Обучение грамоте
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||||
Раздел 1. «Говорим, рассказываем» | Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. (П) Познакомиться с новым учебником«Букварь» Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Практическая работа: составить режим дня. Различать, перечислять календарные праздники. Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление. Работать в группах и самостоятельно с источниками информации. (П) Классифицировать животных и растения. Учиться находить нужную страницу, иллюстрацию. Ориентироваться на развороте «Букваря». Осознавать цель и ситуацию устного общения. Адекватно воспринимать звучащую речь. Понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказывании. Различать времена года по признакам, объяснять и рассказывать. Сопоставлять признаки предметов, с помощью которых они узнаются. Различать речевые и неречевые звуки. Обозначать слово схемой. Сопоставлять схемы и слова, сравнивать и различать. Составлять схемы предложений. Выбирать нужный знак конца предложения. Определять признаки текста, смысловое единство предложений в тексте. Выбирать заглавие текста. Устанавливать последовательность предложений в тексте, последовательность частей текста. Читать схему текста. Составлять схему текста. Определять основную мысль текста, передавать его содержание по вопросам. Перечислять названия известных сказок, сказочных героев, сказочных предметов. Называть театральные профессии. Рассказывать и инсценировать известные сказки по картинкам и по памяти. Характеризовать гласные звуки русского языка (ударные, безударные).Слышать, выделять гласные звуки, обозначать их схемой. Определять количество слогов в слове. Определять, на какой слог падает ударение, обозначать ударный слог в схеме слова. Делить слово на слоги, обозначать ударный слог. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать за многозначными словами. Классифицировать предложения по цели высказывания. (П) Выбирать нужную интонацию. Осознавать ситуацию общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Учиться диалогической форме речи. Определять диалог {спор, беседа). Выражать собственное мнение. мнение. Использовать связные высказывания на определённую тему. | ||||
1 | Знакомство с «Букварём». Беседа « Мой любимый праздник». | 1 | |||
2 | Учимся говорить, рассказывать и рассматривать. Календарь и календарные праздники | 1 | |||
3 | Животные и растения вокруг нас. Слова-названия. | 1 | |||
4 | Природа вокруг нас. Знакомство с предложением. | 1 | |||
5 | Летом в деревне (на даче). Составление предложений. | 1 | |||
6 | Знакомство с текстом. Экскурсия «Звуки вокруг нас» | 1 | |||
7 | Звуки вокруг нас. Звуки речи. | 1 | |||
8 | Составление предложений и текста. | 1 | |||
9 | Предложение. Текст. Составление рассказа по сюжетным картинкам. | 1 | |||
10 | Предложение. Текст. | 1 | |||
11 | Повторение основных понятий. Театр на лужайке «Покажи нам сказку». | 1 | |||
12 | Гласные звуки. | 1 | |||
13 | Деление слова на слоги. | 1 | |||
14 | Наши занятия. Ударение. | 1 | |||
15 | Ударный и безударный слоги. Наблюдение за значением слова. | 1 | |||
16 | 0 чём рассказывает текст. | 1 | |||
17 | Говорим, рассказываем, слушаем. | 1 | |||
Раздел II. Учим буквы — учимся читать и писать | |||||
18 | Звуки, обозначаемые буквами г, п, и. Гласный звук [и]. | 1 | Выделять звук (звуки) в слове. Находить слова с заданным звуком. Различать звуки и буквы: буква как знак звука. Различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные; буквы гласных как показатель твёрдости -мягкости согласных звуков. Обозначать букву соответствующей схемой. Определять парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки. Делить слова на слоги. Соотносить слова со слогоударными схемами. Изменять слова по числам (один - много). Писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с произношением. Понимать функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца). Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком. Воспроизводить звуковую форму слога и слова по его буквенной записи (чтение). Соотносить прочитанные слова и картинки. Находить слово в группе слов по его лексическому значению. Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Отличать слова-местоимения от других слов. (П Наблюдать над значением слова. Различать слова и предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания. (П) Выбирать нужную интонацию. Работать с предложением: выделять слова, изменять их порядок, распространять и сокращать предложения. Восстанавливать деформированный текст Запомнить наиболее употребительные предлоги. Запоминать правила правописания и применять их при письме: обозначение букв гласных после шипящих в позиции под ударением (ча—ща, чу—щу, жи-ши); заглавная буква в начале предложения, в именах собственных; раздельное написание слов; перенос слов без стечения согласных по слогам; знаки препинания в конце предложения. Понимать прослушанный и прочитанный текст. Составлять рассказы по серии сюжетных картинок. Сочинять небольшие устные рассказы повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстанавливать деформированный текст Классифицировать предложения по цели высказывания. (П) Выбирать нужную интонацию. Различать предложения, словосочетания, слова (понимать их сходства и различия ). Самостоятельно составлять предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных; раздельное написание слов Устанавливать последовательность предложений в тексте; последовательность частей текста (абзацев). Работать над структурой текста: озаглавливать, корректировать и редактировать порядок предложений и частей текста (абзацев). Определять парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки. Выборочно читать с целью нахождения необходимого материала Различать предложения, словосочетания, слова {понимать их сходства и различия ). Самостоятельно составлять предложения. Устанавливать последовательность предложений в тексте; последовательность частей текста (абзацев). Работать над структурой текста: озаглавливать, корректировать и редактировать порядок предложений и частей текста (абзацев). Сокращать, изменять текст повествовательного характера из «Букваря». (П) Работать над структурой текста: озаглавливать, корректировать и редактировать порядок предложений и частей текста (абзацев). Определять парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки. Различать предложения, словосочетания, слова {понимать их сходства и различия ). Самостоятельно составлять предложения. Выборочно читать с целью нахождения необходимого материала. Определять парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки. | ||
19 | Звуки, обозначаемые буквами т, р. | 1 | |||
20 | Гласный звук [о], буква о. | 1 | |||
21 | Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 1 | |||
22 | Заглавная буква О. Упражнения в чтении слогов и слов. | 1 | |||
23 | Гласный звук [а], буква а. | ||||
24 | Гласный звук [ы], буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе. | 1 | |||
25 | Заглавные буквы Г, П, Т, Р. Заглавные буквы в словах русского языка. | 1 | |||
26 | Заглавная буква И. Заглавные буквы в именах людей и географических названиях. | 1 | |||
27 | Согласные звуки [н], [н '], буква н. | 1 | |||
28 | Согласные звуки [К], [к'], буква к. | 1 | |||
29 | Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 1 | |||
30 | Знакомство с местоимениями он, она, оно, они. Их роль в речи. | 1 | |||
31 | Гласный звук [у], буквы У, у. | 1 | |||
32 | Точка, восклицательный, вопросительный знак в конце предложения. | 1 | |||
33 | Согласные звуки [с], [с'], буква с. | 1 | |||
34 | Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. | 1 | |||
35 | Работа с текстом. | 1 | |||
36 | Знакомство с предлогами и словами, которые отвечают на вопрос как? | 1 | |||
37 | Согласные звуки [л], [л' [м], [м '], буквы л, м. | 1 | |||
38 | Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении. | 1 | |||
39 | Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении. | 1 | |||
40 | Употребление заглавной буквы в словах-географических названиях. | 1 | |||
41 | Заглавная и строчная буква С, с. | 1 | |||
42 | Работа с деформированным предложением. | 1 | |||
43 | Знакомство с новым знаком препинания в конце предложения - многоточием. | 1 | |||
44 | Заглавная буква М. Упражнения в чтении. | 1 | |||
45 | Заглавная буква в словах и предложениях. | 1 | |||
46 | Упражнения в чтении и анализе текста. | 1 | |||
47 | Согласный звук [ш], буква ш. | 1 | |||
48 | Строчная буква ш. | 1 | |||
49 | Заглавная буква Ш. Чтение слов с изученными буквами. | 1 | |||
50 | Чтение слов, предложений, текста, наблюдение над словами с гласными после шипящих. | 1 | |||
51 | Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом. | 1 | |||
52 | Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении. | 1 | |||
53 | Заглавная буква А. Чтение слов, предложений с заглавной буквой А. | 1 | |||
54 | Упражнения в чтении и анализе текста. | 1 | |||
55 | Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. | 1 | |||
56 | Согласные звуки [д], [д'], буква д. | 1 | |||
57 | Наблюдение над словами с парными согласными звуками на конце. | 1 | |||
58 | Согласные звуки [в], [в' ], буква в. Практическое знакомство с | 1 |
59 | Знакомство с суффиксами на примере суффикса -ушк-. | 1 | Выделять в слове корень, приставку, суффикс. (П) Понимать и объяснять значения суффиксов и приставок. Определять и объяснять значение слова в тексте. Различать однозначные и многозначные слова. (П) Различать прямое и переносное значение слов. (П) Сопоставлять синонимы и антонимы: наблюдать в эталонных текстах, использовать в речи. (П) Различать однокоренные слова. (П) Распознавать имена собственные. Отличать предлоги от приставок.(П) Понимать и объяснять значения суффиксов и приставок. Определять парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки. Разбирать доступные слова по составу(П).
Выборочно читать с целью нахождения необходимого материала. Различать слова мужского, женского и среднего рода. (П) Определять парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки. Различать предложения, словосочетания, слова {понимать их сходства и различия ). Самостоятельно составлять предложения. Осознавать ситуацию общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Овладевать диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Устанавливать последовательность предложений в тексте; последовательность частей текста (абзацев). Работать над структурой текста: озаглавливать, корректировать и редактировать порядок предложений и частей текста (абзацев). Отвечать на вопросы автора текста. Отвечать на вопросы авторов текста. Различать предложения, словосочетания, слова (понимать их сходства и различия ). Самостоятельно составлять предложения. Классифицировать слова по вопросам {кто? что? какой? что делать?...) Запоминать правила правописания и применять их при письме: обозначение букв гласных после шипящих в позиции под ударением (ча—ща, чу—щу, жи-ши); заглавная буква в начале предложения, в именах собственных; раздельное написание слов; перенос слов без стечения согласных по слогам; знаки препинания в конце предложения. Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?». | ||
60 | Заглавная буква В. Наблюдение над словами с безударным гласным в корне. | 1 | |||
61 | Буква е. Звуки буквы е. | 1 | |||
62 | Наблюдение над однокоренными словами. | 1 | |||
63 | Буква ё. Звуки буквы ё. | 1 | |||
64 |
Заглавные буквы Е, Ё. Упражнения в чтении. | 1 | |||
65 | Упражнения в чтении. Знакомство с приставкой. | 1 | |||
66 | Упражнения в чтении. Внеклассное чтение. | 1 | |||
67 | . Согласные звуки [б], (б'], буква б. | 1 | |||
68 | Развитие умения видеть в слове его | 1 | |||
69 | Упражнения в чтении. Работа с текстом. | 1 | |||
70 |
Заглавная буква Б. Упражнения в чтении слов с буквой Б. | 1 | |||
71 | Согласные звуки [з], [з'], буква з. | 1 | |||
72 | Заглавная буква 3. Парные звонкие и глухие согласные. | 1 | |||
73 | Буква я. Звуки буквы я. | 1 | |||
74 | Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | 1 | |||
75 | Согласные звуки (х), [х'], буква х. Слова-междометия. | 1 | |||
76 | Согласный звук [ж], буквы ж, х. Слова с буквосочетаниями -жи—ши. | 1 | |||
77 | Заглавные буквы X и Ж. Наблюдение над словами с парными согласными [ж],[ш]. | 1 | |||
78 | Развитие речи. Работа с текстом. | 1 | |||
79 | Строчная и заглавная буква й, Й. | 1 | |||
80 | Согласный звук [ч '], буква ч. Правописание буквосочетаний ча, чу. | 1 | |||
81 | Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы кто? | 1 | |||
82 | Согласные звуки [ц],[щ']. Строчные и заглавные буквы Ц, ц, Щ, щ. | 1 |
83 | Заглавные буквы Ц, Щ. Буквосочетания ща, щу. | 1 | Задавать вопросы автору текста с помощью учителя. Выборочно читать с целью нахождения необходимого материала. Находить информацию, заданную в тексте в явном виде. Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Запоминать названия и последовательность букв русского алфавита. Различать предложения, словосочетания, слова (понимать их сходства и различия ). Самостоятельно составлять предложения. Осознавать ситуацию общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Устанавливать последовательность предложений в тексте' последовательность частей текста (абзацев). Работать над структурой текста: озаглавливать, корректировать и редактировать порядок предложений и частей текста (абзацев). Выборочно читать с целью нахождения необходимого материала. Находить информацию, заданную в тексте в явном виде. Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Использовать на письме разделительный ь и ъ. Запоминать названия и последовательность букв русского алфавита. Различать предложения, словосочетания, слова (понимать их сходства и различия ). Самостоятельно составлять предложения. Осознавать ситуацию общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Устанавливать последовательность предложений в тексте' последовательность частей текста (абзацев). Работать над структурой текста: озаглавливать, корректировать и редактировать порядок предложений и частей текста (абзацев). | ||
84 | Упражнения в чтении слов с изученными буквами. | 1 | |||
85 | Согласные звуки [ф ],[ф'] буква ф. | 1 | |||
86 | Заглавная буква Ф. Чтение слов и предложений с буквой ф. | 1 | |||
87 | Гласный звук [э], буква э. | 1 | |||
88 | Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. | 1 | |||
89 | Внеклассное чтение. Н. Сладков «Лесные сказки». | 1 | |||
90. | Буква ю и её звуки. Двойная роль буквы ю. | 1 | |||
91 | Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении. | 1 | |||
92 | Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме. | 1 | |||
93 | Разделительный ь, его роль в слове. | 1 | |||
94 | Разделительный ъ. Чтение слов с разделительным ъ. | 1 | |||
95 | Алфавит. Упражнения в чтении. | 1 | |||
96 | Упражнения в чтении слов с изученными буквами. | 1 | |||
97 | Праздник «Спасибо, Букварь!» | 1 |
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата | |
1 | Знакомство с прописями. | 1 | Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Познакомить с « Прописями» Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. (П) Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Практическая работа: составить режим дня. Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление. Работать в группах и самостоятельно с источниками информации.(П) Учиться находить нужную страницу, иллюстрацию. Осознавать цель и ситуацию устного общения. Адекватно воспринимать звучащую речь. Понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказывании Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться находить нужную страницу, иллюстрацию. Осознавать цель и ситуацию устного общения. | ||
2 | Обучение штриховке. | 1 | |||
3 | Правила письма. | 1 | |||
4 | Написание вертикальных линий. | 1 | |||
5 | Обведение по контуру, штриховка. | 1 | |||
6 | Упражнение в обведении по контуру. Штриховка. | 1 | |||
7 | Обведение по контуру, штриховка. | 1 | |||
8 | Обведение по контуру. Написание овалов. | 1 | |||
9 | Обведение по контуру и написание овалов. | 1 | |||
10 | Написание наклонных линий и овалов. | 1 | Осознавать цель и ситуацию устного общения. Адекватно воспринимать звучащую речь. Понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказывании. Различать времена года по признакам, объяснять и рассказывать. Различать, перечислять календарные праздники. Классифицировать животных и растения. Сопоставлять признаки предметов, с помощью которых они узнаются. Обозначать слово схемой. Сопоставлять схемы и слова, сравнивать и различать. Составлять схем предложений. Выбирать нужный знак конца предложения. Определять признаки текста, смысловое единство предложений в тексте. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; | ||
11 | Написание наклонных с петлёй внизу и вверху. | 1 | |||
12 | Упражнения в обведении по контуру и штриховке. | 1 | |||
13 | Написание прямой наклонной линии. Подготовка к написанию наклонных линий с закруглением внизу. | 1 | |||
14 | Написание е-образных элементов. | 1 | |||
15 | Написание наклонных линий с закруглением внизу. | 1 | |||
16 | Упражнение в написании е-образных элементов. | 1 | |||
17 | Подготовка к написанию буквы г буквы «.Написание е-образных элементов. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи.
Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи...
Комбинированный урок письма и обучения грамоте по теме «Звуки [д, д,] и буквы Д д», 1 класс.(Пронина О.В. "Мои волшебные пальчики» (прописи), Букварь, Бунеев Р.Н. (учебник по обучению грамоте)).
Урок построен в технологии деятельностного метода....
Тематическое планирование по обучению грамоте (грамота) - 4 ч. в неделю, авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».
Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманист...
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...
Конспект урока в 1 классе. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).
Конспект урока в 1классе.Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).Тема: «Знакомство с буквой С, с.Письмо строчной...