Технологическая карта урока русского языка «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа ХХI века", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема урока: «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о том, как формируется начало текста и его связь с заголовком.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) дать представление о начале текста; его связи с заголовком и с основным содержанием; 2) познакомить с алгоритмом работы над построением начала текста. | Предметные: обучающиеся научатся: 1) строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения на определённую тему, по наблюдениям); 2) определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему; 3) составлять вступление текста, корректировать текст; |
Развивающие: 1) развивать логические мышление, память, внимание через анализ языкового материала; 2) развивать умение обучающихся анализировать свои ответы, делать выводы. | Личностные: 1). явление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; 2) стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; |
Воспитательные: 1) воспитывать осознание важности правильного и единого по смыслу текста и речи; 2) воспитывать умение работать в коллективе. |
УМК: «Начальная школа XXI», учебник русского языка 2 кл.: Учебник в 2ч./ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова. – М.: «Вентана-Граф», 2019.-Ч.2, презентация, раздаточный материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 14.03.2023 Школа: Академический лицей №95 Класс: 2-6 Урок: 3 Время:09:50-10:30 Кабинет: 306 | Студент: Нагорнова Милена Группа: 31 Учитель: Полякова Наталья Михайловна Методист: Галиуллина Нажия Камиловна |
Тема урока: «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о том, как формируется начало текста и его связь с заголовком.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) дать представление о начале текста; его связи с заголовком и с основным содержанием; 2) познакомить с алгоритмом работы над построением начала текста. | Предметные: обучающиеся научатся: 1) строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения на определённую тему, по наблюдениям); 2) определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему; 3) составлять вступление текста, корректировать текст; |
Развивающие: 1) развивать логические мышление, память, внимание через анализ языкового материала; 2) развивать умение обучающихся анализировать свои ответы, делать выводы. | Личностные: 1). явление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; 2) стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; |
Воспитательные: 1) воспитывать осознание важности правильного и единого по смыслу текста и речи; 2) воспитывать умение работать в коллективе. |
УМК: «Начальная школа XXI», учебник русского языка 2 кл.: Учебник в 2ч./ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова. – М.: «Вентана-Граф», 2019.-Ч.2, презентация, раздаточный материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное обрудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создание эмоционального настроя. Учитель говорит: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Милена Ивановна, и сегодня урок русского языка, проведу у вас. Рада вас видеть. - Подарите друг другу свои добрые и лучезарные улыбки. И давайте зарядимся энергией, для этого повернитесь к своему соседу, и поочередно соединяйте ладошки, проговаривая: -Желаю, чтобы наш урок прошел отлично. Занимайте свои места. - Проверьте готовность к уроку. На партах у вас лежат учебники, рабочие тетради, пенал с канцелярскими принадлежностями. - Верно, начнем работать, скорее, но еще я хотела бы чтобы вы узнали, что если я захочу узнать, согласны ли вы с каким-либо ответом или высказыванием, то поднимите большой палец вверх, если же вы не согласны, то палец вниз. Потренируемся. - Вы самые умные и красивые ребята? - Завтра будет +27С. - Теперь можем идти дальше. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. Большой палец - желаю Указательный - успеха Средний - большого Безымянный - во всем Мизинец - везде Палец вверх Палец вниз | УУЛД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Презентация. |
Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Групповая Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | Актуализирует знания по пройденным темам. - Вспомним, что вы изучали на прошлом уроке? - Что вы узнали? - Отлично, тогда давайте вы сейчас вспомните как писать красиво, для этого сядете правильно и назовёте мне эти правила письма. - Молодцы, сейчас и узнаем, как вы хорошо помните, о структуре текста. Организует минутку чистописания. - Давайте скорее напишем в тетрадях число. Откройте свои тетради, отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, сегодня у нас «14 марта». А снизу пишем «Классная работа». - Начнем минутку чистописания. Для этого посмотрите на экран, вам нужно прописать строчку «Ди» и «РА» и слово «завтра» - Отлично. Тогда давайте работать дальше Организует подводящий диалог к теме урока. - Сейчас вам нужно будет заполнить карточку. Работая в группах, назовите мне правила работы группе. - Сейчас возьмите в руку карандаш, мы с вами вместе проверим ваши ответы, я буду спрашивать по вытянутой руке. - Молодцы, те, кто отвечал поставьте себе «+» - Посмотрите, кто пришел к нам в гости? - А с чем он сможет нам помочь, в тексте, с которым вы работали на карточке. | Отвечают на вопросы учителя. - Орфографические правила. - Как писать грамотно и красиво. - Спинка ровно, ноги под прямым углом, расстояние между туловищем и партой - кулачок, тетрадь под наклоном. Открывают и работают с рабочими тетрадями. Правила работы в группе. 1.Говори тихо и спокойно. 2.К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра. 3.Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца. 4.Делай замечания тактично, не груби. 5.В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю. - 1. Несколько предложений, связанных по смыслу. 2. 1- Вступление; 2- Основная часть; 3- Заключение. 3. Вступление не подходит к самому тексту. Отвечают по поднятой руке. Оценивают себя. - Боб строитель. - Построить другое вступление в тексте. | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | Презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал. |
Постановка учебной задачи (2-3 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная работа Словесный: беседа, учебный диалог | Формулирует тему и цели урока вместе с обучающимися. - Значит, нам не подошло начало текста, и Боб будет нашим помощником. Давайте сформулируем тему урока. - Для этого мы воспользуемся ключом. - Отлично, а чтобы поставить цели урока, используйте опоры: 1.Узнать… 2.Научиться… - Прекрасно, если есть тема и цели, то не хватает плана. У нас также есть опора, но нужно дополнить ее. 1. Узнаем, как … начало … . 2. Выполним … с … умениями . 3. Сделаем … по … . (теме, строить, новыми, текста, выводы, упражнения, урока.) - Здорово у вас получилось, посмотрите к нам обращается Боб. Прочитайте. - Приступаем к работе. | Формулируют тему и цели урока. - «Начало текста». 1.Узнать о том, как строится текст 2.Научиться строить начало текста. - 1. Узнаем, как строить начало текста. 2. Выполним упражнения с новыми умениями. 3. Сделаем выводы по теме урока. - Ребята, давайте же скорее узнаем о строительстве вступления | УУПД: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель УУРД: Научатся составлять план и последовательность действий УУРД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы | Презентация. |
«Открытие» нового знания (5 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная работа Наглядный: демонстрация Практический: работа с учебником Словесный: беседа, учебный диалог, объяснение | Открытие детьми нового знания. - Любая история с чего-то начинается и чем-нибудь заканчивается. - Прочитаем начало сказки «Как мужик гусей делил». - Что мы узнали из начала сказки? - Обобщаешь ответы детей: из начала сказки мы узнали, что у бедного мужика не стало хлеба и бедный мужик решил. просить денег и хлеба у барина. - Прочитаем конец сказки «Как мужик гусей делил». Что мы узнали из концовки сказки? Обобщаю ответы детей: В конце узнаём, чем эта история закончилась, удалось ли ему исполнить задуманное? - А что произошло между началом и концом? Чего не хватает в этой истории? Хочется узнать, как он этого добился и почему барин посмеялся? Что нам не хватает, для ответа на этот вопрос? ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. Барин принял гуся и говорит мужику: «Спасибо, мужик, тебе за гуся, только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына и две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?» Мужик говорит: «Я разделю». Взял ножик, отрезал голову и говорит барину: «Ты всему голова, тебе голову». Потом отрезал задок, подает барыне: «Тебе дома сидеть, за домом смотреть, тебе задок». Потом отрезал лапки и подает сыновьям: «Вам ножки — топтать отцовские дорожки». А дочерям дам крылья: «Вы скоро из дому улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!» И взял всего гуся. - В каждом тексте есть начало – оно подготавливает читателя к чтению основной части текста, в которой сообщается самое главное. Последняя часть текста, концовка, показывает: текст завершён, автор сказал всё, что хотел. А в основной части текста излагаются основные события, история, выражается главная мысль: смекалка и находчивость помогли мужику в трудной ситуации. - Давайте порассуждаем, какая функция у вступления? - Верно, чтобы мы могли строить вступление нужно это знать. Создадим алгоритм, для этого. 1. Прочитай название текста. 2. Прочитай основную часть и заключение. 3. Определи основную мысль текста. 4. Придумай или подбери подходящее начало текста. - А почему нам важно знать заголовок текста? - Что отражает заголовок? | НАЧАЛО У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. О каком-то происшествии, обстоятельстве, с которого всё началось, о том, что что-то случилось (все ответы детей). …. КОНЦОВКА Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег. Из концовки узнаём, чем всё закончилось, что произошло в конце (слушаем все ответы детей). - Пропущена в тексте основная часть. Опять слушаем все предположения детей. Слушают и вникают в проблему ситуацию. Ответы детей. - Подготовить к чтению основной части, рассказать, о чем будет текст/рассказ. - Без заголовка, не зная, что происходит, какие события, без понимания основной мысли текста. - Основную мысль, тему текста. | УУКД: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций УУПД: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами | Презентация, |
Динамическая пауза | Снижение эмоц. и физ. напряжения | Практ.: выполнение динамической паузы | Организация проведения динамической паузы. - Предлагаю вам поиграть, для этого вспомните, как перемещались люди, до того, как появились автомобили? - Тогда давайте представим, что каждый из вас это красивая и сильная лошадка. | - На лошадях. Выполняют движения соответственно командам. Песок – трем ладоши; галька – два пальца о ладошку; болото – цокаем; препятствие – хлопки. Отлично а теперь играем на выбывание, кто сбивается садится. | ||
Первичное закрепление (7 мин) | Усвоение нового способа действий | Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | Организует первичное закрепление. - Вспомним текст из карточки, что нам нужно было там исправить? - Вот сейчас, когда вы уже знаете, как правильно строить начало текста, придумайте его, можете посовещаться в парах. И скажите мне, какой вариант вы придумали. - У кого другие варианты и они хотят озвучить? Отлично. Говорит герой: - Сейчас поупражняемся в применении нового алгоритма. Обратимся к учебнику на стр. 51 упр.2. Прочитайте задание. - Давайте вместе начнем, итак - Молодцы, а почему именно 3? - Верно, вы молодцы, я думаю вы сейчас сможете попробовать проработать алгоритм самостоятельно. - Какой вывод можем сделать? | - Вступление - В нашем городе наконец-то открыли зоопарк, и мы решили туда сходить. Варианты детей. Читают про себя. 1. Тропинка к лесу. 2. Читают самостоятельно. 3. Красота лесных тропинок. 4. Подходит 3 вариант. - В нем уже начинается рассказ, и с основной частью он словно сливается воедино. - Что вступление должно подготавливать к основной мысли рассказа, и подходит к заголовку. | УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | Презентация, учебник. |
Самостоятельная работа (3-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: раздаточный материал Внешний контроль | Организует самостоятельную работу обучающихся. - Отлично, ребята. Посмотрите на карточки, которые вам предлагает Боб. Приступайте к их выполнению. - Обменяйтесь карточками. И проверьте работу, соотвественно эталону Боба. Если все верно поставьте «+» на полях. Верните работу соседу. -Покажие палец вверх, если у вас стоит «+». | Работают в карточках. Ответы:
Оценивают работу. Сигнализируют об оценках. | УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний. УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи УУКД: развитие навыков сотрудничества и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Презентация, раздаточный материал. |
Включение в систему знаний (8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Групповая Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Самоконтроль | Организует связь между новой темой и прошлого урока. - Обратите внимание на стр.52 упр.2. Прочитайте его. - Боб считает, что Сережа неправильно начал текст. И он предлагает нам придумать другое вступление, мы сможем с этим справиться? Мы ловили насекомых на светлой полянке. Мне улыбнулась удача, и я поймал его. - Вот такая основная часть этого текст. Ответьте на вопросы: - Подходит ли заголовок Сережи? - Какое вступление предлагаете вы? - Если предложение Сережи не подходит для начала, то куда мы можем его поставить? - Отлично поработали, а теперь запишите полный текст в тетради. - Какой вывод можем сделать? | Работают с учебником. - Да. Работают с алгоритмом - Да. - Мы с друзьями решили погулять в лесу./ Мы вышли на полянку. - Его можно поставить как заключительную часть. «+» поставит себе тот, чье начало выбрали для написания. - Что правильное вступление, помогает лучше понять текст и делает его единым целым. | УУПД: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи УУКД: формирование уважительного отношения к иному мнению | Учебник, презентация, рабочая тетрадь. |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная работа Словесный: беседа Наглядный: демонстрация | Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей. - Вы сегодня отлично работали, назовите мне, у кого больше «+»
- О какой важной части текста мы сегодня говорили? - Что нужно помнить, при выборе или составлении вступления? - Как вы думаете, для чего мы всему этому сегодня учились? - А все ли пункты плана мы выполнили? Проводит работу по самооценке. - Заполните опору Раньше я думал… Теперь я знаю… Я не знал… Сегодня я узнал… Я научился… - Посмотрите на картинки на слайде, какая вам больше нравится? И почему? - Отлично. Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен. | Отвечают на вопросы учителя. Награждаются активные. «Начало текста». 1.Узнать о том как строится текст 2.Научиться строить начало текста. - 1. Узнаем как строить начало текста. 2. Выполним упражнения с новыми умениями. 3. Сделаем выводы по теме урока. - Да. - Вступление. - Что заголовок, вступление, основная часть и заключение были связаны между собой по смыслу. - Чтобы применять в жизни, чтобы наша речь была полной и красивой, чтобы начинать разговор осознанно и понятно. - Да. - Яркая и красочная, потому у нас остались хорошие впечатления после урока. | УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; УУЛД: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи УУПД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Презентация, грамоты. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»
Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....
Технологическая карта урока русского языка "Самостоятельная работа по теме «Текст»" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: урок развивающего контроляЦель урока: создание условий для организации комплексной работы с текстом.Задачи урокаДидактические:Повторить, что такое “текст”.Продолжать учить работ...

Технологическая карта урока русского языка "Учимся сочинять яркий текст-описание", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Цель урока: создание условий для развития умения сочинения текста-описанияЗадачи урока:Дидактические:Знать, особенности текста – описания, средства сравненияУметь сочинять яркий текст-описание, ...

Технологическая карта урока русского языка "Как строится текст.Начало текста." УМК «Начальная школа XXI» 2 класс
Цель урока:закрепление и корректировка знаний о тексте; умения определять цельность текста и формулировать варианты начала и окончания к незаконченным текстам. Дидактические:1) устранить пробелы ...

Технологическая карта урока русского языка по теме \'\'Текст. Виды текста\'\' (УМК "Перспектива", 2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование представления о видах текста: текст – сообщение, текст – описание, текст – рассуждение.Задачи урокаПланируемые ...

Технологическая карта урока русского языка по теме \'\'Текст. Виды текста\'\' (УМК "Перспектива", 2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование представления о видах текста: текст – сообщение, текст – описание, текст – рассуждение.Задачи урокаПл...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Текст. Виды текста», УМК «Школа России», 4 класс.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование умения распознавания типов текстов (текст-описание, текст-повествование) по их характерным признакам. Задачи урокаПла...