Русский язык урок №5
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Русский язык урок№5

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5_1.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку по теме «Правописание и проверка окончаний прилагательных единственного и множественного числа»;

4 класс «Г», УМК «Школа России»

                                                                     

                                                                             Прокофьева Инна Викторовна

Старый Оскол  2013

Тема: «Правописание и проверка окончаний прилагательных единственного и множественного числа»

 

Цель урока: совершенствовать умение писать и проверять безударные окончания имен прилагательных единственного и множественного числа.

Задачи урока:

1. Закрепить умения и навыки писать и проверять безударные окончания имен прилагательных единственного и множественного числа.

2. Развивать речь, умение полно и последовательно излагать свои мысли.

3.     Воспитывать культуру письменной речи, прививать интерес к русскому языку.

Оборудование:    учебник  «Русский язык. 4 класс»  II часть, автор – Зеленина Л. М.;  карточки для индивидуальной работы, для самостоятельной работы;  таблицы с вопросами и окончаниями; карточки «Падежи».

 

Ход урока:

 

№ этапа урока

Действия учителя

Действия обучающихся

I.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.

 

 

 

III.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.

 

 

 



VI.

 

 



VII.






































VIII.






IX.

Актуализация знаний

Учитель:  Догадайтесь, о какой части речи сегодня на уроке пойдёт разговор.

 

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

                            (Имя прилагательное)

-  Что вы знаете об этой части речи?

 

-   Как определить род, число, падеж имени прилагательного?

 

-  Очень важной частью речи является имя существительное, дающее имена всем предметам и явлениям окружающей действительности. Однако человек стремится не только назвать предмет, но и оценить его, определить его качественную сторону.  По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3-е место после существительных и глаголов.

 

Проверка домашнего задания.

- Дома вы работали с текстом. Какое задание вы выполняли и каким образом?

 

 

Работа над правописанием окончаний имен прилагательных.  Создание проблемной ситуации.

- Посмотрите, один мальчик написал диктант (карточка № 1). Как вы думаете, какую оценку он получит?

   Волнуется синие море.  Мы подошли к могучиму дубу.  У меня нет краснай ручки. С задорнай песней веселей работать.  Никто не любит осеннию слякоть.

Ветер играет последнеми листьями.

- Действительно, безударные падежные окончания написаны не правильно. Что необходимо знать, чтобы правильно написать окончания прилагательных?

- Но это не так-то просто. Посмотрите, как их много!

- Как же их запомнить?

- Есть слово – подсказка.  Это слово – КАКОЙ? В этом вопросе во всех числах, родах и падежах гласные под ударением.

 

• Если в вопросе о, - …

 

 

 

• Если в вопросе и, - …


 

• Если в вопросе у, - …

 

 

- У нас есть волшебное слово и три правила написания падежных окончаний имен прилагательных.  С помощью слова КАКОЙ? помогите ученику проверить эти слова. Только не забудьте, что формы разных падежей часто совпадают.  Итак, выберите вопросы, с помощью которых можно проверить окончания прилагательных и запишите их в карточку № 2.

- Поменяйтесь карточками и проверьте работу соседа по парте.

- Какими правилами вы воспользовались при выполнении задания?

- Хорошо! Мы убедились, что волшебное слово – подсказка и три правила помогают правильно написать окончания имен прилагательных.

- В нашем учебнике есть «Сведения о языке» на странице 21, прочтите.

 

Выборочное списывание. Работа по учебнику.

- Таня подготовила для нас отрывок из стихотворения А. С. Пушкина, прослушайте его, запомните все прилагательные и существительные, с которыми они согласуются.

- Это стихотворение вы найдете в упр. 33 на странице 23. Выпишите из стихотворения словосочетания существительных с прилагательными. Укажите грамматические признаки прилагательных.  

 

 

 

- Проверим?

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,

больше спать не захотел.

Улыбнулся, встрепенулся,

взвился вверх и улетел.

- О каком «цветке» говорится в стихотворении?

- С помощью прилагательных опишите её.

 

Работа с текстом.   (упр. 37 на стр. 25)

- Прочитайте текст. Объясните правописание пропущенных орфограмм.

- Спишите текст.  Укажите падеж имен прилагательных.  Выделите в них окончания.

- А Сергей будет работать у доски (упр. 35): поставь в Д. и Т. п. словосочетания добрые искренние друзья и зеленые клейкие листочки.

 

Домашнее задание.

- Прочтите задание к упр. 36 на стр. 24.

Дома составите четыре предложения, в которых имена прилагательные сочетаются с неодушевленными существительными и имеют указанные грамматические признаки. На кокой вопрос отвечает неодушевленное имя существительное? Приведите примеры.

 

Работа в парах.

- Продолжим работу в парах. Посмотрите на тесты, которые лежат у вас на партах.

Тест:

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

1) Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет;          с) признак предмета;       

в) действие предмета

2) на какой вопрос отвечает имя прилагательное?

Т) кто? что? л) что делает? что сделает? К) какой? какая? какие?

3) Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) ая   яя;        о) ое   ее;        и) ый ий ой

5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным;           н) второстепенным

6) какое прилагательное является синонимом к слову “ старательный”?

а) вежливый;          е) аккуратный;   

о) хлопотливый

7) с чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным;        т) с глаголом; с) с наречием.

8) Укажите слово, от которого образовалось прилагательное “водный”.

А) проводка;  И) вода;   е) уводить

9) Прилагательное это:

О) часть слова;   И) член предложения;     е) часть речи.

- Какое ключевое слово вы получили?

- Что такое склонение?

 

Подведение итогов урока.

- Чему учились на уроке?

- Как можно проверить безударные падежные окончания прилагательных единственного и множественного числа?

 

Индивидуальная работа по вариантам.

- У вас на столе лежат карточки № 4. Нужно правильно вставить окончания имен прилагательных. Но времени на уроке вам может не хватить.  Если будет желание, возьмите дополнительное задание на дом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выслушиваются все ответы учащихся.

 - Род, число, падеж имени прилагательного определяется по существительному, с которым оно связано.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Нужно было списать текст, задать вопрос к прилагательному, написать правильно окончания.

 

 

 

 

 

 

Читают текст на карточках № 1.

 

 

 

 

 

- Надо знать окончания прилагательных.

 

(Таблица № 1 с окончаниями вывешивается на доске).

Ответы детей.

 

 

…пиши о после твердого согласного или е после мягкого и шипящего.

… пиши ы после твердого согласного или и после мягкого и шипящего.

… пиши у после твердого согласного и шипящего или ю после мягкого.

 

Таблица № 2 (падежные вопросы прилагательных).

 

 

Работа учащихся в карточке № 2.

 

 

Самопроверка в парах.

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

Дети читают вслух.

 

 

 

Индивидуальное задание – чтение наизусть.

Дети называют словосочетания.

 

Дети выписывают словосочетания, указывают род, число, падеж для прилагательных единственного числа, число, падеж – для прилагательных множественного числа.

 

 

Отдых: движения со словами.

 

- О бабочке.

(красивая, легкая, невесомая, блестящая, воздушная …)

 

 

Читает и объясняет один учащийся.

Работа учащихся в тетрадях с последующей проверкой.

Индивидуальная работа сильного ученика.

 

 

 

Дети читают и разбирают домашнее задание.

 

 

 

- На вопрос «Что?», например, стол, окно, парта и т. д.

 

 

 

 

 

 

Работа в парах (карточка № 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Склонение.

- Изменение окончаний по падежам называется склонением.

 

Ответы учащихся.

 

 

 

(Данная работа предлагается детям в конце урока, заведомо зная, что времени на выполнение не хватит).

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения к уроку:

 

 

 

Карточка № 1.

 

Волнуется синие море.  Мы подошли к могучиму дубу.  У меня нет краснай ручки. С задорнай песней веселей работать.  Никто не любит осеннию слякоть.

Ветер играет последнеми листьями.

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 2.

   Волнуется   син..е  море.

  Мы  подошли  к  могуч..му  дубу.

 

                            У  меня  нет  красн..й  ручки.

                            

                           С  задорн..й  песней  веселей  работать.

 

                           Никто  не  любит  осенн..ю  слякоть.

 


                            Ветер  играет  последн..ми  листьями.

 

                               

 

Карточка № 3.

Тест:

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

1) Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет;          с) признак предмета;       в) действие предмета

2) на какой вопрос отвечает имя прилагательное?

Т) кто? что? л) что делает? что сделает? К) какой? какая? какие?

3) Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) ая   яя;        о) ое   ее;        и) ый ий ой

5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным;           н) второстепенным

6) какое прилагательное является синонимом к слову “ старательный”?

а) вежливый;          е) аккуратный;    о) хлопотливый

7) с чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным;        т) с глаголом; с) с наречием.

8) Укажите слово, от которого образовалось прилагательное “водный”.

А) проводка;  И) вода;   е) уводить

9) Прилагательное это:

О) часть слова;   И) член предложения;     е) часть речи.

Впиши ключевое слово:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 4.

Индивидуальное задание: I вариант.

   Про любим… песню, на зелён… полянке, про редк… изделия, к робк… человеку, вокруг роскошн… торта, на рябинов… ветке, сельск… жителю, под светл… пиджаком, у голодн… волчицы, на серебрист… облако.

 

 

 

 

 

Карточка № 4.

Индивидуальное задание: II вариант.

   На высок… дерево, с игрив… настроением, на сказочн… чудовище, под скалист… берегом, о весен… настроении, о тускл… огоньках, к тих… месту, перед ранн… утром, без сочн… яблока, после снежн… бури.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. урок-исследование

Урок-исследование разработан к Дню языков народов Казахстана, в ходе которого исследуется проблема "Зачем человеку речь?"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Карточки для урока русского языка. Урок №12. 2 класс. Школа России

Карточки для урока русского языка. Урок №12. 2 класс. Школа России...

Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)

Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....

урок русского языка "Урок одного слова" по теме: Обобщение знаний об имени существительном

Предмет: русский языкТема урока: Обобщение по теме: Имя существительное.Тип урока: закрепление знаний, полученных обучающимися при  изучении темы «Имя существительного»Цели урока:- фо...