Конспект урока по русскому языку по теме: «Обобщение о частях речи»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Галиева Гульфия Равиловна

 

Цель:

1) обобщить знания  о частях речи

2) повторить правописание безударных гласных в корне  слов; развивать орфографическую зоркость, внимательность

3) воспитывать бережное отношение к природе, показать красоту березки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_russkomu_yazyku_vo_2_klasse.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

                     

Конспект урока по русскому языку по теме:

«Обобщение о частях речи» (2 класс)

Галиева Гульфия Равиловна

МБОУ «СОШ№10»г.Елабуга, республика Татарстан, учитель начальных классов.

Цель:

1) обобщить знания  о частях речи

2) повторить правописание безударных гласных в корне  слов; развивать орфографическую зоркость, внимательность

3) воспитывать бережное отношение к природе, показать красоту березки.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

-Улыбнёмся друг-другу и начнём урок

II.Актуализация.

 1)  Чистописание.

 Чч

Что посеешь, то и пожнёшь.

-Как вы понимаете смысл пословицы?

  2) Повторение о частях речи.

-Что называется именем существительным? (пример)

-Что называется именем прилагательным? (пример)

-Что такое глагол? (пример)

-Назовите времена глагола.

-Как изменяется глагол? (в прошедшем времени по родам, числам; в настоящем и будущем - по лицам и числам.)

-Какие глаголы относятся к прошедшему времени? (пример)

-Какие глаголы относятся к настоящему времени? (пример)

-Какие глаголы относятся к будущему времени? (пример)

-Как пишется не перед глаголами?

III.Постановка проблемы.

- Отгадайте загадку: Стоят столбы белы

                                       На них шапки зелены.

- Да, это – береза. Сегодняшний урок мы посвящаем березке(слайд) и обобщим части речи .

- Вы знакомы? Нравится?

- Внимательно работайте на уроке, а домашнее задание –написать сочинение, применяя материал урока.

 IV.   Решение учебной задачи.

Берёза—это лиственное дерево с белым стволом, семенами являются сережки (гербарий)

1.Повторение правописания безударных гласных.

Б.РЕЗА (слайд)

-А как вы думаете, какая гласная в корне пропущена? Можно ли её проверить? (Нельзя)

-А как мы проверяем безударные гласные? (нужно изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение).

-Напишите это слово в тетрадях. (1 ученик к доске)

-А теперь подберите однокоренные слова: березовый, березняк, подберезовик.

-Слово подберезовик  разберите по составу. (Оценка).

 -Составьте  предложение с этим  словом .

- Запишем такое предложение: В лесу растет красивая, тонкая, кудрявая береза. (1 ученик на доске пишет, проверка предложения).

-Найдите главные члены предложения, разберите по частям речи. (оценивание)

- Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение. Вы внимательно послушайте и скажите, о чем оно?(слайд)

 Чуть солнце пригрело откосы

 И стало в л..су пот..плей.

  Береза з..леные  косы

  Развесила с тонких в..твей.

- О чем это стихотворение? Как вы понимаете выражение «зеленые косы»? Какие буквы пропущены?

- На какое правило?

-Кто скажет правило, как проверить безударные гласные в корне?

- Назовите глаголы. Выпишем и разберем. Назовите время, число, род.

2. Работа над текстом.  

- Ребята, сейчас я прочитаю небольшой текст, написанный  Г. Скребицким. Вы послушайте внимательно и мне скажите, что произойдет с березкой, о которой пишет автор. Почему он об этом написал? (слайд)

 В прекрасный весенний день я бродил по лесу. Неожиданно где-то в дали послышался стук топора. Я поспешил на стук. Я вышел к опушке. Там никого не было. Я заметил возле самой дороги старую, развесистую березу. На её стволе еще издали ярко виднелись свежие следы топора.

 Я подошел к дереву и осмотрел глубокую зарубку. Ее сплошь заливал прозрачный березовый сок. Обильной струей он стекал по стволу.

- Итак, что произошло с березкой? За что? А когда бывает сокодвижение у берез? (в апреле). Что еще происходит с деревьями весной? (набухают почки;распускаются листья, цветут).

 - А у этой березы листья уже не распустятся, потому что та влага, которая напитала их, теперь без пользы течет на землю. Дерево постепенно погибнет. А чтобы вырастить его, нужно не менее 40-50 лет. Значит, ребята, можно ли рубить березу, чтобы выпить 2-3 почти безвкусного сока?

 В нашем 4-м микрорайоне есть березовая посадка. Именно сейчас там начинается сокодвижение. Я надеюсь, что вы никогда из-за одного глотка не погубите целое дерево.

 - А сейчас 2 ученика пойдут за доску. Задание такое: Выписать только глаголы. Я буду читать по одному предложению.

 1-й вариант проверяет работу …., 2-й вариант- ….

- Кто какое слово пропустил?

 Бродил, послышался, поспешил, вышел, не было, заметил, виднелись, подошел, осмотрел, заливал, стекал. (оценка)

- В каком времени даны глаголы? Почему? Назовите глаголы, употребленные во множественном числе. Какие слова с безударными гласными в корне? Как можно их проверить? (правило)

3. Игра «Догадайся, какое слово я задумала?»

 В нем приставка такая, как в слове подходит , Корень- как в слове  береза; 2 суффикса: 1-как в слове сосновый,  2 суффикс- как в слове столик. Какое слово я задумала. (подберезовик) показать  (слайд)

- А почему так назвали? Составьте предложения с этим словом: Первый ряд- употребляя глагол в прошедшем времени; второй ряд- в настоящем времени; третий ряд- в будущем времени.

(Проверка, оценка)

4. Физкультминутка.

5.Закрепление.

 Упражнение в правильном подборе глаголов.

 - Вместо пропущенных слов вставьте глаголы и напишите.

…березка стройная и кудрявая. На лесной опушке… она свои ветки. А в гуще ветвей… птицы.

С каждым годом… березка. Точно зимний снег,… стройный, прямой ствол. Теперь не … его к земле ветер.

 Слова: выросла, разметала, поселились, хорошеет, белеет, пригнет.

6. Игра «Волшебные листья»

- Сейчас весна. Давайте озеленим нашу березку.(на столе листья, где написаны буквы.)

Здесь написаны слова в три столбика по четыре слова. Значит в игре сегодня будут участвовать только 1 и 2 парты с каждого ряда.

СТВ. ЛЫ                                              З.ЛЕНАЯ                                              Л.ПЕЧЕТ

К.СА                                                    КР. СИВАЯ                                           ЗАЩ. ЩАЛИ

В.СНА                                                 ПР. МАЯ                                                Ш.ЛЕСТЯТ

Н.РЯД                                                 Б.РЕЗОВЫЙ                                          ПОЗ.ЛЕНЕЕТ

 Проверка с помощью светофоров.

- На какое правило пропущены буквы?

А) Давайте хором скажем  правило: Чтобы проверить безударные гласные в корне, нужно изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

 Б) К какой части речи относятся слова 1 столбика , 2, 3 столбика?

- Какие глаголы относятся к настоящему,  прошедшему,  будущему времени ?

- Какие глаголы во множественном, какие в единственном числе?

  V. Итог. Оценивание.

 Д/з: написать небольшое сочинение о березе.

- Завершая урок, я хочу вам еще раз прочитать стихотворение о березе.(слайд)

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,

Прильнет ли болотная мгла,-

Дождинки стряхнув улыбнется

Береза и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен

Нет дерева сердцу милей

И много задумчивых песен

Поется в народе о ней.

Он делит с ней радость и слезы,

И так ее дни хороши.

Что кажется – в шуме березы

Есть что – то от русской души.

 - Я надеюсь, что вы никогда не будете ломать ветки деревьев и ранить березки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Междометие как часть речи"

Данный урок составлен по программе развивающего обучения (РО) Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.Урок постановки и решения учебной задачи...

Конспект урока по русскому языку, 4 класс "Глагол как часть речи"

Конспект урока+ презентация  по русскому языку автора С.Ивванова, 4 класс, тема "Глагол как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку по теме "Местоимение как часть речи" для 3 класса

Урок построен в технологии развития критического мышления по Образовательной программе "Школа 2100". Ориентирован для учащихся 3 классаМатериал урока раскрывает введение новой части речи - местоимение...

Урок русского языка по теме: "Обобщение знаний о частях речи"(4 класс)

Данный урок позволяет обобщить знания о частях речи. На уроке создаются условия для самостоятельного повторения материала. Используется технология КСО....

Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс. УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Что такое части речи?"

Конспект урока на тему: "Что такое части речи?"...