Правописание слов с разделительными Ь и Ъ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Ева Сахарова

Конспект урока во 2 классе

Тип урока: урок введения нового знания.

Планируемые результаты:

Личностные:

- уметь учить слушать и понимать своих одноклассников

- учить умению сочувствовать и сопереживать

- развивать интерес к предмету

Метапредметные результаты:

Познавательное УУД                      

Формировать умения применять на практике правила правописания слов с мягким и твердым разделительными знаками.

Регулятивное УУД

Определять и формировать цель деятельности с помощью учителя.

Коммуникативное УУД

Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Предметные результаты:

Формировать понятия: «мягкий знак», «твердый знак». Их роль в словах.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, доска, карточки с заданиями

Литература: учебник «Русский язык» Полякова А. В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока:

  1. Психологический настрой учащихся. Организационный момент.

                  Цель: Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
Что необходимо нам для успешной работы на уроке?

Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

  1. Актуализация знаний учащихся.
    Цель: Изучение нового материала, необходимого для работы по теме урока.
    Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Сегодня мы с вами будем изучать две немаловажных буквы. Если вы их отгадаете, то сможете догадаться, какой букве мы сегодня будем уделять особое внимание.

- Буква «Р» перевернулась, каким знаком обернулась?

- Все согласны, что это мягкий знак?

- Что вы можете рассказать об этой букве?

- Подрисуем букве хвостик, что у нас получится?

- Все согласны, что это твердый знак?

- Что вы о нем знаете?

- Запишем сегодняшнюю тему.

- Хотя буквы Ъ и Ь сами по себе не обозначают никаких звуков, но они пишутся для того, чтобы правильно произносить слова. Сравните, например: СЕМЯ (без мягкого знака) и СЕМЬЯ (с разделительным мягким знаком).

- Прочитайте, как об этом сказано в учебнике, стр. 79.

(один ученик читает вслух)

  1. Постановка учебной задачи.
    Цель: Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»

- Назовите слова с мягким знаком на конце

- Спрашиваю первый ряд

(соль, моль, уголь, король, голубь)

- Это разделительный мягкий знак?

- Почему нет?

- Назовите слова с мягким знаком в середине

- Спрашиваю второй ряд

(медальон, кольцо, кольт, горько, пальма, каньон)

- А это разделительный мягкий знак?

- Почему да?

- Где может стоять Ь?

- Назовите слова с твердым знаком в середине

- Спрашиваю третий ряд

(подъем, объединение, подъезд, объявление)

- Для чего служит твердый знак?

- Все согласны что он разделительный?

- Чтобы запомнить, когда нужно писать мягкий знак, а когда – твердый знак, нужно выучить следующие правила. Разделительный Ь пишется внутри слова (в корне или суффиксе, но только не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (ВЬЮГА, БУРЬЯН, ЛИСЬИ СЛЕДЫ), а также в некоторых заимствованных (иностранных) словах перед буквой О (БУЛЬОН, СИНЬОР, ГИЛЬОТИНА). Мягкий знак обычно смягчает предшествующий ему согласный звук и, кроме этого, заставляет нас произносить дополнительный звук [Й]. Разделительный Ъ (твердый знак) нужно писать на стыке приставки и корня, если приставка оканчивается на согласную, а корень слова начинается буквами Е, Ё, Ю, Я. Например: ПОДЪЕЗД, ИЗЪЯВИТЬ, ИНЪЕКЦИЯ, ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКИЙ. Кроме этого, разделительный Ъ пишется в сложных словах с числительными: ДВУХЪЯРУСНЫЙ, ТРЕХЪЯЗЫЧНЫЙ.

- А теперь давайте закрепим то, что мы узнали.

(Раздаются каждому ученику карточки с заданием для самостоятельной работы – 2 варианта)

- А теперь давайте проверим как у вас получилось справиться с заданием?

(два человека выходят к доске с разными вариантами)

  1. Физминутка.
    Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

Хомка-хомка, хомячок
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
 (Дети имитируют все движения хомячка.)

  1. Реализация плана.
    Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.

- Посмотрите упр. 148. Прочитайте. В каком из выделенных слов есть слог с разделительным произношением согласного и следующего за ним звука? Спишите эти два слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

- Теперь откройте упр. 149. Читайте по очереди выделенные слова, вставляя в них недостающие буквы. Есть ли звук [й‘] в этих словах?

 

- Давайте поиграем. Я буду называть слова, девочки будут хлопать, если услышат слова с мягким знаком, а мальчики будут хлопать, если услышат слова с твердым знаком.

(субъект, мгла, конь, лиса, стакан, рысь, лето, инъекция, съежился, домик, мальчик, дятел, коса, ложь, подъём, семя, семья, игра, ручка, объявление, краска, ночь)

- Посмотрите упр. 150. Вам предлагают сделать из слов в единственном числе слова во множественном числе. Чтобы сделать это упражнение, один выйдет к доске и напишет нужное слово, подчеркнет слог с разделительным знаком и назовет букву, которая обозначает два звука.

- Откройте упр. 151. Прочитайте предложенную вам загадку и напишите отгадки. Спишите, вставляя буквы. Какая это орфограмма? Какая буква обозначает два звука после разделительного ь?

- А теперь я раздам вам листочки. А вы подпишите их. Игра называется «Плюс-минус».

Плюс поставь, когда в словах

Ты напишешь мягкий знак.

Если в слове его нет,

Минус напиши в ответ.

(день, динь, сон, тень, сыр, сок, лось, лень, нос, нёс, рыть, ныть, кран, конь, шум, шить)

- В королевстве живет вредный дед-буквоед. Он съел буквы в предложениях. Догадайтесь, какие буквы пропущены. Посмотрим это в упр. 153 на стр. 82. Спишите в тетрадь первую строчку.

- Сделайте упр. 152. Выпишите сначала слова, в которых ь показывает мягкость согласного звука, а потом слова с разделительным ь.

Басня.

- Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил
Твёрдый знак. –
Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься,
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж промолчал! –
Знак мягкий твёрдому на это отвечал. –
Ты твёрд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять,
Тебя из азбуки изъять…
- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, -
Услышав этот спор, сказала буква А, -
Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.

  1. Итог урока. Рефлексия.
    Цель: Развитие умений соотносить цель и результат. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

- С чем познакомились?
- Чему учились на уроке?
- Что узнали нового?

- Спасибо всем за урок. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка -«Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками»."

Продолжить работу над правописанием слов с разделительными ъ и ь знаками; формирование орфографической грамотности; развитие устной и письменной речи; активизация познавательной деятельности учащихся...

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" : Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.Цели урока: обозначать звук [й\'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и пи...

Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.

Цель: 1) Создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести  исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий знак»...

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...