Разработка урока по русскому языку 2 класс "Правописание сочетаний ЧК, ЧН".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Козаченко Ирина Николаевна

Разработка урока по русскому языку 2 класс "Правописание сочетаний ЧК, ЧН". Конспект урока разработан по всем правилам: прописаны цели, оборудование, соблюдены этапы урока. Урок построен с учётом здоровьесберегающих технологий, индивидульного и дифференцированного подхода. На уроке присутствует наглядность, различные виды работы, игровая дятельность в виде дидактической игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_po_russkomu_yazyku.zip13.25 КБ

Предварительный просмотр:

      Урок по русскому языку

Тема: « Правописание
                     сочетаний ЧК, ЧН »

                             

                         2 класс

Учитель начальных классов: Козаченко И.Н.

ГОУ СОШ НО №367 г.Москвы

Цели: 1. Повторять знания о том, что звук [ч`] всегда мягкий, поэтому     его мягкость не нужно  обозначать;

           2. Закреплять знания детей по правописанию слов с сочетаниями чк, чн;

            3. Развивать речь, мышление, память, внимание;

            4. Воспитывать любовь к родному языку, аккуратность, усидчивость.

Оборудование: учебник « Русский язык » 2 класс Т.Г. Рамзаева, иллюстрации « изображение тучки », « изображение берёзы », рисунок – девочка,  карточки в форме облачка, карточки с нарисованным домиком.

                       Ход урока:

1. Организационный  момент.

- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.

- Давайте посмотрим за окно. Какая сегодня погода? А теперь улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

2. Чистописание.

- Мне, кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? ( учитель показывает иллюстрацию тучки )

- Что закрыла тучка?

- Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе.             ( учащиеся вместе с учителем произносят это слово )

- Тучка 

- Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук? (ч)

- Давайте найдём эту букву на нашей помощнице – Ленте букв.

- Что мы знаем о букве Ч? ( Согласная. )

-  А о звуке [ч]? ( Непарный, глухой, всегда мягкий. )

- Молодцы! Тучка открыла нам задание.

- Напишем заглавную и строчную буквы Ч, ч.

- Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.

- Ребята, а тучка всё равно не уходит. Наверное нам ещё что-то надо вспомнить. Какое правило встретилось  в слове тучка? ( Сочетание чк пишется без ь. )

- Почему мы не пишем мягкий знак? ( Звук [ч] – всегда мягкий).

- С какой ещё согласной буквой дружит буква ч? ( С буквой н. Получается сочетание  чн. )

- Запишем эти два сочетания.

- Что вы написали на второй строчке? ( Сочетания чк, чн. )

- Слова с сочетаниями чк, чн – это и есть тема нашего урока.

3. Словарная работа.

- Подул ветерок. Наша тучка полетела дальше, а вдогонку за тучкой летят желтые листочки. А от какого дерева, мы узнаем, отгадав загадку.

В осеннем лесочке стоит белая красавица в желтом сарафанчике. (береза)

- Правильно, это берёза. Как вы догадались?

- Произнесём слова по слогам. Запишем это словарное слово.            ( Учащиеся записывают новое словарное слово в словарик. )

- Посмотрите внимательно на слово. Какой слог ударный? (рё) Почему? ( Слог с  гласной буквой ё всегда ударный. )

- Какую букву мы должны запомнить?(Безударную гласную букву е)

- Мы знаем много словарных слов. В каком словарном слове есть сочетание ЧК? ( Учащиеся называют слово – девочка. )

( Учитель показывает карточку с закрытой буквой о. )

- Запишите это слово. Поставьте ударение. Выделите гласную, которую нужно запомнить.

- Проверьте то, что вы написали.

4. Работа над пройденным материалом.

- Снова подул ветер. С нашей берёзы полетели листочки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями чк, чн.

-  Слова не могут попасть в дом, их не пускает “Ь”, который тоже хочет жить в этом домике. Нам нужно правильно распределить слова по окошкам и тогда “Ь” пропадёт.

- Запишите слова в два столбика в тетради, сочетания чк, чн подчеркните.

             чк

           точка

           ночка

           печка

                чн

              точно

             срочно

             ночной

- Проверим.

5. Физминутка.

“Бывает – не бывает”

Веточка съела девочку (садимся)

Леночка взяла скалочку (руки вверх, голову вниз)

Сказочный домик из шоколада.

6. Упражнения по развитию устной и письменной речи.

- Посмотрите! Озорник -  ветер не только с листочками играет. Он перемешал слова в предложении. Оказывается, сочетания чк, чн важны и при записи предложений.

- Давайте вернём слова на свои места. ( На доске записаны слова: Ряба снесла яичко курочка.)

- Какое предложение у нас получится? (Курочка Ряба снесла яичко.)

- Какие  правила мы должны помнить при записи предложения?       ( Начало предложения пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка. )

- Какие правила встретились в словах этого предложения?( В словах – курочка и яичко сочетание чк. Ряба – это кличка, значит, пишется с большой буквы. )

-  Подчеркните эти орфограммы.

- Из какой сказки это предложение? ( Из сказки « Курочка Ряба ». )

- Молодцы! А из какой сказки вот это предложение: Жучка за внучку, внучка за бабку? ( Из сказки « Репка » ).

- А чем закончилась эта сказка?

- Что помогло героям сказки вытащить репку? ( Герои сказки работали вместе, дружно. )

7. Работа с карточками в парах.

- Вот и мы работаем дружно. Поэтому у нас всё получается.

- А сейчас мы будем работать в парах.

- На стол к вам опустилось облачко, а на нём задание. Внимательно прочитайте задание. Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Выписываем слова на новой строке, через запятую. Сидим прямо.

Слова: синички, птички, червячки, кусочки, сучки.

- Проверьте друг у друга.

8. Дидактическая игра.

- Мы хорошо поработали, а теперь отдохнём. Поиграем,а играя, поучимся. ( На доске слово  ТОЧКА )

- Измените первую букву, чтобы получилось новое слово, с новым значением. Например: точка – бочка.

- Чем похожи по написанию эти слова? ( точка – бочка - кочка – почка – ночка )

9. Подведение итогов урока.

- Чему мы учились сегодня на уроке?

-У вас на столе листочки с домиками. Найдите ошибки в рисунках. Исправьте эти ошибки. Работу вложите в тетрадь. ( Домик с тремя окошками:  чк ,  чн ,  ь . )

- Вывод. ( Мягкий знак не может жить в одном доме с чк и чн! )

( оценивание учащихся )

10. Домашнее задание.

- Выучить правописание сочетаний чк, чн в словах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу".

Разработка урока по русскому языку  на тему:" Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, цу, щу". 2 класс....

Разработка урока по русскому языку для 1 класса программы "Планета знаний". Тема: "Сочетания чу-щу".

Это урок изучения нового материала с использованием интерактивной доски....

План-конспект урока по русскому языку. Тема: "Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Данный урок является обобщением по теме. На уроке осуществляется поиск необходимой информации (работа со словарем), умение работать в парах и осуществлять контроль в форме сличения с заданным эталоном...

Разработка урока по русскому языку по теме "Шипящие согласные звуки. Написание слов с сочетаниями жи-ши"

План-конспект урока по русскому языку для 1 класса по теме "Шипящие согласные звуки. Написание слов с сочетаниями жи-ши"...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Слова с сочетаниями ЧУ – ЩУ"

Предмет: Русский язык "Школа России"Класс 2Тема: "Слова с сочетаниями ЧУ – ЩУ"...

урок по русскому языку Правописание сочетаний жи - ши

урок по русскому языку Правописание сочетаний  жи - ши...