урок по русскому языку Правописание сочетаний жи - ши
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

урок по русскому языку Правописание сочетаний  жи - ши

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_20.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 20
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ: ОБСУЖДЕНИЕ ПОСТУПКОВ.
ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ  
ЖИ–ШИ

Педагогические задачи: создать условия для овладения диалогической формой речи, нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; научить применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи–ши), письму предложений с соблюдением гигиенических норм.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки, слово и предложение, кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных, решать учебные и практические задачи – соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета, списывать тексты, ставить точку в конце предложения; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – моделирование на основе приведенного текста монологического высказывания о собственных поступках; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; применение правила правописания сочетаний жи–ши; логические – формулирование простых выводов о характере героя, его поступках (с опорой на текст); осуществление анализа речевых формул извинения в соотношении с приведёнными ситуациями общения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, оперировать диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.

Личностные: адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с приложенными усилиями, трудолюбием; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Сценарий урока

I. Организационный момент (Л. + К.).

Слайд 2.

– Спешите делать добро – это девиз нашего урока.

Учитель щёлкает по кнопке «звук» – начинает звучать отрывок из песни «Если добрый ты».

Учитель читает стихотворение А. Барто (упражнение 1 в учебнике).

– Как зовут героя этого стихотворения? Какой у него характер? Перечитайте стихотворение самостоятельно и назовите слова, которые говорят, что мальчик не плохой. Почему Вовка стал стесняться доброты? Что вы ему посоветуете?

II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

Слайд 3.

– Давайте вместе с Вовкой отправимся на планету Добра. Там проводятся соревнования на знание жи–ши. Примем в них участие.

Слайд 4.

Прочитайте пословицу: «Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать».

Всегда он в работе, когда говорим,

А отдыхает, когда мы молчим.

                (Язык.)

III. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

Речевое общение (упражнение 2) (К.).

− Прочитайте рассказ девочки. У кого из вас случалось в жизни нечто подобное? Расскажите, если хотите. Что приходилось предпринимать в подобных ситуациях? (Мириться, просить прощения.)

Коллективное выполнение упражнения 3 (П. + К.).

− Прочитайте на с. 61, о чём предлагают подумать авторы учебника. Как вы ответите на поставленный авторами учебника вопрос? (Смысл данного прощения: «Я извиняю себя».)

− На какой вопрос отвечают слова, оканчивающиеся на -сь?

− Назовите выделенное слово в упражнении 1. Задайте к нему вопрос. Какое правило надо применить, чтобы не ошибиться в написании этого слова?

Слайд 5.

(Жи–ши пиши с буквой и.)

Выполнение упражнения 5 по вариантам.

Слайд 6.

Упражнение «Трудное задание».

− Прочитайте пары словосочетаний: ручей бежит – котёнок бежит; ручей дрожит – котёнок дрожит.

− В каких случаях прямое значение, а в каких – переносное?

Словарно-орфографическая работа (П.).

 Будь смелым не языком, а делом.

 Острый язык – дарование, длинный язык – наказание.

За столом сказала мать:

− Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

− А болтать ногами можно?

                                                       Г. Бойко

Слайд 7. После обсуждения каждого выражения учитель щёлкает по слайду – появляется его толкование.

− Когда так говорят:

 «язык чешется» – очень хочется о чём-то рассказать;

 «проглотить язык» – замолчать, отказаться говорить;

 «чесать языком» – зря проводить время в болтовне;

 «вертится на языке» – то, о чём никак не можешь вспомнить.

Наш язык и скромен, и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

                                                                 Э. Куклина

Не хотел котёнок мыться –

Опрокинул он корытце

И в углу за сундуком

Моет лапу языком.

                                     С. Маршак

 Физкультминутка

Игра «Какой по характеру?» (Л. + Р.).

Учитель называет сказочных героев. Если герой добрый, учащиеся хлопают в ладоши, а если злой – топают. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Бармалей, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка.)

2. Работа в тетради «Русский язык» (К. + Р.).

Слайд 8.

Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)

ЁЖ

В траве живой колючий мяч

Щетинится и ёжится.

– Ну, покажись, дружок, не прячь

Свою смешную рожицу!

Но ёжик фыркает, бормочет –

Со мной знакомиться не хочет.

                                                       Г. Сапгир

Упражнение «Попробуй написать буквы, не отрывая ручки от бумаги».

– Назовите элементы, из которых состоит буква а. Запишите букву безотрывно в воздухе (тетради).

Аналогичная работа с буквами б, д.

Упражнение «Вставь в предложения пропущенные слова». (Фронтальная работа.)

– Прочитайте слова-подсказки. Можно ли каждое слово прочитать по-другому? (Слова́ – сло́ва, зи́мы – зимы́, холода́ – хо́лода, кружки́ – кру́жки, стрелки́ – стре́лки, бело́к – бе́лок.)

– Впишите слова в предложения, поставьте в них знак ударения. Спишите предложения в тетрадь.

Упражнение «Подбери к слову из левого столбика подходящие имя и фамилию из правого». (Работа в парах.)

– Соедините карандашом левый и правый столбики.

Слайд 9. Проверка.

Писатель Николай Носов, космонавт Юрий Гагарин, поэт Александр Пушкин, художник Иван Шишкин, композитор Петр Чайковский.

– Запишите получившиеся сочетания слов. Почему одни слова написаны с маленькой буквы, а другие – с заглавной?

Упражнение «Собери из слогов слова». (Самостоятельная работа.)

Слайд 10.

Проверка выполненной работы. (Лыжи, моржи, груши, мыши; жираф, шина, шишка, живот.)

– Подчеркните в словах буквосочетания жи–ши.

– Придумайте и запишите 2–3 слова на данное правило.

Упражнение «Спиши».

Слайд 11.

– Обратите внимание на слова: площадке, невероятный, хоккей, надеты, косолапым. (Слова записаны на слайде.)

– Спишите текст. Второе предложение проговорите несколько раз, а потом запишите по памяти.

Щелчок по крестику – презентация закрывается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных"

Конспект урока по русскому языку "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных". 4 класс. (Р.Н. Бунеев)...

Коспект урока по русскому языку " Правописание приставок"

Данный урок проводится в  3 классе УМК " Школа России , учебник " Русский язык 3 класс" Д.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова. . На уроке формируются  общеучебные знания, ;совершенствуются знания учени...

Урок по русскому языку "Правописание слов с безударными гласными в корне".

Безударные  гласные  в корне  - это    - это те орфограммы, где дети допускают больше всего  ошибок. Урок построен так, чтобы ребятам было интересно.На уроке развива...

Урок по русскому языку "Правописание в корне родственных слов"

На уроке поставлена цель: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень.Предлагаемый урок учит думать, добывать знания, а не принимать их в готовом виде.Решая проблемны...

Презентация к методической разработке фрагмента урока по русскому языку "Правописание орфограмм в корне слова" (4 класс)

Дидактический материал (презентация - сказка), игра для проверки умения писать орфограммы в корне слова....

Конспект урока по русскому языку. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов

    Конспект урока по русскому языку.   Образовательная система «Школа 2100». Учебники «Русский язык» 2 класс    Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина....