Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Пустыни ».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект для использования на уроках окружающего мира в 4 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Пустыни ».
Цели и задачи : - формировать у учащихся универсальные учебные действия:
личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;
познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
-формировать представление о природной зоне пустыни;
-познакомить с географическим положением этой природной зоны,
климатическими условиями, растительным и животным миром и
деятельностью человека;
-развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать,
-работать с помощью карты и атласа-определителя «От земли до неба»;
-воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.
Оборудование: - учебник «Мир вокруг нас» 4 класс А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой;
-карта природных зон;
-презентация «Пустыни»;
-инструкционные карты;
-атлас-определитель «От земли до неба»;
-магнитный плакат «Зона пустыни».
Этапы урока | Содержание | Примечание |
Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний учащихся. Работа с картой природных зон России. Исследовательская работа. Постановка проблемы. Добывание новых знаний. Физминутка Подведение итогов исследования. Закрепление изученного материала. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание. | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. - С какой природной зоной мы знакомились на прошлом уроке? ( С зоной степей ). - Какие особенности климата в этой природной зоне? - Как приспособились животные и растения к жизни в условиях этой природной зоны? - Назовите основные виды деятельности людей данной природной зоны. - Как влияет хозяйственная деятельность человека на природу степей? - Какие экологические проблемы с этим связаны? - Иллюстрации каких природных зон вам представлены? - На какой из иллюстраций известная вам природная зона? - Какие характерные особенности помогли вам сделать такой вывод? - Как вы думаете, неизученная природная зона находится севернее или южнее зоны степей? - Почему вы так решили? Докажите. - Сегодня мы поговорим об этой природной зоне. Называется она зоной пустынь. Определение расположения зоны пустынь относительно зоны степей. - Разделившись на микрогруппы, вы будете представлять группы различных ученых, исследующих новую природную зону по вопросам ваших инструкционных карт. - По завершению исследовательской работы мы должны определить основные отличия зоны пустынь от зоны степей. Работа в микрогруппах:
Отчет представителей микрогрупп.
Составление экологической пирамиды и цепей питания. - С какой природной зоной познакомились на уроке? - Каковы особенности её климата? - Назовите типичных представителей растительного и животного мира? Как они приспособились к жизни в условиях пустынь? -Что нужно делать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в пустыне? На доске вывешивается заранее заготовленное дерево без листьев. У детей- разноцветные листочки на магнитной основе( желтые и зелёные). - Прикрепите, пожалуйста, к дереву листочки. Кому всё понятно-желтого цвета, если возникли какие-либо трудности- зелёного цвета. Это дерево нам пригодится на следующем уроке при изучении новой природной зоны. Страницы учебника 122-131-отвечать на вопросы. Подготовить мини-сообщение про одного из представителей растительного или животного мира пустынь. | При ответах детей используется карта, дополнительный материал и доклады, подготовленные дома Использование мультимедийного проектора. Фрагмент презентации ( 2 слайда) с изображением зоны степей и пустынь. На доске-карта природных зон. Деление на микрогруппы с учетом желания и интересов детей. Раздача инструкционных карт. В процессе работы дети используют учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова, Е.А. Крючковой; атлас-определитель «От земли до неба»; справочную литературу; инструкционные карты. С использованием мультимедийного оборудования. Во время выступлений представителей микрогрупп учителем демонстрируется презентация, иллюстрирующая их рассказ. Используется магнитный плакат «Зона пустынь». Дети по очереди (по рядам) выходят к доске, прикрепляют листочки. С использованием дополнительной и справочной литературы. |
Анализ урока с точки зрения формирования УУД.
В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.
Так личностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение), при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках исследовательской работы при затрагивании вопросов экологических проблем и экологических связей в пустыне.
Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, атласа-определителя и дополнительной литературой); при подготовке выступлений по инструкционным картам ( использование знако-символических средств, схем решения); при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)
Регулятивные УУД формируются на этапах деления на микрогруппы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).
И, конечно, коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в микрогруппах.
На уроке проведена рефлексия учебной деятельности,с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».
Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....
Системно - деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.
В статье расрываются способы, формы деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе по включению учеников в образовательный процесс, развитию их самоопределения, а так ж...
Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся
Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...
Методическая разработка открытого урока окружающего мира в технологии деятельностного метода
Методическая разработка открытого урока окружающего мира по теме «В лаборатории «Органа слуха» авторская. Тема урока: «В лаборатории «Органа слуха» соответствует программе «Начальная школа...
Конспект урока окружающего мира в технологии деятельностного метода(ТДМ)
Данный конспект поможет провести урок окружающего мира в 3 классе (УМК "Школа России) по теме " На севере Европы" в технологии деятельностного метода. Уроки, построенные с помощью ТДМ, ...
Содержание, формы и методы работы по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Несмотря на то, что чрезвычайно востребованным сегодня выступает результат обучения в виде «умения учиться», нельзя забывать и о фундаменте образования – знаниях, умениях и навыках, ...
Статья на тему: «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе». (Из опыта работы)
Статья на тему: «Системно–деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе» (Из опыта работы)...
Комментарии
Конспект урока окружающего
Конспект урока окружающего мира для 4 класса
Спасибо!
Спасибо!