членами и получения самого общего (на практическом уровне) представления о сложных предложениях.
Спецификой реализуемого подхода к предложению является то, что оно рассматривается не только как самостоятельная синтаксическая единица, но и как компонент текста. Включение предложения в текст, выбор порядка слов, связь предложений друг с другом — вот некоторые направления проводимых наблюдений. Работа ведется без изучения теории, ее цель — помочь учащимся в накоплении положительного речевого опыта и его осмыслении.
На этом этапе предусмотрено знакомство с построением несложного текста-рассуждения. Среди осваиваемых жанров — рассказ, сказка (сказочная история), объявление, дневниковая запись и др.
В целом программа 4-го класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в основной школе.
4. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины русского языка
знания:
- различие звуков и букв; характеристика звуков; правильное название букв; алфавит;
- название значимых частей слов, способы их выделения;
- название частей речи, способы их разграничения и грамматические признаки;
- признаки предложения, виды предложений по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без их разграничения);
- способы действия, необходимые для решения изученных вопросов орфографии;
умения:
речевые:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
- самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них формацию в соответствии с полученной установкой;
- обращаться к различным словарям учебника для решения возникающих языковых и речевых вопросов, достаточно быстро находить в них нужные сведения;
- замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, пользоваться для ответа на вопрос толковым словарем;
- правильно произносить, изменять, употреблять и писать слова, имеющиеся в словарях учебника;
- понимать тему и главную мысль текста (последнюю — в ясных случаях), передавать их в заголовке; выделять части текста и составлять план; замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
- письменно (после коллективного анализа, а также самостоятельно по памятке) пересказывать тексты повествовательного характера с элементами описания предмета, с предложениями оценки, тексты-рассуждения, сохраняя особенности оригинала;
- создавать высказывания освоенных жанров (записку, письмо, поздравление, этюд, текст инструктивного характера, небольшой рассказ и др.); целенаправленно проверять и совершенствовать написанное с точки зрения как содержания, так и выбора языковых средств;
- соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи;
языковые (фонетико-графические и грамматические):
- выполнять звуко-буквенный анализ слов, обозначая звуковой состав с помощью элементарной транскрипции, давая характеристику всем звукам (при предъявлении слова на слух или зрительно); объяснять случаи несовпадения звуков и букв, их количества; правильно обозначать при письме твердость-мягкость согласных и звук [и'];
- отличать однокоренные слова от слов с омонимичными корнями и изменений слова; осознанно действовать при выполнении морфемного анализа слов;
- определять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу изученных признаков; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями, конструировать основу предложения и словосочетания с учетом рода и числа главного слова; проводить морфологический анализ изученных частей речи: имен существительных, имен прилагательных, глаголов;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять главные и второстепенные члены (в двусоставных предложениях, в том числе с однородными членами); устанавливать связи слов в предложении, задавать от слова к слову смысловые и формальные вопросы;
- разграничивать сложные предложения (ясной структуры) и простые с однородными главными членами, ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи, перед словами что, чтобы, потому что, поэтому;
- проводить синтаксический анализ простого предложения: характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;
орфографические:
- обнаруживать все известные типы орфограмм в любой записи;
- верно определять правило, по которому следует действовать, решая ту или иную орфографическую задачу;
- применять орфографические правила на месте следующих орфограмм:
- большая буква в начале предложения и в именах собственных;
- раздельное написание слов, в том числе предлогов с другими словами;
- перенос слов;
- ударные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- буквы безударных гласных звуков в разных частях слова, в том числе в окончаниях разных частей речи (в изученном объеме);
- буквы парных по глухости-звонкости согласных на конце слов и перед другими согласными; обозначение мягкости согласного в положении перед согласным;
- буквы на месте сочетаний звуков с непроизносимыми согласными;
- удвоенные согласные;
- сочетания цы-ци в корнях слов и в окончаниях (общее знакомство);
- соединительные гласные в сложных словах;
- суффиксы -ек, -ик;
- суффиксы -е, -и, -я, -а в неопределенной форме глагола и в прошедшем времени;
- ь после шипящих в начальной форме имен существительных;
- ь в неопределенной форме глагола;
- ь форме 2-го лица ед.ч. глагола;
- частица не с глаголами;
- обращаться к орфографическому словарю для выяснения букв на месте непроверяемых орфограмм;
- выполнять необходимые действия при орфографической проверке написанного, аккуратно исправлять замеченные ошибки; правильно писать слова, включенные в орфографический словарь учебника;
- списывать и писать под диктовку текст объемом до 80 слов.
- писать слова с непроверяемыми орфограммами: аллея, аптека, бассейн, бросить, вверх, влево, вниз, вокзал, восток, волейбол, воскресенье, вперед, впереди, вправо, встретить, вторник, до свидания, ездить, запад, заметить, здесь, знакомиться, извините, исправить, календарь, комбайн, коричневый, коридор, кончить, красить, лазить, молоток, медленно, налево, направо, неделя, приветливо, помнить, понедельник, портить, прекрасный, прямо, пятница, пшеница, рано, растение, рюкзак, сверху, сегодня, сейчас, сзади, слева, снизу, снова, спокойно, справа, среда, топор, трактор, троллейбус, украсить, урожай, человек, четверг, фамилия, хозяин, хоккей, экскурсия, электричество, этаж.
5. Образовательные технологии:
проблемная, ИКТ, личностно-ориентированная, здоровьесберегающие, технологии критического мышления, технология педагогических мастерских, игровые.
(Указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы.В соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости
Для контроля за освоением программного материала используются в основном письменные текущие и итоговые контрольные работы. Текущие контрольные работы проводятся после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция дальнейшего процесса обучения.
Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (четверть, год). Их цель – проверка выполнения требований программы. В содержание итоговых контрольных работ входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год (1, 2, 3 учебные четверти и за год).
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку производится в форме письменных работ: диктантов,
грамматических заданий, контрольных списываний, тестовых заданий.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) русского языка
а) основная литература:
1). Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: учебник русского языка. 4 класс. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2014г. (в двух частях);
2). Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетрадь-задачник по русскому языку. – 1, 2, 3 части. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013г.;
3). М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Методические рекомендации к учебнику - тетрадям – задачникам. – Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2013.
4). Электронные пособия по русскому языку, 3 -4 классы
б) дополнительная литература:
Корешкова Т.В. Рабочая тетрадь для самостоятельных работ «Потренируйся!» (в двух частях). – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2009г.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с примерной программой начальной школы с использованием авторской программы (авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»), которая соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта и откорректирована с учётом регионального компонента начального общего образования
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебники, тетради-задачники, рабочие тетради, тетради для контрольных работ, дидактический материал, таблицы, интерактивная доска, компьютер, принтер, проектор
(Указывается материально-техническое обеспечение данной дисциплины
.
№ п/п | Тема | Час | Дата пров. | Словарная работа | Чистописа- ние | Повторение | Региональный компонент | Задания в классе | Домашнее задание |
Знаем – повторим, не знаем – узнаем (20 час.) | |||||||||
1 | Начинаем повторять («Перечитываем письмо») | 1 | Строение слова | с.3, Т.з.с.5-6 упр.5 | Упр. 6 с.6 | ||||
2 3 4 | Повторение основных грамматических понятий («Обо всём понемногу») Систематизация орфографических правил («Обо всём понемногу») | 3 | Аллея Аптека бассейн | Аа аа ас Бб бб бу бы Вв вв ва ву | Суффиксы -ек, -ик Безударные гласные | Составить предложение о селе | Упр.9,10 Упр.11 Упр.12, 13 | Упр.8 с.7 Упр15 с.9 Упр.14 с.9 | |
5 6 7 | Повторение изученного о речи («Всё ли ты помнишь о речи?») | 3 | Бросить Вверх влево | Гг гг го га Дд дд ду до Ее ее ев ен | Виды предложен. Текст | Упр.16, 17,19,21 Карточки Упр.21-23,25 | Упр.23 с.11 Упр.21 с.11 Упр.25 с.11 | ||
8 | Знакомство с понятием «личный дневник» и обучение его ведению («Делаем дневниковые записи») | 1 | вниз | Жж жж | Цы, ци | Упр 26, 27, 28, 29 | Упр. 31. Составить страничку дневника | ||
9 | Обобщение известного о слове («Что ты знаешь о словах») | 1 | вокзал | Зз зз зо зю | Непроизнос. согласные | Упр.32-36 | Упр. 36, с. 17 | ||
10 11 | Повторение грамматических признаков слов и всех видов разбора («Как ты умеешь анализировать слова?») Звуки и буквы в слове: значение и строение слова. Составслова и его значение | 2 | Волейбол воскресенье | Ии ии ир из Кк кк кр кт | Звуко-букв. разбор | Упр.37-41 Упр.43-48 | Упр.42 с.20, с. 25. Упр. 49 с.23 | ||
12 13 | Разграничение слов по частям речи («Как ты умеешь анализировать слова?») Повторение изученного о формах глагола | 2 | Восток впереди | Лл лл лт лс Мм мм ма | Части речи Сложные слова | Деформиро- ванный текст о селе | Упр.50-53 Упр.56-59 | Упр.54, 55. (по выб.) с.25, Упр.60. с.28 | |
14 15 16 | Совершенствование грамматических и орфографических умений («Готовимся к проверке своих умений») Орфографические умения как правильные орфографические действия | 3 | Вправо Встретить вторник | Нн нн но ну Оо оо ор ос Пп пп па пв | Правописан Приставок Безударные гласные | Упр.61-62 Упр.64-65 Упр.68 | Упр.63 с.30 Упр.66 с.32 Упр.67 с.32 | ||
17 | Контрольная работа №1 по теме «Повторение изученного в 3 классе» | 1 | М.п. с.57-58 | ||||||
18 | Работа над ошибками | 1 | До свидания | Рр рр ра ри | Парные согласные | карточки | Упр 55 с.24 | ||
19 20 | Учимся передавать рассказы других и говорить о себе. Р.Р. Изложение: обучение пересказу от другого лица Написание воспоминание «Летние встречи» | 2 | Ездить заметить | Сс сс са су Тт тт ты | Двойные согласные | Упр. 69-70 Упр.73 | Упр. 71. 72 с.34 Упр. 75 с.36 | ||
Знакомимся со словосочетаниями (14 час.) | |||||||||
21 22 | Знакомство с понятием «словосочетание» («Как предметы, признаки, действия назвать точнее?») Составление словосочетаний и включение их в предложение | 2 | Запад здесь | Уу уу ум ул Фф фф фа | Словосоче- тания | Упр. 76-79, 82,83,86 Упр.87-90 | Упр.84,85 (диф.) с.40 Упр.91 с.43 | ||
23 24 | Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами («Наблюдаем за значениями словосочетаний») | 2 | Знакомиться извините | Хх хх ха хв Цц цц ца цв | Главные члены предложений | Записать текст о родном селе | Упр.92, 93, 94, Упр.97-99 | Упр.96 с.47 Упр.100, с.48 | |
25 | Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами («Наблюдаем за значениями словосочетаний») | 1 | исправить | Чч чч ча чу | Сложные слова | М.п.с.81-83 | Упр. 95, с. 47 | ||
26 27 | Наблюдаем за связями слов в словосочетаниях («Что может приказывать главный член словосочетания? Связь имени прилагательного с именем существительным («Что приказывает имя существительное имени прилагательному?») | 2 | Календарь комбайн | Шш шш ши Щщ щщ ща | Окончания имён прилагател. | Упр.101-106 Упр.108-111 | Упр.107. с.52 Упр.112. с.54 | ||
28 29 | Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному, упражнение в определении падежей («Кому и в чём подчиняются имена существительные?») | 2 | Кончить коридор | Ъ ы ь Ээ ээ эв эл | Главное зависимое слово | Упр.113,117, 118 Упр.119-121 | Выписать 7 слов Упр.117, с.56 | ||
30 | Контрольное списывание №1 по теме «Словосочетание» | 1 | |||||||
31 | Работа над ошибками | 1 | коричневый | Юю юю юл | Суффиксы -ек, -ик | М.п.с.95-99 | Составить словосочет. | ||
32 | Р.р. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри» | 1 | М.п.с.100-102 | ||||||
33 34 | Работа над ошибками. Обучение выбору падежной формы имени существительного («Учимся правильной речи») | 2 | Красить лазить | Яя яя яб яв | Непроизнос. согласные | Упр.122-128 Упр.129-133 | Упр.127 с.61 Упр.134 с.65 | ||
Представляем ещё одну часть речи (11 час.) | |||||||||
35 36 37 | Знакомство с особенностями наречия как части речи Правописание наречий Продолжение освоения наречия как части речи | 3 | Медленно молоток налево | Аа аа ап ар Бб бб бс бл Вв вв ва вс | Парные согласные Безударные согласные | Составить словосочета- ния о школе | Упр. 13-140 Упр.142-144 Упр.146-149 | Упр.141 с.69 Упр. 145,с.72 Упр.151 с.74 | |
38 | Р.р. Изложение «Гроза» | 1 | М.п.с.119-121 | Упр. 150,с.74 | |||||
39 40 | Работа над ошибками Повторение изученного («Проверяем себя») | 2 | направо | Гг гг гл гш Дд дд да дх | Строение слова | М.п. с.121-124 Упр.153-157 | Отредактир. Текст Упр.156 с.76 | ||
41 | Контрольная работа №2 по теме «Наречие» | 1 | М.п. с.131 | ||||||
42 | Работа над ошибками Словарный диктант терминов | 1 | пассажир | Зз зз зв зд | Падеж имён существит. | Упр.159-160 | Упр.157 с.76 | ||
43 44 45 | («Пишем объявления») Знакомство с особенностями построения объявлений. Создание текстов-объявлений | 3 | Помнить понедельник | Ии ии ин ия Кк кк ку ке | Части речи | Сельская тематика (письмо с комментиров.) | Упр.158-162 Упр.164-167 Упр.168-169 | Упр. 163,с.79 Упр. 167,с.81 Упр.170, с. 82 | |
Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных (33 час.) | |||||||||
46 | Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных») | 1 | портить | Лл лл лу ла | Состав слова | Упр.171-178 | Упр.176 с.84 | ||
47 48 49 | Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения («Открываем новый секрет имён существительных») Формирование умения определять склонение имени существительного | 3 | Прекрасный приветливо прямо | Мм мм мы Нн нн но нр Оо оо ос од | Безударные гласные Парные согласные | Выписать предложения о родном крае | Упр.179-182 Упр.183-185 Упр.186-188 | Упр.184 с.88 Упр.187 с.90 Упр.189 с.90 | |
50 | Дополнение памятки анализа имён существительных сведениями о склонении и роли этой части речи в предложении («Дополняем памятку») | 1 | пшеница | Пп пп пр па | Строение слова | Упр.190-195 | Упр.196-197 с.85 | ||
51 | Р.р. Изложение повествовательного текста «Спасённый сад» | 1 | М.п. с.159- 160 | ||||||
52 | Работа над ошибками | 1 | пятница | Рр рр ра ру | Виды текстов | М.п. с.160-163 | Отредактир. текст | ||
53 | Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое») | 1 | рано | Сс сс са ск | Склонение существит. | Упр.198-207 | Упр.208-209 с.98 (по выб.) | ||
54 55 | Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных») | 2 | Растение рюкзак | Тт тт ту Уу уу ув ум | 1-е склонение | Составить этюд об осени (с.Сотниковское) | Упр.210-216 Упр.218-224 | Упр.217 с.101 Упр.225 с.103 | |
56 57 58 | Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных») Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе | 3 | Сверху сегодня | Фф фф фа Хх хх хо хвв | Падежные окончания существит. | Упр.226-231 Упр.233-235 Упр.236, 239 | Упр.232, с.105 Упр.237 с.108 Упр.238 с.99 | ||
59 | Контрольная работа №3 по теме «Безударные окончания имён существительных» | 1 | Сборник диктантов | ||||||
60 | Работа над ошибками | 1 | сейчас | Цц цц цы ци | Непроизнос. согласные | Загадки о жизни и труде односельчан | |||
61 62 63 | Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного («Как не ошибиться в безударных окончаниях имён прилагательных?») | 3 | Сзади слева снизу снова | Чч чч ча чу Шш шш ши Щщ щщ щу | Части речи Определи падеж Состав слова | Упр.240-244 Упр.246-251 Упр.253-256 | Упр.245с.111 Упр.252 с.114 Упр.257с.116 | ||
64 | Р.р. Изложение «Так приходит зима» | 1 | М.п.с.195-196 Упр. 258 | Проверить работу с.105 | |||||
65 66 | Правописание окончаний имён существительных и прилагательных во множественном числе («Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?») | 2 | Спокойно Справа | ъыь ыъь ьъы Ээ ээ эр эн | Безударные гласные в корне | Упр.261-267 Упр.269-271 | Упр.268 с.122 Упр. 272 с.125 | ||
67 | Р.р. Этюд по картине А.А.Пластова «Первый снег» | 1 | М.п.с.197-199 Упр. 259 | Упр.260 с.119 | |||||
68 69 | Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию словарём трудностей («Поговорим об именах существительных в И.п. и Р.п. множественного числа») | 2 | Среда топор | Юю юю юг Яя яя ян яд | Разделите- льный Ъ, Ь знаки | Составить рассказ о закладке «Парка мечты» | Упр.273-278 Упр.280-283 | Упр.279с.127 Упр.284, 285 с.131-132 (диф.) | |
70 71 | Закрепление изученных вопросов правописания («Повторяем и тренируемся в правильном письме») | 2 | Трактор троллейбус | Аа ааа ар Бб ббб бо | Сочетания –оро-, -оло- | Упр.286-288 Упр.290-295 | Упр.289 с.133 Упр.293 с.122 | ||
72 | Контрольная работа №4 по теме «Правописание имён существительных» | 1 | М.п. с.218-219 | ||||||
73 | Работа над ошибками | 1 | украсить | Вв ввв вы | Личные местоимения | М.п. с.219-222 | Упр.296 с.136 | ||
74 75 76 | Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных («Открываем ещё несколько секретов правильной речи») | 3 | Урожай Фамилия хозяин | Гг ггг гол Дд ддд дом Вв ввв вол | Разбор слов по составу | Упр.297-301 Упр.304-309 Упр.311-312 | Упр.302, 303 с.140 (по выб.) Упр.310 с.144 Упр.314, 315 с.145 | ||
77 | Создание словесных этюдов («Размышляем, фантазируем, рисуем») | 1 | хоккей | Ее еее ел | Парные согласные | Написать этюд о красоте родного края | Упр. 316-317 | Упр.318 | |
78 | Р.р. Изложение с творческим заданием «Снежный городок» | 1 | М.п.с.233-235 упр.319 | Упр.320 с.149 | |||||
Части речи: что мы о них знаем? (15 час.) | |||||||||
79 | Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных; дополнение памятки разбора имён прилагательных сведениями о роли в предложении («Части речи – имена») | 1 | человек | Жж жжж | Двойные согласные | Упр.321-323 | Упр.324 с.5 | ||
80 | Знакомство с понятием «выборочное изложение»; написание выборочного изложения | 1 | Упр.-325-326 | ||||||
81 | Работа над ошибками. Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных («Части речи – имена») | 1 | четверг | Зз ззз зуб | Сложные слова | М.п.с.9-13 | №327 с. 7 | ||
82 83-84 | («Секреты имён числительных»). Изменение имён числительных по падежам. Сложные числительные и особенности их изменения Словарный диктант терминов | 3 | Экскурсия Электричество этаж | Ии иии ива Кк ккк кол Лл ллл лом | Род существит. Падеж | Пословицы и поговорки Ставрополь ских писателей | Упр.328-333 Упр.335-338 Упр.341-344 | Упр.334 с.9 Упр.339, 340 с.11-12 (диф.) Упр.345, 346 с.14 | |
85 86 | Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений («Учимся пользоваться личными местоимениями») | 2 | Автобус Автомобиль Адрес аккуратный | Мм ммм мак Нн ннн нос | Непроизнос. согласные Местоиме- ния | Упр.347-350 Упр.352-356 | Упр.351 с.16 Упр.357 с.18 | ||
87 88 89 | Повторение изученного о глаголе. Неопределённая форма глагола: особенности, строение и написание («Что известно о неопределённой форме глагола?») Образование неопределённой формы глагола Совершенствование умения находить неопределённую форму глагола и правильно её писать | 3 | Аллея альбом апельсин апрель аптека арбуз | Оо ООО оса Пп ппп пол Рр ррр рак | Начальная форма частей речи Парные согласные | Упр.358-361 Упр.362. 364-366 Упр.367-368, 370 | Упр.363 с.20 Упр. 369 с.22 Упр. 371с.23 | ||
90 91 | Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания («О чем рассказывают глагольные окончания?») | 2 | Балкон бассейн берёза библиотека | Сс ссс сок Тт ттт | Число, род глаголов | Записать названия сёл Благодарненского района | Упр.372-375 Упр.377-378 | Упр.376 с.26 Упр.379. с.28-29 | |
92 | Контрольная работа №5 по теме «Части речи» | 1 | Сборник диктантов | ||||||
93 | Работа над ошибками | 1 | Билет ботинки | Уу ууу ум | Сочетания -оро-, -оло- | М.п. с.42-45 | Упр.380 с.29 | ||
Учимся писать личные окончания глаголов (20 час.) | |||||||||
94 | Сочинение по картине К.Ф.Юона «Волшебница зима» | 1 | М.п. с.46-48 | ||||||
95 | Введение понятия «спряжение» («Имена склоняются, а глаголы...») | 1 | Бросить быстро | Фф ффф | Анализ глагола | Упр.381-388 | Упр.389 с.31 | ||
96 97 98 | «Открытие» двух спряжений глагола. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами («Склонений – три, а спряжений?») Определение спряжения по ударным окончаниям. Закрепление определния спряжения по ударным окончаниям | 3 | Вагон валенки ванна варежки | Хх ххх хл Цц ццц цы Чч ччч ча | Анализ прилагател., существите- льных | Записать названия улиц села | Упр.390-394 Упр.397-400 Упр.401-402 | Упр.395 с.35 Упр.396 с.28 Упр.403 с.37 | |
99 | Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием («Зачем и как узнавать спряжение глагола?») | 1 | Вверх велосипед | Шш шшш | Имя числительное | Упр.404-410 | Упр.411, 412 с.32 (по выб.) | ||
100 101 102 | Построение алгоритма определения спряжения глагола по его неопределённой форме («Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола?») Закрепление умения узнавать спряжение по неопределённой форме Знакомство с 11 глаголами-исключениями и освоение способа действия по определению спряжения глагола | 3 | Ветер веять видеть влево вниз вокзал волейбол | Щщ щщщ ъыь ыыы ъъъ ььь ья | Состав слова Безударные гласные | Упр.413-415 Упр.418-420 Упр.421-423 | Упр.416 с.40 Упр.417 с.34 Упр.424 с.43 | ||
103 104 105 | Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов («Правильные действия – правильная буква») Совершенствование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов | 3 | Воробей ворона воскресенье Восток вперёд впереди | Ээ эээ Эля Юю ююю Яя яяя яма | Глагольные окончания Спряжение Форма глагола | Упр.425-430 Упр.433-436 Упр.439-442 | Упр.431, 432 (по выб.) с. 45-46 Упр.437, 438 ( по выб.)с.39 Упр.443 с.50 | ||
106 | Дополнение памятки анализа глагола сведениями о спряжении («Дополняем памятку характеристики глагола») | 1 | Вправо встретить | АА аа Аа | Непроизн. согласные | Упр.444-450 | Упр. 451, 452 ( по выб.)с.53 | ||
107108 109 | Совершенствование комплекса формируемых умений («Применяем знания, совершенствуем умения») | 3 | Вторник гараж гладить горох двадцать девочка | ББ ббб бык ВВ ввв вол ГГ ггг гол | Правописание суффиксов Правописание -цы-, -ци- Звуко-буквен. разбор | Загадки, собранные в Ставропольском крае | Упр.453-455 Упр.457-459 Упр.461 | Упр.456 с.54 Упр.460 с.56 Упр.462 с.47 | |
110 | Р.р. Подробное изложение «Бумага». Обучение деловому повествованию | 1 | М.п. с.92-94 Упр. 463 | ||||||
111 | Работа над ошибками. Применяем знания, совершенствуем умения | 1 | Декабрь деревня | ДД ддд дым | Разделительный ъ,ь знаки | Упр.464 | Выполнить разбор слов как часть речи из упр. 464, с. 58 | ||
112 | Контрольная работа №6 по теме «Личные окончания глаголов» | 1 | М.п. с.98-99 | ||||||
113 | Работа над ошибками | 1 | Диван дорога | ЕЕ еее ель | Главные члены предложения | М.п. с.99-101 | Карточки | ||
Новое о строении предложений (11 час.) | |||||||||
114 | Общее знакомство с видами второстепенных членов предложения («Пополним знания о членах предложения») | 1 | До свидания ездить | ЖЖ жжж | Сложные слова | Писатели Ставрополья | Упр.465-471 | Упр. 472 с.62 | |
115 116 117 | Знакомство с понятием «однородные члены предложения» («Члены предложения бывают однородными») Союзы и знаки препинания при однородных членах Обучение выбору союза и построению предложений с однородными членами | 3 | Желать жёлтый жжёт животное жужжит завод | ЗЗ ззз зуб ИИ иии ил КК ккк кол | Лицо глаголов Правописание –тся, -ться Анализ глагола | Упр.473-474 Упр.476-478 Упр.481-484 | Упр.475 с.64 Упр.479, 480 с.52 Упр.485, 486 с.68 (диф.) | ||
118 | Предупреждение ошибок и в построении предложений с однородными членами («Члены предложения бывают однородными») | 1 | Завтра завтрак заметить запад | ЛЛ ллл лом ММ ммм | Безударные личные окончания глаголов | Упр.487-492 Свободный диктант | Упр.494-495 с.72 (диф.) | ||
119 120 121 | Общее знакомство со сложными предложениями («Предложения бывают сложными») Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?» Словарный диктант терминов | 3 | Заяц здесь здоровье здравствуй земляника знакомиться | НН ннн нос ОО ООО оса ПП ппп пол | Сложные предложения Однородные члены предложения | Составить сложные предложения о работе на полях колхоза | Упр.496-501 Упр.503-506 Упр.508-511 | Упр.502 с.75 Упр.507 с.77 Упр.512 с.79 | |
122 | Совершенствование всех приобретенных грамматических и орфографических умений. («Закрепляем свои знания») | 1 | Извините интересно | РР ррр рос | Род глаголов | М.п.с.128-131 | Упр.504 с.61 | ||
123 | Контрольная работа №7 по теме «Однородные члены предложения» | 1 | М.п. с.131-132 | ||||||
124 | Работа над ошибками | 1 | Исправить календарь | СС ссс сок | Родовые окончания прилагательных | М.п. с.132-135 | Подбор слов на то правило, в котором допущена ошиб. | ||
Учимся рассуждать (7 час.) | |||||||||
125 126 127 | Знакомство с построением рассуждения («Учимся рассуждать») Рассуждения – объяснения и рассуждения – размышления Обучение написанию объяснительной записки | 3 | Каникулы капуста карандаш карман картина картофель | ТТ ттт ток УУ ууу ус ФФ ффф фокус | Разбор по составу Безударные гласные Двойные согласные | Упр.513-517 Упр.519-522 Упр.524-525, 528-529 | Упр.518 с.82 Упр.523 с.84 Упр.530, 531 с.86-87 | ||
128 129 | Обучение построению рассуждений («Учимся рассуждать») Р./р. Изложение | 2 | Картошка касса кастрюля кефир | ХХ ххх хлеб ЦЦ ццц цапля | Правописание приставок, суффиксов | Весенние работы на полях Ставрополья | Упр.532-533 Упр. 534 М.п. с.147-150 | Упр.535 с.88 Составить рассуждение, включив в него цитату | |
130 | Контрольное списывание №2 «Летний дождь в лесу» | 1 | Сборник диктантов | Задания по выбору | |||||
131 | Работа над ошибками. Учимся рассуждать | 1 | Килограмм кипеть | ЧЧ ччч чай | Разделительный ъ,ь знаки | Упр.526 | Упр.527 с.86 | ||
И снова о главном работнике в языке – слове (22 час.) | |||||||||
132 133 134 | Много ли слов в языке и почему появляются новые слова? О словах, которые выходят из уОбъясняем происхождение некоторых словпотребления | 3 | Класс клеить колбаса коллекция комбайн комната | ШШ шшш ЩЩ щщщ ъъъ ъъъ | Сочетания -оро-, -оло- Сложные слова Ь знак после шипящих | Упр.536-540 Упр.542-543 Упр.545-551 | Упр.541 с.92 Упр.544 с.93 Упр.550, 552 с.94 | ||
135 | Правильное употребление слов: обучение сжатому письменному пересказу текста («Поговорим о значении слов»). | 1 | Компот конфета | ыыы ыыы | Анализ прилагательных | Упр.553 | Упр.554 с.95 | ||
136 137 | Об использовании слов в речи; совершенствование умения пользоваться толковым словарём («Поговорим о значении слов»). Синонимы и антонимы; выбор точного слова | 2 | Кончить коридор Коричневый корова | ььь ььь ььь ЭЭ эээ Эля | Анализ существительных | История слов местного диалекта | Упр.555-559 Упр.562-565 | Упр.560, 561 с.97 Упр.566, 567 (по выб.) с.99 | |
138 | Р. р. Изложение «Как распускается мак» | 1 | М.п. с.171-172 Упр. 568 | Упр.569, с.99 | |||||
139 140 141 | Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию»). История слова и непроверяемые безударные гласные в корне. Рассказываем истории некоторых выражений | 3 | Котлета красиво красить кровать лазить лапша | ЮЮ ююю ЯЯ яяя яяя | Синонимы антонимы Различные виды разбора Связь слов в предложении | Упр.570-575 Упр.577-579 Упр.581-584 | Упр.576 с.101 Упр. 580 с.102 Упр.585 с.105 | ||
142 | Контрольная работа №8 по теме «Слово» | 1 | |||||||
143 | Работа над ошибками. | 1 | Упр.583 с. 104 | ||||||
144 145 146 | Слово с разных точек зрения («Что мы знаем о словах?») Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора | 3 | Лаять лестница лопата магазин | /// ррр/// Лм \\ лМ млмл | Начальная форма частей речи Глагол | Профессии людей, живущих в нашем селе | Упр.586-590 Упр.592-594 Упр.597-600 | Упр.591 с.108 Упр.595, 596 (по выб.) с.109 Упр.601с.111 | |
147 148 | Что надо уметь, чтобы писать грамотно? (систематизация умений) | 2 | Макароны мальчик мандарин математика | Ав оро Ва Хо хл ох | Различные виды разбора | Упр.602-606 Упр.608-611 | Упр.605, 610 с.112- 113 Упр.612-613 с.115 | ||
149 150 | Проверяем свои умения («Проверяем себя») | 2 | Машина мебель медведь медленно | Лл лм лак Ссс сл слон | Связь слов в предложении Глагол | Упр.614-615 М.п. с.199-201 Упр. 617 | Упр.616 с. 116 | ||
151 | Итоговая контрольная работа №9 по теме «Повторение изученного в 4 классе» | 1 | М.п. с.201-202 | ||||||
152 | Работа над ошибками | 1 | Месяц минута | ООО // ооо | Орфограммы в окончаниях | Записать 7 фамилий жителей нашего села | М.п.с.202-205 | Упр. 607 с.113 | |
153 | Культура речи: повторение и обобщение («Знаешь ли, как правильно?») | 1 | Молоко молоток | Уз уж ус | Сложные предложения | Упр.618-622 | Упр.623. 624 с117 | ||
Размышляем, рассказываем, сочиняем (14 час.) | |||||||||
154 155 | Наблюдение за способами связи предложений в тексте («Предложение в тексте») Обучение связи предложений в тексте | 2 | Морковь мороз Москва налево | СсС // сСс Сос /// соС | Лицо глаголов, -ться, -тся в глаголах | Упр.625-629 Упр.631-633 | Упр.630 с. 119 Упр.634 с.122 | ||
156 157 | Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения («Повествуем, описываем, оцениваем, рассуждаем») | 2 | Направо неделя | Эээ // Эээ | Главные члены предложения | Упр.635-638 Упр. | Упр.639 с.123 | ||
158 | Р.р. Контрольное изложение «Петух» | 1 | Ноябрь обед обидеть | Пп // Тт | Звуко-буквенный анализ слов | Текст о реках Ставрополья | Упр.640-641 | Упр. 642 с. 126 | |
159 | Работа над ошибками | 1 | Облако огород | РРР /// ррр | Разбор слов по составу | Упр.643 | Упр.644 с.127 | ||
160 | Введение термина «сочинение»; знакомство с памяткой «Как писать сочинение» и её первичное освоение | 1 | Огромный огурец | БББ /// ббб | Безударные гласные | Упр.646-647 | Упр.648 с.129 | ||
161 | Составляем собрание сочинений | 1 | М.п.с.225-227 | Состав. словосочет. | |||||
162 | Р/р Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов или сочинений-сказок | 1 | Одиннадцать октябрь | ЯЯЯ /// яяя | Парные согласные | Упр.649 | Упр. 650 с. 132 | ||
163 | Р /р Составление сочинений-рассуждений | 1 | Упр. 651 | Упр.652 с.134 | |||||
164 | Р /р Составление рассказа по сериям сюжетных рисунков | 1 | Отдых падать | ЮЮЮ //юю | Род глаголов | М.п. с.230-231 Упр. 653 | Упр.654 с.135 | ||
165 | Р /р. Сочиняем письма | 1 | Пальто пассажир | Рр /// Тт | Предлоги с местоимениями | Списывание текста о городе Благодарном | М.п. с.231-234 Упр. 655 | Упр.656 с.136 | |
166 | Р /р Сочинение по картине И.И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем» | 1 | М.п. с.234-237 | карточки | |||||
167 | Работа над ошибками | 1 | Пенал печенье | ВВВ /// ввв | Правописание суффиксов | М.п. с.237-238 | Отредактировать текст | ||
Перелистаем учебник (3 час.) | |||||||||
168 | Размышляем об уроках русского языка… («Перелистываем учебник») | 1 | Пиджак пирог | ЗЗЗ /// ззз | Безударные гласные | М.п. с.238-242 | Задания по выбору | ||
169 | Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды… («Перелистываем учебник») Словарный диктант терминов | 1 | Полотенце помидор | ППП///ппп | Анализ глагола | Сочинение – рассуждение о жизни в селе Сотниковском | М.п.246-250 | Упр.649 с.109 | |
170 | Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды… («Перелистываем учебник») | 1 | Помнить портить | ИИИ /// иии | Непроизносимые согласные | М.п.с.250-254-260 | Карточки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/12/picture-265494-1371025204.jpg)
Рабочая программа по Русскому языку на 2013– 2014 учебный год 2 класс. УМК Гармония
Рабочая программа по учебному курсу Русский язык составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включает: поя...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/19/picture-106787-1387465286.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ на 2013/2014 учебный год 3 классы Учитель: Максимова О.В.
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лич...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/06/picture-477345-1410011753.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-496221-1424089818.jpg)
Рабочая учебная программа по русскому языку для 1 класса УМК «Школа России» 2014-2015 учебный год
Рабочая учебная программа по русскому языку для 1 класса УМК «Школа России» 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа по русскому языку на 2015-2016 учебный год 4 класс
Авторская программа курса "Русский язык" 4 класс Л.Я.Желтовская,Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина.сборник "Программы общеобразовательных учреждений.Начальная школа.УМК "Планета Знаний"...
Рабочая программа по русскому языку на 2015-16 учебный год.
Планирование на 2015 - 1 6 учебный год по русскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/07/picture-1066368-1538902549.jpg)
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...