Правописание слов с разделительными Ь и Ъ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока во 2 классе
Тип урока: урок введения нового знания.
Планируемые результаты:
Личностные:
- уметь учить слушать и понимать своих одноклассников
- учить умению сочувствовать и сопереживать
- развивать интерес к предмету
Метапредметные результаты:
Познавательное УУД
Формировать умения применять на практике правила правописания слов с мягким и твердым разделительными знаками.
Регулятивное УУД
Определять и формировать цель деятельности с помощью учителя.
Коммуникативное УУД
Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Предметные результаты:
Формировать понятия: «мягкий знак», «твердый знак». Их роль в словах.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, доска, карточки с заданиями
Литература: учебник «Русский язык» Полякова А. В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правописание слов с разделительными Ь и Ъ | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока:
- Психологический настрой учащихся. Организационный момент.
Цель: Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
Что необходимо нам для успешной работы на уроке?
Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
- Актуализация знаний учащихся.
Цель: Изучение нового материала, необходимого для работы по теме урока.
Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- Сегодня мы с вами будем изучать две немаловажных буквы. Если вы их отгадаете, то сможете догадаться, какой букве мы сегодня будем уделять особое внимание.
- Буква «Р» перевернулась, каким знаком обернулась?
- Все согласны, что это мягкий знак?
- Что вы можете рассказать об этой букве?
- Подрисуем букве хвостик, что у нас получится?
- Все согласны, что это твердый знак?
- Что вы о нем знаете?
- Запишем сегодняшнюю тему.
- Хотя буквы Ъ и Ь сами по себе не обозначают никаких звуков, но они пишутся для того, чтобы правильно произносить слова. Сравните, например: СЕМЯ (без мягкого знака) и СЕМЬЯ (с разделительным мягким знаком).
- Прочитайте, как об этом сказано в учебнике, стр. 79.
(один ученик читает вслух)
- Постановка учебной задачи.
Цель: Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»
- Назовите слова с мягким знаком на конце
- Спрашиваю первый ряд
(соль, моль, уголь, король, голубь)
- Это разделительный мягкий знак?
- Почему нет?
- Назовите слова с мягким знаком в середине
- Спрашиваю второй ряд
(медальон, кольцо, кольт, горько, пальма, каньон)
- А это разделительный мягкий знак?
- Почему да?
- Где может стоять Ь?
- Назовите слова с твердым знаком в середине
- Спрашиваю третий ряд
(подъем, объединение, подъезд, объявление)
- Для чего служит твердый знак?
- Все согласны что он разделительный?
- Чтобы запомнить, когда нужно писать мягкий знак, а когда – твердый знак, нужно выучить следующие правила. Разделительный Ь пишется внутри слова (в корне или суффиксе, но только не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (ВЬЮГА, БУРЬЯН, ЛИСЬИ СЛЕДЫ), а также в некоторых заимствованных (иностранных) словах перед буквой О (БУЛЬОН, СИНЬОР, ГИЛЬОТИНА). Мягкий знак обычно смягчает предшествующий ему согласный звук и, кроме этого, заставляет нас произносить дополнительный звук [Й]. Разделительный Ъ (твердый знак) нужно писать на стыке приставки и корня, если приставка оканчивается на согласную, а корень слова начинается буквами Е, Ё, Ю, Я. Например: ПОДЪЕЗД, ИЗЪЯВИТЬ, ИНЪЕКЦИЯ, ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКИЙ. Кроме этого, разделительный Ъ пишется в сложных словах с числительными: ДВУХЪЯРУСНЫЙ, ТРЕХЪЯЗЫЧНЫЙ.
- А теперь давайте закрепим то, что мы узнали.
(Раздаются каждому ученику карточки с заданием для самостоятельной работы – 2 варианта)
- А теперь давайте проверим как у вас получилось справиться с заданием?
(два человека выходят к доске с разными вариантами)
- Физминутка.
Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.
Хомка-хомка, хомячок
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка.)
- Реализация плана.
Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.
- Посмотрите упр. 148. Прочитайте. В каком из выделенных слов есть слог с разделительным произношением согласного и следующего за ним звука? Спишите эти два слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.
- Теперь откройте упр. 149. Читайте по очереди выделенные слова, вставляя в них недостающие буквы. Есть ли звук [й‘] в этих словах?
- Давайте поиграем. Я буду называть слова, девочки будут хлопать, если услышат слова с мягким знаком, а мальчики будут хлопать, если услышат слова с твердым знаком.
(субъект, мгла, конь, лиса, стакан, рысь, лето, инъекция, съежился, домик, мальчик, дятел, коса, ложь, подъём, семя, семья, игра, ручка, объявление, краска, ночь)
- Посмотрите упр. 150. Вам предлагают сделать из слов в единственном числе слова во множественном числе. Чтобы сделать это упражнение, один выйдет к доске и напишет нужное слово, подчеркнет слог с разделительным знаком и назовет букву, которая обозначает два звука.
- Откройте упр. 151. Прочитайте предложенную вам загадку и напишите отгадки. Спишите, вставляя буквы. Какая это орфограмма? Какая буква обозначает два звука после разделительного ь?
- А теперь я раздам вам листочки. А вы подпишите их. Игра называется «Плюс-минус».
Плюс поставь, когда в словах
Ты напишешь мягкий знак.
Если в слове его нет,
Минус напиши в ответ.
(день, динь, сон, тень, сыр, сок, лось, лень, нос, нёс, рыть, ныть, кран, конь, шум, шить)
- В королевстве живет вредный дед-буквоед. Он съел буквы в предложениях. Догадайтесь, какие буквы пропущены. Посмотрим это в упр. 153 на стр. 82. Спишите в тетрадь первую строчку.
- Сделайте упр. 152. Выпишите сначала слова, в которых ь показывает мягкость согласного звука, а потом слова с разделительным ь.
Басня.
- Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил
Твёрдый знак. –
Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься,
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж промолчал! –
Знак мягкий твёрдому на это отвечал. –
Ты твёрд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять,
Тебя из азбуки изъять…
- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, -
Услышав этот спор, сказала буква А, -
Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.
- Итог урока. Рефлексия.
Цель: Развитие умений соотносить цель и результат. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.
- С чем познакомились?
- Чему учились на уроке?
- Что узнали нового?
- Спасибо всем за урок. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка -«Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками»."
Продолжить работу над правописанием слов с разделительными ъ и ь знаками; формирование орфографической грамотности; развитие устной и письменной речи; активизация познавательной деятельности учащихся...
Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...
Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"
Тип урока: урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение употреблять раз...
Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" : Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.Цели урока: обозначать звук [й\'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и пи...
Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ь.
Цель: 1) Создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий знак»...
русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).
Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс
Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...