Урок русского языка в технологии деятельностного метода
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Самохвалова Татьяна Анатольевна

«Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                       

Урок русского языка в технологии деятельностного метода

Пояснительная записка

Тема урока русского языка «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении»  изучается  по программе авторов: Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной (Образовательная система «Школа 2100») в 3 классе.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Урок построен в технологии деятельностного метода.

В структуру урока включено примерное количество времени на каждый этап урока (продолжительность урока 45 мин). Если этого времени будет не хватать, то можно опустить самостоятельную работу с проверкой по эталону, провести её на уроке закрепления.

На данном уроке составляется алгоритмы действий при определении вида предложения, при постановке запятой. Эти алгоритмы используются на следующих уроках закрепления по данной теме.

На данном уроке используются слайды  с изображением девиза урока, темы урока, правила, алгоритмов действий при постановке запятой в простом и сложном предложениях. В слайде № 4 вставлены звуки грома, ливня. Смена слайдов осуществляется по щелчку.

Конспект урока

Тема урока: «Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении».

Цели: Формирование знаний отличительных признаков простого и сложного предложений. Формирование умений различать простое и сложное предложения, разделять запятой части сложного предложения. Совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения. Формировать умения определять тему и цели урока.

Оборудование:- учебник II часть (стр. 150 – 152, 156);

                          - рабочие тетради;

                          - экран;

                          - проектор;

                          - компьютер;

                          - презентация (этапы урока, алгоритмы).

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)

- Девизом нашего урока будет поговорка: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». (слайд №2).

- Значит чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания).

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. (7 мин)

1. – А пока вспомним алгоритм нахождения в предложении однородных членов.

Слайд №3. (Алгоритм №1) Дети проговаривают алгоритм.

2. Проверка домашнего задания.

 – Проверим домашнее задание стр. 146 упр. 433 (в домашних тетрадях).

Дети читаю предложения, называют однородные члены, расставляют запятые.

Образец правильного оформления работы:

В воскресенье Серёжа и папа делали кормушку для птиц. Серёжа подавал гвозди, дощечки. Папа строгал и сколачивал.

Теперь каждое утро мальчик сыпал в кормушку крошки зерна, семечки. Воробьи, синички прилетали и клевали корм.

3. Пробное действие.

– Прочитайте и запишите предложение. Расставьте верно запятые. (Слайд №4).  

4. Сравнение результатов. (Видим несколько групп однородных членов. Кто-то поставил запятую, кто-то нет).

5. Фиксация индивидуальных затруднений.

III. Постановка проблемы. (4  мин)

– В чём возникло затруднение? В каком месте? (Здесь два подлежащих, два сказуемых. Но они не являются однородными членами. Нужна ли запятая? Где её ставить?)

– Почему возникло затруднение? (Раньше не встречали такого предложения, где две грамматические основы. Не знаем, что это за предложение. Не знаем, где ставить запятую).

IV. Построение проекта выхода из затруднения.  (4 мин)

  1. – Какую учебную задачу ставим? (Выяснить вид предложения. Найти правило постановки запятой). Дети формулируют с помощью учителя.
  2. – Наметим план наших действий (дети совместно с учителем):
  1. Найдём правило.
  2. Исправим ошибки в нашем предложении.
  3. Составим алгоритм действий при постановке запятой.
  4. Поупражняемся в постановке запятой в подобных предложениях.

– Что нам поможет? (учебник, учитель, алгоритм)

            V. Реализация построенного проекта. (5 мин)

  1. – Прочитайте правила на стр. 151 – 152.

Обобщение прочитанного. Слайды №5, 6.

– Какая тема урока сегодня? (Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении.) Дети формулируют с помощью учителя. Слайд №7.  

– Давайте попробуем составить алгоритм различения простого и сложного предложения. (Дети высказывают свои предложения).

Обобщение сказанного. Слайд №8.  (Алгоритм №2)

– Определите вид нашего предложения. (Это предложение сложное, в нём две грамматические основы: 1) ударил гром, 2) начался ливень).

              2) – Где же поставить запятую? (Между частями сложного предложения).

              3) – Попробуем составить алгоритм действий при постановке запятой в предложении. (Дети высказывают свои предложения).

Обобщение сказанного. Слайд №9.  (Алгоритм №3)

VI. Первичное закрепление c проговариванием во внешней речи. (5 мин)

(4 этап плана) Устное выполнение упр. 438 на стр. 151.

Определить вид предложения, называя грамматическую основу (основы). Объяснить постановку запятых. (Используя алгоритмы № 2,3).

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (6 мин)

  1. Выполнение упр. 440 на стр. 152.
  2. Сверка по эталону (Эталоном являются алгоритмы № 2, 3 на слайдах № 8, 9). Фиксация «+», «–».

Образец оформления работы на доске:

Спят поляны снеговые, спит безмолвно тёмный лес, только звёзды золотые смотрят ласково с небес.

  1. Проговаривание детьми места ошибки и причин ошибки.
  2. Проговаривание алгоритмов.
  3. Исправление ошибок.

VIII. Включение в систему знаний и повторение. (8 мин)

Списать предложения, расставить запятые, составить схемы предложений (предложения записаны на доске).

Самостоятельная работа, используя алгоритм № 3. Слайд №9.  

  1. Я сидел на берегу лесного озера. К воде свисали ветви берёз голубое небо прокололи остроконечные ели. По опавшим листьям прошелестели лёгкие шажки. Я выглянул из шалаша и увидел рябчика.

Проверка, проговаривание алгоритма.

Я сидел на берегу лесного озера.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке деятельности (4 мин)

  1. – Какая тема урока была?

– В чём главное отличие простого и сложного предложений?

– Определите уровень умений ставить запятую в сложном предложении (по шкале от1 до 10).

  1. Домашнее задание: стр. 153 упр. 442.Ознакомление с заданием.

– Выполнить его верно вам поможет алгоритм на стр. 156.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».

Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....

Урок русского языка в технологии деятельностного метода.

Урок открытия новых знаний. Урок разработан в технологии деятельностного метода.Цель урока: Вывести правило правописания Ь после шипящих на конце имён существительных женского рода; расширить зн...

Урок русского языка в технологии деятельностного метода по теме: "Изменение глаголов по временам", 3 класс.

Урок русского языка в технологии деятельностного метода по теме: "Изменение глаголов по временам", 3 класс....

Технологическая карта урока немецкого языка в технологии деятельностного метода

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Осень"....

Формирование регулятивного действия планирования на уроках русского языка в технологии деятельностного метода

В учебно-методических материалах раскрыта актуальность и сущность деятельностного метода Л.Г.Петерсон в условиях реализации деятельностного подхода в обучении. Использование технологии показано н...

Конспект урока русского языка в технологии деятельностного метода

Урок развивающего контроля по русскому языку в технологии деятельностного метода. Урок проводится после контрольной работы, состоящей из диктанта и грамматических заданий....