Технологическая карта урока русского языка «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа ХХI века", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема урока: «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о том, как формируется начало текста и его связь с заголовком.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) дать представление о начале текста; его связи с заголовком и с основным содержанием; 2) познакомить с алгоритмом работы над построением начала текста. | Предметные: обучающиеся научатся: 1) строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения на определённую тему, по наблюдениям); 2) определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему; 3) составлять вступление текста, корректировать текст; |
Развивающие: 1) развивать логические мышление, память, внимание через анализ языкового материала; 2) развивать умение обучающихся анализировать свои ответы, делать выводы. | Личностные: 1). явление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; 2) стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; |
Воспитательные: 1) воспитывать осознание важности правильного и единого по смыслу текста и речи; 2) воспитывать умение работать в коллективе. |
УМК: «Начальная школа XXI», учебник русского языка 2 кл.: Учебник в 2ч./ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова. – М.: «Вентана-Граф», 2019.-Ч.2, презентация, раздаточный материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 14.03.2023 Школа: Академический лицей №95 Класс: 2-6 Урок: 3 Время:09:50-10:30 Кабинет: 306 | Студент: Нагорнова Милена Группа: 31 Учитель: Полякова Наталья Михайловна Методист: Галиуллина Нажия Камиловна |
Тема урока: «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о том, как формируется начало текста и его связь с заголовком.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) дать представление о начале текста; его связи с заголовком и с основным содержанием; 2) познакомить с алгоритмом работы над построением начала текста. | Предметные: обучающиеся научатся: 1) строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения на определённую тему, по наблюдениям); 2) определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему; 3) составлять вступление текста, корректировать текст; |
Развивающие: 1) развивать логические мышление, память, внимание через анализ языкового материала; 2) развивать умение обучающихся анализировать свои ответы, делать выводы. | Личностные: 1). явление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; 2) стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; |
Воспитательные: 1) воспитывать осознание важности правильного и единого по смыслу текста и речи; 2) воспитывать умение работать в коллективе. |
УМК: «Начальная школа XXI», учебник русского языка 2 кл.: Учебник в 2ч./ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова. – М.: «Вентана-Граф», 2019.-Ч.2, презентация, раздаточный материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное обрудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создание эмоционального настроя. Учитель говорит: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Милена Ивановна, и сегодня урок русского языка, проведу у вас. Рада вас видеть. - Подарите друг другу свои добрые и лучезарные улыбки. И давайте зарядимся энергией, для этого повернитесь к своему соседу, и поочередно соединяйте ладошки, проговаривая: -Желаю, чтобы наш урок прошел отлично. Занимайте свои места. - Проверьте готовность к уроку. На партах у вас лежат учебники, рабочие тетради, пенал с канцелярскими принадлежностями. - Верно, начнем работать, скорее, но еще я хотела бы чтобы вы узнали, что если я захочу узнать, согласны ли вы с каким-либо ответом или высказыванием, то поднимите большой палец вверх, если же вы не согласны, то палец вниз. Потренируемся. - Вы самые умные и красивые ребята? - Завтра будет +27С. - Теперь можем идти дальше. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. Большой палец - желаю Указательный - успеха Средний - большого Безымянный - во всем Мизинец - везде Палец вверх Палец вниз | УУЛД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Презентация. |
Актуализация знаний и мотивация (5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Групповая Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | Актуализирует знания по пройденным темам. - Вспомним, что вы изучали на прошлом уроке? - Что вы узнали? - Отлично, тогда давайте вы сейчас вспомните как писать красиво, для этого сядете правильно и назовёте мне эти правила письма. - Молодцы, сейчас и узнаем, как вы хорошо помните, о структуре текста. Организует минутку чистописания. - Давайте скорее напишем в тетрадях число. Откройте свои тетради, отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, сегодня у нас «14 марта». А снизу пишем «Классная работа». - Начнем минутку чистописания. Для этого посмотрите на экран, вам нужно прописать строчку «Ди» и «РА» и слово «завтра» - Отлично. Тогда давайте работать дальше Организует подводящий диалог к теме урока. - Сейчас вам нужно будет заполнить карточку. Работая в группах, назовите мне правила работы группе. - Сейчас возьмите в руку карандаш, мы с вами вместе проверим ваши ответы, я буду спрашивать по вытянутой руке. - Молодцы, те, кто отвечал поставьте себе «+» - Посмотрите, кто пришел к нам в гости? - А с чем он сможет нам помочь, в тексте, с которым вы работали на карточке. | Отвечают на вопросы учителя. - Орфографические правила. - Как писать грамотно и красиво. - Спинка ровно, ноги под прямым углом, расстояние между туловищем и партой - кулачок, тетрадь под наклоном. Открывают и работают с рабочими тетрадями. Правила работы в группе. 1.Говори тихо и спокойно. 2.К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра. 3.Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца. 4.Делай замечания тактично, не груби. 5.В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю. - 1. Несколько предложений, связанных по смыслу. 2. 1- Вступление; 2- Основная часть; 3- Заключение. 3. Вступление не подходит к самому тексту. Отвечают по поднятой руке. Оценивают себя. - Боб строитель. - Построить другое вступление в тексте. | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать | Презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал. |
Постановка учебной задачи (2-3 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная работа Словесный: беседа, учебный диалог | Формулирует тему и цели урока вместе с обучающимися. - Значит, нам не подошло начало текста, и Боб будет нашим помощником. Давайте сформулируем тему урока. - Для этого мы воспользуемся ключом. - Отлично, а чтобы поставить цели урока, используйте опоры: 1.Узнать… 2.Научиться… - Прекрасно, если есть тема и цели, то не хватает плана. У нас также есть опора, но нужно дополнить ее. 1. Узнаем, как … начало … . 2. Выполним … с … умениями . 3. Сделаем … по … . (теме, строить, новыми, текста, выводы, упражнения, урока.) - Здорово у вас получилось, посмотрите к нам обращается Боб. Прочитайте. - Приступаем к работе. | Формулируют тему и цели урока. - «Начало текста». 1.Узнать о том, как строится текст 2.Научиться строить начало текста. - 1. Узнаем, как строить начало текста. 2. Выполним упражнения с новыми умениями. 3. Сделаем выводы по теме урока. - Ребята, давайте же скорее узнаем о строительстве вступления | УУПД: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель УУРД: Научатся составлять план и последовательность действий УУРД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы | Презентация. |
«Открытие» нового знания (5 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная работа Наглядный: демонстрация Практический: работа с учебником Словесный: беседа, учебный диалог, объяснение | Открытие детьми нового знания. - Любая история с чего-то начинается и чем-нибудь заканчивается. - Прочитаем начало сказки «Как мужик гусей делил». - Что мы узнали из начала сказки? - Обобщаешь ответы детей: из начала сказки мы узнали, что у бедного мужика не стало хлеба и бедный мужик решил. просить денег и хлеба у барина. - Прочитаем конец сказки «Как мужик гусей делил». Что мы узнали из концовки сказки? Обобщаю ответы детей: В конце узнаём, чем эта история закончилась, удалось ли ему исполнить задуманное? - А что произошло между началом и концом? Чего не хватает в этой истории? Хочется узнать, как он этого добился и почему барин посмеялся? Что нам не хватает, для ответа на этот вопрос? ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. Барин принял гуся и говорит мужику: «Спасибо, мужик, тебе за гуся, только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына и две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?» Мужик говорит: «Я разделю». Взял ножик, отрезал голову и говорит барину: «Ты всему голова, тебе голову». Потом отрезал задок, подает барыне: «Тебе дома сидеть, за домом смотреть, тебе задок». Потом отрезал лапки и подает сыновьям: «Вам ножки — топтать отцовские дорожки». А дочерям дам крылья: «Вы скоро из дому улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!» И взял всего гуся. - В каждом тексте есть начало – оно подготавливает читателя к чтению основной части текста, в которой сообщается самое главное. Последняя часть текста, концовка, показывает: текст завершён, автор сказал всё, что хотел. А в основной части текста излагаются основные события, история, выражается главная мысль: смекалка и находчивость помогли мужику в трудной ситуации. - Давайте порассуждаем, какая функция у вступления? - Верно, чтобы мы могли строить вступление нужно это знать. Создадим алгоритм, для этого. 1. Прочитай название текста. 2. Прочитай основную часть и заключение. 3. Определи основную мысль текста. 4. Придумай или подбери подходящее начало текста. - А почему нам важно знать заголовок текста? - Что отражает заголовок? | НАЧАЛО У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. О каком-то происшествии, обстоятельстве, с которого всё началось, о том, что что-то случилось (все ответы детей). …. КОНЦОВКА Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег. Из концовки узнаём, чем всё закончилось, что произошло в конце (слушаем все ответы детей). - Пропущена в тексте основная часть. Опять слушаем все предположения детей. Слушают и вникают в проблему ситуацию. Ответы детей. - Подготовить к чтению основной части, рассказать, о чем будет текст/рассказ. - Без заголовка, не зная, что происходит, какие события, без понимания основной мысли текста. - Основную мысль, тему текста. | УУКД: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций УУПД: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами | Презентация, |
Динамическая пауза | Снижение эмоц. и физ. напряжения | Практ.: выполнение динамической паузы | Организация проведения динамической паузы. - Предлагаю вам поиграть, для этого вспомните, как перемещались люди, до того, как появились автомобили? - Тогда давайте представим, что каждый из вас это красивая и сильная лошадка. | - На лошадях. Выполняют движения соответственно командам. Песок – трем ладоши; галька – два пальца о ладошку; болото – цокаем; препятствие – хлопки. Отлично а теперь играем на выбывание, кто сбивается садится. | ||
Первичное закрепление (7 мин) | Усвоение нового способа действий | Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | Организует первичное закрепление. - Вспомним текст из карточки, что нам нужно было там исправить? - Вот сейчас, когда вы уже знаете, как правильно строить начало текста, придумайте его, можете посовещаться в парах. И скажите мне, какой вариант вы придумали. - У кого другие варианты и они хотят озвучить? Отлично. Говорит герой: - Сейчас поупражняемся в применении нового алгоритма. Обратимся к учебнику на стр. 51 упр.2. Прочитайте задание. - Давайте вместе начнем, итак - Молодцы, а почему именно 3? - Верно, вы молодцы, я думаю вы сейчас сможете попробовать проработать алгоритм самостоятельно. - Какой вывод можем сделать? | - Вступление - В нашем городе наконец-то открыли зоопарк, и мы решили туда сходить. Варианты детей. Читают про себя. 1. Тропинка к лесу. 2. Читают самостоятельно. 3. Красота лесных тропинок. 4. Подходит 3 вариант. - В нем уже начинается рассказ, и с основной частью он словно сливается воедино. - Что вступление должно подготавливать к основной мысли рассказа, и подходит к заголовку. | УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | Презентация, учебник. |
Самостоятельная работа (3-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Фронтальная Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: раздаточный материал Внешний контроль | Организует самостоятельную работу обучающихся. - Отлично, ребята. Посмотрите на карточки, которые вам предлагает Боб. Приступайте к их выполнению. - Обменяйтесь карточками. И проверьте работу, соотвественно эталону Боба. Если все верно поставьте «+» на полях. Верните работу соседу. -Покажие палец вверх, если у вас стоит «+». | Работают в карточках. Ответы:
Оценивают работу. Сигнализируют об оценках. | УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний. УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи УУКД: развитие навыков сотрудничества и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Презентация, раздаточный материал. |
Включение в систему знаний (8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Групповая Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Самоконтроль | Организует связь между новой темой и прошлого урока. - Обратите внимание на стр.52 упр.2. Прочитайте его. - Боб считает, что Сережа неправильно начал текст. И он предлагает нам придумать другое вступление, мы сможем с этим справиться? Мы ловили насекомых на светлой полянке. Мне улыбнулась удача, и я поймал его. - Вот такая основная часть этого текст. Ответьте на вопросы: - Подходит ли заголовок Сережи? - Какое вступление предлагаете вы? - Если предложение Сережи не подходит для начала, то куда мы можем его поставить? - Отлично поработали, а теперь запишите полный текст в тетради. - Какой вывод можем сделать? | Работают с учебником. - Да. Работают с алгоритмом - Да. - Мы с друзьями решили погулять в лесу./ Мы вышли на полянку. - Его можно поставить как заключительную часть. «+» поставит себе тот, чье начало выбрали для написания. - Что правильное вступление, помогает лучше понять текст и делает его единым целым. | УУПД: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи УУКД: формирование уважительного отношения к иному мнению | Учебник, презентация, рабочая тетрадь. |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная работа Словесный: беседа Наглядный: демонстрация | Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей. - Вы сегодня отлично работали, назовите мне, у кого больше «+»
- О какой важной части текста мы сегодня говорили? - Что нужно помнить, при выборе или составлении вступления? - Как вы думаете, для чего мы всему этому сегодня учились? - А все ли пункты плана мы выполнили? Проводит работу по самооценке. - Заполните опору Раньше я думал… Теперь я знаю… Я не знал… Сегодня я узнал… Я научился… - Посмотрите на картинки на слайде, какая вам больше нравится? И почему? - Отлично. Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен. | Отвечают на вопросы учителя. Награждаются активные. «Начало текста». 1.Узнать о том как строится текст 2.Научиться строить начало текста. - 1. Узнаем как строить начало текста. 2. Выполним упражнения с новыми умениями. 3. Сделаем выводы по теме урока. - Да. - Вступление. - Что заголовок, вступление, основная часть и заключение были связаны между собой по смыслу. - Чтобы применять в жизни, чтобы наша речь была полной и красивой, чтобы начинать разговор осознанно и понятно. - Да. - Яркая и красочная, потому у нас остались хорошие впечатления после урока. | УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; УУЛД: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи УУПД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Презентация, грамоты. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»
Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....
Технологическая карта урока русского языка по теме «Роль имен прилагательных в тексте-описании» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом-описания и его отличительными признаками; формирование умения употреблять имена прилагательные в речи; формир...
Технологическая карта урока русского языка "Самостоятельная работа по теме «Текст»" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: урок развивающего контроляЦель урока: создание условий для организации комплексной работы с текстом.Задачи урокаДидактические:Повторить, что такое “текст”.Продолжать учить работ...
Технологическая карта урока русского языка "Учимся сочинять яркий текст-описание", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Цель урока: создание условий для развития умения сочинения текста-описанияЗадачи урока:Дидактические:Знать, особенности текста – описания, средства сравненияУметь сочинять яркий текст-описание, ...
Технологическая карта урока русского языка "Как строится текст.Начало текста." УМК «Начальная школа XXI» 2 класс
Цель урока:закрепление и корректировка знаний о тексте; умения определять цельность текста и формулировать варианты начала и окончания к незаконченным текстам. Дидактические:1) устранить пробелы ...
Технологическая карта урока русского языка по теме \'\'Текст. Виды текста\'\' (УМК "Перспектива", 2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование представления о видах текста: текст – сообщение, текст – описание, текст – рассуждение.Задачи урокаПланируемые ...
Технологическая карта урока русского языка по теме \'\'Текст. Виды текста\'\' (УМК "Перспектива", 2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование представления о видах текста: текст – сообщение, текст – описание, текст – рассуждение.Задачи урокаПл...