Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как используются синонимы» .
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку
во 2 классе
изучение и первичное закрепление нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
во 2 классе
«Как используются синонимы»
Предмет: «Русский язык»
Класс: 2
Учебник: «Русский язык», автор Иванов С.В.
УМК «Начальная школа 21 века»
Цели:
- образовательная: организовать деятельность учащихся, направленную на наблюдение над лексическим значением синонимов и использование синонимов в речи;
- развивающая: развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать; развивать коммуникативные навыки (сотрудничать в малой группе, слушать одноклассников); развивать рефлексию и адекватную самооценку собственной деятельности у детей;
- воспитательная: воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Организация рабочего места.
- Пятиминутка жужжащего чтения по методике В.Н. Зайцева.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Каллиграфическая минутка. Словарная работа.
· Прописывание сочетания чт. Обратите внимание на высоту букв, линии под наклоном – параллельны друг другу.
- Вы обратили внимание, что сочетание чт, как и сочетания чк, чн, нч, нщ пишется без мягкого знака? Когда после мягких шипящих ч, щ пишется мягкий знак? (у имён существительных женского рода)
- Например? (вещь, рожь, речь, молодёжь)
· Я назову значение, а вы скажете какое слово, я имею в виду.
Созданное в воображении, мысленно представленное – мечта (словарное слово).
Запись слова, обозначение орфограммы - транскрипция слова мечта самостоятельно.
Проверка: (ученик выполняет запись транскрипции у доски)
Мечта – [м,ич,та]
- Кто попал в ловушку?
- Когда буква е имеет звук [и]? (в безударной позиции)
- Какая ещё буква в безударной позиции имеет звук [и]? (буква я)
- Какое слово спряталось в слове мечта? (меч)
- Что вам представляется, когда слышите или произносите слово – мечта?
- Какое слово спряталось в слове мечта? (меч)
- Какие ассоциации возникли, связанные со словом меч?
- Да, за мечту нужно бороться – но бороться не с кем-то, а со своей ленью, со слабой силой воли, к мечте надо стремиться – иметь багаж знаний.
· Подбор, запись родственных слов, разбор по составу:
Мечта, мечтатель, мечтательница, мечтание, размечтался (возвратный суффикс, постфикс)
· Запись слова в словарик.
3. Подбор синонимов к слову мечта.
- Что такое слова синонимы?
- Подберите синонимы к слову мечта.
Мечта – цель, надежда, желание, фантазия.
III. Этап изучения нового материала и способов деятельности.
1. Наблюдение над значением синонимов.
- Что общего у слов:
Опрятный, чистый, аккуратный. (прилаг, окончание ый, м.р., близкое значение - синонимы)
- Когда в речи используем слово – опрятный (говорим о внешнем виде);
- Слово – чистый (не имеющий грязи);
- Слово – аккуратный (соблюдающий во всём порядок).
- Используя слова-синонимы составьте словосочетания со словом рисунок. (аккуратный рисунок)
- Что заметили? (слова опрятный и чистый не подходят)
- Почему?
- Чем отличаются слова? (называют схожие, но не одинаковые признаки). Например, друг – приятель.
Вывод: значение синонимов не всегда совпадает. Часто синонимы отличаются оттенками значений. (На доске)
· Составление и запись предложения с одним из слов - синонимов.
- Трудное задание? Вот сегодня на уроке будем составлять предложения, используя слова – синонимы.
- Подчеркните главные члены предложения.
- Какой частью речи может быть подлежащее (укажите), сказуемое (укажите)?
Физминутка – игра на развитие памяти.
2. Наблюдение над признаком слов-синонимов: принадлежность к одной части речи.
Учебник стр. 44 упр.2 – чтение задания, чтение предложенных слов.
- Назовите 1-ую группу слов-синонимов.
- Обратите внимание на подсказку.
Запись в тетрадь по группам (по 1 ученику у доски).
- Друг, товарищ, приятель. Чем отличаются слова? (оттенками). На какой вопрос отвечают? Часть речи? Укажите.
- Жара, зной, пекло. Часть речи? Укажите род существительных.
- Горячий, жаркий, жгучий, знойный. Часть речи?
- Дружеский, товарищеский, приятельский. Часть речи?
Вывод: Слова-синонимы отвечают на один и тот же вопрос и являются одной частью речи. (На доске)
Гимнастика для глаз по схеме
доктора медицинских наук В.Ф. Базарного
IY. Этап первичной проверки понимания изученного. Работа в группах.
1. Наблюдение за значением слов-синонимов и их сочетаемостью с другими словами.
Учебник стр. 44 упр. 3.
· Чтение слов 1-ой группы. Действительно ли эти слова синонимы? Но чем-то они отличаются. (Имеют похожее значение, но называют разные признаки)
- Если затрудняются с ответом, работа над значением: Умолял купить мороженое. Просил купить мороженое. Клянчил у мамы мороженое. Клянчить – надоедливо выпрашивать.
- Исправьте ошибку в предложении 1-ой группы.
Миша умолял учительницу, чтобы его спросили на уроке.
· 2-ая группа. Покажите действием каждое слово. Найдите ошибку.
· 3-ья группа. Покажите действием каждое слово. Что означает слово – выть? Воют от тоски, а от счастья – плачут.
· 4-ая группа. Объясните значение каждого слова.
Дурачиться –
Шалить – похожи значения
Озорничать –
В предложении ошибки нет, любое слово подходит для замены.
· 5-ая группа. Исправьте ошибку.
Зубрят – изучают.
Почему не все слова сочетаются друг с другом?
· Запись одного предложения в тетрадь без ошибки.
Для тех, кто быстро справился: найдите слова с проверяемой безударной гласной в корне слова (устно).
Физминутка «Игра в букву»
2. Работа в парах постоянного состава.
Учебник стр. 45 упр. 4.
- Обсуждение.
- Запись.
- Взаимопроверка.
Y. Этап подведения итогов. Рефлексия.
- Наш урок подошёл к концу. Что вам больше всего удалось?
- За что вы можете себя похвалить?
- Что нового узнали о словах-синонимах? (отвечают на один и тот же вопрос, являются одной частью речи и могут отличаться оттенками).
- Завершается восхождение на пик Знаний - оцените свою работу на уроке. Самооценка работы на уроке (если всё получилось, то на вершине; если не всё получалось, пониже).
YI. Этап информации о домашнем задании.
Домашнее задание - стр. 45 упр. 6, ассоциативный рисунок к словарному слову мечта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как используются синонимы»
Цели:образовательная: организовать деятельность учащихся, направленную на наблюдение над лексическим значением синонимов и использование синонимов в речи;развивающая:...
Конспект урока по русскому языку . Класс -3. УМК «Школа России» Тема урока: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.
А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...
Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2
Конспект урокаПредмет: Русский язык Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
Конспект урока по русскому языку "Как мы используем алфавит?"
Конспект урока по русскому языку для 2 класса УМК Школа России....