Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса с УУД (Полякова).
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса по Поляковой. С характеристикой деятельности учащихся, с УУД (по ФГОС).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_russkiy_yazyk._2_klass.docx | 86.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно- | тематическое планирование | ||||
№ п/п | Дата (плани- руемая) | Дата (скор.) | Тема урока | Содержание учебного материала | Характеристика деятельности учащихся. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Язык и речь. Речь - главный способ общения людей. | Предложение (10 ч) Речь, предложение, слово. Членение речи на предложения. Признаки предложения. Выделение в предложении слов, обозначающих о ком или о чем говорится, что говорится. Главные члены предложения подлежащее и сказуемое – основа предложения. Связь слов в предложении. Второстепенные члены предложения распространенные и не распространенные предложения. Развитие речи: нахождение слов, близких и противоположных по значению; составление предложений с синонимами и антонимами; составление предложений из заданных слов по вопросам. Проверочная работа на выявление умения определять границы предложения. Проверочная работа на выявление умения составлять предложения по вопросам. Работа в паре: подбор синонимов и антонимов. | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Наблюдать и устанавливать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме. Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения. Наблюдать, анализировать и устанавливать правила оформления предложения на письме. Определять, о ком говориться в предложении и что о нем говорится. Находить главные члены предложения. Ставить вопросы к главным членам предложения. Наблюдать за ролью грамматической основы предложения. Наблюдать за связью слов в предложении. Наблюдать за изменениями смысла предложения при изменении порядка слов, при замене слова в основе предложения, при распространении предложения. Находить слова, близкие и противоположные по значению. Составлять предложения с синонимами, антонимами, из заданных слов, по вопросам. Говорить по очереди, слушать другого, оценивать, друг друга (взаимооценка). Осознавать роль учения (в частности, книги) в жизни каждого человека, важность здорового образа жизни. | ||
2. | Что такое предложение? | ||||
3. | Основа предложения. | ||||
4. | Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. | ||||
5. | Слова близкие и противоположные по смыслу. | ||||
6. | Упражнение в составлении предложений. | ||||
7. | Входной диктант № 1. | ||||
8. | Работа над ошибками. Восстановление деформированного текста. | ||||
9. | Развитие речи. Обучающее изложение «Опасная встреча». С.7, презентация. | ||||
10. | Работа над ошибками. Связь слов в предложении. | ||||
11. | Слово. Звуки и буквы. Из чего состоят слова? | Слово, звуки и буквы (3 ч) Из чего состоят слова. Звуки и буквы, их различия. Буквы как значки звуков. Обозначение звуков на письме в виде транскрипции. Алфавит. Алфавитное название букв. | Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи. Обозначать звуки на письме в виде транскрипции (с помощью учителя). Сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова. Переводить слово звучащее в слово написанное. Осуществлять контроль своих действий при обозначении звуков буквами при письме. Соотносить количество звуков и букв в словах. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Называть буквы так, как они произносятся в алфавите. | ||
12. | Гласные и согласные звуки. Чем отличается гласный звук от согласного. | ||||
13. | Слогообразующая роль гласных. | ||||
14. | Алфавит. Фразеологизмы. | Гласные и согласные звуки (4 ч) Отличие гласных звуков от согласных. Слогообразующая роль гласных звуков. Буквы прописные и строчные. Работа со словарем. Развитие речи: чтение и объяснение смысла пословиц; составление предложений с заданными словами; нахождение в стихотворном тексте образных сравнений; работа с устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами. Работа в паре: проговаривание друг другу названий букв алфавита. | Произносить правильно гласные звуки. Называть признаки гласных и согласных звуков. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Произносить правильно согласные звуки. Давать характеристику гласным и согласным звукам. Различать звонкие и глухие согласные звуки. Различать твердые и мягкие согласные звуки. Анализировать звуко-буквенный состав звучащего слова. Устанавливать и формулировать: гласный звук образует слог. Различать прописные и строчные буквы. Работать со словарем учебника. Объяснять смысл пословиц. Составлять предложения с заданными словами. Находить в стихотворном тексте образные сравнения. Объяснять значения фразеологизмов (с помощью учителя и самостоятельно). Договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга. Осознавать значимость учения, положительных качеств личности человека (трудолюбие, ответственность и др.). | ||
15. | Ударные и безударные слоги. Что такое слог? | ||||
16. | Сколько слогов может быть в словах? | ||||
17. | Обучающее изложение. «Ёжик». С.7, презентация. | ||||
18. | Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов. Работа над ошибками. | Ударные и безударные слоги (5 ч) Понятие слога. Слоговая структура слова. Ударные и безударные слоги. Смыслоразличительная роль ударения. Произношение слов в соответствии с орфоэпическими нормами литературного языка. Орфоэпический словарь, орфографический словарь. Развитие речи: чтение и объяснение смысла пословиц; подбор слова в рифму; нахождение в тексте образных сравнений; объяснение значений фразеологизмов. | Различать слово и слог. Сопоставлять слова, различные по своей слоговой структуре. Определять количество слогов в слове. Делить слова на слоги. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Выбирать из данных слов и самостоятельно подбирать слова с заданным количеством слогов. Определять роль словесного ударения в слове. Наблюдать и устанавливать подвижность ударения в слове. Определять ударение в слове. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать и сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных звуков. Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Произносить слова в соответствии с нормами литературного языка. Работать с орфоэпическим словарем. Работать с орфографическим словарем учебника. Осознавать важность положительных качеств личности человека: дружелюбия, поддержки, готовности прийти на помощь, самоотверженности, трудолюбия и др.; осознавать роль учения (в частности, книг) в жизни каждого человека. | ||
19. | Деление слов на слоги. Ударные и безударные слоги. | ||||
20. | Деление слов на слоги. | ||||
21. | Обучающее сочинение из личного опыта на тему летних впечатлений. | ||||
22. | Анализ и редактирование сочинений. Деление слов на слоги. Фразеологизмы. | ||||
23. | Перенос слов по слогам. | Перенос слов (6ч) Общее правило переноса слов. Правила переноса слов с ь, с буквой й. Развитие речи: составление из данных слов предложения; наблюдение за жанром литературного языка – загадкой, отгадывание загадок (по признакам предмета, находящимся в ней). Работа в паре: подбор трех слов с буквой й для переноса. Один ученик называет свои слова и произносит способ переноса, другой проверяет, затем они меняются ролями. После этого ученики самостоятельно записывают свои слова в тетради. | Формулировать правило переноса слов. Делить слова для переноса, включая слова с ь и й в середине слова. Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (слон, юла, мама). Применять вывод о правилах переноса слов в практической деятельности. Накапливать опыт переноса слов различной конструкции. Контролировать свои действия при записи слов различными способами переноса. Находить и исправлять ошибочные варианты переноса в словах. Составлять из данных слов предложения. Наблюдать за особенностями загадок. Договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга. Осмысливать чувство гордости за свою малую родину, уважение к ней, осознавать свою нужность для родины. | ||
24. | Перенос слов с буквой й. | ||||
25. | Перенос слов с мягким знаком. | ||||
26. | Перенос слов с мягким знаком и буквой й. | ||||
27. | Деление слов на слоги. (Урок-тренинг). | ||||
28. | Контрольное списывание с заданием. | ||||
29. | Имена собственные. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях. | Имена собственные (10 ч) Прописная буква в именах собственных: именах, отчествах и фамилиях; кличках животных; названиях улиц, сел, городов, деревень, рек и морей. Расположение имен собственных по алфавиту. Понятие орфограммы. Знак препинания «кавычки». Развитие речи: работа с пословицами и поговорками; составление предложений с заданными словами; нахождение в тексте его частей; работа с деформированным текстом; работа с рифмой; нахождение образных сравнений; определение формы речи: диалог или монолог; озаглавливание текста; составление предложений по рисунку. Работа в паре: расположение частей сказки по порядку. Один ученик читает текст, другой следит по учебнику. Затем предлагают свои варианты последовательности частей. Договариваются об одном варианте и предлагают классу. Озаглавливание текста. Дети читают самостоятельно (про себя) текст, подбирают заглавие. Высказывают свое мнение соседу, выслушивают его ответ. | Находить в речи имена собственные. Располагать имена собственные по алфавиту. Объяснять, для чего нужен алфавит. Приобретать опыт в расположении заданных слов в алфавитном порядке. Приобретать опыт применения знания алфавита при пользовании словарями. Накапливать опыт в правописании имен собственных с прописной буквы. Иметь представление о понятии «орфограмма». Объяснять смысл пословиц. Составлять предложения с данными словами и по рисунку. Находить в тексте его части. Восстанавливать деформированный текст (прозаический, стихотворный). Составлять текст о том, что интересного видел из окна автобуса, троллейбуса, поезда. Планировать последовательность речевого высказывания. Определять форму речи: диалог или монолог. Подбирать заголовок к тексту. Подбирать к словам рифмы. Находить образные сравнения. Договариваться, кто будет читать текст, слушать, высказывать свое мнение, доказывать его, Договариваться, кто будет читать текст, слушать, высказывать свое мнение, доказывать его, договариваться об общем решении и представлять его. Высказывать свое мнение, доказывать его, слушать товарища, представлять классу свои общие находки, предложения (или совместные решения) Понимать, осознавать роль труда в жизни человека, уважать человека трудящегося, личность человека, ценить его особенности, уникальность; проявлять интерес и уважение к различным профессиям человека, понимать значимость и важность любого труда; осознавать себя как личность; проявлять заботу о природе, уважение к великим писателям, чувство сопричастности к ним (это люди, которыми гордится моя страна) чувство гордости за свою страну с ее городами, реками, морями. | ||
30. | Обучающее изложение «Осенние наряды». С.9, презентация. | ||||
31. | Работа над ошибками. Восстановление деформированного текста. | ||||
32. | Большая буква в именах, отчествах и фамилиях. Профессии людей. | ||||
33. | Большая буква в именах, отчествах и фамилиях. Имена полные и краткие. | ||||
34. | Большая буква в кличках животных. | ||||
35. | Обучающее изложение «Умная галка». С.10, презентация. | ||||
36. | Работа над ошибками. Большая буква в названиях улиц, сел, рек, городов, морей. | ||||
37. | Диктант № 2 по теме: «Имена собственные». | ||||
38. | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Особенности написания названий книг, журналов, газет, мультфильмов. | ||||
39. | Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными буквами. | Твердые и мягкие согласные звуки (13 ч) Обозначение мягкости согласных звуков ь, буквами е, ё, и, ю, я. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. Мягкий согласный звук перед мягким согласным звуком. Слова с буквами е, ё, и, ю, я. Буквы е, ё, и, ю, я как показатели мягкости предшествующего согласного звука. Случаи, когда буквы е, ё, и, ю, я обозначают два звука. Фонетическая транскрипция. Развитие речи: чтение и объяснение смысла пословиц; нахождение в тексте образных сравнений; работа с загадками. Работа в паре: подбор слов, в которых есть мягкие согласные звуки. Один ученик называет слова, доказывает свое мнение, затем учащиеся меняются ролями. Распределение слов в 2 группы. Учащиеся самостоятельно читают слова, потом предлагают друг другу обоснования для распределения слов в 2 группы. Принимают решение, распределяют. Оценивают свою работу и работу товарища. Представляют выполненную работу классу. | Выделять в словах согласные звуки, парные по мягкости-твердости. Определять и правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки. Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки. Пользоваться транскрипцией для условного обозначения на письме твердости или мягкости согласного звука. Устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме (ь и буквами е, ё, и, ю, я). Контролировать способы обозначения мягкости согласных звуков при записи слов, корректировать по ходу записи или после неё. Находить и исправлять ошибки на обозначение мягкости согласных звуков в данных словах. Соотносить количество звуков и букв в словах с мягким знаком (ь). Наблюдать за произношением согласных звуков перед звуком [й]. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Определять вывод по результатам наблюдений. Определять «работу» букв е, ё, и, ю, ь после согласных в слове. Читать и объяснять смысл пословиц. Находить в тексте образные сравнения. Наблюдать за особенностями загадок. Договариваться, кто будет приводить примеры первым, обосновывать свое мнение, слушать, оценивать друг друга. Договариваться, кто говорит первым, слушать товарища, оценивать его ответ, высказывать и обосновывать свое мнение, выбирать общее решение, представлять это решение классу. Понимать важность проявления чувства доброты, важность мирной жизни на Земле. | ||
40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. | Обозначение мягкости согласных мягким знаком на конце слов. Обозначение мягкости согласных мягким знаком на конце слов. Пословицы и поговорки. Развитие речи. Обучающее изложение. «Гнездо». С.12, презентация. Работа над ошибками. Обозначение мягкости согласных мягким знаком в середине слова. Обозначение мягкости согласных мягким знаком в середине слова. Мягкие согласные без обозначения мягкости. Упражнение в написании слов с мягким знаком на конце и в середине слов. Слова с буквами е, ё, ю, я. Слова с буквой я. Обучающее изложение. «Нельзя обижать животных!» С. 13, презентация. Работа над ошибками. Слова с буквой ю. Слова с буквами е, ё. Упражнение в написании слов с мягкими согласными. Упражнение в написании слов с мягкими согласными. | ||||
52. 53. 54. 55. 56. 57. | Разделительные ъ и ь. Упражнение в написании слов с разделительными ъ и ь. Развитие речи. Обучающее изложение. «Лось». С. 16, презентация. Работа над ошибками. Упражнение в написании слов с разделительными ъ и ь. Тест по теме: «Разделительные ъ и ь». Упражнение в написании слов с разделительными ъ и ь . | Разделительные Ь и Ъ (6 ч) Функции ь и ъ разделительных знаков. Отличие ь от разделительного ъ. Развитие речи: работа с загадками; объяснение значений слов в контексте; составление и объяснение смысла пословиц; объяснение значений фразеологизмов. Работа в паре: совместное составление пословиц. Распределение слов в 3 группы. Учащиеся самостоятельно читают слова, потом предлагают друг другу обоснования для распределения слов в 3 группы. Принимают решение, распределяют. Оценивают свою работу и работу товарища. Представляют выполненную работу классу. | Наблюдать, что (какие буквы) разделяют ь и ъ. Слушать и наблюдать, есть ли звук [й,] в словах. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Осуществлять контроль своих действий при записи слов, в которых требуется вставить ь или ъ, вносить необходимую коррекцию в ходе записи или после неё. Находить и исправлять ошибки в данных предложениях, тексте на изученную орфограмму. Записывать звуками слова (с использованием транскрипции). Анализировать и распределять слова по группам: слова с ь и с ъ знаками. Объяснять значение слова в контексте. Составлять пословицы, объяснять их смысл. Объяснять значение фразеологизмов. Слушать мнение товарища, договариваться о совместном решении и представлять его классу. Договариваться, кто говорит первым, слушать товарища, оценивать его ответ, высказывать и обосновывать свое мнение, выбирать общее решение, представлять это решение классу. Проявлять положительные личностные качества человека. | ||
58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. | Слова с сочетаниями жи-ши. Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши. Слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща. Упражнения в написании слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу. Обучающее изложение. «Этажи в лесу» С. 20, презентация. Работа над ошибками. Слова с сочетаниями чк,чн,щн. Проверочный диктант № 3 по теме «Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн». Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Упражнение в написании слов с сочетаниями чк, чн, щн. Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. | Слова с ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН (9 Ч) Правописание сочетаний жи-ши, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн. Развитие речи: работа с загадками; озаглавливание стихотворного текста; нахождение рифмы в стихотворении; составление предложений из заданных слов, составление из этих предложений рассказа, озаглавливание рассказа; подбор фразеологизма по данному значению. Проверочный диктант (на применение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн. Работа в паре: объяснение друг другу орфограмм в словах с пропущенными буквами. | Правильно произносить шипящие согласные звуки. Выделять в словах только твердые согласные звуки, только мягкие согласные звуки. Анализировать звучащие слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу и их обозначение буквами. Находить в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Формулировать вывод относительно правописания слов с этими сочетаниями. Контролировать грамотное написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в практической деятельности, корректировать свои действия по ходу записи или после неё. Находить и исправлять ошибки в данных предложениях, тексте на изученную орфограмму. Наблюдать за написанием сочетаний чк, чн, щн. Накапливать опыт в правописании слов с сочетаниями чк, чн, щн. Подбирать заглавие к стихотворному тексту. Наблюдать и находить рифмы в стихотворном тексте. Составлять предложения из заданных слов. Составлять небольшой рассказ с заданными предложениями. Озаглавливать рассказ. Анализировать и подбирать фразеологизмы по данному значению. Договариваться, кто будет приводить примеры первым, обосновывать своё мнение, слушать товарища, оценивать друг друга. Осознавать важность положительных личностных качеств. | ||
67. 68. 69. 70. 71. | Что такое текст? Текст. Тема текста. Монолог. Текст. Абзац. Диалог. Сочинение по серии картинок (сказка) «Почему огурцы бывают с пупырышками?» Анализ и редактирование сочинений. | Текст (5 ч) Признаки текста. Абзац. Монолог. Диалог. План текста. Нахождение признаков текста; работа с деформированными предложениями; нахождение в тексте диалога (монолога); выбор заголовка к тексту из предложенных; выделение частей в тексте; обоснование правильности плана, данного к тексту; составление сказки по вопросам и опорным словам. Работа в паре: самостоятельное обозначение границ предложения. Обмен тетрадями, проверка, согласование. Выбор заголовка из предложенных. | Наблюдать за признаками текста. Различать текст и предложения. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Различать диалог и монолог. Составлять текст из деформированных предложений. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак в конце предложения. Находить части текста (абзацы). Выбирать заголовок к тексту из предложенных. Обосновывать правильность плана, данного к тексту. Составлять план текста. Высказывания. Составлять небольшой текст по вопросам и опорным словам. Договариваться, кто будет говорить первым, контролировать и оценивать работу свою и товарища, высказывать и доказывать своё мнение. Договариваться, кто говорит первым, высказывать своё мнение и обосновывать его, слушать, договариваться о совместном решении и представлять его классу. Понимать роль личностных человеческих качеств в жизни. | ||
72. 73. 74. 75. | Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. Восклицательные предложения. Проверочная работа по теме «Предложение». | Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения (4 ч) Понятия о предложениях, разных по цели высказывания. Предложения, различающиеся по интонации. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения. Развитие речи: нахождение описания в тексте; сравнение разных описаний; нахождение в тексте слов с переносным значением; объяснение значений фразеологизмов. Работа в паре: чтение по очереди друг другу предложений с разной интонацией (называют её). | Наблюдать и устанавливать, что может содержать предложение (сообщение, вопрос, приказ). Наблюдать, сравнивать и устанавливать, как по-разному (с разной интонацией) могут произноситься эти предложения. Наблюдать и устанавливать взаимосвязь содержания предложения, интонации, с которой оно произносится, и знаков препинания. Составлять и записывать предложения, разные по цели высказывания и интонации, осуществлять контроль своих действий. Наблюдать и устанавливать, как знаками препинания на письме передается различная интонация. Объяснять расстановку знаков препинания. Находить описание в тексте. Анализировать и сравнивать описания. Находить слова с переносным значением, объяснять их смысл в контексте. Объяснять значение фразеологизмов. Договариваться, кто будет говорить первым, слушать, оценивать ответ товарища. Осознавать важность становления в человеке положительных качеств. | ||
76. 77. 78. | Что такое существительное? Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? что? | Имя существительное (5 ч) Признаки имени существительного как части речи. Значение, употребление в речи. Имена собственные – существительные. Существительные одушевленные и неодушевленные. Развитие речи: подбор антонимов к существительному; письменные ответы на вопросы; нахождение абзацев в тексте. Работа в паре: распределение имен существительных в 3 группы. Дети читают слова, предлагают друг другу обоснования для распределения их в 3 группы. Принимают решение, распределяют. Взаимооценка. Представление выполненной работы классу. | Различать предмет и слово, называющее предмет. Наблюдать и называть признаки имен существительных. Приобретать опыт в различении слов – названий предметов по лексическому значению и вопросу. Соотносить терминологию (имя существительное) с признаками частей речи (понимание, без заучивания). Подбирать с опорой на рисунок слова, отвечающие на вопросы кто? что? Объяснять, почему имена собственные являются существительными. Наблюдать за словами, обозначающими одушевленные и неодушевленные предметы. Определять имена существительные одушевленные и неодушевленные. Находить в тексте имена существительные, обозначающие явления природы, события. Подбирать антонимы к имени существительному Определять абзацы в тексте. Составлять и записывать ответы на вопросы по теме. Распределять слова, требующие проверки, между собой; Договариваться, кто говорит первым; слушать товарища, оценивать его ответ; высказывать и обосновывать свое мнение, выбирать общее решение, представлять это решение классу. | ||
79. 80. | Развитие речи. Обучающее изложение. «Соседи» С. 22, презентация. Анализ изложения и работа над ошибками. | ||||
81. 82. 83. 84. 85. | Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Контрольный диктант № 4. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Местоимение. Упражнение в определении числа имен существительных. Фразеологизмы. | Число имен существительных (5 ч) Понятие о числе имени существительного (обозначает один или несколько предметов). Изменение имен существительных по числам. Подбор имен существительных в единственном и множественном числе. Местоимение как часть речи, употребляемая «вместо имен». Развитие речи: работа с загадками; составление предложений с именами существительными в форме единственного и множественного числа; наблюдение жанра литературной речи – сказки; объяснение значений фразеологизмов. Проверочная работа (на выявление умения группировать имена существительные по формам единственного и множественного числа). Работа в паре: подбор имен существительных в форме единственного числа. | Наблюдать за употреблением в речи имен существительных: могут обозначать один или несколько предметов. Называть признаки формы единственного и формы множественного числа имени существительного. Определять число имени существительного. Образовывать и записывать имена существительные в единственном числе и во множественном числе, контролировать свои действия при записи. Подбирать имена существительные единственного и множественного числа. Находить в тексте формы единственного и множественного числа имени существительного. Наблюдать за словами я, он, мы и другими как за словами, замещающими имена. Составлять предложения с именами существительными в форме единственного и множественного числа. Наблюдать за жанром речи – загадкой. Наблюдать за жанром литературной речи – сказкой. Объяснять значения фразеологизмов. Договариваться, кто говорит первым, слушать товарища. | ||
86. 87. 88. 89. 90. | Род имен существительных. Категория рода и числа имен существительных. Род и число имен существительных. Сочинение по результатам наблюдений и воспоминаний «Первый снег». Анализ и редактирование сочинений. | Род имен существительных (5 ч) Понятие о роде имени существительного – мужском, женском, среднем. Определение рода имени существительного. Развитие речи: составление предложений с именами существительными в форме единственного и множественного числа; работать с пословицами, фразеологизмами. | Наблюдать за употреблением в речи имен существительных: могут быть женского, мужского и среднего рода. Называть признаки мужского, женского и среднего рода имени существительного. Определять род имени существительного. Образовывать и записывать имена существительные разного рода, контролировать свои действия при записи. Подбирать имена существительные женского, мужского и среднего рода. Находить в тексте имена существительные женского, мужского и среднего рода. Анализировать и распределять в группы имена существительные по признакам. Составлять предложения с именами существительными в форме единственного и множественного числа. Составлять предложения с именами существительными женского, мужского и среднего рода. Читать и объяснять смысл пословиц. Объяснять значение фразеологизмов. Проявлять положительные личностные качества.
| ||
91. 92. 93. 94. 95. 96. | Понятие о глаголе как части речи.
Изменение глаголов по числам. Упражнение в определении глаголов и имен существительных. Изменение глаголов по числам. Развитие речи. Обучающее изложение. «Снеговик». С. 23, презентация. Работа над ошибками. Изменение глаголов по числам. Изменение имен существительных и глаголов по числам. | Глагол (6 ч) Признаки глагола как части речи. Значение, употребление в речи. Изменение глагола по числам. Развитие речи: нахождение образных сравнений в загадках, стихотворениях; составление предложений с глаголами; выяснение значения устаревших слов; подбор глагола к фразеологизму по заданному значению. Работа в паре: подбор глаголов к именам существительным. | Различать действие и слово, называющее действие предмета. Наблюдать и называть признаки глаголов. Приобретать опыт в различении слов – действий по лексическому значению и вопросу. Соотносить терминологию (глагол) с признаками части речи (понимание, без заучивания). Наблюдать за ролью глаголов в речи. Подбирать с опорой на рисунок слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают? что сделала? и др. Находить глаголы в тексте. Подбирать к именам существительным глаголы. Распределять слова в группы по признакам (имя существительное, глагол). Устанавливать связь глагола с существительным. Составлять предложения с глаголами. Наблюдать изменение глаголов в речи по числам. Находить образные сравнения в загадках, стихотворениях. Определять, выяснять значение устаревших слов. Подбирать глаголы к фразеологизму по заданному значению. Договариваться, кто говорит первым, слушать товарища. Осознавать значимость положительных качеств человека для себя и для других.
| ||
97. | Звонкие и глухие согласные звуки. | Звонкие и глухие согласные звуки (1 ч) Парные звонкие и глухие согласные. Непарные звонкие и глухие согласные. Развитие речи: подбор рифмы; работа с загадками (отгадка по признакам). | Определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки. Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. Сравнивать произношение парных звонких и глухих согласных, устанавливать сходства и различия в произношении парных звонких и глухих согласных звуков. Сравнивать произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова. Подбирать рифму, опираясь на сходство звучания концовок слов. Наблюдать за жанром речи – загадкой (содержит признаки предмета-отгадки). | ||
98. 99. 100. 101. 102. 103. | Парные согласные звуки на конце слов. Правописание парных согласных на конце слов. Упражнение в правописании парных согласных на конце слов. Упражнение в правописании парных согласных на конце слов. Фразеологизмы. Контрольный диктант № 5 по теме «Парные и глухие согласные». Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | Парные согласные звуки в конце слова (6 ч). Оглушение парных звонких согласных в конце слова. Расхождение в произношении и обозначении на письме буквой парных звонких звуков. Совпадение в произношении и обозначении на письме буквой парных глухих звуков. Обозначение парных согласных звуков на письме (правило). Проверочные и проверяемые слова. Развитие речи: наблюдение за жанром литературной речи – загадкой; составление предложений с заданными словами; объяснение значений фразеологизмов. Работа в паре: подбор слов с парными согласными звуками в конце слова. Подбор проверочных слов. Распределение слов в 2 столбика. Дети распределяют между собой слова для проверки, самостоятельно находят проверочное слово к своим словам, затем рассказывают товарищу. Потом предлагают друг другу обоснования для распределения слов в 2 группы. Принимают решение. Взаимооценка. Представление выполненной работы классу. | Устанавливать особенности произношения звонких и глухих парных согласных в конце слова. Сравнивать произношение и обозначение на письме звонких парных согласных перед гласными. Сравнивать произношение и обозначение на письме глухих парных согласных перед гласными. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук в конце слова. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которого надо проверять. Подбирать слова с парными согласными звуками в конце слова. Различать проверочное и проверяемые слова. Подбирать проверочное слово путем изменения формы слова, подбора однокоренных слов. Накапливать опыт в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в конце слова и в объяснении написания этих слов. Находить и исправлять ошибки в данных словах, предложениях, тексте на изученную орфограмму. Контролировать свои действия при письме при обозначении парных согласных звуков в конце слова, вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи). Наблюдать за жанром речи – загадкой (содержит признаки предмета-отгадки). Составлять предложения с заданными словами. Объяснять значения фразеологизмов. Договариваться, кто говорит первым, слушать товарища, высказывать и обосновывать свое мнение, представлять свое или общее мнение классу. Распределять слова, требующие проверки, между собой; договариваться, кто говорит первым; слушать товарища, оценивать его ответ; высказывать и обосновывать свое мнение, выбирать общее решение, представлять это решение классу. | ||
104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. | Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по числам и родам. Развитие речи. Обучающее изложение. «Мурка». С.41, презентация. Работа над ошибками. Прилагательные - синонимы и антонимы. Образование имен прилагательных от имен существительных. Связь имен прилагательных с существительными. Сочинение-миниатюра (обучающее) на тему «Моя любимая игрушка». Анализ и редактирование сочинений. Правописание парных согласных на конце слов. Согласные звуки [г], [к].
Согласные звуки [ж], [ш], [з], [с]. Согласные звуки [в], [ф]. Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание парных согласных на конце слов». | Имя прилагательное (11 ч). Признаки имен прилагательных, значение, употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Словосочетание. Род и число имени прилагательного. Образование имен прилагательных от имен существительных и глаголов. Имена прилагательные – антонимы. Имена прилагательные – синонимы. Развитие речи: наблюдение за ролью прилагательных в речи; наблюдение за жанром литературной речи – загадкой; составление предложений с именами прилагательными; дополнение предложений именами прилагательными в контексте; нахождение имен прилагательных в тексте; подбор имен прилагательных к имени существительному и наоборот;нахождение в тексте слов с переносным значением, образных оборотов; нахождение и подбор прилагательных-антонимов и прилагательных синонимов; озаглавливание стихотворения; нахождение в тексте диалога, определение количества его частей; наблюдение за жанром литературной речи – стихотворением; нахождение сравнений. Работа в паре: распределение слов в три группы, подбор примеров. Учащиеся самостоятельно читают слова, потом предлагают друг другу обоснования для распределения слов в 3 группы. Принимают решение, распределяют. Оценивают свою работу и работу товарища. Представляют выполненную работу классу. | Различать признак и слово, называющее признак предмета. Приобретать опыт в различении слов – признаков предметов по лексическому значению и вопросу. Соотносить терминологию (имя прилагательное) с признаками части речи (понимание, без заучивания). Наблюдать за ролью имен прилагательных в речи. Устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным. Находить и составлять словосочетания прилагательного с существительным. Образовывать имена прилагательные от имен существительных и глаголов. Распределять слова в группы по признакам (имя существительное, глагол, имя прилагательное). Подбирать имена прилагательные – синонимы, имена прилагательные – антонимы. Составлять предложения с именами прилагательными. Дополнять предложения именами прилагательными. Находить имена прилагательные в тексте. Находить в тексте слова с переносным значением. Находить в тексте образные обороты речи, объяснять их смысл. Подбирать заголовок к стихотворному тексту. Различать в тексте диалог. Наблюдать за жанром литературной речи – стихотворением. Находить сравнения в стихотворном тексте. Договариваться, кто говорит первым; слушать товарища, оценивать его ответ; высказывать и обосновывать свое мнение, выбирать общее решение, представлять это решение классу. Проявлять понимание на уровне своего восприятия слова счастье. | ||
116. 117. 118. 119. | Работа над ошибками. Изменение имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Развитие речи. Обучающее изложение. «Лев и мышка». С.42, презентация. Работа над ошибками. Правописание родовых окончаний имен прилагательных. | Изменение имен прилагательных по родам (4 ч) Определение рода имени прилагательного по роду имени существительного. Родовые окончания имен прилагательных. Образование имен прилагательных разного рода от имени существительного. Словосочетания имени прилагательного с именем существительным. Развитие речи: наблюдение за ролью прилагательных в речи; работа со словосочетаниями; подбор имен прилагательных к данным именам существительным; составление предложений с прилагательными разного рода; подбор прилагательных разного рода с использованием рисунка. Работа в паре: распределение слов в 2 столбика. Учащиеся самостоятельно читают слова, потом рассказывают друг другу, какие слова отнесли бы они к среднему роду, какие – к женскому. Принимают решение, распределяют, записывают, сверяясь с учебником. Оценивают свою работу и работу товарища. Подбор прилагательных заданного рода.
| Наблюдать за ролью прилагательных в речи. Устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным. Определять род имени прилагательного по роду имени существительного. Выделять родовые окончания имен прилагательных. Образовывать имена прилагательные от имен существительных. Составлять словосочетания имени прилагательного с именем существительным. Подбирать имена прилагательные к именам существительным. Составлять предложения с именами прилагательными разного рода. Подбирать имена прилагательные разного рода с использованием рисунка. Договариваться, кто говорит первым, слушать товарища, оценивать его ответ, высказывать и обосновывать свое мнение, выбирать общее решение. Договариваться, кто говорит первым, слушать товарища, оценивать его ответ, высказывать и обосновывать свое мнение. | ||
120. 121. | Изменение имен прилагательных по числам. Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных во множественном числе. | Изменение имен прилагательных по числам (2 ч) Изменение имени прилагательного по числам. Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе. Определение числа имени прилагательного. Определение рода имени прилагательного. Развитие речи: наблюдение за ролью прилагательных в речи; работа со словосочетаниями; нахождение образных сравнений; работа с загадками. | Наблюдение за ролью прилагательных в речи. Устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным. Определять число имени прилагательного по числу имени существительного. Выделять окончания имени прилагательного во множественном числе. Составлять словосочетания имени прилагательного с именем существительным по заданным грамматическим признакам. Находить образные сравнения. Наблюдать за жанром литературного языка – загадкой. | ||
122. 123. 124. 125. 126. 127. | Корень слова. Однокоренные слова. Однокоренные слова. Корень. Однокоренные слова. Развитие речи. Обучающее изложение. «Где же приятель?» Работа над ошибками допущенными в изложении. Фразеологизмы. Однокоренные слова. | Корень слова. Однокоренные слова. (6 ч) Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень – общая часть родственных слов. Чередование согласных звуков в корне слова. Подбор однокоренных слов к именам существительным, именам прилагательным, глаголам. Нахождение корня в слове. Развитие речи: подбор однокоренных прилагательных к существительным и наоборот; подбор однокоренных глаголов к существительным и наоборот; наблюдение за однокоренными словами в тексте; написание поздравления к 8 Марта; объяснение значений фразеологизмов. Работа в паре: распределение слов в 2-3 группы. Учащиеся самостоятельно читают слова, потом предлагают друг другу обоснования для распределения слов в 2-3 группы. Принимают решение, распределяют. Оценивают свою работу и работу товарища. Представляют выполненную работу классу. | Наблюдать за признаками однокоренных слов. Называть признаки однокоренных слов. Доказывать, что данная группа слов содержит однокоренные слова. Анализировать группы слов, называть лишнее слово, не являющееся однокоренным. Наблюдать за ударением в группе однокоренных слов. Наблюдать за чередованием согласных звуков в корне слова. Наблюдать принадлежность однокоренных слов к разным частям речи. Соотносить однокоренные слова с определенными частями речи. Подбирать однокоренные слова к именам существительным. Подбирать однокоренные слова к именам прилагательным. Подбирать однокоренные слова к глаголам. Анализировать слово на предмет выделения в нем общей части – корня. Накапливать опыт в выделении корня в словах. Наблюдать за однокоренными словами в тексте. Распределять слова в группы по определенным признакам (однокоренные, не однокоренные - синонимы). Накапливать опыт в написании поздравлений к праздникам. Объяснять значения фразеологизмов. Договариваться, кто говорит первым; слушать товарища, оценивать его ответ; высказывать и обосновывать свое мнение, выбирать общее решение, представлять это решение классу. Понимать и проявлять любовь к матери, близким людям; осознавать, что негативные настроения и чувства неблагоприятны для развития человека. | ||
128. 129. 130. 131. | Предлоги. Правописание предлогов и приставок. Упражнение в правописании предлогов и приставок. Проверочная работа по теме «Предлоги и приставки». | Предлоги (4 ч) Предлог как часть речи. Роль в речи, употребление. Отличие предлога от приставки. Раздельное написание предлогов с другими словами. Развитие речи: составление предложений с предлогами; наблюдение за жанром литературной речи – рассказом; составление окончания рассказа; объяснение смысла пословиц. Работа в малой группе (3-4 человека): отличие предлога от приставки. | Наблюдать за работой предлогов в речи. Формулировать вывод о роли предлогов в речи. Выделять предлоги в предложении. Отличать предлог от приставки. Вставлять в предложения предлоги по смыслу. Составлять предложения с предлогами (по рисунку и самостоятельно). Накапливать опыт в раздельном написании предлогов со словами. Находить и исправлять ошибки в данных предложениях, тексте на раздельное написание предлогов со словами. Контролировать свои действия при письме при записи предлогов со словами, вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи). Определять части речи в предложении. Составлять концовку рассказа. Читать пословицы и объяснять их смысл. Договариваться об очередности выступлений; слушать членов группы; высказывать и аргументировать свою точку зрения; строить понятные для партнеров высказывания, учитывать позицию других: осуществлять взаимопроверку; обсуждать и оценивать результаты совместной деятельности; выбирать совместно общее решение, представлять это решение классу. Понимать важность труда в жизни каждого человека, его пользу для всех людей. | ||
132. 133. 134. 135. 136. | Изменение имен существительных по вопросам. Упражнение по изменению имен существительных по вопросам. Упражнение по изменению имен существительных по вопросам. Обучающее изложение. «Пчелиный городок». С.50. Работа над ошибками. Изменение имен существительных по вопросам. | Изменение имен существительных по вопросам (5 ч) Связь имени существительного с другими словами в предложении. Вопросы, на которые может отвечать имя существительное: кто? кого? кому? кем? о ком? что? чего? чему? чем? о чем? Окончания имен существительных. Толковый словарь. Развитие речи: наблюдение за жанром литературной речи – сказкой; озаглавливание текста; составление предложений с данным словом, чтение и объяснение смысла пословиц; выяснение этимологии слова (без введения понятия); составление предложений с данными именами существительными; объяснение значения авторских сравнений. Проверочная работа (на выявление умения составлять словосочетание). | Наблюдать за смысловой связью имени существительного с другими словами в предложении. Формулировать вывод об изменении имени существительного. Наблюдать, на какие вопросы отвечает имя существительное. Ставить вопросы к имени существительному от слова, к которому оно относится. Изменять имя существительное по вопросам кого? (чего?), кому? (чему?), кого? (что?), кем? (чем?), о ком? (о чем?). Наблюдать за окончаниями имен существительных при их изменении по вопросам. Выделять окончания имен существительных при их изменении. Составлять предложения с именами существительными, чтобы они отвечали на заданные вопросы. Составлять словосочетания различной конструкции. Озаглавливать текст. Читать пословицы и объяснять их смысл. Выяснять происхождение слова. Пользоваться толковым словарем (с помощью учителя, с товарищем, самостоятельно). Объяснять значение авторских сравнений. Осознавать важность воспитания в себе положительных личностных качеств и черт характера. | ||
137. 138. 139. 140. 141. 142. 143. | Понятие о временных формах глагола. Настоящее и прошедшее время глагола. Настоящее и прошедшее время глагола. Неопределенная форма глагола. Упражнение в определении времени глагола. Изменение глаголов по временам. Упражнение в распознавании времени глаголов. Контрольный диктант № 7 по теме «Глагол» Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе. | Настоящее и прошедшее время глагола (7 ч) Изменение глаголов по временам. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Определение времени глагола. Подбор к глаголам однокоренных разного времени. Подбор к глаголам однокоренных существительных. Подбор к прилагательным однокоренных существительных и глаголов. Развитие речи: наблюдение за жанром литературной речи – стихотворением; нахождение и объяснение значения авторских сравнений, старинных (устаревших) слов; составление предложений с глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени. Проверочная работа (на выявление умения находить части речи). Работа в паре: Подбор примеров по обозначенным признакам. Подбор однокоренных слов к данным словам. Один ученик читает слово, другой подбирает к нему однокоренное слово, доказывает, первый оценивает правильность объяснения. Меняются ролями. | Наблюдать за глаголами в речи. Формулировать вывод на основе наблюдений об изменении глаголов по временам. Ставить вопросы к глаголам. Называть признаки настоящего и прошедшего времени глаголов. Определять время глаголов. Определять число глаголов. Подбирать к глаголам однокоренные глаголы разного времени, однокоренные имена существительные. Подбирать к именам прилагательным однокоренные имена существительные и глаголы. Наблюдать за согласованием имен прилагательных и имен существительных. Изменять данные глаголы с установкой изменения времени глагола. Наблюдать за жанром литературной речи – стихотворением. Находить и объяснять значение авторских сравнений. Находить и объяснять значение устаревших слов. Составлять предложения с глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени. Договариваться, кто говорит первым; слушать товарища и оценивать его ответ; высказывать и обосновывать свое мнение. Договариваться, кто говорит первым; слушать товарища и оценивать его ответ; высказывать и обосновывать свое мнение. | ||
144. 145. 146. 147. 148. 149. 150. 151. 152. 153. 154. 155. 156. | Безударные гласные в корне слова. Правило проверки безударных гласных в корне слова. Упражнение по проверке безударных гласных в корне слова. Обучающее изложение. «Поле розового цвета». С. 53. Работа над ошибками. Правописание слов с безударными гласными в корне. Контрольное списывание с заданием. Упражнение в правописании слов с проверяемыми безударными гласными. Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. Правописание безударной гласной в корне. Контрольный диктант № 8 по теме «Безударные гласные в корне слова». Работа над ошибками. Правописание слов с безударной гласной в корне. Обучающее изложение. «Крапивница». С. 55 Работа над ошибками. Слова с непроверяемыми гласными в корне. | Безударные гласные в корне слова (13 ч) Необходимость проверки безударного гласного звука в корне слова. Совпадение и расхождение произношения и обозначения на письме безударных гласных звуков. Правило обозначения безударных гласных звуков в корне слова (проверка ударением, т. е. постановкой безударного звука в ударную позицию – изменение слова, подбор однокоренного слова). Проверочные и проверяемые слова. Непроверяемые безударные гласные звуки в словах. Орфографический словарь. Развитие речи: выделение в тексте его частей, их озаглавливание; работа с пословицами, поговорками, загадками, стихотворениями как жанрами речи; выразительное чтение стихотворений; подбор синонимов к слову из предложенных. Работа в паре: упражнение на вставку пропущенных букв. Дети самостоятельно читают слова (текст), вставляют пропущенные буквы и готовятся объяснить товарищу. Оценивают ответ друг друга. Работа в малой группе (3-4 человека): распределение слов в 2 группы по признакам, которые необходимо определить. | Наблюдать за безударными гласными в корне слова. Устанавливать необходимость проверки безударного гласного звука в корне слова. Анализировать произношение и написание слов с безударными гласными. Наблюдать совпадение и расхождение произношения и обозначения на письме безударных гласных звуков. Формулировать на основе наблюдения вывод. Формулировать правило обозначения безударных гласных звуков в корне слова. Осознавать принцип действия проверки – постановка безударного звука в ударную позицию. Различать проверяемое и проверочное слова. Подбирать проверочные слова к проверяемым. Применять правило обозначения безударных гласных звуков корне слова. Отличать проверку безударного гласного звука путем изменения слова (формы слова) и путем подбора однокоренных слов. Изменять число имен существительных для подбора проверочного слова. Изменять время глаголов для подбора проверочного слова. Наблюдать невозможность проверки безударных гласных звуков в некоторых словах. Пользоваться орфографическим словарем. Приобретать навык правописания безударных гласных в корне слова. Находить и исправлять ошибки в данных словах, предложениях, тексте на изученную орфограмму. Осуществлять контроль своих действий при письме при обозначении безударных гласных звуков в корне слова, вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи). Выделять в тексте его части, озаглавливать их. Читать пословицы, поговорки и объяснять их смысл. Наблюдать за жанрами литературной речи – загадкой, стихотворением. Читать выразительно стихотворения. Подбирать синонимы к слову из предложенных. Договариваться, кто говорит первым; слушать товарища и оценивать его ответ; высказывать и обосновывать свое мнение. Договариваться об очередности высказываний; слушать членов группы; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные для членов группы высказывания, учитывать позицию других; обсуждать и оценивать результаты совместной деятельности; выбирать совместно общее решение, представлять это решение классу. Осознавать понятие «дружба», понимать важность умения дружить. | ||
157. 158. 159. 160. 161. 162. | Будущее время глагола. Будущее (сложное) время глагола. Изменение глаголов по временам. Будущее (сложное) время глаголов. Упражнение в распознавании времени глаголов. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами.. Контрольное списывание с грамматическим заданием. | Будущее время глагола (6 ч) Вопросы глаголов будущего (сложного) времени. Определение времени глаголов. Образование глаголов настоящего, будущего и прошедшего времени. Составление словосочетаний с глаголами в будущем, прошедшем и настоящем времени. Подбор проверочных слов для проверки безударных гласных звуков путем изменения времени глагола. Подбор к имени существительному однокоренных глаголов в форме настоящего, прошедшего и будущего (сложного) времени. Развитие речи: наблюдение за жанром литературной речи – стихотворением; составление предложений с глаголами в будущем времени; составление предложений с данным словосочетанием и глаголом в каком-либо времени; нахождение синонимов; объяснение значения авторских образных сравнений. Работа в паре: подбор глаголов в форме заданного времени. Работа в малой группе (3-4 человека): распределение слов в 2 группы по признакам, которые необходимо определить. | Наблюдать за глаголами в речи. Ставить вопросы к глаголам. Определять время глаголов. Образовывать глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени. Составлять словосочетания с глаголами в будущем, прошедшем и настоящем времени. Подбирать проверочные слова для проверки безударных гласных звуков путем изменения времени глагола. Подбирать к имени существительному однокоренные глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего Сравнивать слова и распределять их группы по определенным признакам. Составлять предложения с глаголами в будущем времени. Находить синонимы в тексте. Находить и объяснять значение авторских образных сравнений. Договариваться, кто говорит первым; слушать товарища и оценивать его ответ; высказывать и обосновывать свое мнение. Договариваться об очередности высказываний; слушать членов группы; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные для членов группы высказывания, учитывать позицию других; обсуждать и оценивать результаты совместной деятельности; выбирать совместно общее решение, представлять это решение классу. | ||
163. 164. 165. 166. 167. 168. 169. 170. | Что такое речь? Речь разговорная и деловая. Речь научная и художественная. Монолог и диалог. Итоговая контрольная работа (диктант № 9). Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Текст (тема текста, заголовок, план текста). Какие бывают тексты. Образное сравнение. Эпитеты. | Речь (8 ч) Речь устная и письменная. Стили речи. Разговорная, деловая, научная, художественная речь. Научно-деловое описание как сообщение точных сведений. Художественная речь как способ передачи чувств, настроения человека. Диалог и монолог. Текст. План текста. Эпитеты, образные сравнения – помощники художественной речи. Образные обороты речи. Правила этикета (обращение, отклик, приветствие, прощание, просьба и пр.). Типы текста. Повествование как тип речи, его признаки. Жанры литературной речи: рассказ, сказка, загадка, стихотворение, скороговорка, пословица, поговорка и т. д. чтение пословиц и объяснение их смысла; озаглавливание текста; выделение частей текста; выделение диалога и монолога из речи; сравнение стилей речи – художественного и научного, разговорного и делового; составление объявления; нахождение образных сравнений, объяснение их значения; наблюдение соответствия высказывания и средств речевого этикета (вежливого обращения, благодарности, приветствия, прощания, отказа и т. д); осмысливание авторских чувств, выраженных в стихотворном тексте; составление плана текса по начатому; нахождение эпитетов, слов, употребленных в прямом и переносном значении; написание правильной последовательности плана к сказке; наблюдение за признаками типов текстов текста повествования, описания; выявление признаков различных стилей описания и их обнаружение; нахождение синонимов и антонимов в тексте. Проверочная работа (на выявление умения находить границы предложения). Работа в паре: расположение плана рассказа в нужной последовательности. Дети читают самостоятельно текст. Читают план к нему. Затем вместе восстанавливают последовательность деформированного плана, представляют свое решение классу. | Узнавать говорение и слушание как виды устного общения. Распознавать речь устную и письменную. Накапливать практический опыт в уместном употреблении языковых и неязыковых средств устного общения: интонации, громкости, темпа, тона, жестов, мимики. Сравнивать и выявлять особенности различных стилей речи. Накапливать практический опыт в различении стилей речи. Наблюдать за описанием одного и того же предмета при употреблении разных стилей речи. Различать диалог, монолог. Наблюдать за признаками текста. Называть признаки текста. Выделять части текста. Анализировать данный план текста, корректировать его при необходимости, составлять план по имеющемуся началу. Восстанавливать деформированные предложения и небольшой текст. Составлять предложения на заданную тему по рисунку, плану, опорным словам. Подбирать заголовок к тесту из предложенных. Озаглавливать текст самостоятельно. Наблюдать за эпитетами, образными сравнениями, образными оборотами речи, находить их в речи. Соблюдать требования культуры речи, этических норм, этикетных форм в зависимости от ситуации общения и её участников. Наблюдать за особенностями повествовательного текста. Наблюдать за особенностями текста-описания. Наблюдать за жанрами литературной речи: рассказом, сказкой, загадкой, стихотворением, скороговоркой, пословицей, поговоркой и т. д. Составлять объявление. Анализировать авторские чувства в стихотворном тексте. Наблюдать за употреблением однозначных и многозначных слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении. Находить слова, употребленные в прямом и переносном значении. Определять значение слова по толковому словарю. Договариваться, кто говорит первым; слушать товарища и оценивать его ответ; высказывать и обосновывать свое мнение. Понимать и проявлять положительные личностные качества человека: трудолюбие, готовность к учению; любовь к животным и заботу о них; доброе и ласковое обращение к близким. |
Автобус, билет, пассажир, корабль, машина.
Альбом, пенал, тетрадь, карандаш.
Арбуз, виноград, яблоко, пирог, ягода.
Картофель, помидор, горох, овощи.
Быстро, вдруг, весело, хорошо.
Ветер, иней, облако, погода, мороз.
Понедельник, пятница, суббота, календарь,
Товарищ, девочка, мальчик, ребята.
Дежурный, класс, ученик, учитель.
Директор, завод, работа, рабочий.
Железо, сахар, молоко, ворота.
Канава, овраг, дорога, тропинка.
Берёза, осина, орех.
Концерт, барабан, газета.
Коридор, мебель, диван, кровать.
Посуда, стакан, кастрюля.
Корова, деревня, собака, петух, лошадь.
Ладонь, одежда, пальто, платок, сапоги, карман,
Лопата, молоток, топор,
Москва, народ, Родина, русский, язык, город.
Воробей, ворона, сорока, заяц, медведь,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс полякова
подробное планирование на год...
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II
Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...
тематическое планирование по русскому языку к учебнику А.В.Поляковой 2 класс
Пояснительная записка к КТП - русский язык 2 класс, учебник А.В.ПоляковойТематическое планирование по русскому языку 2 класс к учебнику А.В.Поляковой....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 1 класс по ФГОС, к учебнику Поляковой
Календарно-тематическое планирование по русскому языку по ФГОС, к учебнику Поляковой...