Урок русского языка.Состав слова.
план-конспект урока по русскому языку на тему

Логунова Валентина Григорьевна

Урок русского языка. Применение жестов и мимики на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_mimika.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Русский язык. « В некотором царстве…»

Тема: Состав слова.

Цели: Повторить понятия: состав слова, однокоренные слова, корень, приставка, суффикс, окончание.

 Вспомнить два правила о написании корня.

 Развитие орфографической зоркости, применение жестов и мимики на уроке.

 Воспитание активной работы на уроке, расширение словарного запаса.

 

Орг. момент:

  1. Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
  2. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? ( Весёлым, интересным, узнать что-то новое.)

Сообщение цели урока:

  1. Мы продолжаем путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству. Я думаю, нам придётся сегодня много удивляться.
  2. А какой звук произносят, когда удивляются? (о-о-о!)

Мин. чистописания.

Вот поэтому, сегодня вспомним, как пишется строчная буква о, высоту строчной буквы в широкой линии и нарисуем волшебные очки.

Словарная работа:

(Учитель пишет на доске слово огород)

  1. Какие слова растут в огороде? (огурец, горох, помидор, морковь, ягода)
  2. А слово капуста пишется с гласной а, потому, что её любит заяц.

(Мимикой показать гласную, которую нужно запомнить)

     

         Мнемонический приём при обучении грамотному письму.

Мнемонитика – греч. искусство запоминания. Совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Работа над новым материалом:

  1. Итак, мы надели волшебные очки и слушаем сказку.

 Не далеко, не близко, не высоко , не низко, за бумажными горами, карандашными лесами, в грамматическом царстве, орфографическом государстве жил-был царь по имени Пар. У него было много волшебных шляп.

 Надевая шляпу ок, он превращался в добрый и ласковый… парок.

 А если на него нападали враги, он мигом надевал шляпу ищ и становился злющим… парищем. Отчего врагам нечем было дышать, и они уходили восвояси.

  1. Давайте запишем эти слова: пар, парок, парище.

Какие слова вы записали?  ( докажите – правило)

Как образовались родственные слова? ( при помощи суффиксов)

Где стоит суффикс? Для чего служит?  ( правило)

Ок – уменьшительно-ласкательный суффикс ( дымок, лесок, садок, мелок…)

Иньк-еньк (беленький, серенький…)

Очк-ечк ( мамочка, папочка…)

Ик ( домик…)

Ищ (домище, шажище, норище…)

Суффиксы придают различные оттенки словам.

Закрепление: стр. 30, упр.383.

  1. На другом берегу реки жил младший брат Пара царь Ход. Молодой, удалой, такой, что ни в сказке сказать, ни пером описать. И было у этого царя много слуг, да не просто прислужников, а разных мастеров. Особенно ценил Ход сапожника, который таких сапог ему нашил, что во всём свете не сыскать, на все случаи жизни.

Вот решил однажды царь сходить на охоту, надел сапоги с – и не успел оглянуться, как в лесу оказался. Долго он по лесу бродил и заблудился. Вдруг из чащи лесной напали на него разбойники. Что делать? Недолго думал царь. Переодел сапоги с на у и быстрёхенько убежал.

 Вдруг, на пути река. И опять сапоги выручили. Надел сапоги пере и преодолел препятствие.

 

Запись: Ход, сход, уход, переход

  1. Какие это слова?
  2. Что за часть стоит перед корнем?
  3. Для чего она служит?  (правило о приставке)

Закрепление: стр.85, упр.357.

 

Что такое корень?

В корне смысл, но не весь.

Главный, но не полный.

Потому приставка есть –

Смысл она дополнит.

- Рад я в этом ей помочь,        

После корня встать не прочь!

Ну и что ж, что после корня,-

Всё равно я всех проворней.

  1. О какой части слова не было сказано в сказке? ( об окончании)
  2. Что такое окончание? (правило)

Вот и сказки нашей тоже окончание пришло.

Что мы повторили, путешествуя по сказке?

                            Части    слова:

           

корень           суффикс              приставка        окончание

  1. Что такое корень?
  2. Что такое приставка?
  3. Что такое суффикс?
  4. Что такое окончание?
  5. Для чего служит суффикс и приставка?
  6. Для чего служит окончание?

  1. Какие правила нужно знать для правописания корня?

(жестами показываем правила)

  1. правописание безударной гласной в корне слова.
  2. Правописание парной согласной в корне слова.

  1. Покажи орфограмму. (жесты и мимика)

(сгруппируй слова в два столбика)

Лавка, темнота, узкий, скользкий, молчит, трава, лизать, кружка.

Итоги урока.

Что ждали от урока, что получили, чему научились, что новое узнали?

Схема- отчёт:

 Подготовила: Логунова В.Г.

Дамсинская      средняя    школа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Состав слова. Разбор слова по составу"

Тема урока: Состав слова. Разбор слов по составу. Цель деятельности учителя: - организовать совместную деятельность учащихся с целью повторения и углубления знаний . Планируемые результаты: - Пред...

Урок русского языка «Состав слова. Значимые части слова»

Ход урока: Организационный момент. Запись числа в тетради.      2. Постановка темы, цели урока. - Посмотрите на доску, что за значки вы видите?- Расшифруйте значки: ...

Конспект урока русского языка "Состав слова. Способы образования слов" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове основные части: корень, приставку, суффикс, окончание и основу; совершенствование навыков образования слов ...

Конспект урока русского языка: " Состав слова. Значимые части слова" ( УМК " Школа России" , 4 класс)

Тема: Состав слова. Значимые части слова.Цели деятельности учителя: совершенствование знаний учащихся о морфемном составе слова и каждой  значимой части слова.Планируемые результаты:Предметные: з...

Технологическая карта урока русского языка «Состав слова. Значимые части слова.» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 05.10.2021Школа: МАОУ СОШ  № 152Класс: 4 «б»Урок: 4Время: 10:40-11:20  Кабинет: 209Студент: Закирова Эльвира РахимовнаГрупп...

Презентация к уроку русского языка "Состав слова. Однокоренные слова."

Презентация к уроку русского языка "Состав слова. Однокоренные слова."...