Знакомство с буквами Щ, Щ, обозначающими согласный глухой и мягкий звук [щ,].
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) по теме
Знакомство с буквами Щ, Щ, обозначающими согласный глухой и мягкий звук [щ,].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_bukvami_shch_.shch_oboznachayushchimi_soglasnyy_gluhoy_i_myagkiy_zvuk_shch.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Знакомство с буквами Щ, Щ, обозначающими согласный глухой и мягкий звук [щ,].
Цель: - Познакомить с новыми буквами;
- Формировать представление детей о звуке [щ,] как о глухом мягком непарном звуке;
- Формировать навык чтения, работы с текстом;
- Умение фантазировать, сопоставлять вымысел и реальность по сказке.
Ход урока.
- Орг. Момент: встали, доброе утро, у нас сегодня гости на уроке, повернитесь к гостям и поприветствуйте гостей своей прекрасной улыбкой.
Итак, ребята, мы сегодня будем стараться очень хорошо работать, чтобы все были довольны уроком.
- Постановка темы урока.
- Прочитайте: щи, щавель, щегол, щука, щенок.
- С какого звука начинаются слова?
- Как паровоз выпускает пар? (щ-щ-щ)
- Не догадались: какова тема нашего урока?
- А теперь внимательно послушайте предложение:
- Лещ – речная рыба. (О ком это предложение? (о леще)
А что мы о нем узнали из этого предложения? (что это речная рыба)
- Сколько слов в этом предложении? (три)
- Назовите 1, 2, 3, как вы думаете, какое слово из этого предложения нам интересно сегодня? (лещ) – Почему?
- Сколько в нем слогов? (один)
- Звуков? (три)
- А где находится наш новый звук? (в конце слова)
- Назовите его? (щ)
- Какой он? (согласный)
- Почему? (потому что при произношении встречает преграду)
- (глухой) Почему? (если закроем уши, то голос не слушим)
- (мягкий)
- Составим схему к слову – лещ
- У доски составит схему
- Комментирует ( ле – слог слияния мягкий
л –согласный, звонкий, мягкий
э – гласный, ударный
щ – согласный, глухой, мягкий)
опасней всех в реке она!
Хитра, прожорлива, сильна.
Притом такая злюка!
Конечно, это щука!
- Ребята, у нас есть слово - лещ и появилось еще одно слово щука.
- Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова щука
(в слове 2 слога, 4 звука, 4 буквы. 1 слог – щу – слог слияния, мягкий)
- А почему? Я не согласна у ведь показывает твердость согласного.
- Попробуйте твердо произнести.
- Ну, что не получается?
- Значит он всегда мягкий.
- А скажите какие согласные звуки в русском языке всегда мягкие (ч, й) (ка – слог слияния, твердый)
- Закроем глаза, положим голову на парту, откроем глаза.
- Кого принесла нам речная волна? (щуку)
- А посмотрите, что нам принесла щука? (букву ща)
- Да, ребята, у нее буква щ, при помощи которой записывается звук [щ,]
- А почему щука принесла нам эту букву? (потому, что в слове щука есть буква щ)
- А какого цвета ее колпак? (зеленого потому, что звук щ всегда мягкий)
- Щука останется с нами и будет весь урок смотреть и слушать.
- Послушайте Женю он нам расскажет про букву щ:
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
- Ищем на ленте букв эту букву. Она находится в нижнем ряду. О чем это нам говорит? (глухой)
- Ой, ребята, нам нужно читать слоги, а они все перепутаны. А нельзя их как-то сгруппировать? (щ,ч). Выносим на другую доску слоги с Ч. Читаем.
Что-то мне здесь не все нравится? А вам?
- А вот про букву Ю и Я я вам хочу рассказать такую историю:
Жила-была на свете буква Ща, а неподалеку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили они очень дружно. Решили они однажды поиграть в прятки. Выпало водить букве Ща, остальные убежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Во все щели Ща заглянула. Нашла буквы А, У а буквы Ю, Я найти не может. До вечера проискала. И вот, спотыкаясь, обиженная, усталая, голодная решила пойти домой спать. Проходит мимо соседнего дома и видит, что Ю и Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, смотрят телевизор, чай пьют с пряниками. Обиделась Ща на буквы Я и Ю. с тех пор у них и дружба врозь. никогда теперь не пишутся они рядом.
- Вешаю слоги Ща, Щу! Запомни! Ща с а, щу с у!
- Еще раз читаем слоги!
- Физкультминутка.
- Ребята, нам щука предлагает открыть учебник на стр. 187. Ребята, посмотрите наша волшебница щука уже в учебнике, но здесь она еще не только волшебница, но и героиня сказки:
- А как называется эта сказка? (по щучьему велению)
- А кто написал ее? (народ)
- Как зовут героя сказки? (Емеля)
- Что вы знаете о Емеле? (лентяй)
- О чем мечтал Емеля, лежа на печи?
(что бы: ведра с водой шли домой сами;
сами сани должны возить дрова;
к царевне он ехал на печи.)
- Хорошо вы помните сказку и чудеса, которые совершила щука!
- Перечитайте еще раз сказку о Емеле и нарисуйте иллюстрации о том, как мечты Емели претворились в жизнь.
- Теперь читаем слова с доски:
щуки ищу щегол
лещи чищу щепок
роща чаща
еще раз читаем в учебнике на с.187
- Ребята, давайте мы нашей щуке покажем, как хорошо вы знаете скороговорку о ней.
Щуку я тащу, тащу.
Щуку я не упущу.
- А сейчас мы прочитаем предложение под скороговоркой (читаем). Щуки и леща в роще не сыщешь.
- Что значит не сыщешь? (не найдешь)
- Что узнали из предложения? (щуки и лещи живут не в роще)
- Посчитайте сколько букв – ща – в этом предложении? (4)
- Где живут щуки и лещи? (в реке)
- Вот речка, а в глубине ее плавают щука и лещ. А что вы видите на поверхности речки? (цветок)
- Как он называется? (кувшинка)
- Что такое кувшинка? Это водное растение с крупными плавающими листьями и белыми или желтыми цветами.
Георгий Афанасьевич Ладонщиков написал четверостишье в котором вспоминается это слово. (читаю я стих с.187) – Понравилось? Теперь читаем сами, в парах. Ребята, а кувшинки занесены в красную книгу.
- О ком прочитали в стихотворении? (о лещах)
- А кто это? (речные рыбы)
- Выборочное чтение.
- Найдите в тексте, где живут рыбы?
Прочитайте… Под кувшинками в тиши,
Где не очень мелко.
Какие лещи по размеру? (шириной с тарелку)
А есть в тексте ошибка? (ходят)
А рыбы что делают? (плавают)
- Чтение хором.
- Ребята, расскажите щуке, что нового мы узнали сегодня на уроке с ее помощью.
Щуке очень понравилось у нас на уроке, и она поплывет теперь в свою речку.
- Спасибо, ребята за урок.
- Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с буквами Щ, щ, обозначающими согласный, глухой и мягкий звук [щ’].
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по программе "Школа России"...
Урок русского языка в 1 классе по теме «Согласные буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук ш. Русская народная сказка «Три медведя».
Разработка урока русского языка...
Урок по обучению грамоте в 1 классе на тему: "Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук ш."
Цель урока: - познакомить с новым звуком Ш, буквами Ш, ш;; - научиться различать звуки и букву; ...
«Согласные буквы Д,д, обозначающие согласные звуки [д], [д\']»
Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Формировать умение находить в словах букву д, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки соз...
«Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б\']»
Технологическая карта урока обучения грамоте.Класс: 1 «Г»Тема: «Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б.»УМК: «Школа России»Тип урока: изучение нового материала....
Урок обучения грамоте "Знакомство с буквами Щ, щ, обозначающими согласный глухой и мягкий звук [щ\']
Тип урока: урок закрепления изучаемого материалаФорма: фронтальная работа, индивидуальная работа.Ведущий метод: развивающее обучение через решение учебных задач при помощи учебно-продук...
Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"
Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р. Урок объяснения нового материала....