Конспект урока по русскому языку. Тема"Род имён существительных", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Звездина Флера Харисовна

 

Тема урока, класс

Тема: Род имён существительных, 3 класс

 

Программа, УМК

«Начальная школа ХХI века»

Тип урока.

Открытие нового знания

Цели урока.

Цель, направленная на достижение предметных результатов: ознакомление с приёмами распознавания рода имен существительных.  

Цель, направленная на достижение метапредметных результатов (УУД):

Регулятивные:

- определять и формулировать тему и цель урока;

- умение принимать планировать и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения своих и чужих действий;

Познавательные:

-ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

- проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме простых суждений;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

 

Цель, направленная на достижение личностных результатов (УУД):

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок;

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_konkursnogo_uroka_zvezdina.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная кадетская школа № 4» г. Нефтеюганска

                                       Конспект урока по русскому языку  в 3 классе

« Род имён существительных»

Подотовила

 учитель начальных классов

 Звездина Флера Харисовна

г.Нефтеюганск

2016 г.

                  «Конспект конкурсного урока»

  1. Выполнила:   Звездина Флера Харисовна,   учитель начальных классов МБОУ «СОКШ № 4» г. Нефтеюганск.

  1.  Сценарий урока:

Тема урока, класс

Тема: Род имён существительных, 3 класс

Программа, УМК

«Начальная школа ХХI века»

Тип урока.

Открытие нового знания

Цели урока.

 Цель, направленная на достижение  предметных результатов: ознакомление с приёмами распознавания рода имен существительных.  

Цель, направленная на достижение метапредметных результатов (УУД):

Регулятивные:

- определять и формулировать тему и цель урока;

- умение принимать планировать и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения своих и чужих действий;

Познавательные:

-ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

- проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме простых суждений;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

Цель, направленная на достижение личностных результатов (УУД):

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок;

Оборудование и материалы к уроку.

Оборудование, ТСО:  учебник  С.В.Иванов « Русский язык» 3 класс; мультимедийная презентация к уроку, смайлики для рефлексии, 4 части мозаики с фразеологизмами

Дидактический материал к уроку: раздаточный материал для работы в группах; карточки с заданиями, сигнальные карточки.

Главная проблема урока. Суть урока.

  Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с приёмами рода имён существительных.

Технология, формы работы на уроке, обоснование целесообразности

Ведущая технология: технология деятельностного метода, информационно-коммуникационные технологии, технология уровневой дифференциации.

Формы работы: 

  • -фронтальная,
  • -практическая,
  • -самостоятельная,
  • -работа в группах.

 

Обоснование целесообразности применения:

    Использование групповой формы работы на уроках повышает мотивацию, эффективность учебного процесса, развивает самостоятельность и ответственность.

Этапы и виды деятельности   учащихся (с указанием примерного хронометража)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 Мин)

   Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

2) определить содержательные рамки  урока: изучение нового правила. Личностные УУД: доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат.

       При проведении психологического настроя урока у учащихся формируются коммуникативные УУД – это умение договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

2.Минутка чистописания. Словарная работа (3 мин.)

 Познавательные УУД:

-умение анализировать, делать выводы;

- анализ объектов с целью выделения существенных признаков

 

3.Актуализация опорных знаний. Самоопределение к деятельности (3 мин.)

Регулятивные УУД:

-уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя.

Познавательные УУД

-умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы;

-умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем;

-установление причинно-следственных связей.

Личностные УУД:

-сформированность учебно-познавательного интереса

Метапредметные УУД:

- осуществление синтеза, анализа, классификации

4.Открытие нового знания (20 мин.)

Цель: сформировать навык определения рода существительных опираясь на выведенный способ.

Познавательные УУД:

-уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы.

Регулятивные УУД:

-принятие и сохранение учебной задачи;

-управление своими действиями в соответствии с поставленными задачами;

-уметь комментировать учебные действия при выполнении задания;

-умение учитывать позицию собеседника;

-организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками;

-адекватно передавать информацию;

-отображать предметное содержание в речи

Личностные УУД:

-проявлять интерес к изучению темы.

Метапредметные УУД:

-осуществление синтеза, анализа, классификации

-умение строить умозаключения, основываясь на свой опыт и практическую работу.

Коммуникативные УУД:

-овладение основами коммуникативной деятельности;

-освоение правил групповой работы;

-осознание на практическом уровне значимость работы в группе

4.Закрепление изученного материала (8 мин.)

Познавательные УУД:

- осуществление синтеза, как составление целого из частей, анализа, сравнения, классификации;

- развитие познавательного интереса

-умение строить речевое высказывание в устной форме

Личностные УУД:

-учебно-познавательный интерес к предмету, заданиям урока.

 5. Самостоятельная работа с самопроверкой (2 мин.)

Регулятивные УУД: самостоятельно выполнить предложенные задания. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

6.Итог урока. Рефлексия(1 мин.)

Цель: оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока.

Личностные УУД:

-осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока;

Познавательные УУД:

-умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы; умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем; установление причинно-следственных связей);

 Коммуникативные УУД:

-умение работать в группе;

-сформированность норм в общении с детьми и взрослыми;

Метапредметные  УУД:

-умение сравнивать, делать выводы;

Предметные УУД:

 -применение новых знаний в жизненных ситуациях.

7. Домашнее задание

Познавательные УУД:

-уметь определять род имён существительных и обосновывать своё мнение.

Формулировка заданий ученикам на каждом этапе урока. Предполагаемые результаты.

Задания по целеполаганию и рефлексии.

I.Организационный момент

1.Сегодня у нас не обычный урок, а урок хорошего настроения. Мы будем много думать, вспоминать, сосредоточенно работать. Тогда всё нам будет по плечу.

Сегодня мы будем собирать мозаику, но не простую, а познавательную. И узнаем много интересного из истории некоторых выражений. Но и про русский язык не забудем.

2.В повседневной жизни мы с вами часто употребляем некоторые выражения, совершенно не задумываясь над тем, почему мы так говори и откуда это пошло. Интересно? Интересно!

Возьмём первую часть мозаики, и в конце урока посмотрим, что же у нас получится.

Вилами на воде писано

Выражение – это означает следующее: очень всё сомнительно, неясно.

Первоначальное значение слова «вилы» - круги. Слово вышло из употребления, а выражение осталось. Означает оно: неточное, неясное, сиюминутное, исчезающее так же быстро, как круги на воде

Я надеюсь, что вилами на воде никто писать не будет, а будет запоминать прочно и надолго знания, приобретённые на уроке.

II.Минутка чистописания. Словарная работа

-Назовите последний месяц зимы? (февраль)

Февраль- месяц короткий. Он и «зиму замыкает» и «весну строит».

- Сколько букв в слове февраль? (7 букв)

- Сколько звуков? Почему? (6 звуков)

- Назовите орфограммы в слове?

- Назовите последний звук в слове?

-Какой буквой он обозначен?

Сегодня в строчке чистописания работаем над соединениями буквы л с гласными е и и.

Напишите самостоятельно по образцу.

III.Актуализация опорных знаний. Самоопределение к деятельности.

-Какие ещё зимние месяцы вы знаете? (январь, декабрь)

- Назовите орфограммы в слове январь? декабрь?

- Назовите основные признаки зимы?

-Назовите орфограммы в слове мороз?

-Что общего у этих слов?

С помощью этих слов составьте новое слово. А вот ключ к составлению нового слова.

1с.      3с.       4с.

4          1         2

- Какое слово получилось? (род)

Верно. Это слово имеет несколько значений. Попробуйте назвать значение этого слова.

Род- это грамматический признак разных частей речи.

-Напомните, какой частью речи являются слова из словаря?(именами существительными)

Исходя из вышесказанного, сформулируйте тему урока.

Род имён существительных.

На уроке мы должны будем ответить на следующие вопросы:

  1. Какого рода бывают имена существительные?
  2. Как узнать род имени существительного?

-Какие задачи перед собой поставите?

IV. Изучение нового материала

А теперь берём 2 часть мозаики

Как с гуся вода.

« Ему как с гуся вода!» - это выражение мы часто слышим, но его происхождение известно не всем. Это не простая формула, часть заклинатель ной формулы.

Заботливые родители, купая своего ребёнка в бане, приговаривали: «Как с гуся вода, с нашего Коленьки худоба». Имеется виду болезнь. Люди простодушно верили, что всякие напасти сбегут с их сына или дочери так же быстро, как сбегает вода с гусиного оперения. Именно с гусиного? Да, нет необязательно с перьев любой водоплавающей птицы, так как их оперение покрыто особой смазкой, которая выделяет особая железа на спинке у корня хвоста. Вода не смачивает перья, а скатывается по жиру и птица остаётся сухой.

Выражение «Как с гуся вода» означает: ему или ей всё нипочём.

И нам всё нипочём, мы всё сейчас поймём, узнаем новое, поэтому переходим к изучению нового материала.

Работу проведём в группах (3 группы)

На доске написаны слова:

Утка, перо, лебедь, крыло, гусь, птица.

-Прочитайте слова.

-Что общего в этих словах?

- Что такое имя существительное?

Распределим имена существительные по 3 группам.

1 группа. Выберите и запишите слова, к которым можно подставить слова он, мой.

2 группа. Выберите и запишите слова, к которым можно подставить слова она, моя.

3 группа. Выберите и запишите слова, к которым можно подставить слова оно, моё.

Поверка работы в группах. Выступает 1 обучающийся от группы.

На доске:

он, мой                                 она, моя                                 оно, моё

лебедь                                  птица                                     крыло

гусь                                       утка                                       перо

-Распределив имена существительные по данным трём группам, мы разделили их по родам.

-Род-это грамматический признак имени существительного.

-В русском языке существует три рода: мужской, женский, средний. Каждое существительное относится к одному из трёх родов.

-Давайте определим род имён существительных.

Распределите карточки с родами

1группа: средний род.

2 группа: мужской род.

3 группа: женский род.

-С каким грамматическим признаком имён существительных мы сегодня познакомились?

На доске:

                       Род имён существительных

муж.род                         жен. род                      ср. род

он, мой                          она, моя                       оно, моё

лебедь                            утка                                крыло

гусь                                  птица                              перо  

-Вот такую схему мы с вами составили по новой теме.

- Прочитаем правило на странице 160.

-Давайте повторим то, что вы узнали на уроке по вопросам.

-Молодцы. Вы хорошо работали и справились с заданием.

-Оцените себя в листках самооценки №1.

V.Закрепление изученного материала

-Берём 3 часть мозаики.

Зарубить на носу.

-«Зарубить на носу» - значит запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.

Многим представляется, что сказано это достаточно жестоко: не очень приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собственном лице. Напрасный страх: слово «нос» тут означает не орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками делали всевозможные записи.

-А зарубить на носу мы должны род имён существительных.

а) На парте лежат сигнальные карточки (муж. род, жен. род, ср. род). Я буду называть имена существительные, а вы должны определить род этих слов и показать соответствующую карточку.

Праздник, Отечество, защитник, родина, Россия, подвиг, доблесть.

-Что объединяет все эти слова?

- Какой праздник приближается?

б) Работу по учебнику в группах (стр.180 упр.5)

1 группа: Выпишите слова женского рода.

2 группа: Выпишите слова среднего рода.

3 группа: Выпишите слова мужского рода.

Проверка выполненной работы.

-Оцените свою работу в листках самооценки №2.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Проверим, как вы научились определять род имён существительных. В карточках, где нужно поставьте знак «+».

муж. род

жен. род

ср.род

звезда

магазин

гвоздика

звено

осина

ствол

яблоко

Проверьте свою работу по образцу. Поставьте себе отметку.

VII. Итог урока. Рефлексия.

А теперь берём 4 часть мозаики.

Знать на зубок.

Какой смысл вкладывается в эти слова детям известно не хуже взрослых. «Знать на зубок» - значит, например, превосходно выучит таблицу умножения и вообще отлично в чём-либо разбираться.

А было время, когда знать на зубок (проверить на зубок) понималось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет: прикусишь монету зубами, и если не осталось вмятин – значит монета подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться фальшивая: внутри вся полая или залитая дешёвым металлом.

-Что сегодня мы должны знать на зубок?

- Что нового вы узнали на уроке?

У меня получилось…

Я научился

Сегодня на уроке я смог…

Урок дал мне для жизни…

За урок я…

-Получился у нас урок хорошего настроения?

-Кого вы видите на собранной мозаике? (улыбающихся детей)

- Покажите смайлик с вашим настроением.

-Мне очень хочется, как можно чаще видеть на ваших лицах улыбки, тогда и в учёбе у вас будет всё получаться.

VIII. Домашнее задание

Домашнее задание по выбору:

1)        Работа с деформированным текстом  (по желанию)

Учащимся выдается конверт с текстом, разрезанным на предложения.

Задание: составить текст, разделить его на части, вставить подходящие по смыслу существительные, определить род им. существительных, подобрать заголовок

Рисунки, задачи (с решением), схемы, таблицы, вид школьной доски.

                          Лист самооценки

Оцените свою работу на уроке по5-бальной системе

                    1    2     3      4      5

Формы контроля и оценки результатов урока (предметный, метапредметный аспект)

Виды самоконтроля: текущий контроль (по образцу)

Формы самоконтроля: фронтальный, индивидуальный.

Инструментарий контроля: задания УУД, карта мониторинга, лист самооценки

Задания на дом (разные варианты на выбор или индивидуально).

Домашнее задание по выбору:

1)        РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ  (по желанию)

Учащимся выдается конверт с текстом, разрезанным на предложения.

Задание: составить текст, разделить его на части, вставить подходящие по смыслу существительные, определить род им. существительных, подобрать заголовок

Список литературы и интернет-ресурсов, использованных учителем для подготовки к уроку.

Список используемой литературы:

1.Л.Ю. Александрова, Н.Н. Афанасьева «Уроки русского языка в 3 классе», « КЛИО», Чебоксары, 1998 г.

2. Журнал «Начальная школа» № 5, 2013 г., статья Т. Соколовой «Информационная грамотность».

3.С.А. Привалова «Русский язык 3 класс поурочные планы», Волгоград, 2011 г.

4. Л.А. Ефросинина «Литературное чтение 2 класс», «Вентана - Граф», 2012 г.

5.С.В. Иванова «Русский язык 3 класс», «Вентана - Граф», 2013 г.

Краткий самоанализ урока

Структура занятия соответствует требованиям к организации урока усвоения нового материала. Четко выделены этапы подготовки и организации внимания учащихся, повторения и восприятия нового, усвоения новых знаний и первичной проверки, закрепления, применения, первичного контроля усвоения знаний, подведения итогов, инструктажа домашнего задания и рефлексии.

На этапе самоопределения к деятельности по теме урока «Род имен существительных» сформированы следующие познавательные УУД: умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы; умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем; установление причинно-следственных связей; уметь использовать приобретённые знания при выполнении практических работ.

Чтобы оживить работу на уроке, повысить интерес к изучаемой теме, на этапе открытия новых знаний и закрепления материала используется работа в группах. Цель применения данной технологии - создание условий для активизации познавательной самостоятельной деятельности учащихся, развития логического мышления.

При подведении итога урока идёт развитие коммуникативных УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.

Домашнее задание предполагает развитие умения определять род имен существительных и обосновывать своё мнение. ( Познавательные УУД); умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)

В конце урока проведена рефлексия.

В течение урока старалась создать атмосферу доброжелательности и общей заинтересованности в успехах каждого ученика. Через словесную оценку поощряла каждого, кто принимал участие. Стремилась к сотрудничеству. Наиболее удачными, на мой взгляд, были фрагменты урока, когда дети сами обосновывали свою точку зрения.

                                                     

 

 [ 

]        Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3кл. Род имён существительных.

Конспект урока по русскому языку 3кл. Род имён существительных....

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: «Род имён существительных»

Учащиеся знакомятся с приемами распознавания рода имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу. Тип урока: изучение нового материала Задачи: Обучающая: формировать умение опр...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Число имён прилагательных. 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Число имён прилагательныхЦели деятельности учителя: формирование умении определять число имён прилагательных; развитие умении составлять словосочетания «имя...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Число имён прилагательных. 2 урок. 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Число имён прилагательныхЦели деятельности учителя: закрепление знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в единственном числе; развитие умений ...

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема: « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения».Цели деятельности учителя:  познакомит...

Конспект урока по Русскому языку. Тема: «Род имён существительных» УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия о роде имени существительном; формирование умения определять род имён существительных. Планируемые результаты: Предметные: Знать определение понятия род...