Понятие о неопределенной форме глагола
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Программа 2100, 3 класс, использовани е УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_neopredelennaya_forma_glagola_onz.doc | 235 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: ОНЗ (Открытие нового знания).
Тема: «Понятие о неопределенной форме глагола».
Цель урока: обеспечить на базовом уровне: знание грамматических признаков глагола, признаков неопределённой формы глагола.
Задачи урока:
Личностные: Освоение личностного смысла учения; уважительное отношение к иному мнению;
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; самостоятельно создавать алгоритм деятельности; поиск и выделение необходимой информации из различных источников;запись , фиксация информации с опорой на прочитанный текст
Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
Выполняя различные роли в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
Строить монологические высказывания
Демонстрационный материал:
- Монетки «золотые» и «серебряные» для этапа рефлексии.
- Информационная карта.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
Скажите, какую тему мы изучаем уже несколько уроков?
Вы рисовали портрет глагола. Расскажите, какой он у вас получился7
Несколько уроков мы заполняли информационную карту. Положите ее перед собой. Расскажите все что вы уже узнали про глагол.
Информации очень много, мы с вами записывали ее в таблицу. Как вы думаете зачем?
Можно ли узнавать что-то новое не повторив пройденное?
Давайте сейчас выполним упражнение 368. Прочитайте задание.
Опредилим порядок наших действий.расставим цифры в упражнение.
Давайте проверим
2) Задание для пробного действия.
Садились – прош. вр., мн. ч.
Читали – прош. вр., мн. ч.
Читать
Перелистывать.
Плакал – прош. вр., ед. ч.
Вставать
Закутывать
Благодарил – прош. вр., ед. ч.
Лизал – прош. вр., ед. ч.
Засыпал – прош. вр., ед. ч.
3. Постановка проблемы.
- У каких глаголов вы не смогли определить время и число? (Читать, перелистывать, вставать, закутывать.)
- Что же нового? (Мы никогда не определяли время и число у таких глаголов.)
- Что это за глаголы у которых нельзя определить время и число?
- Какова будет цель вашей деятельности? ( Узнать, что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число.)Чтобы узнать все об этих глаголах нужно за ними понаблюдать, проанализировать.
4. Поиск решения.
Организация учебного процесса на этапе 4:
1) Наблюдение над неопределенной формой глагола.
Класс будет работать в парах.упр 369– Посмотрим, что у вас получилось.
- Читать, знать, думать, понимать, чувствовать. ( что делать?)
- Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие? (Нельзя.)
- Чем похожи эти глаголы в этих предложениях? (Отвечают на вопрос «что делать?» и оканчиваются на –ть.)
- Можно ли определить время и число у этих глаголов? ( Нет.)
Физминутка Упр 370
Мальчики: прыгать , плавать, бегать, строить, играть, приседать.
Девочки: шить плясать, вышивать, играть, рисовать, читать.
- А на какой еще вопрос могут отвечать такие глаголы? На что оканчиваются? Чтобы ответить на него, выполним упражнение 371. (Устно по заданию.)
Вывод: У глаголов, которые отвечают на вопросы «что сделать?» и «что делать?», нельзя определить время и число. Они оканчиваются на -ть, -ти, -чь.
) Работа над текстом определения на стр. 108.
а) До чтения.
- Как бы вы назвали глаголы, у которых нельзя определить число, время? Предположения детей.)
- Такие глаголы имеют 3 названия:
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА | = | НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА | = |
= | ИНФИНИТИВ | ( лат. сл. «неопределённый») |
б) После чтения.
- Почему эта форма глаголов называется неопределенной?
- Какие суффиксы она имеет? (Суффиксы -ть, -ти, оканчивается-чь.)
Затем ученики читают вопросы на стр.109 и отвечают на них.
- Как можно было сформулировать тему урока? («Начальная форма глагола», «Неопределённая форма глагола» и т. д. Работа с информационной картой.
Учитель открывает на доске тему урока:
НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА |
5. Первичное закрепление.
-
– Выполните самостоятельно.
- Что нужно сделать дальше? (Проверить.)
- У кого были ошибки? Где ошибся? В чём ошибся?
- У кого нет ошибок? О чём это говорит? (Мы поняли, как определять глаголы неопределенной формы.)
Смаковать ? что значит?, Какой глагол встретился с частицей? Как записали?
Образовать от сущ. глаголы , обозначить суффикс ть( если останется время)
Мечта-
Бег-
Рисунок-
Барабан-
Сочинение-
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;
2) соотнести цель и результаты своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;
3) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;
4) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 6:
- Что нового узнали о глаголе?
- Какую цель ставили? (Узнать, что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число.)
- Достигли ли вы цели? Как доказать?
- Удалось ли вам учиться на уроке? (Да.)
- Докажите.
- Пусть каждый проанализирует собственную деятельность на уроке, обратит внимание на знаки «+» и «?», которые были поставлены на разных этапах урока. Возьмёт серебряную монетку, если что-то не получалось или золотую, если поработал на уроке отлично.
- Не все прикрепили золотые монетки. О чём это говорит? Над чем ещё нужно поработать? (Потренироваться в выполнении заданий на новое знание.)
- Где вы это сможем сделать? (Дома, на следующем уроке.)
Домашнее задание:
выполнить упр.3, с. 129.
Задание:
Выпишите из стихотворения глаголы
в неопределённой форме в столбик:
Сладкая мечта.
Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать, Развернуть, жевать, сосать,
Чвакать, чмокать, уплетать,
Долго - долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образование временных форм от неопределенной формы глагола.
конспект урока для 4 кл. авт.Зеленина, в соответствии с ФГОС...
Урок русского языку 3 класс, 2 четверть. Тема: Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
урок русского языка в 3 классе "Образование форм времени от неопределенной формы глагола"
Урок русского языка в 3 классе, образовательная система "Школа 2100"...
урок русского языка "Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»"
Разработка открытого урока...
Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)
Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)...
Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».
Цели деятельности учителя: познакомить детей с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...
Конспект урока русского языка "Неопределенная форма глагола. Общее представление о неопределенной форме как начальной глагольной форме" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; формирование представления о понятии «неопределенная форма глагола», развити...