Урок русского языка в технологии деятельностного метода.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Урок открытия новых знаний. Урок разработан в технологии деятельностного метода.
Цель урока: Вывести правило правописания Ь после шипящих на конце имён существительных женского рода; расширить знания детей о функциях Ь в русском языке;
развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, речь учащихся, интерес к предмету, умение анализировать свою деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в технологии деятельностного метода. | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Пилипчук Галина Петровна, МБОУ «СОШ№9» г. Нефтеюганск.
Урок русского языка, 4 класс, образовательная система «Школа 2100»
Тема: Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных женского рода.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель:
- Вывести правило правописания Ь после шипящих на конце имён существительных женского рода.
- Расширить знания детей о функциях Ь в русском языке.
- Развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, речь учащихся, интерес к предмету, умение анализировать свою деятельность.
Ход урока
I этап. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, наш сегодняшний урок мы начинаем с высказывания:
«Не ошибается только тот, кто ничего не делает».
- Как вы понимаете эти слова? (Если ты делаешь что-то, ты можешь и ошибаться. А если вообще ничего не делать, то конечно ошибок и не будет.)
- А как вы думаете, может быть, действительно ничего не делать? (Нет, делать обязательно нужно, иначе ничего нового не узнать и ничему новому не научиться.)
- Спасибо, ребята, я с вами согласна. Давайте приступим к нашему уроку. Пожелайте друг другу удачи! (Удачи!)
Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями, открывателями. Успехов вам и удач!
II этап. Актуализация знаний.
На доске записаны слова: школа, шкаф, жираф, чайник, щука, жаба.
- Прочитайте слова. Что общего у данных слов? (Это имена существительные. Все слова начинаются на шипящий согласный звук.)
- Что вы знаете о существительном, как части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет, изменяются по числам и имеют род)
- Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их. (Карточки с буквами Ж, Ш, Ч, Щ вывешиваются на доску).
- На какие две группы можно разделить данные слова? ( Одушевленные и неодушевленные, существительные женского и мужского рода)
- Разделите слова на группы по родам. Как определить род имени существительного?
- Молодцы, эти знания понадобятся нам на уроке.
III этап. Фиксация затруднения и постановка проблемы.
Прочитайте пословицы.
На доске:
Хорошую речь хорошо и слушать.
Ученье - свет, а неученье - тьма.
- Объясните, как вы их понимаете?
- Что общего в этих пословицах? (об учёбе, в обеих встречаются шипящие)
- А что это за буква «ь» знак?
- Какую роль выполняет мягкий в русском языке?
- Найдите в пословицах слова, где мягкий знак отделяет согласную от гласной. (ученье, неученье).
- Запишите. Подчеркните мягкий знак.
- Найдите слова, где мягкий знак показывает на мягкость согласного. (слушать, тьма).
- Запишите, подчеркните мягкий знак.
- В какую группу мы отнесём слово речь?
- Для чего в нём пишется «ь»? Понаблюдаем над словом.
- На какой звук оканчивается слово? Дайте ему характеристику.
- Если я закрою «ь», то слово произносим так же как и с «ь» знаком?
- Нужен ли «ь» для обозначения мягкости согласного [ч']?
- Значит, это какая-то новая роль «ь» знака, о которой нам сегодня и предстоит узнать.
- Прочитайте, написанные на доске слова: луч, ночь, плащ, вещь, камыш, мышь, чиж, рожь.
- Что общего у данных слов? ( Это существительные с шипящим звуком на конце)
- Чем различаются слова? (В одних словах есть Ь, а в других он отсутствует)
- А когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет? (не знаем)
- Так какая задача нашего урока?
(Узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет)
IY этап. Поиск решения.
- Ну а теперь будем разбираться, почему разные написания у имен существительных с шипящей на конце:
луч, ночь, плащ, вещь, камыш, мышь, чиж, рожь.
- Я хочу предложить вам поработать в группах.
- О каких правилах надо помнить, работая в группе?
Правила работы в группе:
1. Будьте доброжелательны по отношению друг к другу;
2. До конца выслушивайте мнение каждого члена группы;
3. Помогайте друг другу в работе;
4. Отстаивайте свою точку зрения.
- А теперь приступаем к работе. Выполните задание, используя алгоритм исследования. Обобщите полученные результаты, сделайте вывод.
Алгоритм исследования:
- Прочитайте слова.
- Определите род имен существительных.
- Запишите слова, распределив их в группы по родам.
- Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы?
- Сделайте вывод. Изобразите правило в виде схемы, для удобного запоминания.
- Составьте алгоритм написания мягкого знака на конце имен существительных с шипящими на конце.
Каждая группа представляет результаты своей работы, доказывает свою точку зрения. Все слушают и подводят итог: кому удалось более точно изобразить правило в виде схемы, составить алгоритм.
- Какова же работа мягкого знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)
- Когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет? Какой вывод сделали? (У имен существительных женского рода с шипящим на конце пишется мягкий знак, а у имен существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется)
- А теперь откройте учебник. Сравните наш вывод с правилом в учебнике.
Дети читают правило в учебнике.
- Верный ли вывод мы сделали?
- Расскажите алгоритм написания мягкого знака после шипящего.
- Есть шипящий на конце слова?
- Определяю часть речи.
- Если имя существительное, то определяю род.
- Если женский род – пишу мягкий знак, если мужской род – мягкий знак не пищу.
V этап. Первичное закрепление.
- Теперь я предлагаю вам применить полученные знания на практике.
Физминутка. - Я буду называть имена существительные с шипящим звуком на конце. Если в этом слове нужно писать «ь», то вы делаете хлопок над головой, если нет – приседаете.
Ёж, печь, вещь, нож, тишь, скрипач, рожь, молодёжь, багаж, брошь.
- Запишите словосочетания, объясните орфограмму. Чтобы не допустить ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных пользуйтесь алгоритмом.
Запись на доске:
Огромный лещ, любимая доч?, полный неуч?, мелкая дрож?, разная чуш?.
Дети объясняют, применяя алгоритм.
VI этап. Самостоятельная работа.
- А теперь давайте проверим себя, справимся ли мы самостоятельно с заданием. Я вам подготовила карточки трех цветов:
Синяя карточка предлагает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род.
Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.
Желтая карточка - подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.
Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.
Зелёная карточка - образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род.
Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный.
- Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше.
Выполнение и самопроверка по эталону .
- Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.
Самопроверка проводится по образцу:
Врач – м.р., товарищ – м.р., ночь – ж.р., сторож – м.р., силач – м.р.
- У кого возникли затруднения при выполнении задания?
- Какие слова у вас вызвали затруднение?
- Каким правилом мы должны были воспользоваться?
- Исправьте ошибку.
- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в применении правила.)
У кого задание не вызвало затруднений?
- Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили новое правило.)
YII. Включение в систему знаний и повторений.
- Предлагаю вам потренироваться.
- Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске):
по, малыш(?), берегу, бегал, реки.
холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.
на, веселилась, площадке, молодёж(?).
плащ(?), от, защитил, дождя, меня.
отец, багаж(?), вещи, в, сдал.
Учащиеся составляют предложения и доказывают написание слов с шипящим на конце.
YIII. Рефлексия учебной деятельности.
- Ваше трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогли вам сделать на уроке открытие.
- Какое открытие сделали сегодня на уроке?
- Достигли мы цели? Докажите.
- Оцените свою деятельность на уроке.
- Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь – смайлик помощник.
- Что будете делать дома для того, чтобы закрепить знания? (выучим правило, и еще потренируемся).
Домашнее задание:
Кто выбрал первый смайлик – ваша карточка зеленого цвета.
Кто выбрал второй смайлик – ваша карточка желтого цвета.
Кто выбрал третий смайлик – ваша карточка синего цвета.
- Спасибо всем за работу! Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».
Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....
Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Пустыни ».
Конспект для использования на уроках окружающего мира в 4 классе...
Урок русского языка в технологии деятельностного метода
«Простое и сложное предложение. Запятая в сложном предложении»...
Урок русского языка в технологии деятельностного метода по теме: "Изменение глаголов по временам", 3 класс.
Урок русского языка в технологии деятельностного метода по теме: "Изменение глаголов по временам", 3 класс....
Технологическая карта урока немецкого языка в технологии деятельностного метода
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Осень"....
Формирование регулятивного действия планирования на уроках русского языка в технологии деятельностного метода
В учебно-методических материалах раскрыта актуальность и сущность деятельностного метода Л.Г.Петерсон в условиях реализации деятельностного подхода в обучении. Использование технологии показано н...
Конспект урока русского языка в технологии деятельностного метода
Урок развивающего контроля по русскому языку в технологии деятельностного метода. Урок проводится после контрольной работы, состоящей из диктанта и грамматических заданий....