Развитие исследовательских умений учащихся, как инструмент развитие личности.
статья

ГУГКАЕВА  ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению.  Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становиться важнейшей задачей современного образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ №47»

 ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА

Развитие исследовательских умений учащихся,

как инструмент развитие личности.

Выполнила:

учитель начальных классов

Гугкаева О.В.

Саратов

2019

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….…3

Основная часть. Исследовательская деятельность, как инструмент

 развития личности ……………………………………………………….………...5

Элементы  исследовательской деятельности………………………..……………10

Модели организации учебно-исследовательской деятельности учащихся …..12

Заключение……………………………………………………………………………14.

Литература………………………………………………….…………………………15.

У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду

или нескольким  видам  (отраслям)  деятельности.  Как  раз эту  индивидуальность  и надо  умело  распознать,  направить  затем  жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый 

период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка .

В.А. Сухомлинский

Введение
Большие  изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.


Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе   исследовательской деятельности обучающихся.
Современный учитель-профессионал не только сам становится исследователем, но и организует исследовательскую деятельность школьников. Она помогает обеспечить активную познавательную деятельность учеников, вовлекает в поиск решения сложных, проблемных вопросов, актуализируя знания, вырабатывая навыки анализа, умение абстрагировать, делать выводы, обобщать. Подготавливая, организуя, проводя исследовательскую деятельность учеников , педагог стимулирует творческую активность, эмоциональное восприятие, вовлекает их в научную работу, обучает самостоятельному поиску нестандартных решений возникших проблем. Поэтому в современной школе приёмам организации исследовательской деятельности учащихся должно уделяться особое внимание.

Работа учителя в этом направлении не должна носить стихийный, бессистемный характер. Только продуманная, логически выстроенная система занятий, организующая исследовательскую деятельность учащихся, даст ожидаемые результаты. Даже ученик начальной школы, вооружённый научными методами познания, сумеет обнаружить проблему и не только понять и изучить её, но и самостоятельно предложить нестандартное, креативное, оригинальное решение.

 

Основная   часть.

 Исследовательская деятельность, как инструмент  развитие личности.

 Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению.  Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становиться важнейшей задачей современного образования.

Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Уже в начальной школе встречаю таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в процессе наблюдений, опытов, экспериментов. Поэтому главной идеей своего опыта считаю выявление всех, кто интересуется различными областями науки, выведения школьников на дорогу поиска, на раскрытие творческих способностей учащихся.

Научной базой опыта является теория развития исследовательских умений учащихся А.И.Савенкова доктора педагогических наук, доктора психологических наук, профессора кафедры психологии развития МПГУ.

За девиз можно взять слова А.Н.Колмогорова «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

Русский педагог Константин Николаевич Вентцель писал, что на ребёнка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины: опираться на собственный опыт ребёнка; обучать в действии; побуждать к наблюдению и экспериментированию.

Идеям исследовательского обучения близко то, что именуется в отечественной литературе проблемным обучением.

Творческая одарённость для Дж.Родари – это оригинальный склад мышления, творческий ум – ум активный, пытливый, обнаруживающим проблемы там, где другие их не видят, способность принимать самостоятельное решение, отрицает то, что ему навязывают, независим в суждениях.

В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его реализации на практике:

  • Преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащемуся.
  • Преподаватель ставит проблему, но уже метод её решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).
  • На третьем - высшем - уровне  постановка проблемы, поиск методов исследования и разработки решения осуществляется учащимися самостоятельно.

Для стимулирования исследовательской активности младших школьников можно проводить коллективные игры с интересными сюжетами, когда в исследовании над одной проблемой трудится весь класс или группа детей. Игры позволяют освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

Игра расширяет кругозор учащихся, стимулирует познавательный интерес. Опыт исследования игр показал, что в процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, появляется стремление к знаниям. Игра помогает сделать процесс познания увлекательным.

При игре в группах дети учатся правильно говорить, общаться, сопереживать, помогать товарищу, развивается чувство ответственности перед другими, умение отстаивать своё мнение, соглашаться с мнениями других.

Для самостоятельных исследований школьникам , можно предложить карточки с символическими изображениями методов исследования,  карточки с темами исследований специальная литература по теме (словари, справочники, энциклопедии), папки исследователя с кармашками из плотной бумаги с изображениями методов « исследования» (показать карточки и папки)

1. Посмотреть по телевизору

2.Получить информацию из сети Интернет

3.Провести эксперимент

4.Спросить у другого человека

5.Получить информацию из книг

6.Подумать.

Проведение исследований. На этом этапе в исследовательский поиск вовлекается весь класс. Задача учителя – играть роль консультанта, старшего помощника.

Начинается занятие с выбора тем. Карточки с их «изображениями» раскладываются на столе. Выбрав тему, каждый ученик получает папку исследователя. Задача – собрать нужные сведения, используя возможности всех доступных источников информации; обобщить их и подготовить доклад по результатам исследования.

Сообщение по результатам исследования целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения. Докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам.

Как показала практика, учащиеся легко включаются в спор, задают вопросы, вносят свои поправки.

Необходимо учить ребят говорить кратко и точно, рационально использовать время, отводимое на выступление.

Данную технологию можно использовать как на уроках по разным учебным дисциплинам, кружковой работе, так и в ходе различных внеклассных мероприятий.

Эти занятия дают большой простор для развития творческого мышления учащегося, речи, расширяют его кругозор. Они создают условия для активного исследования самых  разных проблем.

Приёмам  организации исследовательской деятельности учащихся в современной школе должно уделяться особое внимание с 1 класса. Важно действовать поэтапно.

1 этап – развитие речи, умение отвечать на вопросы, вести диалог, развитие интереса. И это всё учащийся развивает на основе не просто интересной для него темы, а любимой темы. Учащиеся с удовольствием делятся своими знаниями, увлечениями, любимыми книгами. Несколько примеров из моего класса.

Сурков Сергей с интересом рассказывал о планетах солнечной системы. Показывал иллюстрации в книгах на эту тему. Другой ученик, Уткин Александр с таким же интересом РАССКАЗЫВАЛ о динозаврах. Варвара Плотникова читала наизусть свои любимые сказки Чуковского. Еще были такие работы, как мастер класс. Виолетта рассказывала о видах вышивки, о инструментах, которые помогают создавать такие красивые картины и делилась своим мастерством с одноклассниками. Дети вышивали цветок на платочке для мам.

Но самое главное, что в конце выступления дети- слушатели задавали вопросы на которые выступающие должны были ответить. И если они не знали ответ, то они должны были найти ответ до следующего занятия. Конечно, на вопросы учителя они не могли найти ответ.

А как дети, которые пассивные, которые ни чего не знают? А может не хотят. Петя ни когда ни чего не понимает и не знает. И поэтому он не хотел что-то там рассказывать. Но когда я его спросила о его Боне, любимица – кошка. Петя с удивлением начал отвечать и не мог понять почему я расспрашиваю его о персидских кошках. Разве это Вы не знаете? Любимая тема помогла Пете не только  показать свои знания и ответить на все вопросы, но и раскрыть себя, самоутвердиться.

Хочу вспомнить слова В.А.Сухомлинского: «У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности.  Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка».

Не заученные научные определения – предел ребенка первоклассника. А его размышления на любимую тему, наблюдения, любознательность - вот что по-моему в 1 классе помогает развивать исследовательскую деятельность.

Во 2 этапе также важным остаётся любимой тема, развитие речи, умение отвечать на вопросы, вести диалог, развитие интереса. И работать над  исследовательской деятельностью с  научной точки зрения: ставить цель и определять задачи, искать нужную информацию и сохранять ее.

Всегда предлагаю детям тему игрушек. Конечно все дети любят электронные игры, но когда их спрашиваю: «С какой игрушкой Вы засыпаете?» Дети называют свои игрушки с нежностью и интересом рассказывают о них.

Давайте вспомним спинер. Что это? Дети скажут –игрушка, на самом деле это антистрессовая игрушка. Тогда у детей возникнет вопрос, что такое антистресс? А стресс? Какие бывают антистрессы…  Видя эту игрушку, можно предложить детям записать вопросы, на которые мы будем искать ответы. Вопросы могут касаться и психологии человека и физики. Определить важные вопросы которые могут являться задачами, чтобы достичь цели. А цель выбрать опираясь на желание ребенка: самому ИЗГОТОВИТЬ антистресс; или найти методы воздействия на человека при стрессе. Руководитель должен распознать индивидуальность учащегося, чтобы направить деятельность в нужном направлении при котором ребенок станет еще более уверенным и  авторитетным.

3 этап. Каждый  год навык исследования становится более научным и обширным. Темы  носят также важную особенность в развитии исследовательских умений. И на этом этапе учащийся сам выбирает тему из предложенных ему руководителем. Учащийся понимает суть работы и выдерживает алгоритм действий, что позволяет ему четко правильно организовывать своё время.

 Руководитель на этом этапе учит:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной    исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования. Для обучающихся в начальной школе, в соответствии с возрастной спецификой на первый план у детей выходят цели освоения коммуникативных навыков.

Элементы  исследовательской деятельности

Элементы   исследовательской деятельности нужно формировать в процессе работы над  исследованием и вне её:

Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков  исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
  • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
  • практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
  • количество новой информации использованной для выполнения проекта;
  • степень осмысления использованной информации;
  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
  • владение рефлексией;
  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  • социальное и прикладное значение полученных результатов.

Модели организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Рассмотрим различные модели организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Модель 1. «Обучение исследованию».
Цель: не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования.
Технология: учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Модель реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время.


Шаг 1. Столкновение с проблемой.

Шаг 2. Сбор данных – «верификация»

Шаг 3. Сбор данных- экспериментирование.

Шаг 4. Построение объяснения.

Шаг 5. Анализ хода исследования.

Модель 2. «Приглашение к исследованию».
Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления.
Технология: учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности ученика во время урока.


Шаг 1. Знакомство с содержанием предстоящего исследования.

Шаг 2. Построение собственного понимания замысла исследования.

Шаг 3. Выделение трудностей учебного познания как проблемы исследования

Шаг 4. Реализация собственного способа построения исследовательской процедуры.


Модель 3. «Систематическое исследование».
Цель: формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатов.
Технология: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимся самостоятельно.


Шаг 1. Определение проблемы.

Шаг 2. Выдвижение гипотезы.

Шаг 3. Выбор источников информации.

Шаг 4. Анализ и синтез данных.

Шаг 5. Организация данных для ответа на поставленные вопросы и проверки гипотезы.

Шаг 6. Интерпретация данных в соотнесении с социальными, экономическими и политическими процессами.

Поиск информации занимает самую большую часть работы над любой творческой или исследовательской темой. Успех такой исследовательской деятельности напрямую зависит от того, умеет ли школьник искать и обрабатывать найденную информацию. В связи с этим на учителя ложится весьма важная задача: познакомить учащихся с системой хранения информации  и научить школьников ускоренному поиску и обработке информации. На сегодняшний день существуют альтернативные источники информации:

  • базы данных библиотек
  • учебная и научная литература
  • художественная литература
  • базы данных сети Интернет

Учитель знакомит школьников с особенностями работы с библиографическим каталогом, библиографическими карточками, аннотациями к книгам. Это работа не новая, она хорошо знакома всем учителям, прошедшим собственную школу работы над научной темой.
Следующий этап работы над исследованием – оформление самого отчета по исследовательской работе. Здесь учителю помогут имеющиеся в каждой школе требования к оформлению реферата.
Завершающий этап исследовательской деятельности – публичный отчет о своей работе. Думаю, ни у кого уже не вызовет желания оспорить мысль о необходимости сопровождать этот отчет презентацию. Это значительно облегчает слушателям воспринимать информацию, поддерживает интерес и внимание, позволяет сделать акцент на наиболее важных моментах, представить иллюстрации, необходимые цитаты или примеры и т.п. Можно сказать, что сегодня на этом этапе исследования компьютер  заменяет современному учёному полку книг со справочной  литературой  и  словарями,  а также  бумагу,  ручку  и  печатную  машинку,  избавляя  его  от  неизбежного многократного    переписывания    материала    при    его    упорядочивании, перекомпоновки  и  редактировании.   И на этом этапе работы учитель помогает своему ученику. И помощь заключается не только в технических моментах. Учитель подсказывает, какую информацию следует дать более подробно, о чем можно только упомянуть, какие иллюстративные материалы стоит использовать, как их скомпоновать и т.д.
Заключение
Исследовательская работа учителя с учеником весьма полезна в формировании умения находить, анализировать, обрабатывать информацию и использовать ее по назначению, умению устанавливать межпредметные связи, искать общие закономерности и т.д. Сегодняшним школьникам предлагается освоить (подразумеваем «выучить») такой огромный объём знаний, знаний, накопленных веками, что рассчитывать на абсолютный успех в этом нам просто не приходится. На мой взгляд, гораздо важнее научить их работать с информацией. Освоив это, будущие специалисты (и уже не важно, в каких областях!) смогут в любой момент найти и использовать необходимую информацию. Не стоит превращать наших детей в  «полуживые» энциклопедии. Гораздо полезнее и интереснее для них научиться пользоваться энциклопедиями тогда, когда возникает потребность в них.
Следует отметить, что из собственного опыта можно рекомендовать:

  • Исследовательских проектов не должно быть много. Обилие ученических проектов ведет к снижению познавательной активности и качеству исследования.
  • Необходимо планировать интегрированные проекты.
  • Целесообразно предлагать учащимся выходить на различные конкурсы – это позволяет повысить их самооценку.

В этом  учебном  году на школьной научно-практической  конференции   учащиеся  2 «Г» класса  выступили  с исследовательской  работой: «Магнитный пластилин» (2 место) и «Угасла энергосберегательная лампа» (победитель в номинации «Человек и окружающая среда»). Еще ребятам предстоит выступление на районной конференции, они уверены и надеются

Литература

  1. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.
  2. Леонтович А. В. Практика реализации программы исследовательской деятельности учащихся. www.abitu.ru/researcher/methodics/teor/a_amj1t.html
  3. Огоновская И.С. Азбука исследователя: Методические рекомендации по организации  и содержанию научно – исследовательской, проектной деятельности учащихся – Екатеринбург: Сократ, 2008.
  4. Салтыкова Т. Ю. Помощь учащимся в поиске и обработке информации  в исследовательской деятельности school9.uni-dubna.ru/NPO/poiskinfo.htm  
  5. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.
  6. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.
  7. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  8. Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ. технологии.- 2001.- N 5.- C. 146-149.
  9. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. N 1333 «Донская гимназия» и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии.- 1999.- N 1-2.- C. 132-137.
  10. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974.
  11. Логинова Н. А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. 2000, том 21, № 5.
  12. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  13. Поддьяков А. Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister.- 1999.- N 1.- C. 85-95.
  14. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
  15. Саввичев А. С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции. // Народное образование, № 10, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных и исследовательских умений учащихся

Образование должно быть нацелено не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных способностей и созидательных возможностей. Действенный подх...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры...

Проблемно-исследовательский метод преподавания и развитие исследовательских умений учащихся

Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения  - то, что, пож...

Развитие исследовательских умений учащихся начальной школы через выполнение учебных проектов.

Данная статья была опубликована в журнале "Известия" (2010 год). В ней учебный проэкт представлен как эффективное средство развития исследовательских умений....

Статья "Профессиональная компетентность как ресурс совершенствования учебно-педагогического процесса: новые инструменты развития личности учителя и ученика." (текст +презентация)

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Модель «Системный оператор», как универсальный инструмент формирования исследовательских умений учащихся начальных классов.

В начальных классах работа над формированием исследовательских умений учащихся является одной из самых актуальных проблем....

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...