Связь слов в словосочетании - управление. Русский язык 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Снопова Людмила Александровна

Урок русского языка в 4 классе по программе "Начальная школа  XXI  века". На данном уроке использована технология развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyaz_slov_v_slovosochetanii_-_upravlenie_4_klass.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка 4 класс  

Тема урока: Связь слов в словосочетании. Управление.

Цель урока:  Познакомить учащихся с новым видом связи в словосочетаниях – управлением.

Задачи:

Образовательные

- Учить  определять вид связи в словосочетаниях.

- Создать условия для вовлечения детей в исследовательскую и поисковую деятельность по составлению алгоритма определения нового вида связи.

- Продолжать работу по развитию орфографической зоркости.

Воспитательные

- Продолжить работу по формированию умения работать в паре.

- Воспитывать интерес к изучению родного языка.

Развивающие

- Развивать умения сравнивать, сопоставлять и обобщать, используя прием «Кольца Венна».

- Развивать мышление, речь учащихся.

                Использованные современные образовательные технологии

  1. Технология развития критического мышления
  2. Разноуровневое обучение
  3. Обучение в сотрудничестве (работа в парах)

                                                                                                     


Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

          Упражнение № 3 стр. 92.

   -Что объединяет слова, в которых были допущены ошибки?

     От чего зависит выбор правила написания окончания?

( пронизывало свет ом – сущ., 2 скл.,Тв.п.; ал ые   лепестки – прил., лепестки какие? ; на клумб е – сущ., 1 скл., П.п.; на ладон  и – сущ., 3 скл., П.п.)

Какие словосочетания с числительными выписали?

(два дня – В.п.; вторых суток – Р.п.)

Проверьте, можно ли связь слов в словосочетании  вторых суток  назвать согласованием?

( главное слово  суток выражено сущ., суток каких?- вторых, выражено порядковым числительным; изменяю главное слово -  сутки вторые, суткам вторым – вид связи согласование)

       II. Новая тема.

       А.  Стадия  вызова.

1.   Детям  предлагается  распределить в две группы словосочетания (словосочетания даны на карточках): 1 группа с видом связи согласование,  2 группа - остальные.  (Работа идет в парах).

О старшей сестре

Подарил сестре

Деревянного дома

Дома из дерева

Мамин платок

Платок  мамы

       В ходе проверки дети объясняют,  почему в словосочетаниях 1 столбика вид связи согласование.

  1. Объясните, почему  словосочетания другого столбика не подходят к этому виду связи?

    2.   Дети записывают  их в тетради и объясняют:

     

подарил     сестре ( подаришь сестре, подарят сестре)

дома        из дерева ( нет домов из дерева, о домах из дерева)

платок      мамы (платка  мамы, платком   мамы)

Это новый вид связи – УПРАВЛЕНИЕ. Что можете сказать  об этом  новом  виде связи? ( Выслушиваются ответы детей).

В.  Стадия осмысления.

        1.Работа по учебнику стр. 94.

Дети читают статью в учебнике и выстраивают алгоритм определения нового вида связи  в словосочетаниях, отбирая нужные карточки.  (Работа в парах).

Набор карточек:      Глагол        Существ.

                Прилаг.                        Какой? Чей?

                ? косв. падежей                         Проверяю

        Кого? Чего?                         Кому? Чему?

                

        Кем? Чем?                         О ком? О чем?

Гл.сл.   +   Зав.сл.            Гл.сл.   +    Зав.сл.       Гл.сл. +З.сл.

2. Выполнение упражнений на определение нового вида связи в словосочетаниях.

Детям предлагается 3 вида упражнений (по выбору):

          1 группа (для детей, которые будут работать вместе с учителем).

 На доске даны словосочетания:   в комнате бабушки

                                                         играли на улице

                                                         лист клена

          2 группа (работают самостоятельно): учебник стр. 95 упр.1 (из набора словосочетаний надо найти только  с управлением)

           3 группа (работают самостоятельно): учебник стр.95 упр.3 (из текста надо выписать слово  с управлением)  

    Дети сигнальными карточками показывают учителю, какое упражнение они выбрали.

        (учащиеся 2 и 3 группы работают самостоятельно)

           

         После выполнения производится проверка.

          С. Стадия рефлексии

                 

          Детям предлагается сравнить два вида связи – согласование и управление, используя   прием «Кольца Венна». ( Дети работают в парах)    

   Согласование                Управление

        

        (Учащиеся презентуют свои схемы).

          На основе этой схемы детям предлагается дома выполнить упр.2 из учебника.        

       

           III. Итог  урока.

-Что нового узнали?

-Чем запомнился урок?

-Что было трудным, какое задание?

     -Поднимите руку те, кто доволен своей работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слово и словосочетание. Урок русского языка в 3 классе.

План -конспект урока русского языка по теие "Слово и словосочетание". Данный урок ориентирован на учебник "Русский язык",3 класс, авторы  Л.Я. Желтовская , О.Б.Калинина, УМК "Планета Знаний", но ...

Урок русского языка в 4 классе. Связь слов в словосочетании. Управление. (2015)

Познакомить учащихся с новым видом связи в словосочетании....

УМК 21 век. 4 класс. Русский язык. Технологическая карта урока по теме " Связь слов в словосочетании. Управление"

Это технологическая карта открытого урока ( районный методист). Тема урока -  " Связь слов в словосочетании. Управление." Отзыв положительный....

Урок русского языка "Связь слов в словосочетании. Управление" 4 класс

МБОУ "Погореловская СОШ" Предмет: Русский языкТема урока: Связь слов в словосочетании. Управление.Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий ...

Русский язык. Связь слов в словосочетании. Управление.

Презентация создана для дистанционного обучения...

Связь слов в словосочетании. Управление.

Урок-презентация по русскому языку для 4 класса...

Урок русского языка в 4 классе Связь слов в словосочетании.Управление.

Цель: познакомить с управлением как видом подчинительной связи слов в словосочетании; анализировать различия в способах связи слов в словосочетании; повторить части речи и их грамматические признаки....