урок по русскому языку Правописание сочетаний жи - ши
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок 20
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ: ОБСУЖДЕНИЕ ПОСТУПКОВ.
ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЖИ–ШИ
Педагогические задачи: создать условия для овладения диалогической формой речи, нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи–ши), письму предложений с соблюдением гигиенических норм.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки, слово и предложение, кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных, решать учебные и практические задачи – соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета, списывать тексты, ставить точку в конце предложения; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – моделирование на основе приведенного текста монологического высказывания о собственных поступках; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; применение правила правописания сочетаний жи–ши; логические – формулирование простых выводов о характере героя, его поступках (с опорой на текст); осуществление анализа речевых формул извинения в соотношении с приведёнными ситуациями общения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, оперировать диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.
Личностные: адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с приложенными усилиями, трудолюбием; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.
Сценарий урока
I. Организационный момент (Л. + К.).
Слайд 2.
– Спешите делать добро – это девиз нашего урока.
Учитель щёлкает по кнопке «звук» – начинает звучать отрывок из песни «Если добрый ты».
Учитель читает стихотворение А. Барто (упражнение 1 в учебнике).
– Как зовут героя этого стихотворения? Какой у него характер? Перечитайте стихотворение самостоятельно и назовите слова, которые говорят, что мальчик не плохой. Почему Вовка стал стесняться доброты? Что вы ему посоветуете?
II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
Слайд 3.
– Давайте вместе с Вовкой отправимся на планету Добра. Там проводятся соревнования на знание жи–ши. Примем в них участие.
Слайд 4.
Прочитайте пословицу: «Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать».
Всегда он в работе, когда говорим,
А отдыхает, когда мы молчим.
(Язык.)
III. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
Речевое общение (упражнение 2) (К.).
− Прочитайте рассказ девочки. У кого из вас случалось в жизни нечто подобное? Расскажите, если хотите. Что приходилось предпринимать в подобных ситуациях? (Мириться, просить прощения.)
Коллективное выполнение упражнения 3 (П. + К.).
− Прочитайте на с. 61, о чём предлагают подумать авторы учебника. Как вы ответите на поставленный авторами учебника вопрос? (Смысл данного прощения: «Я извиняю себя».)
− На какой вопрос отвечают слова, оканчивающиеся на -сь?
− Назовите выделенное слово в упражнении 1. Задайте к нему вопрос. Какое правило надо применить, чтобы не ошибиться в написании этого слова?
Слайд 5.
(Жи–ши пиши с буквой и.)
Выполнение упражнения 5 по вариантам.
Слайд 6.
Упражнение «Трудное задание».
− Прочитайте пары словосочетаний: ручей бежит – котёнок бежит; ручей дрожит – котёнок дрожит.
− В каких случаях прямое значение, а в каких – переносное?
Словарно-орфографическая работа (П.).
∙ Будь смелым не языком, а делом.
∙ Острый язык – дарование, длинный язык – наказание.
За столом сказала мать:
− Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
− А болтать ногами можно?
Г. Бойко
Слайд 7. После обсуждения каждого выражения учитель щёлкает по слайду – появляется его толкование.
− Когда так говорят:
∙ «язык чешется» – очень хочется о чём-то рассказать;
∙ «проглотить язык» – замолчать, отказаться говорить;
∙ «чесать языком» – зря проводить время в болтовне;
∙ «вертится на языке» – то, о чём никак не можешь вспомнить.
Наш язык и скромен, и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Э. Куклина
Не хотел котёнок мыться –
Опрокинул он корытце
И в углу за сундуком
Моет лапу языком.
С. Маршак
Физкультминутка
Игра «Какой по характеру?» (Л. + Р.).
Учитель называет сказочных героев. Если герой добрый, учащиеся хлопают в ладоши, а если злой – топают. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Бармалей, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка.)
2. Работа в тетради «Русский язык» (К. + Р.).
Слайд 8.
Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)
ЁЖ
В траве живой колючий мяч
Щетинится и ёжится.
– Ну, покажись, дружок, не прячь
Свою смешную рожицу!
Но ёжик фыркает, бормочет –
Со мной знакомиться не хочет.
Г. Сапгир
Упражнение «Попробуй написать буквы, не отрывая ручки от бумаги».
– Назовите элементы, из которых состоит буква а. Запишите букву безотрывно в воздухе (тетради).
Аналогичная работа с буквами б, д.
Упражнение «Вставь в предложения пропущенные слова». (Фронтальная работа.)
– Прочитайте слова-подсказки. Можно ли каждое слово прочитать по-другому? (Слова́ – сло́ва, зи́мы – зимы́, холода́ – хо́лода, кружки́ – кру́жки, стрелки́ – стре́лки, бело́к – бе́лок.)
– Впишите слова в предложения, поставьте в них знак ударения. Спишите предложения в тетрадь.
Упражнение «Подбери к слову из левого столбика подходящие имя и фамилию из правого». (Работа в парах.)
– Соедините карандашом левый и правый столбики.
Слайд 9. Проверка.
Писатель Николай Носов, космонавт Юрий Гагарин, поэт Александр Пушкин, художник Иван Шишкин, композитор Петр Чайковский.
– Запишите получившиеся сочетания слов. Почему одни слова написаны с маленькой буквы, а другие – с заглавной?
Упражнение «Собери из слогов слова». (Самостоятельная работа.)
Слайд 10.
Проверка выполненной работы. (Лыжи, моржи, груши, мыши; жираф, шина, шишка, живот.)
– Подчеркните в словах буквосочетания жи–ши.
– Придумайте и запишите 2–3 слова на данное правило.
Упражнение «Спиши».
Слайд 11.
– Обратите внимание на слова: площадке, невероятный, хоккей, надеты, косолапым. (Слова записаны на слайде.)
– Спишите текст. Второе предложение проговорите несколько раз, а потом запишите по памяти.
Щелчок по крестику – презентация закрывается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных"
Конспект урока по русскому языку "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных". 4 класс. (Р.Н. Бунеев)...
Коспект урока по русскому языку " Правописание приставок"
Данный урок проводится в 3 классе УМК " Школа России , учебник " Русский язык 3 класс" Д.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова. . На уроке формируются общеучебные знания, ;совершенствуются знания учени...
Урок по русскому языку "Правописание слов с безударными гласными в корне".
Безударные гласные в корне - это - это те орфограммы, где дети допускают больше всего ошибок. Урок построен так, чтобы ребятам было интересно.На уроке развива...
Урок по русскому языку "Правописание в корне родственных слов"
На уроке поставлена цель: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень.Предлагаемый урок учит думать, добывать знания, а не принимать их в готовом виде.Решая проблемны...
Презентация к методической разработке фрагмента урока по русскому языку "Правописание орфограмм в корне слова" (4 класс)
Дидактический материал (презентация - сказка), игра для проверки умения писать орфограммы в корне слова....
открытый урок по русскому языку: "Правописание суффиксов -ек, -ик"
урок-путешествие...
Конспект урока по русскому языку. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов
Конспект урока по русскому языку. Образовательная система «Школа 2100». Учебники «Русский язык» 2 класс Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина....