Русский язык Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа 2100»
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе авторской программы (Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа. (М.: Баласс, 2011). Авторская программа рассчитана на 5 часов в неделю(170 часов), в связи с изменениями в федеральном базисном учебном плане (от 03.06.2011г.) №1994 произошло сокращение с 5-ти часов на 3 часа в неделю. Данная рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту 2004, рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю) и обеспечена учебником «Русский язык» для 3-го класса в 2-х частях, авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева,
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:
- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
- формирование коммуникативной компетенции.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Содержание учебного процесса.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
- Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
- Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
В курсе русского языка ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью. Поэтому весь учебный материал изучается в разделах «Слово», «Предложение», «Текст», «Развитие речи». Последний раздел не выделен в качестве специального для изучения, но является ведущим направлением работы по русскому языку. Основными направлениями работы по развитию речи являются:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи:
- наблюдение над связью слов в предложении,
- над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами;
- над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.
- самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.
В связи с сокращением учебных часов в учебном плане произошло сокращение учебных часов по разделу:
- Водный урок (1час) добавлен в раздел «Повторение» -5 часов
- Раздел «Слово» - 74 часа
- Раздел «Предложение и текст» - 13 часов
- Повторение – 10 часов.
3-й класс
170 ч (5 часов в неделю)
Вводный урок (1 ч) Повторение. (10ч ) Слово. (116 ч)
1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ раз- делительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, напри- мер класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова»,
«приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-,
-еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над слова- ми, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов
-онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-,
-чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-,
-еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.
Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Предложение и текст. (25ч)
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение. (5 ч)
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
Резерв. (13ч)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы уроков. | Выполнение федерального компонента государственного образовательного стандарта | Формирование УУД - универсальных учебных действий. | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове | Различение слова, словосочетания и предложения. | 1 | 1.09 | ||
| ||||||
2-3 | Что мы знаем о тексте. | Различение слова, словосочетания и предложения. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
| 2 | 4-5.09 | |
4 | Что мы знаем о слове, предложении, тексте. | 1 | 6.09 | |||
5 | По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами | 1 | 7.09 | |||
6-7 | Повторяем изученные орфограммы и их графическое обозначение. | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | 2 | 8,11.09 | ||
8 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, гра- фически обозначать орфограммы | 1 | 12.09 | |||
9 | Входной контрольный диктант | 1 | 13.09 | |||
10 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание. | Употребление прописной буквы в именах собственных. Списывание текста. | 1 | 14.09 | ||
11 | Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита | 1 | 15.09 | |||
12 | Контрольный диктант №1 «Ласточки» по теме «Повторение изученного материала в 1-2 классах» | Восприятие и понимание звучащей речи. Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания. | 1 | 18.09 | ||
Слово 115ч | ||||||
2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне. 3ч | ||||||
13 | Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне. Словарный диктант. | Выделение значимой части слова: корень. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. Чтение и понимание учебного текста. Формулировок заданий, правил, определений. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
| 19.09 | ||
14 | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне. | Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | 20.09 | |||
15 | Р/р. Творческая работа. Составление связного текста «Птицы под снегом» из деформированных предложений. | Создание небольшого текста. | 21.09 | |||
3. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. 4ч | ||||||
16 | Работа над ошибками в творческой работе. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (на конце и в середине слова). | Правописание парных звонких и глухих согласных. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
| 22.09 | ||
17 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова | 25.09 | ||||
18 | Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму Словарный диктант | 26.09 | ||||
19 | Проверочная работа №1 по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в корне». | 27.09 | ||||
4. Удвоенные согласные в корне слова 4ч | ||||||
20 | Понятие об удвоенных согласных буквах. | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| 28.09 | |||
21-23 | Правописание слов с удвоенными буквами в корне. Р/р Творческая работа. | Правописание удвоенных согласных. Способы проверки правописания слов: подбор однокоренных слов, изменение формы слова. | 29.09 2.10 | |||
24 | Проверочная работа №2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова». | 3.10 | ||||
5. Непроизносимые согласные в корне слова. 7ч | ||||||
25 | Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова. | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| 4.10 | |||
26 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | Правописание непроизносимых согласных. | 5.10 | |||
27 | Р/р Творческая работа (сочинение по опорным словам). | Способы проверки правописания слов: подбор однокоренных слов. | 13.10 | |||
28 | Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых согласных в корне слова. | 16.10 | ||||
29 | Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых согласных в корне слова. | 17.10 | ||||
30 | Повторение. Проверочная работа №3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» | 18.10 | ||||
31 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 19.10 | ||||
32 | Контрольный диктант №2 «Лебеди» по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». | 20.10 | ||||
6. Безударные гласные в корне слова. 67ч | ||||||
33 | Работа над ошибками. Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне. | Правописание безударных гласных. Способы проверки правописания слов: подбор однокоренных слов. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
| 23.10 | ||
34 | Развитие умения видеть в словах орфограммы-безударные буквы. Свободный диктант. | 24.10 | ||||
35 | Контрольный диктант за I четверть. | 25.10 | ||||
36-37 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. Проверочная работа №4 по теме «Безударные гласные в корне слова» | 26.10 | ||||
38 | Р/р Творческая работа. Сочинение по опорным словам. | 27.10 | ||||
39 | Контрольный диктант №3. «О фиалке» по теме «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова» | 30.10 | ||||
7. Сложные слова и их правописание. 6ч | ||||||
40 | Работа над ошибками в диктанте. Знакомство с понятием «сложные слова». | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
| 31.10 | |||
41 | Соединительные гласные о и е в сложных словах. | 1.11 | ||||
42 | Образование сложных слов. | 2.11 | ||||
43 | Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей. | 3.11 | ||||
44 | Употребление в речи и правописание сложных слов. Р/р Свободный диктант. | 6.11 | ||||
45 | Повторение. Проверочная работа №5 по теме «Сложные слова и их правописание» | 7.11 | ||||
8. Части слова. Приставка. 1ч | ||||||
46 | Приставка, её роль в слове (повторение). Различие приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах приставки. | Выделение значимой части слова: приставки. Различение предлогов и приставок. Значения приставок. | Коммуникативные:
| 8.11 | ||
9. Безударные гласные в приставках. 3ч | ||||||
47-48 | Правописание безударных гласных в приставках. | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| 9.11, 10.11 | |||
49 | Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание. | 13.11 | ||||
10. Удвоенные согласные на стыке приставок и корня. 2ч | ||||||
50 | Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставок и корня. Различие и правописание слов удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| 14.11 | |||
51 | Различие и правописание слов удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня | 15.11 | ||||
11. Разделительные ъ и ь. 4ч | ||||||
52 | Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного ъ и ь. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
| 16.11 | |||
53 | Правописание слов с разделительными ъ и ь.
| Изложение текста. | 17.11 | |||
54 | Правописание слов с разделительными ъ и ь. Проверочная работа №6 по теме «Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. Разделительные ъ и ь». | 20.11 | ||||
55 | Упражнения в правописании слов с разделительными ъ и ь. Р/р Свободный диктант «Вьюн» | 21.11 | ||||
56 | Контрольный диктант №4 по теме «Безударные гласные в приставках. Разделительные ъ и ь» | 22.11 | ||||
12. Части слова. Окончание и основа. 2ч | ||||||
57 | Пишу правильно (работа над ошибками). Понятие об окончании и основе слова. | Выделение значимых частей слова: окончания. |
| 23.11 | ||
58 | Развитие умения находить в слове окончание. | 24.11 | ||||
13. Основа слова и окончание. 2ч | ||||||
59 | Как найти в слове основу. |
| 27.11 | |||
60 | Развитие умения находить в слове окончание и основу. | 28.11 | ||||
4. Части слова. Суффикс. 2ч | ||||||
61 | Суффикс и его роль в слове. | Выделение значимых частей слова: суффикса. Значения суффиксов. | 29.11 | |||
62 | Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова | 30.11 | ||||
15. Разбор слова по составу. 4ч | ||||||
63 | Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу. |
| 1.12 | |||
64 | Контрольное списывание. | 4.12 | ||||
65 | Упражнения в разборе слов по составу. | Выделение значимых частей слова: корень, приставка, суффикс, окончание. | 5.12 | |||
66 | Повторение. Проверочная работа №7 по теме «Части слова. Окончание и основа слова. Суффикс. Разбор слова по составу». | 6.12 | ||||
16-17. Части речи в русском языке. Имя существительное как часть речи. 3ч | ||||||
67 | Части речи в русском языке. Определение имени существительного | Имя существительное, значение, употребление. |
| 7.12 | ||
68 | Контрольный диктант за II четверть. | 8.12 | ||||
69 | Роль имён существительных в речи. Р/р Творческая работа: составление текста. | Создание небольшого текста. | 11.12 | |||
18. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые 3ч | ||||||
70 | Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. | Различение имён существительных, отвечающих на вопросы кто? что? |
| 12.12 | ||
71 | Имена существительные в речи | 13.12 | ||||
72 | Обобщение. Что мы знаем об именах существительных | 14.12 | ||||
19. Род имён существительных. 3ч | ||||||
73 | Имена существительные мужского, женского и среднего рода. | Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. |
| 15.12 | ||
74 | Род – постоянный признак имён существительных. | 18.12 | ||||
75 | Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода | 19.12 | ||||
20. Число имён существительных. 4ч | ||||||
76 | Изменение имён существительных по числам. | Изменение имён существительных по числа. |
| 20.12 | ||
77 | Образование множественного числа имён существительных | 21.12 | ||||
78 | Окончание имён существительных в единственном и множественном числе. Разбор имени существительного как части речи | 22.12 | ||||
79 | Разбор имени существительного как части речи | 25.12 | ||||
21.Словообразование имён существительных. 8ч | ||||||
80 | Образование имён существительных с уменьшительно- ласкательным значением. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
| 26.12 | |||
81 | Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. | 27.12 | ||||
82 | Образование имён существительных от основ существительных и глаголов. | 28.12 | ||||
83 | Р/р Сочинение сказки с использованием имён существительных с различными суффиксами. | Создание небольшого текста (сочинения) по интересной тематике. | 29.12 | |||
84 | Разбор имён существительных по составу. | |||||
85 | Р/р Обучающее изложение «Мурлыка». | Изложение текста (повествование с элементами описания). | ||||
86 | Употребление имён существительных в речи. | |||||
87 | Повторение. Проверочная работа №8 по теме «Имя существительное как часть речи». | |||||
22.Местоимение как часть речи. 6ч | ||||||
88 | Понятие о местоимении. Личные местоимения. | Местоимение, значение и употребление. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Учиться подтверждать аргументы фактам. | |||
89 | Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями. | |||||
90 | Разбор местоимения как части речи. | Создание небольшого текста (сочинения) о себе. | ||||
91 | Роль личных местоимений в речи. Р/р Обучающее сочинение «О себе». | |||||
92 | Закрепление знаний о местоимении Р/р Свободный диктант «Паучок».. | Изложение текста (повествование). | ||||
93 | Повторение. Проверочная работа №9 по теме «Местоимение как часть речи». | |||||
23. Имя прилагательное как часть речи. 4ч | ||||||
94 | Определение имени прилагательного. | Имя прилагательное, значение и употребление. Согласование с именем существительным. |
| 1 | ||
95 | Роль личных местоимений в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными. | 1 | ||||
96 | Роль личных местоимений в речи. | 1 | ||||
97 | Разбор имени прилагательного как части речи. | 1 | ||||
24. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. 4ч | ||||||
98 | Окончание имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе. |
| 1 | |||
99 | Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. | Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных | 1 | |||
100 | Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами. | Антонимы. | 1 | |||
101 | Закрепление правописания слов с изученными орфогрраммами. | 1 | ||||
25. Разбор имён прилагательных по составу. 4ч | ||||||
102 | Словообразование имён прилагательных. Р/р Сочинение по опорным сочетаниям слов | Создание небольшого текста (сочинения) | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| 1 | ||
103 | Проверочная работа №10 по теме «Имя прилагательное как часть речи». | 1 | ||||
104 | Разбор имён прилагательных по составу. | 1 | ||||
105 | Контрольный диктант № 5 «Перелёт птиц» по теме «Безударные гласные в окончаниях прилагательных» | 1 | ||||
26. Глагол как часть речи. 4ч | ||||||
106 | Определение глагола как части речи. Изменение глаголов по временам. | Глагол, значение и употребление. Изменение по временам. | Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные: проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач. | 1 | ||
107 | Контрольная работа за III четверть. | 1 | ||||
108 | Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 1 | ||||
109 | Изменение глаголов по числам. | Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам в прошедшем времени | 1 | |||
27. Правописание частицы НЕ с глаголами. 2ч | ||||||
110 | Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами. | Правописание НЕ с глаголами. | 1 | |||
111 | Развитие умения писать частицу не с глаголами. Р\р Свободный диктант «О диназаврах». | Изложение текста (повествование). | 1 | |||
28. Неопределённая форма глагола. 7ч | ||||||
112 | Понятие о неопределённой форме глагола. Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределённой формы. | Неопределённая форма глагола. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Прогнозировать последствия коллективных решений | 1 | ||
113 | Р/р Контрольное изложение. «Перелётные гости». | Изложение текста (повествование). | 1 | |||
114 | Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределённой формы. | 1 | ||||
115 | Контрольный диктант №6 «Весна в лесу» по теме « Неопределённая форма глагола. Правописание частицы НЕ с глаголами». | 1 | ||||
116 | Образование форм времени от неопределённой формы глагола. | 1 | ||||
117 | Разбор глагола как части речи | 1 | ||||
118 | Повторение. Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголами». | 1 | ||||
Наречие 2ч | ||||||
119-120 | Понятие о наречии как части речи. | 2 | ||||
121-127 | Резервные уроки по разделу «Слово», планируются по усмотрению учителя | 7 | ||||
Предложение. 25 ч | ||||||
29. Виды предложений по цели высказывания и интонации. 3ч | ||||||
128 | Виды предложений по цели высказывания. | Разновидности предложений по цели высказывания и интонационной окраске. | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| 1 | ||
129 | Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение. | 1 | ||||
130 | Восклицательные и невосклицательные предложения. | 1 | ||||
30. Главные и второстепенные члены предложения. 6ч | ||||||
131 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. | Главные члены предложения. | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | 1 | ||
132 | Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое. | 1 | ||||
133 | Понятие о второстепенных членах предложения | Второстепенные члены предложения. | 1 | |||
134 | Составление схем предложений и предложений по схемам. Предложения распространённые и нераспространённые. | Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространённое предложения. | 1 | |||
135 | Предложения распространённые и нераспространённые. | 1 | ||||
136 | Разбор предложений. Контрольный словарный диктант. | 1 | ||||
31. Предложения с однородными членами. 7ч | ||||||
137 | Однородные подлежащие и сказуемые. Упражнения в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении. | Однородные члены предложения. | Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные: проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач. | 1 | ||
138 | Упражнения в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении. | 1 | ||||
139 | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами. | Запятая в предложениях с однородными членами предложения. | 1 | |||
140 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | Запятая в предложениях с однородными членами предложения. | 1 | |||
141 | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения. | 1 | ||||
142 | Запятая в предложениях с однородными членами. | 1 | ||||
143 | Повторение изученного. Р/р Свободный диктант «Еж». | Изложение текста (повествование). | 1 | |||
32. Простые и сложные предложения. 6ч | ||||||
144 | Понятия о простом и сложном предложении. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Прогнозировать последствия коллективных решений | 1 | |||
145 | Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения. | 1 | ||||
146 | Развитие умения различить сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые. | Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. Изложение текста (повествование). | 1 | |||
147 | Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении Р/р Свободный диктант | 1 | ||||
148 | Разбор простого и сложного предложений. | 1 | ||||
149 | Повторение. Проверочная работа №12 по теме «Предложение». | 1 | ||||
150-152 | Резервные уроки по разделу «Предложение», планируются по усмотрению учителя | 3 | ||||
33. Повторение. 5ч | ||||||
153 | Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольное списывание. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
| 1 | |||
154 | Повторение изученных орфограмм и состава слова. | 1 | ||||
155-156 | Итоговый контроль. | 2 | ||||
157 | Итоговая контрольная работа. | 1 | ||||
158-170 | Резервные уроки. | 12 |
Результаты обучения
В результате обучения в 3-м классе учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность;
- умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
- сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
3-й класс
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
- производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
- видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
- находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
- распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
- определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
- разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
- видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
- составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
- осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
- читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
- читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
- письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведсний литературы.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальны; явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней;
формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: ее истории, языку, культуре, её жизни и сё народу.
Ценность человечества - осознание себя не только 1ражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе
«5» (отлично) - отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения
«4» (хорошо) - использование дополнительного материала, полнота раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных
«3» (удовлетворительно) достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала неполнота раскрытия вопроса.
«2» (плохо) - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений
Контрольный диктант
объем соответствует количеству слов по чтению;
-негрубые ошибки: исключения из правил, повторение одной и той же буквы, перенос слов, единичный пропуск буквы на конце слова, 2 негрубые ошибки + 1 ошибка;
-однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку;
-при трех поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант: «5» - не ставится при 3-х исправлениях, но при 1-й негрубой ошибке можно ставить; «4» - 2-орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационных; «3» - 3-4 орфографических и 4 пунктуационных, а также при5 орфографических ошибках допускается «3»; «2» - более 5-8 ошибок. | Оценки за грамматические задания: «5» - все верно; «4» - не менее ¾ заданий верно; «3» - не менее ½ заданий верно; «2» - не выполнено больше половины. | Словарный диктант Оценки за словарный диктант: Количество слов: «5» - нет ошибок; 1 кл. – 7-8 слов; «4» - 1-2 ошибки; 2 кл. – 10-12 слов; «3» - 3-4 ошибки при количестве 15-20 слов 3 кл. – 12-15 слов; «2» - 5-7 ошибок 4 кл. – до 20 слов. | Контрольное списывание Оценки за контрольное списывание: «5» - нет ошибок; «4» - 1-2 ошибки или 1 исправление (1 класс); 1 ошибка или 1 исправление (2-4 класс); «3» - 3 ошибки и 1 исправление (1класс); 2 ошибки и 1исправление (2-4 класс); «2» - 4 ошибки (1 класс); 3 ошибки (2-4 классы). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов (УМК "Школа 2100")
Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта....
Тематическое планирование по русскому языку в 3-м классе УМК "Школа 2100".
Календарно-тематическое планирование по руссклму языку 3 класс УМК "Школа 2100"...
Тематические тесты по русскому языку для учащихся 4 класса. УМК "Школа 2100"
Тематические тесты. На тест отводится 1 урок. Индивидуальная работа.Цель: проверить знания учащихся по русскому языку Задачи: Образовательная- формировать самоконтроль и с...
Бинарный урок (русский язык, литературное чтение). 4 класс. УМК «Школа 2100»
Тема урока: Закрепление знаний об однородных членах предложения через произведения А.С. Пушкина Цель: сформировать умение находить в тексте предложения с однородными членами предложен...
Конспект урока русского языка «Глагол. Обобщение» 4 класс УМК "школа 2100"
Урок построен с доминирующей деятельностью обучающихся в форме деловой игры «Заседание редакционного совета журнала «Глагол», где использовалась фронтальная, групповая, индивидуальная работа и ав...
урок русского языка "Части речи" 3 класс УМК "Школа 2100"
Данный урок предусматривает такое осуществление учебного процесса, при которм на каждом структурном этапе уроке русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно фор...
урок русского языка "Части речи" 3 класс УМК "Школа 2100"
Данный урок предусматривает такое осуществление учебного процесса, при которм на каждом структурном этапе уроке русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно фор...