Формирование регулятивного действия планирования на уроках русского языка в технологии деятельностного метода
учебно-методический материал (3 класс) на тему
В учебно-методических материалах раскрыта актуальность и сущность деятельностного метода Л.Г.Петерсон в условиях реализации деятельностного подхода в обучении. Использование технологии показано на уроке русского языка в 3 классе по теме "Правописание букв О,Ё после шипящих в корне слова". Показаны приёмы формирования регулятивного действия планирования на всех этапах урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Деятельностный метод | 65.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование регулятивного действия планирования на уроках
русского языка в технологии деятельностного метода «Школа 2000…»
Огиенко Тамара Ивановна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №8 с УИМ и АЯ
г. Боровичи
В ФГОС НОО и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ проходит переход от простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к развитию способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
Одной из технологий, которая обеспечивает достижение современных задач образования, является технология деятельностного метода обучения (ТДМ) «Школа 2000...», разработанная Л.Г. Петерсон.
Согласно Л.Г. Петерсон метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным. Деятельность - это всегда целеустремленная система - система, нацеленная на результат. Одним из условий решения современных задач образования является формирование универсальных учебных действий, ключевых образовательных компетенций учащихся на основе деятельностного подхода.
Базовый уровень данной технологии включает в себя следующие этапы. Каждый этап имеет определённую цель:
- Мотивация к учебной деятельности.
На этапе мотивации организуется осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке, определение целей и содержательных рамок урока.
- Актуализация знаний.
Цель этапа актуализации знаний – подготовка мышления детей к изучению нового материала, воспроизведение учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового, и указание ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний.
- Проблемное объяснение нового знания.
На этапе проблемного объяснения нового знания внимание детей обращается на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, формулируется цель и тема урока, организуется подводящий диалог, направленный, на построение и осмысление нового знания, которое фиксируется вербально, знаково и с помощью схем.
- Первичное закрепление во внешней речи.
На этапе первичного закрепления во внешней речи изученное содержание закрепляется и проводится через внешнюю речь.
- Самостоятельная работа с самопроверкой.
На этапе самостоятельной работы с самопроверкой организуется самоконтроль усвоения нового учебного содержания, при этом одновременно осуществляется интериоризация нового знания.
- Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель этапа включения нового знания в систему знаний и повторения – определение границ применимости нового знания, тренировка навыков его использования совместно с ранее изученным материалом, и повторение содержания, которое потребуется на следующих уроках.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
При подведении итога урока фиксируется изученное новое знание и его значимость, организуется самооценка учебной деятельности и согласование домашнего задания.
В соответствии с данными этапами организуется учебная деятельность обучающихся, например, на уроке русского языка в 3 классе по теме: «Правописание гласных О, Ё после шипящих в корне слова» обучающиеся ставили цель на каждом этапе урока, определяли последовательность учебных действий в рамках технологии деятельностного метода Л.Г Петерсон (базовый). (Приложение 1) Это позволило хорошо усвоить учебный материал. Об этом свидетельствуют результаты предметной диагностики. (Таблица 2)
Приоритетная цель школьного образования – формирование умения учиться. Достижение цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, а именно регулятивных УУД.
На этапах ТДМ «Школа 2000…» для формирования регулятивных УУД используются специальные приемы. Особое внимание уделяется формированию регулятивного действия – планирования.
Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Процесс обучения планированию собственной деятельности может осуществляться различными способами.
Общим для любого способа является то, что осознанная ориентировка ученика в содержании деятельности возможна лишь в том случае, если ее предмет включен в контекст цели (задачи) ученического поиска; тогда интеллектуальная активность обучающегося направляется прежде всего на овладение общим способом.
Разновидности самостоятельной познавательной деятельности школьника в процессе обучения:
- постановку цели и планирование предстоящей деятельности ученик осуществляет с помощью учителя;
- только постановка цели осуществляется с помощью учителя, а планирование предстоящей работы выполняется учеником самостоятельно;
- постановка цели и планирование предстоящей работы осуществляются учеником самостоятельно в рамках предъявленного учителем задания;
- работа осуществляется учеником по собственной инициативе; он без помощи учителя, сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно ее выполняет.
Формирование УУД планирования происходит с введения определения понятия «план» - это порядок, последовательность действий; план (алгоритм, инструкция) известных детям действий.
Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи.
Вопросы:
- Какие умения вам помогут выполнить задание?
- Что сделаем сначала?
- Что необходимо сделать потом?
План урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.
Рассмотрим отдельные приёмы, которые дают положительный результат для формирования универсального учебного действия планирования и способствуют повышению предметных результатов.
Приём1. Составление плана с помощью условных знаков.
В учебниках русского языка (автор С.В.Иванов. – М.: Вентана – Граф, 2014) с 1 класса вводятся условные обозначения:
«?» - Давай подумаем
«!» - Обрати внимание
« » - Вспомни изученное
« » – Работа в паре
« » – Трудное задание
Например, на уроке в 3 классе по теме «Речевая ситуация: несовпадение интересов. Родственные слова» этот приём выглядит так:
На этапе актуализации знаний обучающиеся рассматривают содержание урока в учебнике. Учитель даёт задание найти условные знаки и предлагает составить план урока, предварительно обсудив в парах. На страницах
учебника к этому уроку следующие знаки: «!», «?», « » . Договорились, что лучше сначала разобрать речевые ситуации в упр. 1,2 (без условных знаков), затем отвечать на вопрос «?» , потом «!» перед правилом. И тогда уже сможем выполнить трудное задание «».
План в результате обсуждения оформляется на доске с помощью карточек в следующем порядке: ? ! .
На этапе проблемного объяснения нового знания в соответствии с планом учащиеся рассматривали речевые ситуации. Выяснили, что нужно считаться с мнениями других людей, уметь договариваться. В диалоге из упр. 1,2 учащимся встретились слова «снежки» и «снеговик» и они отвечали на вопросы: «Есть ли общая часть в словах «снеговик, Снегурочка, снегокат, снежинка, снежная»? Объясняет ли она значение слова? и на проблемный вопрос из учебника: « Коля считает, что в этих словах общая часть -снег-, -снеж-, которая объясняет значение слова. Согласишься ли ты с Колей?» Мнения детей выслушивались. Далее «!» (Обрати внимание): Некоторые слова в русском языке являются родственными. В них есть общая главная часть с одинаковым значением: снег – снегокат – снежинка.
Затем на этапе включения нового знания в систему знаний выполнялось упр.3 (трудное задание): Какая общая часть есть в этих словах? Как с её помощью можно объяснить значение слов?
Слова: лесок, лесной, лесник, лесоруб
На этапе рефлексии учебной деятельности на уроке учащиеся возвратились к карточкам на доске и выяснили, удалось ли им действовать по плану? Какое задание лучше получилось? Какое оказалось трудным?
Приём 2. Составление плана своего решения учебной задачи.
Рассмотрим этот приём на этапе проблемного изучения нового материала на уроке русского языка в 3 классе по теме «Правописание суффиксов – ик,
-ек».
После определения цели и темы урока учитель предлагает попробовать определить, когда пишется суффикс -ик , а когда –ек. На карточках на партах материал для наблюдения:
есть арбуз[ик] – нет арбузика –арбузик
есть бант[ик] – нет бантика – бантик
есть горош[ик] – нет горошка – горошек
есть кармаш[ик] – нет кармашка – кармашек
- Посоветуйтесь в парах, сформулируйте правило. ( Суффикс –ик пишется. если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется, «не убегает». Суффикс –ек пишется, если при изменении слова гласный звук «убегает».)
- Что нам нужно сделать, чтобы научиться применять правило? (Составить план рассуждения.)
- Работая в парах, не выполняя задание на карточках, составьте план рассуждения, как правильно применить правило правописания суффиксов
– ик, -ек».
Планы рассуждения заслушиваются, согласованный план рассуждения фиксируется на доске, например:
- Найдём корень в слове. Если слышим после корня ик, сразу слово не пишем, ведь суффиксы –ик и –ек без ударения звучат одинаково.
- Изменим форму слова, подставляя к нему слово «нет». Проверим, остался гласный звук или исчез.
- Сделаем вывод: Если гласный звук остался, пишем суффикс –ик, если гласный звук исчез, пишем суффикс –ек.
Затем с помощью учебника организуется проверка правильности составленного плана.
Приём 3. Выбор правильного плана текста.
Данный приём удобно представить на уроках по развитию речи (работа с текстом). Урок русского языка в 3 классе по теме «Развитие речи. Текст. План текста».
Задание. Прочитай. В тексте перепутан порядок абзацев. Восстанови правильную последовательность абзацев. Озаглавь текст, составь его план.
После выполнения задания организуется самопроверка. Учащимся предлагается выполнить задание в учебнике после текста, а затем в паре обсудить и сообщить своё мнение.
Задание: Прочитай, как ребята справились с заданием. Чей ответ – Миши или Светы - близок к твоему?
Миша: «Порядок абзацев не перепутан, так что ничего исправлять не надо. Текст можно назвать «Что растёт в Древнем Египте?». План: 1. Люди плетут венки. 2. О Древнем Египте. 3. Каждый василёк – маленький букетик».
Света: «Не на своём месте находится только первый абзац. На самом деле он должен быть последним, потому что в нём заключён вывод. Текст можно озаглавить «Василёк». План текста: 1. Синий василёк растёт только среди ржи. 2. Каждый василёк – маленький букетик. 3. Любуются люди красивыми цветками».
После согласования в парах, мнения каждой пары заслушивается и обсуждаются. В результате выполнения задания обучающиеся приходят к выводу, что правильно составлен план у Светы.
Приём 4. Работа с деформированным планом.
Например, на уроке русского языка в 3 классе по теме «Второстепенные члены предложения» этот приём выглядит так: на этапе проблемного объяснения нового знания после знакомства с правилом о том, какие члены в предложении называются второстепенными, учитель задаёт вопрос:
-Что нам нужно сделать, чтобы научиться находить в предложении второстепенные члены? (Составить план действий.)
На каждой парте карточка с деформированным планом:
Задание: расставьте действия в нужном порядке. Как найти второстепенные члены предложения. 1.Найди слова, к которым можно задать вопрос от сказуемого. 2.Найди второстепенные члены предложения, к которым можно задать вопрос от других второстепенных членов. 3.Найди грамматическую основу предложения, то есть подлежащее и сказуемое. 4.Найди слова, к которым можно задать вопрос от подлежащего. |
-Можете ли вы воспользоваться планом на карточках? (Нет.)
-Почему? (Пункты плана не в правильной последовательности.)
-Выполните задание: расставьте действия в нужном порядке.
Обучающиеся работают в парах. После выполнения задания выслушиваются несколько пар. Обучающиеся объясняют, что сначала нужно найти грамматическую основу предложения, затем найти слова, к которым можно задать вопрос от подлежащего, потом от сказуемого и, наконец, от второстепенных членов к второстепенным. На слайде правильный план, обучающиеся сравнивают свою работу с образцом.
-Удалась ли составить правильный план? (Да.)
Приём 5. Использование плана с недостающими или избыточными пунктами.
Рассмотрим, как план с недостающими пунктами используется на уроке русского языка в 3 классе по теме «Способы образования слов». На этапе актуализации знаний ставится задача: повторить план разбора слова по составу. Задание: пользуясь алгоритмом, разберите слово «задумка» по составу. На партах карточки с планом:
Разбор слова по составу. 1.Найди в слове окончание. Для этого измени форму слова. 2.Найди основу слова. Основа-часть слова без окончания. 3.Найди суффикс (если он есть). Подбери другие слова с таким же суффиксом. 4.Найди приставку (если она есть). Подбери другие слова с такой же приставкой. |
-Прочитайте план. (Один ученик читает вслух.)
-Вы прочитали план разбора слова по составу. Теперь сможете выполнить задание, используя этот план? (Нет.)
-Почему? (В нём не все пункты, которые необходимы.)
-Допишите необходимые пункты и расставьте номера по порядку. (Обучающиеся выполняют задание.)
-Проверьте друг друга в парах. Какие пункты нужно добавить? (Нужно добавить пункт «Найди корень слова».)
-Докажите, что он необходим. (Корень-главная часть слова, в нём заключено лексическое значение слова.)
-Как правильно найти корень? (Нужно подобрать родственные слова.)
-Назовите номер пункта и сформулируйте его. (3.Найди корень слова. Для этого подбери родственные слова.)
Обучающиеся сравнивают свою работу с образцом на слайде.
-Удалось ли составить полный план? (Да.)
-Сможете, используя его, разобрать слово «задумка» по составу? (Да.)
Систематическое применение технологии деятельностного метода ( автор Л.Г. Петерсон «Школа 2000…» базовый) в обучении способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся и повышению качества знаний.
Для изучения сформированности у обучающихся регулятивного действия планирования (определения последовательности промежуточных целей с
учётом конечного результата; составления плана и последовательности действий) у обучающихся 3 класса, в 2017-2018 учебном году использовались диагностические материалы ОС «Начальная школа XXI века», автор Н.Ф. Виноградова. Результаты диагностики можно представить в таблице:
Таблица 1
Учебное действие | I полугодие 2017-2018 уч. г. | II полугодие 2017-2018 уч. г. | |||
планирование | высокий уровень (80-100%) | 0 | 0% | 2 чел. | 7,5% |
выше среднего (60-79%) | 5 чел. | 18,5% | 7 чел. | 26% | |
средний уровень (40-59%) | 10 чел | 37% | 13 чел. | 48% | |
низкий уровень (меньше 40%) | 12 чел. | 44,5% | 5 чел. | 18,5% |
В течение года у обучающихся наблюдается положительная динамика сформированности регулятивного учебного действия планирования, о чем свидетельствуют данные представленные в таблице. На начало учебного года нет обучающихся, имеющих высокий уровень сформированности действия планирования, на конец года – 2 человека (7,5%), повысился % сформированности действия на среднем уровне с 37% до 48%, на низком – стал меньше с 44,5% до 18,5%.
Эффективность формирования регулятивных универсальных учебных действий подтверждается результатами формирования предметных действий по русскому языку в 3 классе по теме «Правописание гласных Ё, О после шипящих в корне слова», которые представлены в таблице 2.
В таблице 2 представлен сравнительный анализ результативности выполнения самостоятельной работы на уроке русского языка в конце I четверти (см. Приложение 1) и отсроченного контроля знаний по теме: диктант в конце II четверти. В тексте 7 слов на правило «Правописание гласных Ё, О после шипящих в корне слова». Методика С.В. Зайченко.
Таблица 2
I четверть самостоятельная работа | Конец II четверти диктант | |
Участвовали в диагностике | 26 человек | 25 человек |
«5» | 2 | 5 |
«4» | 9 | 17 |
«3» | 11 | 3 |
«2» | 4 | - |
% качества | 42 | 88 |
СОУ | 47 | 68 |
Общая результативность выполнения работы | 75 | 82 |
Динамика результатов положительная: в I четверти качество знаний 42%, во II четверти 88%, СОУ - 47% и 68%, % общей результативности выполнения работы повысился с 75% до 82%.
Результаты диагностики позволяют сделать вывод об обоснованности применения приёмов формирования регулятивного универсального учебного действия планирования на этапах технологии деятельностного метода.
Список использованной литературы:
- Деятельностный способ обучения. Сост. Н.П.Попова. – Великий Новгород: НИРО, 2011 – 56с.
- Зайченко С.В. «Новые подходы к оцениванию предметных достижений обучающихся. Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования», 2012.-№7.-с.68-71
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. Под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151с.
- Общепедагогические методы и технологии формирования «умения учиться в условиях ФГОС и введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Материалы курсов. – Великий Новгород: РИПР, 2018
- Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31с.
Урок русского языка в 3 классе по теме: «Правописание букв О, Ё
после шипящих в корне слова».
Огиенко Тамара Ивановна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №8 с УИМ и АЯ
г. Боровичи
Цели: обучающийся умеет
- применять правило правописания букв О, Ё после шипящих в корне слова;- -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Содержание: изучение правила правописания букв О, Ё после шипящих в корне слова
Технология: технология деятельностного метода «Школа 2000…» (базовый уровень) Л.Г.Петерсон
Демонстрационный материал:
Д1. Презентация.
Слайд 1. Стихотворение.
Учите русский годы к ряду С душой, с усердием, с умом. Вас ждет великая награда – И та награда в нем самом. |
Слайд 2.Задание 1.
Задание: вставьте пропущенные буквы. ж.вой, ч.лан, маш.на, щ.вель, ч.жой, ш.рокий, прич.л, ж.раф, ж.лтый, щ.пальцы, ш.рох |
Слайд 3. Образец выполнения задания 1.
жИвой, чУлан, машИна, щАвель, чУжой, шИрокий, причАл, жИраф, жЁлтый, щУпальцы, шОрох |
Слайд 4.Задание для наблюдения №1.
Задание: прочитайте слова, обратите внимание на обозначение звука [о] после шипящих буквой. [ч’о́рный] – чёрный [шо́рты] – шорты [шо́лк] – шёлк [крыжо́вн'ик] – крыжовник [жо́лтый’] - жёлтый |
Слайд 5.Задание для наблюдения №2.
Задание: прочитайте слова, сравните написание гласных после шипящих в первом и втором столбиках. чёрный – чернеть шов жёлтый - желтеть шорты шёл – вышел шорох жёлуди – (нет) желудей |
Слайд 6. Образец правильного выполнения задания №2
жЁлтый шОрох |
Слайд 7. Образец правильного выполнения задания №3.
Дрова, вода, корзина, смотреть, дорогой, холодный, шорох |
Раздаточный материал: Р1.Карточки трех цветов: зеленый, желтый, красный
Р2. Карточка с заданием.
Задание: Запишите слова в 2 столбика, в первый однокоренные, во второй формы одного слова, выделите корень. вода, водный, (под) водой, подводный, водичка, водица, (в) воде, (на) воду. |
Оборудование:
- Учебник: русский язык: 3 класс: в 2 ч. Ч. 1 / [С.В. Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко и др.]. – М.: Вентана-Граф,2014. – 176 с.
- Рабочая тетрадь №1: Пишем грамотно: 3 класс. М.И.Кузнецова – М.: Вентана-Граф,2014 – 64с.
- Доска
- Компьютер
- Экран
- Проектор
- Карточки с буквами Ш, С, Ж, З, Ц, Ч, Х, Щ
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности.
- Прочитайте стихотворение хором.
Слайд 1:
Учите русский годы к ряду С душой, с усердием, с умом. Вас ждет великая награда – И та награда в нем самом. |
Обучающиеся читают хором стихотворение на слайде.
- Как понимаете это высказывание? (Каждый урок русского языка открывает нам новые тайны родного языка, и это для нас радость, награда.)
- Какова цель изучения русского языка? (Наша цель: стремиться к открытию новых знаний, чтобы быть грамотным, эрудированным.)
-Что пригодится нам для успешной работы на уроке? (Хорошее настроение, дружная работа.)
2. Актуализация знаний.
- Выпишите буквы, обозначающие шипящие звуки.
На доске карточки с буквами: Ш, С, Ж, З, Ц, Ч, Х, Щ.
- Проверьте себя.
На доске остались карточки с буквами Ш, Ж, Ч, Щ.
- Выполните задание на карточках в парах.
На партах карточки с заданием (Р2.).
Задание: Запишите слова в 2 группы: 1) однокоренные слова; 2) форма одного слова. Слова: вода, водный, (под) водой, подводный, водичка, водица, (в) воде, (на) воду. |
- Проверим.
Учащиеся читают, что получилось.
- Объясните, как вы отличаете однокоренные слова и формы одного слова. (Однокоренные слова близки по смыслу, имеют одинаковую часть – корень; формы слова называют тот же предмет (признак, действие), лексическое значение не изменяется, изменяется только окончание.)
- Выделите корень в словах, обозначьте ударение, подчеркните орфограмму.
Слайд 2:
Задание: вставьте пропущенные буквы ж.вой, ч.лан, маш.на, щ.вель, ч.жой, ш.рокий, прич.л, ж.раф, ж.лтый, щ.пальцы, ш.рох |
- Проверим.
Слайд 3:
жИвой, чУлан, машИна, щАвель, чУжой, шИрокий, причАл, жИраф, жЁлтый, щУпальцы, шОрох |
- Какие правила необходимо было вспомнить, чтобы верно вставить пропущенную орфограмму? ( Правописание гласных после шипящих.)
- Какое слова лишние? ( жёлтый, шорох)
- Почему? (В словах «жёлтый», «шорох» орфограммы на другое правило.)
- Какие орфограммы вы вставили? (в слове «жёлтый» ё, в слове «шорох» о)
- Кто может объяснить написание этой орфограммы?
Дети затрудняются объяснить.
- В чём затруднение? (Мы не можем применить правило правописания гласных после шипящих, потому что в этом слове под ударением слышится звук [о].)
3. Проблемное объяснение нового знания
- Посмотрите на слайд и обратите внимание на обозначение звука [о] после шипящих в корнях слов.
Слайд 4:
[ч’о́рный] – чёрный [шо́рты] – шорты [шо́лк] – шёлк [крыжо́вн'ик] – крыжовник [жо́лтый’] - жёлтый |
- Можно ли сказать, что под ударением звук [о] после шипящих записывается всегда одной и той же буквой? (Нет.)
- Можете ли вы определить закономерность выбора буквы О или Ё? (Нет.)
- В чём причина затруднения? (Не знаем правила.)
- Обсудите в парах – какова цель нашего урока.
- Предложите формулировку цели.
Каждая пара предлагает формулировку цели. Цель урока фиксируется на доске. Цель: узнать правило правописания букв О, Ё после шипящих в корне слова, научиться правильно писать буквы О, Ё после шипящих в корне слова.
- Назовите тему урока. (Правописание букв о, ё после шипящих в корне слова.)
А давайте ещё понаблюдаем.
Слайд 5:
чёрный – чернеть шов жёлтый - желтеть шорты шёл – вышел шорох жёлуди – (нет) желудей |
- Попробуйте в парах сформулировать правило правописания букв О, Ё после шипящих в корне слова.
Задание выполняется.
- Предложите формулировку правила. (Каждая пара проговаривает правило. Правило согласовывается и фиксируется на доске. Например, нужно изменить слово или образовать родственное слово. Если при этом звук [о] заменяется буквой е, значит писать надо букву ё, в других случаях надо писать о.)
- Как мы можем проверить, правильно ли составили правило? (Посмотреть в учебнике.)
- Откройте учебник на с. 112, урок 46:
После шипящих в корнях слов под ударением звук [о] обозначается буквой ё, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [о] не слышится: пчёлы – пчела, жёлтый – желтеть. В остальных случаях звук [о] обозначается буквой о: шорты, шорох. |
- Изобразите правило с помощью схемы, работая в парах, прочитайте схему.
После обсуждения согласованная схема фиксируется на доске:
шип.[о] шип.[о] Ё
шип.[о] шип.[о] О
- Давайте проговорим алгоритм применения этого правила.
-Что нам необходимо сделать дальше? (Составить план рассуждения, как применить это правило.)
-Давайте это сделаем на примере слова «чёрный».
-Что нужно сделать первым пунктом? (Подобрать родственные слова, чтобы выделить корень: чернеть, чернота. Корень – черн.)
-В какой части слова орфограмма? (В корне.)
-Слышится ли звук «О» после шипящего согласного в родственных словах? (Не слышится.)
-Какой вывод можно сделать? ( В слове «чёрный» надо писать букву «Ё».)
-Другой пример: слово «шорты». Что нужно сделать первым пунктом? (Определить в слове корень.)
-Что для этого нужно сделать? (Изменить форму слова и подобрать родственные слова: шорты, шортики. Корень – шорт.)
-В какой части слова орфограмма? (В корне.)
-Слышится ли в форме слова и в родственных словах звук «О» после шипящего звука? (Да.)
-Какой вывод можно сделать? ( В слове «шорты» надо писать букву «О».)
Согласованный план в ходе рассуждения выносится на доску.
План рассуждения | |
ч_рный 1. чернеть, чернота 2. корень - черн 3. чЁрный | 1.Подбираем родственные слова. 2.Орфограмма в корне. 3.В родственных словах звук [О] после шипящего не слышится. Пишем в слове букву «Ё». |
ш_рты 1. шорты, шортики 2. корень – шорт 3. шОрты | 1.Определяем в слове корень. 2.Орфограмма в корне. 3.В форме слова и в родственных словах после шипящего слышится звук [О]. Пишем в слове букву [О]. |
- Как мы можем проверить правильность плана рассуждения? (Сверить с планом в учебнике.)
Сверяем план в учебнике стр.112-113
4. Первичное закрепление нового знания во внешней речи.
- Какую цель вы поставили перед собой на уроке? (Узнать правило правописания букв О, Ё после шипящих в корне слова.)
- Вы узнали правило? (Да.)
- Можете сказать, что научились правильно писать буквы о, ё после шипящих в корне слова? (Нет.)
- Что для этого нужно сделать? ( Надо потренироваться.)
- Выполните упражнение 1 в учебнике на стр. 112.
Задание:
Спишите, вставьте необходимую букву:
шептать – ш…пот чернеть – ч…рный
щель – щ…лка желтизна – ж..лтый
пчела – пч...лы шелка – ш…лковый
шерсть – ш…рстка причесать – прич…ска
Учащиеся выполняют задания в парах, комментируют по очереди друг другу, используя эталон на доске.
-У кого были ошибки?
- В чём ваша ошибка? Проговорите ещё раз правило.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Вы учились применять правило. Что нужно сделать дальше? (Выполнить задание самостоятельно.)
- Напомните цель урока. (…)
- Что нужно сделать сейчас? (Мы должны проверить и оценить научились ли писать буквы О, Ё после шипящих в корне слова, выяснить что умеем, над чем ещё нужно работать.)
Учебники закрыты, эталон на доске.
- Выполните задание: вставьте пропущенные буквы в словах
ж__лтый ш__рох
Обучающиеся выполняют работу.
- Что мы все должны сделать? (Проверить себя по эталону для самопроверки.)
- С какой целью? (Если мы ошиблись, сможем понять причину своей ошибки, а кто выполнил верно, проверит правильность своих рассуждений.)
Обучающихся называют по очереди слова, объясняют, почему нужно писать слово с такой буквой, проверяют себя по эталону для самопроверки.
На доске:
Эталон для самопроверки | |
ж_лтый 1. желтеть, желтизна 2. корень – желт 3.жЁлтый | 1.Подбираем родственные слова. 2.Орфограмма в корне. 3.В родственных словах звук [О] после шипящего не слышится. Пишем в слове букву «Ё». |
ш_рох 1. шорохи, (в) шорохе 2. корень - шорох 3. шОрох
| 1.Определяем в слове корень. 2.Орфограмма в корне. 3.В форме слова и в родственных словах после шипящего слышится звук [О]. Пишем в слове букву [О]. |
Слайд 6:
жЁлтый шОрох |
- Что важно сделать после проверки? (Оценить себя.)
-Как мы можем оценить свою работу? (С помощью «Волшебной линеечки».) На полях тетради на линеечке крестиком отмечается уровень выполнения работы.
- Те, кто допустил ошибки, что должен сделать? (Исправить их, попробовать объяснить причину ошибок, используя эталон, повторить правило, в случае затруднения обратиться к соседу или к учителю.)
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Вы научились применять новое правило, каждый понял, что получается, над чем нужно работать, каждый оценил себя.
- А как нам узнать, что вы умеете распознавать орфограмму на это правило среди других? (Нам необходимо выполнить трудные задания, какие мы часто выполняем в конце урока.)
- Выполните упражнение 1.
Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» упр. 1 стр.30:
Соедините слова с той буквой, которая пропущена в слове. Слова справа помогут вам сделать правильный выбор:
ш__пот
ш__в жена
ш__фёр шептать
ж__ны вышел
пч__лка желтизна
ж__лтый пчела
ш__л
- Передайте тетрадь соседу, проверьте друг друга.
- Выполните упражнение 3, учебник на стр.114:
Запишите только те слова, в которых пропущена буква О.
тр…ва, др…ва, в…да, к…ртина, к…рзина, см…треть, пош…л, д…рогой, х…лодный, ш…рох, ш…пот.
- Передайте тетрадь соседу, проверьте друг друга, сравнив с тем, что на слайде.
Слайд 7:
Дрова, вода, корзина, смотреть, дорогой, холодный, шорох |
- Какие правила нам пришлось вспомнить для правильного выполнения задания? (Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова, правописание гласных О, Ё после шипящих в корне слова.)
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Над какой темой работали на уроке? (Правописание букв О, Ё после шипящих в корне слова.)
- Какую цель мы ставили в начале урока? (Узнать правило правописания букв О, Ё в корне слова, научиться правильно писать буквы О, Ё после шипящих в корне слова.)
- Мы узнали правило? (Да.)
- А на следующих этапах урока, какие цели ставили? (Научиться применять правило, тренироваться, проверить и оценить себя.)
- Давайте оценим свою работу на уроке.
- У каждого карточки трёх цветов: зелёный, жёлтый, красный. Я буду читать высказывание, если вы согласны с первым – зелёная карточка, со вторым – жёлтая, с третьим – красная.
1. Я всё понял и могу объяснить другому.
2. Я всё понял.
3. У меня остались вопросы.
Поднимите карточку, которую выбрали.
Учитель анализирует самооценку учащихся.
- Ребята, вы хорошо потрудились на уроке. Спасибо.
Домашнее задание: учебник стр. 113 упр. 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».
Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....
Урок русского языка в технологии деятельностного метода.
Урок открытия новых знаний. Урок разработан в технологии деятельностного метода.Цель урока: Вывести правило правописания Ь после шипящих на конце имён существительных женского рода; расширить зн...
Урок русского языка в технологии деятельностного метода
«Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении»...
Урок русского языка в технологии деятельностного метода по теме: "Изменение глаголов по временам", 3 класс.
Урок русского языка в технологии деятельностного метода по теме: "Изменение глаголов по временам", 3 класс....
Технологическая карта урока немецкого языка в технологии деятельностного метода
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Осень"....
Формирование универсальных действий учащихся на уроках русского языка.
В статье содержатся варианты заданий по русскому языку по формированию универсальных действий....
Конспект урока русского языка в технологии деятельностного метода
Урок развивающего контроля по русскому языку в технологии деятельностного метода. Урок проводится после контрольной работы, состоящей из диктанта и грамматических заданий....