урок русского языка "Части речи" 3 класс УМК "Школа 2100"
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему
Данный урок предусматривает такое осуществление учебного процесса, при которм на каждом структурном этапе уроке русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
desktop.rar | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Региональный фестиваль
мультимедийных уроков
Номинация: начальная школа
Предмет: русский язык
Тема урока: Части речи
Класс: 3 класс
Общеобразовательное учреждение:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Гулькевичи муниципального образования Гулькевичский район
Автор: Ампилова Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Русский язык, 3 класс
ТЕМА: «Части речи», УМК «Школа 2100»
Цели:
Образовательная: формирование навыков безотрывного письма; формирование умения определять грамматические признаки частей речи в тексте, формирование умений применять полученные знания на практике,
Развивающая: развивать навыки устной и письменной речи, фонематический слух, орфографическую зоркость, активную мыслительную деятельность, навыки грамматического письма; интеллектуальные способности младших школьников, а также развитие познавательной активности творческих способностей
Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, прививать любовь к русскому фольклору.
Задачи урока:
Задачи на развитие умений на уроке: определять собственное отношение к проблеме и аргументировать свою точку зрения
Задачи развития навыков на уроке: формировать навык построения доказательных рассуждений.
Образовательная задача: формировать у учащихся умения выделять главное, делать выводы на основе анализа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, магнитофон с записью песни «Дорога добра» из к/ф «Маленький Мук», раздаточный материал, ватман с изображением сказочного, заколдованного леса.
Тип урока: урок сообщения новых знаний
ХОД УРОКА:
Интрига урока:
У: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы отправляемся в сказочное путешествие за тридевять земель, в тридесятое царство, в королевство Грамматики. Нелегко нам будет туда попасть, много препятствий встретится на пути. А помогать их преодолевать трудности нам поможет любящая порядок принцесса данного королевства – Морфология. Итак, в путь!
(Звучит фонограмма песни «Дорога добра» из к/ф «Маленький Мук»)
Слайд 4
большой – маленький
сухой – ?
глубокий – ?
старый – ?
гладить – ?
твердый - ?
У: Внимательно посмотрите на данную запись. Это, ребята, первое препятствие, если мы с ним справимся, то сможем продолжить наш путь. Для этого вам надо правильно сформулировать и выполнить задание к записи и узнать, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
Д: К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву м.
Большой – маленький старый - молодой
Сухой – мокрый гладить - мять
Глубокий – мелкий твердый – мягкий
У: Ребята, давайте попросим принцессу Морфологию показать, правильно ли мы справились с первым заданием.
слайд 4 ( проверка по щелчку)
У: Значит, мы будем писать букву м. Но почему не звучит волшебная музыка, оповещающая нас о том, что путь открыт. Кто догадался? ( Выслушиваются варианты ответов детей).
Слайд 5
Нам надо определить порядок следования букв в этом ряду: мло омл лом
Д: Последняя буква в каждой ячейке становится первой.
У: Попросим принцессу Морфологию показать, правильно ли мы определили порядок следования букв.
(слайд)
У: Путь свободен, снова в путь!
(звучит фонограмма песни).
Слайд 6
Ребята, нам снова не пройти. У нас на пути заколдованный лес, чтобы волшебные деревья расступились, мы должны разгадать шифр. Внимательно посмотрите на данный шифр
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1 | А | М | Н | О | Р | К | В | У |
2 | С | Г | Д | Я | Л | Ч | Ц | Т |
и на ключ к нему: 2-1 1-4 2-5 1-4 1-2 1-1
Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое слово зашифровано?
Д: Зашифровано слово солома
У: Принцесса Морфология, покажи нам, правильно ли мы разгадали ключ?
Слайд 7
У: Что такое солома?
Д: Солома – это стебли пшеницы, ржи и других злаковых растений
У: Но если стебли стоят на корню, с колосьями, то это еще не солома. Как же получается солома?
(Солома получается после обмолота зерен.)
У: Что же такое солома? Скажите полностью.
Д: Солома – это стебли злаковых растений, которые остаются после обмолота.
У: Найдите слово солома в орфографическом словарике. Напишите его, поставьте ударение. На правописание какой буквы следует обратить внимание?
Д: Следует обратить внимание на правописание непроверяемой безударной гласной О. Ее надо запомнить. (Дети записывают слово в тетрадь)
У: Ребята, нам пора в путь.
(Звучит фонограмма)
У: Мы почти у цели! Но что это?
Слайд 8
Семеро одну соломину поднимают.
Не солома красит гумно, а зерно
Лежит на соломе, а говорит с ковра.
Не подкладывай к огню солому.
Дома и солома съедобна.
Привыкает корова и ко ржаной соломе.
Соломиной не подопрешь хоромины.
У: Ребята, прочтите написанное. Как можно назвать эти предложения, одним словом?
Д: Пословицы.
У: Какие слова в данных словах вам незнакомы? (учитель объясняет значение новых слов)
Объясните смысл каждой пословицы (осуществляется работа по выявлению смысла пословиц)
Среди написанных пословиц найдите те, смысл которых задается, определением какими-либо качествами соломы. Если вы верно ответите, то принцесса Морфология поможет нам расчистить путь.
Д: Из пословицы Семеро одну соломину подымают можно понять, что солома легкая.
Д: В пословице Не подкладывай к огню соломы говорится о том, что солома хорошо горит
Д: Пословица Привыкает корова и ко ржаной соломе говорится о том, что ржаная солома для животных не самая лучшая, наверное, вкуснее пшеничная солома.
Д: Из пословицы Соломиной не подопрешь хоромины ясно, что солома ломкая, хрупкая, непрочная
У: Теперь из четырех только что названных пословиц выберите ту, в которой имеются существительное, прилагательное, глагол, предлог. Напишите ее.
(дети зачитывают свои варианты)
Если мы правильно ответили, то перед нами появится во всей красе Королевство Грамматики.
Слайд 9
Изучение нового материала
У: А сейчас мы отправляемся на экскурсию по королевству Грамматики. Экскурсия будет очень познавательная, а проводить ее будет наша старая знакомая принцесса Морфология.
Слайд 10
Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?
Д: Наша речь состоит из слов.
У: Обратите внимание на это живописный уголок королевства, что вы здесь видите?
Д: Предложение.
Слайд 11
Легкий морозец к вечеру затягивал звездами лужицы.
У: Принцесса Морфология сможет продолжить дальше свою экскурсию, если вы правильно надпишите над каждым словом, к какой части речи они относятся.
Далее идет работа над выявлением, на какие вопросы отвечают данные слова в предложении.
У: А давайте проверим.
У: Какое слово в предложении осталось не названым?
Д: Не названо слово к.
У: Что вы о нем можете сказать?
Д: К – это предлог. Предлоги служат для связи слов в предложении.
У: Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги – это части речи. Все слова в русском языке, являются какой–либо частью речи. Как определить , к какой части речи относится то или иное слово?
Д: Чтобы определить, к какой части речи относится то или иное слово, надо задать к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.
У: Обобщите то, что вы узнали во время нашего рассуждения.(Дети обобщают)
У: Принцесса Морфология предлагает составить схему к изученной теме «Части речи».
Слайд 12
Группа детей работает у доски с предложенными «Частями речи».
Вариант схемы
У: Мы много трудились, пора и отдохнуть.
Физкультминутка
Закрепление:
У: Принцесса Морфология предлагает продолжить экскурсию.
Слайд 13
Б…реза, пч…ла, ле…кий, м…лина
Р…чистый, р…ка, п…лезный
Раз…яснить, д…н…сти, н…п…вать, р…з…ба
Прочитайте цепочки слов. Найдите в каждой из них лишнее. Напишите. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.
Если мы правильно справились с заданием, то принцесса покажет нам самое интригующее место в своем королевстве.(слайд)
У: А вот и это место в королевстве, Здесь целая свита принцев и принцесс не могут справиться с заданием, которое им задали король королевства могущественный Язык и его королева – мудрая Грамматика.
Слайд 14
На(…) ник те(…) рож
Ку(…) ол по(…) ок
За(…)ец
У: Вставьте вместо точек слово, состоящее из трех букв так, чтобы оно служило концовкой для слова перед скобками и началом слова, которое находится за скобками.
У: Проверти, друзья, правильно ли вы помогли свите королевства решить данную головоломку.
(Проверка по щелчку)
Слайд 14
У: Много интересного мы с вами повидали за время путешествия. Много препятствий было на пути. Принцесса Морфология была верным спутником и помощником нам в нашем нелегком путешествии. Приготовила она нам и подарок, но забрать мы можем его только в том случае, если правильно справимся с последним заданием.
Слайд 15
Небо –птица, р…ка - …
Ч…ловек – губы, слон - …
За…ц – к…пуста, свинья - …
Белый – ч…рный, утренний -…
(Проверка по щелчку)
У: Давайте проверим, ребята, достанется ли нам подарок от принцессы Морфологии
Слайд 16
У: Молодцы! Вы с заданием справились. А вот и обещанный приз!
Слайд 17
Д/з Задание по вариантам.
К данным согласным добавьте нужное количество букв а. Поставьте их среди написанных букв так, чтобы получилось слово
М м п р д
Р к м р к
с р к р н
Р м с л т
С т к н б р б н
К л с с к р н д ш
Используемая литература:
- Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников»
- С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Современный урок»
- В. Волина «Веселая грамматика»
- 5000 забавных изображений. Смешные картинки для всех.// WWW. CD BOOM.COM.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс "Школа 2100" по теме "Знакомство с антонимами"
Урок был проведен в рамках городского семинара учителей начальных классов «Формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся - основа самостоятельности школьников»...
Урок русского языка. 3 класс."Школа 2100" Тема:Определение глагола, как части речи.
Урок русского языка. 3 класс. «Школа 2100»Тема: Определение глагола как части речи.Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»; лексическое понятие; обогатить речь учащих...
урок русского языка 2 класс ОС 2100
урок русского языка 2 класс ОС 2100...
Урок русского языка 2 класс "Школа 2100" Тема: "Заглавная буква в именах собственных"
Знакомство с написанием географических названий (понятие топонимика)...
урок русского языка 2 класс "Школа 2100" "Слова, к которым нельзя задать вопрос" (междометия)
данная разработка урока может быть полезной учителям начальной школы, работающим по программе "Школа 2100"...
технологическая карта урока русского языка 2 класс "Школа 2100"
Тема: Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.Цель: развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать буквы безударных гласных в корне слова....
Презентация к уроку русского языка 2 класс Школа 2100 по теме Повторяем правописание частей слова.
Повторение правописания корняЮ приставки, суффикса....