Урок русского языка по ФГОС в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Сергеева Наталья Валерьевна

Урок русского языка по ФГОС  в 1 классе по теме "Перенос слов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку 1 класс по СРО Л.В.Занкова.

Тема урока: «Перенос слов».

Тип урока: открытие новых знаний.

Связь новой темы с предыдущими и будущими темами: на предыдущих уроках  у учащихся формировалось понятие о слоге как части слова. На следующем уроке учащиеся будут закреплять умение делить слова на слоги.

Перечень источников информации и оборудования, используемых при подготовке к уроку:

-А.В.Полякова учебник «Русский язык» 1 класс;

-карточки для «Минутки чистописания»;

- карточки с таблицей (названия насекомых леса);

- листочки со смайликами для релаксации;

- презентация к уроку;

-интерактивная доска; мультимедиапроектор;

-магнитофон с кассетой физминуток по Норбекову.

Цель педагогической деятельности на уроке: дать возможность учащимся самостоятельно вывести правило переноса слов.

Задачи  педагогической деятельности на уроке:  

Познавательные: обучающийся научится переносить слова с одной строки на другую деля их на слоги.

Развивающие: способствовать развитию учебно-познавательной компетенции через исследовательскую деятельность; словесно-логического мышления через операцию сравнения; коммуникативной  компетенции через групповую форму работы.

Воспитательные: способствовать воспитанию толерантности.

Задачи, которые учитель ставит перед учащимися:  Метапредметные:

Личностные: создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности, к учебному материалу; интереса к изучению нового материала; для  осознания причины успехов в учебе.

Познавательные: ориентироваться на страницах учебника; в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме; под руководством учителя осуществлять действие  подведения под понятие; производить сравнение и  классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; применять правила переноса слов на письме; соотносить учебные действия с изученным правилом; выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.

Коммуникативные: формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

согласовывать позиции и находить общее решение; адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Формы и методы обучения:  фронтальная, индивидуальная, парная; словесный, наглядный, практический.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Личностные УУД: проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу.

Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Организаци

онный момент.

Приветствие.

Порядок на столе,  порядок в голове.

У: Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу. С улыбкой и хорошим настроением отправляемся в путь в страну знаний.

Проверка готовности рабочего места.

Приветствие учителя. Эмоциональная отзывчивость на приветствие учителя.

Минутка чистописания

Индивидуальная работа по каллиграфии (письмо слогов с разным видом соединений).

У: Оцените свою работу: правильность выполнения, аккуратность выполнения (отметка значком на линеечке).

Учащиеся выполняют работу на карточках,

оценивают  свою работу.

Познавательные: понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа.

Личностные: проявление интереса к изучению нового материала.

Коммуникативные: учет разных мнений и стремление сотрудничать; формулирование собственного мнения.

Регулятивные: формулирование учебной задачи.

Актуализация знаний.

Звуковой файл «Звуки леса».

"Шагай!" - поманила
Лесная дорожка.
И вот зашагал
По дорожке Алёшка!...
Ведь летом в лесу
Интересно, как в сказке:
Кусты и деревья,
Цветы и лягушки,
И травка зелёная
Мягче подушки!...

 У: Предлагаю вместе с Алешей отправиться в лес. В  этом лесу вас ждет что-то интересное. Смотрите, на экране доски в нашем лесу кто-то зашевелился. Кто это? (старичок  Лесовичок)  

Лесовичок  предлагает сделать гимнастику для глаз:  он будет показывать буквы, а вы должны составить из них слово.

-Какое слово получилась?

У: В этом слове есть любимая буква нашего гостя. Звук, который она обозначает -  согласный, звонкий,  непарный, мягкий. Определите букву. (слайд)

У: Верно. Давайте вспомним правила её написания. А какой еще звук может обозначать буква л? (слайд)

У: Какая  орфограмма есть в этом слове? Для этого определите  место ударения в слове.

 Как проверить безударный гласный в корне слова? (слайд)

У: Подберите проверочные слова к слову лесок. (слайд)

Чтение (тихое) стихотворения вслух.

Старичок  Лесовичок

Выполняя гимнастику, составляют слово «Лесок».

Согласная буква «л».

Работа с анимированным плакатом (письмо буквы л).

Орфограмма «Безударный гласный в корне слова».

Учащиеся называют правило, приводят примеры. Д: Если в слове гласный звук

Вызовет сомнение,

То немедленно его

Ставь под ударение.

Лес, перелесок.

Формулирова

ние  темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.    

Работа  с деформированным предложением.

У: Лесовик - неграмотный житель леса.  Он хотел записать предложение о лесе, но запутался в порядке слов.

Помогите Лесовику составить красивое предложение из данных слов (Бегут первые ручейки по лесу). (слайд)

Давайте его запишем.

У: Что случилось? Почему вижу поднятые руки?

Д: Предложение не помещается на одной строке. ЧТО ДЕЛАТЬ?

У: Сформулируйте тему нашего урока. (слайд)

У: Как вы думаете, переносить слово нужно по определенным правилам или так, кто как захочет?

У: Верно, но кроме этого существуют еще определенные правила переноса слов.

У: Какие цели поставим перед собой? Что мы сегодня узнаем на уроке? Чему мы сегодня на уроке будем учиться? ( слайд)

Учащиеся составляют предложения, порядок слов получается разный.

Учащиеся записывают предложение, возникает проблема: предложение не помещается на одной строке.

Д: Необходимо перенести слово с одной строки на другую.

Д: Тема урока: «Перенос слов  с одной строки на другую».

Д: По слогам.

Учащиеся определяют

цель урока: «Знакомство с правилами переноса слов».

Познавательные: понимать вопрос учителя, в соответствии с ним строить ответ;  производить сравнение и  классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; под руководством учителя осуществлять действие  подведения под понятие.

Коммуникативные: согласовывать позиции и находить общее решение; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

Регулятивные: выполнять учебное задание: разработка и составление  алгоритма; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; формулирование учебной задачи.

Построение проекта выхода из затруднения.

У: Как будем переносить слово с одной строки на другую?   Что для этого нужно сделать сначала?    

У: Что необходимо сделать дальше?

У: Для чего разделим слово на слоги? Как будем переносить слово с одной строки на другую?

             

У: Каким знаком обозначается на письме перенос?

У: А если не поставим тире, то что получится?

У: Придумайте  слова с корнем лес. (Слова появляются на слайде).

У: Назовите слова, в которых один слог. Как узнали? Назовите двусложные, трехсложные слова.

У: Запишем слова  в тетрадь, разделим их черточками для переноса.

У: Как можно перенести это слово?

У: Как перенесем слово  лес?

У: Как перенесем слова лесной? Лесник?

У: Составьте алгоритм деления слов на слоги, используя готовые фразы.

Работа на интерактивной доске:

Составление алгоритма из готовых фраз:

Алгоритм (как перенести слово)

  1. Прочитай слово.
  2. Раздели его на слоги.
  3. Помни:

- Слова переносим по слогам.

- Если в слове больше 2 слогов – у него несколько вариантов переноса.

-Слова, состоящие из 1 слога переносить нельзя.

-1 букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку.

  1. Запиши слово, разделяя его для переноса.

У:Итак, подведем итог: Что вы должны  знать при переносе слов с одной строчки на другую?

Д: Прочитать это слово целиком.

Д: Разделим слово на слоги.

Д: Оставляем на строке столько слогов, сколько поместится, остальные переносим на другую строку.

Д: Черточкой - тире.

Д:  Получатся два разных слова.

Д: Лесок, лесочек, лес, лесной, лесник.

Дети называют слова, доказывают правильность своего выбора.

Д: (хором)- лесок - ле-сок,

ле-сочек или лесо-чек- двумя способами

Д: Никак – в слове один слог.

Д: Лесной- лес-ной.

Д: Лесник- лес-ник.

Дети передвигают на нужное место готовые фразы, проверяют правильность готового алгоритма.

Д: Алгоритм переноса слов.

Физминутка

на релаксацию.

Солнце спит, и небо спит,

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало.

Вдруг повеял ветерок-

Небо тучей заволок и деревья раскачал.

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крышам.

Солнце клонится все ниже,

Вот и спряталось за тучки,

Ни один не виден лучик.

Учащиеся выполняют движения на релаксацию.

Реализация проекта, структуриро

вание полученных знаний.

Д: Лес – это дом для животных и птиц.  Здесь  можно встретить много насекомых. Ребята, посмотрите, Лесовик придумал для вас задание: среди букв спрятались названия насекомых, которые можно встретить в его лесу. (Для детей в таблице все буквы должны быть одного цвета и размера).

Найдите этих насекомых. (слайд, карточки)

л

п

ч

е

л

а

ш

к

к

х

ъ

к

м

и

с

а

ш

м

е

л

ь

о

р

г

х

ф

п

п

х

п

я

м

ш

е

ё

ё

о

я

ж

у

б

а

б

о

ч

к

а

х

о

и

о

с

о

а

р

а

ф

и

а

а

к

а

а

ь

 Итак, у нас получились слова: муха, пчела,  шмель, бабочка,  оса (слайд  с картинками). Проверьте свою работу.

Учащиеся работают по карточкам в парах, маркером выделяют найденные слова (муха, пчела,  шмель, бабочка,  оса).

Первичное закрепление.  

У:Записываем слова, показываем перенос. Слово ОСА – действуем по алгоритму (алгоритм на интерактивной доске).

У: Чем интересно это слово?  

Аналогичная работа с остальными словами с опорой на алгоритм.

Комментированное письмо у доски.

Д: Два слога, но перенести нельзя, т.к. одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить.

Физминутка

Магнитофон  с кассетой - физминутка по Норбекову.

Дети выполняют физминутку.

Закрепление полученных знаний.

Лесовик приготовил напоследок вам задание. Чтобы его правильно выполнить, вспомните алгоритм переноса слов с одной строки на другую.

Запомни правило: ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦОРОВ

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/524a5df4-0eaa-4c03-ba52-5244a36f4494/%5BNS-RUS_1-02%5D_%5BPD_009%5D.html

Сейчас наш гость предлагает вам выполнить задание:

        ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦОРОВ

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5d84b99c-b056-425a-8a3a-5d97b75a1f38/%5BNS-RUS_1-02%5D_%5BIG_012%5D.swf

С опорой на ЦОР учащиеся повторяют правило переноса слов.

Учащиеся выполняют задание, сразу проверяют правильность выполнения работы.

Итог урока.

У: Зачем  нужно уметь правильно делить слова на слоги? Какие правила переноса запомнили?

Д: Чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую.

Д: с опорой на алгоритм повторяют правило.

Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке. Возьмите листочек со смайликом.  Вы сейчас разукрасите смайлик:

зелёным – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания;

жёлтым  - если необходимо ещё поработать над  данной темой;

красным – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.

Поднимите свои листочки, покажите свою самооценку.

Вы сегодня - молодцы! На уроке были активными, старательными учениками. Благодарю за активную работу следующих ребят…  Спасибо за работу.

Учащиеся разукрашивают смайлики нужным цветом.


       

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 4 классе по учебнику "Русский язык" Т.Г. Рамзаевой

Моя методичекая тема: "Использование НИТ на уроках в начальной школе как средство повышения качества образования". Применеие ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует позн...

Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"

Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком. Цели урока: Воспитательная: Воспитывать интерес к учению, дружбе;Воспитывать эстетические чувства;Общеобразовательная:...

Урок русского языка для 3 класса - Знатоки русского языка.

Папка содержит конспект урока и презентацию, используется, как урок обобщения знаний....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие"  ( автор учебника «Русский язык 4 класс»  А.В. Полякова, система развивающего  обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Урок русского языка по теме " Построение системы оценивания на уроке русского языка в первом классе"

На уроке выполняется построение системы оценивания знаний, полученных в процессе изучения фонетического состава слова....