Главные вкладки
Швайбович Марина Александровна
сайт учителя начальных классов
Профессия: учитель начальных классов
Профессиональные интересы: Каждый ребёнок - личность!
Увлечения: Чтение, компьютерные технологии.
Регион: Ямало-Ненецкий АО
Населенный пункт: г Салехард
Место работы: МАОУ " Обдорская гимназия"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/shvaybovich-marinaЕсли ты не можешь быть широкой дорогой, будь узенькой тропинкой.Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе.Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим.
Первый учитель, как мама, учит не только читать и писать, но и творить, созидать, познавать мир. Подобно волшебству, шаг за шагом помогаю моему ученику «творить себя». С любовью, уважением, бережно стараюсь в каждом ученике раскрыть его возможности, чтобы он стал счастливым. Входишь в класс, где тебя ожидают ученики…
О себе
Дата рождения: 15 марта 1974 года
Образование: высшее, Орский государственный педагогический институт
им. Т.Г. Шевченко, 1997 год;
специальность: педагогика и методика начального обучения;
квалификация: учитель начальных классов.
Занимаемая должность: учитель начальных классов
Общий педагогический стаж: 27 лет.
Стаж работы в МАОУ "Обдорская гимназия": Август, 2014
Наличие классного руководства: 4 «Г»
Нагрузка: 17 часов.
Сведения о повышении квалификации:
2010г. | кратковременное повышение квалификации в Оренбургском государственном университете по программе проблемных курсов «Психолого-педагогические основы интегрированного обучения и воспитания детей с проблемами в развитии»-72ч. |
2011г | кратковременное повышение квалификации в Оренбургском государственном университете по проблеме «Содержание и условия реализации ФГОС второго поколения начального общего образования»- 72ч. |
2012г. | ГАОУДПОЯНАИРИРО «ФГОС НОО: актуальные вопросы введения и реализации»-24ч |
2012г. | ГАОУДПОЯНАИРИРО «ОРКиСЭ»-72ч |
2015г | "Региональный институт развития образования" по теме "Методическое сопровождение и подготовка педагогов к работе с одаренными детьми" - 72 ч |
2014 | Повышение квалификации по курсу «Образовательная среда 1 ученик: 1 компьютер» международной инновационной образовательной программы Intel в количестве 24 часов |
2015 | ГАОУ ДПО «Методическое сопровождение и подготовка педагогов к работе с одаренными детьми », 72ч |
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Экзюпери " мы в ответе за тех кого приручили"
Мои достижения
Наличие достижений, обучающихся по предмету
Результаты участия обучающихся в мероприятиях различных уровней
Название мероприятия (указать очное, заочное) | Уровень (ОО, муниципальный, региональный, всероссийский, международный) | Кол-во участников
| Достигнутые результаты | Реквизиты подтверждающего документа (грамоты, диплома, сертификата, приказа, протокола и т.д.) |
Олимпиады: |
|
|
|
|
Международная олимпиада Уральского федерального округа по основам наук (2 этап), (заочное) | международный
1 | 8 | Диплом с результатом I степень – 17 Диплом с результатом II степень - 5 | Приказ МБОУ СОШ с УИОП №147 от 02.05.2015г. |
Международная олимпиада Уральского федерального округа по основам наук (1 этап), (заочное) | международный
2 | 8 | Сертификат с результатом 80-100 баллов – 23 Сертификат с результатом 50-80 баллов - 7 | Приказ МБОУ СОШ с УИОП №86 от 25.02.2016г. |
Международная олимпиада Уральского федерального округа по основам наук (2 этап), (заочное) | международный
2 | 8 | Диплом с результатом I степень – 25 Диплом с результатом II степень – 7 Диплом с результатом III степень - 2 | |
Международная олимпиада Уральского федерального округа по основам наук (2 этап), (заочное) | международный
3 | 12 | Диплом с результатом I степень – 15 Диплом с результатом II степень – 12 Диплом с результатом III степень - 5 | Приказ МАОУ «Обдорская гимназия» от №350-а от 4 сентября 2017 года |
Международная олимпиада Уральского федерального округа по основам наук (1 этап), (заочное) | международный 4 | 14 | Сертификат с результатом 80-100 баллов – 17 Сертификат с результатом 50-80 баллов - 23 | https://drive.google.com/drive/folders/1tHRdHfawS4vKmVu6XhHPHMnyx32o5TBE |
Национальная образовательная программа "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ", Всероссийские предметные конкурсы-олимпиады | международный
| 12 | 38-победителей, 31-призер, 60-лауреатов | https://drive.google.com/drive/folders/1H_n1pLSpdXd-bSq_vn4FyZtrzd1bLJs4 |
III Открытая Московская онлайн-олимпиада по математике «Олимпиада «Плюс» (заочное) | всероссийский | 16 | Диплом победителя – 12 Похвальная грамота - 3 | Приказ ГБОУ «Центр педагогического мастерства» №258 от 07.12.2015г.
|
Учи.ру Метапредметная онлайн-олимпиада» «Дино-олимпиада» (заочное) | всероссийский | 14 | Диплом победителя – 9 Похвальная грамота - 3 | https://drive.google.com/drive/folders/1CxnmvnXi-Uv6LPzy5qMfhGkT9sz_gAv7 |
Учи.ру Метапредметная онлайн-олимпиада» «Дино-олимпиада» (заочное) | всероссийский | 10 | Диплом победителя – 7 Похвальная грамота - 1 | https://drive.google.com/drive/folders/1qKg0x8jhIBVTVVrcip4NUl7PxE7OsqBB |
Учи.ру I онлайн-олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным», (заочное) | всероссийский | 23 | Диплом победителя-14 Похвальная грамота - 5 Сертификат участника - 4 | https://drive.google.com/drive/folders/13SD8nO0-fHG0p_V_XVym1BIO6ejAgH3I |
Учи.ру II онлайн-олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным», (заочное) | всероссийский | 11 | Диплом победителя-7 Похвальная грамота - 3 Сертификат участника - 1 | https://drive.google.com/drive/folders/1NUgBYTBPs5NNeLSwNz3FxaiQ2LAEOExS |
Учи.ру Метапредметная онлайн-олимпиада» «Дино-олимпиада» (заочное) | всероссийский | 15 | Диплом победителя-10 Похвальная грамота - 3 Сертификат участника - 2 | https://drive.google.com/drive/folders/1vlxbTLjGmx7R93RXjsnAF5Zjudash1iD
|
Учи.ру Метапредметная онлайн-олимпиада» «Дино-олимпиада» (заочное) | всероссийский | 15 | Диплом победителя-6 Похвальная грамота - 9
| https://drive.google.com/drive/folders/1tVnODxxzF2Z8wF1LVHNfWvBPcCXRrRYt |
Учи.ру Онлайн-олимпиада по математике «Заврики» (заочное) | всероссийский | 13 | Диплом победителя-4 Похвальная грамота - 6 Сертификат участника - 3 | https://drive.google.com/drive/folders/1SIhKpFaQz7m93fZBUTgVbUJUA_9MJrq7 |
Учи.ру Онлайн-олимпиада по математике «Заврики» (заочное) | всероссийский | 9 | Диплом победителя- 6 Похвальная грамота - 2 Сертификат участника - 1 | https://drive.google.com/drive/folders/1ol-l31WEZJYkdR7MC5La8wnevol-Gfnc |
VII Открытая Московская онлайн-олимпиада по математике «Олимпиада «Плюс» (заочное) | всероссийский | 8 | Диплом победителя- 3 Похвальная грамота - 4 Сертификат участника - 1 | https://drive.google.com/drive/folders/1X9IFWj2CleCZk_fv7poIKMjGS2H0-nt_ |
Учи.ру III Международная онлайн-олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным» (заочное) | международный | 22 | Диплом победителя – 7 Похвальная грамота - 10 Сертификат участника - 4 | https://drive.google.com/drive/folders/1K_YSLL9JkcMLpvbmUwHAazYsjEgVbTDz |
Предметная олимпиада для школьников «Пятёрочка» (заочное) | всероссийский | Математика – 6 Русский язык – 12
| Диплом победителя – 18
| Приказ МБОУ СОШ с УИОП №143от 03.05. 2016г. |
|
|
|
|
|
Образовательный портал «Продленка» Большая международная олимпиада по математике (международный) | международный | 15 человек | 13- победители, 2(1,1) призеры | https://drive.google.com/drive/folders/1oOJAaFJvrSaloxIO1VfVrKd9BovkAJyf |
Образовательный портал «Продленка» Всероссийская итоговая комплексная работа | всероссийский | 21 человек | 11 – победители, 6(4,2) призеры, 3 лауреата, 1 участник. | Диплом, сертификат https://drive.google.com/drive/folders/1yOiOlxJ70Z7n2lOv_Cxwqessf_X_hrUs |
Образовательный портал «Продленка» Федеральная контрольная интегрированная олимпиада | всероссийский | 16 человек | 5- победители, 9(8,1)- призеры | Диплом https://drive.google.com/drive/folders/1UWOmE4K9oNcNsMVLR2_ZerTBp3b-596B |
Образовательный портал «Продленка» Всероссийская дистанционная тренировочная олимпиада по математике | всероссийский | 4 человека | 4 - победителя | https://drive.google.com/drive/folders/1GypRcZDd8b96lkH6Qa9nLmN8i44gQlhh |
Образовательный портал «Продленка» Всероссийская дистанционная тренировочная олимпиада по русскому языку | всероссийский | 4 человека | 4 - победителя | https://drive.google.com/drive/folders/1XeuDHJc6ANT--J4SqQ1sfmfDrjbIMsui |
Образовательный портал «Продленка» Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку «Великий Русский» | всероссийский | 5 человека | 5 - победителя | https://drive.google.com/drive/folders/1SNT51ON9FfwIZopwVW3h5ILhfgMkbNSg |
Образовательный портал «Продленка» Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «Веселый счет» | всероссийский | 2 человека | 1 - победитель, 1 призер | https://drive.google.com/drive/folders/1ovhmh_WCiC_DkT8D-QFU93owGKjE78dt |
Образовательный портал «Продленка» Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку «Грамматика» | всероссийский | 5 человек | 2 - победитель, 3 призера | https://drive.google.com/drive/folders/1KFw5iHgluIMBG84nC_HBfoNinK0gfbtu |
Образовательный портал «Продленка» Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «Дважды два» | всероссийский | 6 человек | 4 - победитель, 2 призера | https://drive.google.com/drive/folders/12dcnOfxBMXCD2gfJnSEe-cJAmZYV1wqm |
Образовательный портал «Продленка» Всероссийская дистанционная олимпиада по литературному чтению «Литературный мир» | всероссийский | 2 человека | 2 - победителя | https://drive.google.com/drive/folders/1gv6OZA9V_exg5JmmekSZcWmpWX6u2Mcm |
Образовательный портал «Продленка» Всероссийская дистанционная олимпиада по окружающему миру «Наш мир» | всероссийский | 2 человека | 1 - победитель, 1 призер | https://drive.google.com/drive/folders/1_oJthnxaTRHvPWU7Yrg_X-wjivcpA2cr |
Образовательный портал «Продленка» Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку «Пиши грамотно» | всероссийский | 1 человек | 1 призер | https://drive.google.com/drive/folders/1ghHq5gB-A2eT5Adt4Y_VFXCZmj6LJyXR |
Образовательный портал «Продленка» Всероссийская дистанционная олимпиада по окружающему миру «Флора и фауна» | всероссийский | 4 человека | 2 - победителя, 2 призера | https://drive.google.com/drive/folders/1TqaOOIH6GqOh6ctl_S0k2pSuh2Mnx53j |
Образовательный портал «Продленка» Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «Веселый счет» | всероссийский | 2 человека | 1 - победитель, 1 призер | https://drive.google.com/drive/folders/1cPBZtIaiPi5uGDTtc3jxbf6mSfch6e5E |
Образовательный портал «Продленка» I Международная межпредметная олимпиада «Юный эрудит» | международный | 3 человека | 3- призера | https://drive.google.com/drive/folders/1rU5QPKvNA1eEsUzKqTJThvpqtqnNEbQ_ |
Образовательный портал «Продленка» Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «Гений вычислений» | всероссийский | 1 человека | 1 - победитель | https://drive.google.com/drive/folders/1Ud3jHBZ0xsezGMQuTGPJ-nMrd7meimC0 |
Образовательный портал «Продленка» Всероссийская дистанционная олимпиада по литературному чтению «Добрые книги» | всероссийский | 1 человека | 1 - победитель | https://drive.google.com/drive/folders/1Ud3jHBZ0xsezGMQuTGPJ-nMrd7meimC0 |
Образовательный портал «Продленка» Всероссийская дистанционная олимпиада по русскому языку «Конкурс грамотеев» | всероссийский | 1 человек | 1 - победитель | https://drive.google.com/drive/folders/1Ud3jHBZ0xsezGMQuTGPJ-nMrd7meimC0 |
Образовательный портал «Продленка» Всероссийская дистанционная олимпиада по окружающему миру «Природовед» | всероссийский | 1 человек |
| https://drive.google.com/drive/folders/1Ud3jHBZ0xsezGMQuTGPJ-nMrd7meimC0 |
Конкурс творческих работ «Подарок для моей любимой мамы», посвященный дню матери | муниципальный | 1 человек | 1 - победитель | Диплом начальника департамента А.А.Даниляк, 2015г. https://drive.google.com/drive/folders/1b9KHHSqsl-g0BqCQxGYl3FYKMBtN7JTZ |
Конкурс «Все краски жизни для тебя» | муниципальный | 1 человек | 1 призер | Диплом начальника департамента А.А.Даниляк, 2015г. Приказ №1123-о от 04.12.2015 |
Детский интеллектуально-творческий марафон «Перекресток открытий» в интеллектуально-творческом конкурсе «Зимушка хрустальная» | муниципальный | 1 человек | 1 призер | Диплом начальника департамента А.А.Даниляк, 2014г. Приказ №1037-о от 29.12.2014 |
Муниципальный этап окружного открытого конкурса чтецов «Семейные традиции» в рамках ХХIХ Лапцуевских чтений | муниципальный | 1 | Диплом победителя | https://drive.google.com/drive/folders/1b9KHHSqsl-g0BqCQxGYl3FYKMBtN7JTZ |
Конкурс «Мой питомец» (очное) | муниципальный | 1 | Лауреат 3 степени | Диплом начальника департамента А.А.Даниляк, 2015г. Приказ №291-о от 01.04.2015 |
Городской конкурс «Мой любимый уголок родного края» в рамках празднования 420-летия со дня образования города Салехарда | муниципальный | 7 | 1 победитель, 2 призера | Грамота директора МБУК «ЦСБ» Н.Б. Рабоковой, 2015 https://drive.google.com/drive/folders/1b9KHHSqsl-g0BqCQxGYl3FYKMBtN7JTZ |
Конкурс чтецов «Мелодии полярного круга» в рамках открытия Литературного мини-музея Романа Ругина и Года литературы в РФ (очное) | муниципальный | 1 | Похвальный лист за высокий уровень исполнительского мастерства поэтических произведений | Похвальный лист от члена Союза писателей России Р.П.Ругина, 2015г.
|
II конкурс чтецов произведений Романа Ругина «Мелодии полярного круга» (очное) | муниципальный | 4 | 2 - победителя, 1 призер | Диплом директора МБУК «ЦБС» Н.Б.Рыбаковой, 2016г.
|
III конкурс чтецов произведений Романа Ругина «Мелодии полярного круга» (очное) | муниципальный | 6 | Диплом специальный приз «За энергичное проникновение в образ» | Диплом участника от члена Союза журналистов Ямала и России, старший редактор культурно- просветительских программ ОГТРК «Ямал-Регион», 2017г.
|
Конкурс чтецов «Любимый Салехард», посвящённый 420-летию города (очное) | институциональный | 5 | Грамота 1 место, 2 место | Грамота директора МБОУ СОШ с УИОП В.В.Жирнова, 2015г. https://drive.google.com/drive/folders/1OJlr9ncBv4zQLYl4jPqs5dLNpvWObFQ4 |
Конкурс чтецов, посвящённый 120-летию С.А.Есенина (очное) | институциональный | 2 | Грамота 1 место, 3 место | Грамота директора МБОУ СОШ с УИОП В.В.Жирнова, 2015г.
|
Конкурс чтецов, посвящённый 85-летию образования ЯНАО (очное) | институциональный | 3 | Почётная грамота 1 место, 2 место | Почётная грамота директора МБОУ СОШ с УИОП В.В.Жирнова, 2016г.
|
II Окружной открытый литературный конкурс чтецов «Моя малая Родина» посвящён 85-летию ЯНАО и проводится в рамках XXVIII Лапцуевских чтений. | региональный | 1 | Диплом, Специальные призы в номинации: 7-9 лет «За мастерство владения сценической речью» | Диплом директор МВК КопцеваТ.В. https://drive.google.com/drive/my-drive
http://www.mvk-yamal.ru/1-o-komplekse/news/yunyie-yamaltsyi-o-maloy-rodine/ |
Конкурс рисунков КОНКУРС РИСУНКОВ «НАС МНОГО, МЫ – РАЗНЫЕ»
| муниципальный | 15 | 1-призер | МБИУ «СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР»
|
Окружной конкурс чтецов произведений ямальских авторов
| региональный | 3 |
| http://ocnk89.ru/press-tsentr/720-konkurs-chtecov-yamalskie-avtory |
Моё портфолио
Ученик – это не сосуд,
который надо заполнить,
а факел, который надо зажечь.
Л.Г. Петерсон
Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.
Педагогическая наука и школьная практика накопили немалый опыт применения методов и организационных форм, стимулирующих познавательные силы учащихся. Интерес к этой стороне обучения усилился в последние годы. В активизации процесса обучения кроются возможности преодоления обострившихся противоречий между требованиями общества к начальному образованию и массовым опытом преподавания, между педагогической теорией и школьной практикой.
Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности.
Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Песталоцци, Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание. Однако в полной мере эта проблема получила разработку в педагогике Д.Дьюи и ученых XX века. Дьюи выступал с критикой словесной, книжной школы, которая дает ребенку готовые знания, пренебрегая его способности к деятельности и познанию. Он предлагал обучение, когда учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания, учатся ставить задачи, находить решения, применять полученные знания.
Целостную систему обучения и воспитания, базирующуюся на возбуждении познавательного интереса школьников, на организацию их совместной заинтересованной деятельности с педагогом, разрабатывал Ш.А.Амонашвили.
Школы, писал Ж.Пиаже, «должны готовить людей, которые способны созидать новое, а не просто повторять то, что делали предшествующие поколения, людей изобретательных, творческих, у которых критический и гибкий ум и которые не принимают на веру все, что им предлагают».
Успех – важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены. Ребенок, слабо успевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная активность на уроке приближается к нулевому уровню. А.В.Сластенин отмечает, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьника к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений, навыков, их активностью.
Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечении данных о современных достижениях науки и техники, показ значимости знаний, умений, навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п.
В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала большое значение имеет умение учителя придавать этому материалу увлекательный характер, делать его живым и интересным. Основной задачей учителя при организации эффективного учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.
Необходимо отметить, что формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного предмета. Поэтому перед тем как приступить к изучению какой-нибудь темы, учитель много времени должен уделить поискам активных форм и методов обучения. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы.
Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Многие педагоги используют в учебном процессе различные методические приемы: дидактические игры, игровые моменты, работу со словарями и схемами, ввод интеграции, использование презентаций, занимательность, проблемные ситуации, нестандартные уроки и т.д.
Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу на уроке, различный дидактический, иллюстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения и другие.
Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения – вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие, а значит, и качество работы учителя.
Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий
Главной задачей учителя является такое построение образовательного процесса, при котором между всеми этапами учащиеся смогли бы установить тесные взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный результат своего труда.
Итак, педагогу необходимо стараться максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у учащихся младшего школьного возраста интерес к новому, желание познавать мир и, учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал.
Список литературы по теме самообразования:
1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н., Айзман Л.К.,Савинков А.И., Забрамная С.Д. и Другие Подготовка ребенка к школе. – М., 1999.
2. Асмолов А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.
3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов – на –Дону.,1999.
4. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.,1994.
5 . Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986 (Психологическое развитие младших школьников в процессе учебной деятельности: 163-213)
6. Галанжина Е. Дидактические и развивающие игры в начальной школе
7. Диагностика готовности детей к обучению в школе/ Сост. Г.Т.Дмитриев. – М.,1994.
8. Жедек П.С. Использование методов развития обучения на уроках русского языка в младших классах. – Томск., 1992.
9. Немов Р.С. Психология. – М.,1994.
10. Русский язык в начальных классах/ Под ред. Н.С.Соловейчик, П.С. Жедек. –М.,1997.
11. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С.- 2006.