Конспект урока по русскому языку по теме: "Междометие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Данный урок составлен по программе развивающего обучения (РО) Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Урок постановки и решения учебной задачи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
4 класс.
Тема: «Междометие как часть речи».
Цели урока:
- познакомить учащихся с междометиями;
- рассмотреть какие чувства могут выражать междометия;
- выяснить, какова роль междометий в речи;
- совершенствовать орфографические навыки;
- развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Оборудование:
- презентация к уроку.
Ход урока.
I. Эмоциональная пауза.
- Слова бывают удивительными, как люди. И как люди добрыми и злыми, веселыми и грустными – все зависит от их лексического значения.
- А части речи? Это как чудесные страны! в них слова живут по своим законам и правилам.
II. Актуализация знаний.
- Какую цель мы поставили перед собой и стремимся к ней уже на протяжении нескольких уроков? (разобраться, какие части речи есть в русском языке)
- Что такое часть речи? (слайд)
- Перечислите, какие части речи мы обнаружили в русском языке?
- Запишите под диктовку несколько слов.
Шестнадцать, невтерпеж, семьсот, ключом, широк, они, узкая, стелется, снегопад, поземка.
- Давайте определим, к какой части речи относится каждое из записанных слов?
Выполните эту работу в парах: I вариант определяет к какой части речи относится первое слово, II вариант контролирует, и дальше по очереди.
- Проверим, как определили.
- К какой группе относятся эти части речи? (самостоятельные - слайд)
- Почему их так называют?
- Проверим орфограммы в записанных словах.
- Как вы понимаете значение слова поземка? (слайд поземка)
- Какая еще группа частей речи есть в русском языке? (служебные)
- Какие служебные части речи мы знаем? (предлог, союз, частица – слайд)
- Для чего служит союз?
- Какую работу в речи выполняет предлог?
- Что мы знаем о частице?
- Составьте и запишите высказывания, использую знакомые служебные части речи и существительное поземка (дети читают свои высказывания, называют служебную часть речи; обсуждение, в каких высказываниях нужна запятая)
III. Целеполагание.
- Как вы думаете, есть ли в русском языке еще какие-нибудь части речи?
- Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?
IV. Конкретно-практические задачи.
- Продолжим наши исследования.
- Прочитайте два высказывания (слайд)
«Ура! Мама пришла!» - сказала Оля подружкам, услышав звонок.
«Мама пришла», - радостно сказала Оля подружкам, услышав звонок.
- О каком событии сообщается в первом высказывании, во втором?
- Все ли слова одинаковые в высказываниях?
- Определите, к какой части речи относится слово «радостно»?
- А что называет наречие «радостно»? (чувства человека)
- А понятно ли из первого высказывания, что девочка обрадовалась приходу мамы?
- Какое слово вам помогло понять это чувство?
- Слова «радостно» и «ура» обозначают одно и то же чувство. а в чем же разница?
- Какое слово называет это чувство?
- Какое слово только выражает, не называя чувства? (слайд: «радостно» – называет чувство, «ура» - не называет, но выражает чувство)
- Прочитайте еще два высказывания (слайд)
Маша увидела большую ящерицу и вскрикнула от испуга.
«Ой!» - вскрикнула Маша, увидев большую ящерицу.
- Назовите в одном из высказываний слово, называющее чувство девочки, которая увидела ящерицу.
- Названо ли это чувство в другом высказывании?
- С помощью какого высказывания оно в нем выражено?
- Можно ли считать слова «ура» и «ой» особой частью речи?
- Чем они отличаются от других слов, обозначающих чувства?
- Откройте учебник на стр. 22 и прочитайте о таких словах.
- С какой новой частью речи мы встретились?
- что мы узнали о междометие? (слайд - междометие)
- Как вы думаете, можно ли междометия отнести к самостоятельным частям речи? (рассуждения детей)
- Можно ли с помощью междометия связать между собой какие-то самостоятельные слова?
- Можно ли отнести междометия к служебным частям речи?
- Какой мы можем сделать вывод?
V. Физминутка.
VI. Самостоятельная работа.
- Откройте учебники на стр. 48 упражнение 180.
- Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
- Какая часть речи придает этому стихотворению особую выразительность?
- Назовите междометия.
- Запишите высказывания, в которых есть междометия.
- Сделайте вывод, как на письме выделяется междометие?
- Продолжим знакомство с междометиями.
- На доске записаны части высказываний (слайд). Запишите их, вставляя нужные междометия.
… рыцарь, сжался надо мной;
Едва дышу, нет мочи боле…
…ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
«… догнал тебя! Постой!» -
Кричит наездник молодой.
Слова для справок: ага (радость, удовлетворение)
о (мольба, просьба)
ах (негодование)
- Прочитайте высказывания, которые записали.
- С какой частью речи мы познакомились?
- Что мы узнали о междометии?
VII. Постановки цели на следующий урок.
- В заключении послушайте стихотворение и скажите, что еще может выражать междометие?
Ох уж это междометие!
То «увы!», то «ах!»
Сколько видел слов на свете я,
Знаю о словах,
Но нигде таких чувствительных
Больше не встречал
Это просто удивительно,
Как я к ним попал.
Ничего назвать не могут
Так они взволнованы
Я едва нашел дорогу
В край их заколдованный.
Побуждать умеют тоже
И тогда бывают строже.
Цыц! Ш-ш! Ну! Но-о!
Не исполнить мудрено.
- Что же еще выражает междометие, кроме чувств?
- Предлагаю поговорить об этом на следующем уроке. Согласны?
- Запишите домашние задание… Отметки за урок…
- Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме: «Обобщение о частях речи»
Цель: 1) обобщить знания о частях речи2) повторить правописание безударных гласных в корне слов; развивать орфографическую зоркость, внимательность3) воспитывать бережное отношение к...
Конспект урока по русскому языку, 4 класс "Глагол как часть речи"
Конспект урока+ презентация по русскому языку автора С.Ивванова, 4 класс, тема "Глагол как часть речи"...
Конспект урока по русскому языку по теме "Местоимение как часть речи" для 3 класса
Урок построен в технологии развития критического мышления по Образовательной программе "Школа 2100". Ориентирован для учащихся 3 классаМатериал урока раскрывает введение новой части речи - местоимение...
Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)
Урок повторения, углубления и обобщения изученного, развитие умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...
Конспект урока по русскому языку на тему:"Что такое части речи?"
Конспект урока на тему: "Что такое части речи?"...
Конспект урока по русскому языку "Разбор имени прилагательного как части речи". УМК "Перспектива", 4 класс.
Урок по русскому языку "Разбор имени прилагательного как части речи". Образовательная программа "Перспектива"...
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Местоимение как часть речи"
Цели: познакомить с особенностями местоимения как части речи, с ролью местоимений в нашей речи, учить распознавать местоимения среди других частей речи.Задачи: развивать умения распознавать местоимени...