Конспект урока по русскому языку "Разбор имени прилагательного как части речи". УМК "Перспектива", 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Корсакова Наталья Михайловна

Урок по русскому языку "Разбор имени прилагательного как части речи". Образовательная программа "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_morf_razbor_prilagatelnogo_nsportal.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Разбор имени прилагательного как части речи».

Цель урока- различать прилагательные на основе их значения, задавать к ним вопросы, определять грамматические значения этой части речи и обосновывать своё мнение;

Планируемые результаты:

Предметные: выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным; ставить вопрос от существительного к прилагательному,разбирать имя прилагательное как часть речи, указывая его начальную форму, род, падеж и число.

Метапредметные:систематизировать и обобщать полученные знания; принимать и сохранять учебную задачу, относить объекты к известным понятиям,  содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; работать в паре, в группе, соблюдая определённые правила совместной работы.

Личностные: проявлять интерес и положительное отношение к изучению темы, осознавать собственные достижения при изучении данной темы.

Ожидаемые результаты занятия:

Учащиеся научатся:

выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным

ставить вопрос от существительного к прилагательному

распознавать грамматические признаки имени прилагательного

Учащиеся получат возможность научиться:

проводить морфологический разбор  имён прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму;

 оценивать правильность проведения морфологического разбора;

Ресурсы учителя: учебник русского языка 4 класс ч.2 УМК «Перспектива»

Ресурсы учащихся: учебник русского языка 4 класс ч.2 УМК «Перспектива»

Форма работы: фронтальная, групповая, парная.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь, пожалуйста.

2. Актуализация знаний.

На доске 3 группы слов:

  1. Веселый, играть, рисовать.
  2. Школа, радостная, учеба.
  3. Быстро, хорошо, счастливое.

-Спишите данные слова

-В каждой строке есть «лишнее» слово. Найдите, подчеркните  его и объясните, что отличает его от двух других слов.

Ответы детей:

Веселый - это слово не относится к части речи глагол…. И т.д.

- Как определить, к какой части речи относится то или иное слово?

( что обозначает слово, на какой вопрос отвечает)

- Рассмотрите «лишние» слова. К какой части речи они относятся? Докажите.

(Это прилагательные.Они обозначают признак предмета и отвечают на вопрос «какой?).

3. Проблемный вопрос и определение темы урока.

- Охарактеризуйте прилагательное как часть речи. (Варианты детей)

- Как вы думаете, правильно ли вы дали характеристику?  (Не знают, сомнение)

- Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, как правильно разбирать имя прилагательное)

- Попробуйте определить тему урока. (Разбор имени прилагательного как части речи)

- Тогда какая учебная задача урока сегодня?  (Ответы детей).(Узнать, как правильно разобрать прилагательное как часть речи, составить алгоритм разбора).

4.Работа с учебником, составление алгоритма

- Предлагаю вернуться к прилагательным, которые мы уже рассмотрели.

- Составьте с данными словами словосочетание. (Варианты учащихся).

- Все варианты хороши, но для удобства дальнейшей работы  предлагаю остановиться на едином варианте. (Выбираем 5 словосочетаний). (Веселый щенок, радостная мама, счастливое детство и т. п.).

- Откройте учебник на странице 67. Найдите упражнение 115. Прочитайте вопросы в зеленых рамочках. Сейчас  мы разделимся на группы. Каждая группа постарается, отвечая на вопросы при помощи придуманных словосочетаний, представить нам схему разбора прилагательного.

В течении 4-5 минут дети составляют схему разбора на альбомных листах. Затем проекты вывешиваются на доску. Одна из групп рассказывает свой вариант. Остальные группы дополняют или исправляют, если не согласны.

- Ребята, а  кто-то уже увидел в учебнике информацию , как верно  сделать морфологический разбор прилагательного? (стр. 66 диалог сквозных персонажей Ани и Вани ) – соотнесение алгоритма с образцом.

5. Первичное закрепление. Самопроверка.

- Ребята, а какое упражнение поможет нам закрепить полученные знания и отработать алгоритм разбора имени прилагательного как части речи?

Ищут, анализируют. (Упражнение 113 стр. 66.)

-Найдите ошибки, допущенные в разборе имен прилагательных. Запишите верный вариант.

Первичное закрепление с проговариванием

(Учащиеся пишут  в  рабочих тетрадях, комментируя запись).

Проверка – чтение по цепочке.

6. Физкультминута.

7.Закрепление изученного материала. Парная работа.

- Ребята, а какое еще упражнение поможет нам еще лучше  запомнить алгоритм разбора имени прилагательного? (стр. 67 упр .114).

- Сейчас вам предстоит поработать в паре. Внимательно проанализируйте задание, определите последовательность действий.

- Готовы?

- Тогда начинаем выполнять!

- Поднимите руки, кто считает, что справился  заданием! Спасибо!

- А кому было сложно? Давайте подумаем, а в чем заключалась сложность?

(Нужно было сначала прочитать текст, затем определить прилагательные и слова, от которых  они зависят, выписать словосочетания и сделать письменный разбор имени прилагательного как части речи.

- Понравилась вам загадка?  О ком она? (Ответы детей).

- С каким видом текста вы встретились? (Текст-описание).

- Что вам помогло определить текст-описание (Присутствие прилагательных).

- А теперь проверим правильность выполнения упражнения!

(Проверка – чтение словосочетаний  и проговаривание грамм.признаков  по цепочке ).

8. Рефлексия

- Вот и заканчивается наш урок.

- Давайте вспомним, какие задачи мы  ставили перед собой? (Ответы детей).

- Выполнили мы задачи? Значит, мы снова успешны сегодня! А теперь домашнее задание.

- Для тех, кто полностью  справился с упр. 114  -  выписать из словарика в конце учебника 5 прилагательных, составить с ними предложения и указать их грамматические признаки.

- Для тех, у кого были затруднения с упражнением 114 – сделать морфологический разбор прилагательных  в 3-х словосочетаниях:

Прекрасное утро; на ясном небе; зеленая трава.

- Всем спасибо за активную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Определение глагола как части речи".3 класс УМК "ШКОЛА 2100"

Урок повторения и закрепление изученногоЦель урока: сформировать грамматическое понятие «глагол»,развитие  умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, познакомить с основны...

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи"

На данном уроке обучающиеся знакомятся с новой часть речи.Цели урока:познакомить учащихся с новой частью речи и ее ролью в русском языке...

Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные и служебные части речи" 3 класс

Урок русского языка на тему "Самостоятельные и служебные части речи" в 3-м классе по программе "Начальная школа XXI века"....

Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные и служебные части речи" 3 класс

Урок русского языка по теме "Самостоятельные и служебные части речи" в 3-м классе по программе "Начальная школа XXI века"....

Конспект урока "Повторение знаний об имени прилагательном как части речи"

Конспект урока по русскому языкуна тему «Повторение знаний об имени прилагательном как части речи»3 класс.Учитель: Качай Галина Викторовна...

Конспект урока по русскому языку :«Имя числительное как часть речи».4 класс

Урок проведён в 4А классе согласно рабочей программе. По счету это первый урок в системе уроков по теме "Имя числительное как часть речи". Следующий за ним урок: «Простые и соста...