Урок русского языка во 2 классе. ТЕКСТ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Лунева Эльвира Александровна

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить.    В.И. Чернышев

Цель: продолжить работу над определением признаков текста, его темы и основной мысли; формирование умения выявлять структуру текста, способствовать формированию коммуникативных умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_2_klass.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Текст»

Цель: продолжить работу над определением признаков текста, его темы и основной мысли; формирование умения выявлять структуру текста, способствовать формированию коммуникативных умений и навыков.

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить.                                                                                                                                                                                     В.И. Чернышев

                                                          Ход урока

1.Самоопределение к деятельности

(Звуки природы)

-Что вы услышали?

- С помощью этих звуков мы оказались …где?

-Какие бывают леса?  (лиственные, хвойные, смешенные; березовая роща, сосновый бор)

- Что растет в лесу?

- Кто там обитает?

Наступила весна. Природа пробуждается от долгого зимнего сна. Скоро летние каникулы… Большую часть времени вы будете проводить на природе… Возможно, с родителями пойдете в лес. Помните, что в лесу мы – гости!

-Какие правила необходимо соблюдать, чтобы не нарушать природного равновесия?

Лес наполнен необычайно красивыми звуками: пение птиц, шелест травы, журчание ручейка… С помощью этих звуков он общается с нами.

– А как мы общаемся друг с другом? Пользуемся чем?

-Какая бывает речь?

-Чем отличается устная речь от письменной?

-Из чего состоит речь?

-Что такое предложение?

2. Актуализация знаний и мотивация

-Определить тему сегодняшнего урока нам помогут слова… Прочитайте их.

Предложения, слоги, звуки, слова, …

-Что их объединяет? (сущ., нариц., неодуш., мн.ч.)

-Восстановите логическую цепочку. Назовите пропущенное слово.

3. Сообщение темы и цели урока

«Текст».

4. Минутка чистописания

Звуки, слоги, слова, предложения, текст

5. Работа над темой урока

-Что такое текст?

-Какие признаки текста вы знаете?

Работа в парах

- Определите стиль текстов

Проверка (Доказательство)

Тема текста, над которым мы будем работать, зашифрована в ребусе. Разгадайте ребус (заяц)

-Сколько слогов в слове?(2)

- Какой слог ударный? (1)

- Посчитайте количество букв и звуков   4б., 5зв.

-Сколько мягких согласных? (1) – Назовите его [й']

- Какой согласный звук особенный? [ц]

Заяц – 2 сл.,1уд.

з - [з] - согл., парн., зв., тв.

а - [а]- гласн., уд.

я - [й'] – согл.,непарн.,зв., м.

      [а]- гласн., безуд.

ц - [ц]- согл., непарн.,глух., тв.

4б., 5зв.

6. Работа в группах

1 группа – Толковый словарь (от древнего корня –«зай», что означает «прыгать»)

  1. Небольшой зверек семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными  ушами.
  2. Пассажир или зритель, не имеющий билета, проникший без билета куда-либо.

2 группа – Энциклопедия

В нашей стране наиболее распространены беляк и русак. Оба летом буро-серого цвета. К зиме русак чуть светлеет, а беляк резко меняет окраску меха на чисто белую.

Беляк живет в лесу. Днем он спит, а ночью выходит на кормежку. Зимой он питается корой деревьев, поднимаясь на задние лапы, чтобы достать кору понежнее.

Заяц-беляк легко передвигается по снегу. Его ноги обрастают шерстью. Нога становится шире, как будто заяц надел лыжи…

3 группа – Словообразовательный словарь

Заяц, зайчик, зайка, заюшка, заинька, зайчишка, зайчонок, зайчиха, зайчатина, заячий, по-заячьи.

4 группа – Фразеологический словарь

Гоняться (погнаться) за двумя зайцами. – Преследовать одновременно две разные цели.

Петлять как заяц. – Умело запутывать следы, быть неискренним в словах и поступках.

Убить двух зайцев. – Всюду успеть, сделать несколько дел сразу.

5 группа – Работа с деформированным предложением

Зайчик, под, сидит, серенький, кустом

Под кустом сидит серенький зайчик.

Разбор предложения по членам предложения и частям речи

7. Коллективная работа с деформированным текстом

                                         Зайчик

Шерсть у зайчика серенькая,  уши длинные, а хвост короткий.

Сначала зайчик всех боялся, а потом привык.

В живом уголке жил маленький зайчик.

Школьникам нравилось ухаживать за зайчиком.

Он стал брать морковь и капусту прямо из рук.

- Это текст? Докажите.

Расставьте предложения в нужной последовательности

Вчера на уроке русского языка мы учились составлять план и делить текст на абзацы.

-Что такое абзац?

-Как вы думаете, сколько абзацев в тексте? (3)

                                            Зайчик

 В живом уголке жил маленький зайчик. Шерсть у зайчика серенькая, уши длинные, а хвост короткий.

Сначала зайчик всех боялся, а потом привык. Он стал брать морковь и капусту прямо из рук.

Школьникам нравилось ухаживать за зайчиком.

           

План

  1. Кто был жителем живого уголка?
  2. Как вел себя зайка?
  3. Как относились к зайчику школьники?
  4. Опишите зайчика

-К какому типу текста можно отнести текст «Зайчик»?

8. Пересказ текста по вопросам и опорным словам

                                   

  1. Кто жил в живом уголке?     Маленький зайчик
  2. Какие у зайчика шерсть, уши, хвост?  Серенькая, длинные, короткий
  3. Как вел себя зайчик?   Боялся, привык
  4. Что он стал делать? Брать прямо из рук
  5. Что нравилось школьникам? Ухаживать

9. Запись текста

1. По памяти.

2. По плану.

3. По вопросам  и опорным словам.

10. Проверка (1 ученик зачитывает свой текст)

11. Рефлексия

Мнемотаблица поможет нам подвести итог урока.

-Каким образом картинки связаны между собой?

 (Все картинки тесно связаны между собой. На уроках литературного чтения мы работали над произведениями Константина Георгиевича Паустовского, его портрет оказался в таблице первым не случайно.

-Почему?  (писатель – натуралист; написал много рассказов о природе, животных). Слушали звуки леса, вспоминали правила поведения в лесу. Лес в огне! (Заячьи лапы)… Видимо, зайчик, о котором мы сегодня говорили, попал в живой уголок из такого леса.

Мы в ответе за тех, кого приручили!)

12. Домашнее задание

Составить текст о своем любимом питомце

               13. Оценки

Пересказ текста по вопросам и опорным словам

1. Кто жил в живом уголке?     Маленький зайчик

2. Какие у зайчика шерсть, уши, хвост?  Серенькая, длинные, короткий

3.Как вел себя зайчик?   Боялся, привык

4.Что он стал делать? Брать прямо из рук

5.Что нравилось школьникам? Ухаживать

 --------------------------------------------------------------------------------------------

                       План

1.Кто был жителем живого уголка?

2.Как вел себя зайка?

3.Как относились к зайчику школьники?

 

                                                 1

Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него.

_____________________________________________________________

                                                     

                                                2

                                            Директору

                                                             МБОУ гимназия №9

                                            Гаула Т.Г.

                                               Луневой Э.А.

учителя начальных классов

заявление.

Прошу Вас предоставить мне очередной отпуск с 4 июня 2012года.

15.05.2012г.

___________________________________________

                                       

                                      3

Косатка – самый крупный из представителей семейства дельфинов. Косатки живут семействами и стаями, числом до 50 особей.

                                         Зайчик

Шерсть у зайчика серенькая,  уши длинные, а хвост короткий.

Сначала зайчик всех боялся, а потом привык.

В живом уголке жил маленький зайчик.

Школьникам нравилось ухаживать за зайчиком.

Он стал брать морковь и капусту прямо из рук.

______________________________________________

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс ТЕКСТ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Технологическая карта урока русского языка 1 классТекст и предложение...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....

Конспект урока русского языка + презентация "Типы текстов. Научный и художественный текст" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с научным и художественным текстами и их отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные:Знать что такое научный и художественный текст; отл...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...