Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
методическая разработка по русскому языку по теме
Цели и задачи: формировать умение определять число имен существительных; знать существительные, которые имеют форму только множественного числа.
уметь употреблять эти существительные в речи;
прививать интерес к урокам русского языка.
Оборудование: карточки для групповой работы, индивидуальные карточки, звезды разного цвета (при правильном выполнении задания, организаторы каждой бригады прикрепляют звездочку на доску).
Класс разбит на три группы, в каждой группе есть командир- организует активную деятельность каждого ученика, редактор – контролирует правильность выполнения задания, организатор – следит за культурой общения и взаимопомощи внутри группы.
Вид групповой работы – звеньевой.
Групповая работа по содержанию заданий - комбинированная
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
36_sumnh.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32 Белоглинского района».
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Учитель русского языка
и литературы
Тимошенко Н.И.
Ст. Успенская.
Цели и задачи: формировать умение определять число имен существительных; знать существительные, которые имеют форму только множественного числа.
уметь употреблять эти существительные в речи;
прививать интерес к урокам русского языка.
Оборудование: карточки для групповой работы, индивидуальные карточки, звезды разного цвета (при правильном выполнении задания, организаторы каждой бригады прикрепляют звездочку на доску).
Класс разбит на три группы, в каждой группе есть командир- организует активную деятельность каждого ученика, редактор – контролирует правильность выполнения задания, организатор – следит за культурой общения и взаимопомощи внутри группы.
Вид групповой работы – звеньевой.
Групповая работа по содержанию заданий - комбинированная.
Ход урока.
1. Орг. момент.
- Ребята как вы понимаете смысл пословицы, записанной на доске: ум – хорошо, а два – лучше. ( Ответы ребят).
- Если в работе тебе кто–то помогает, то дело идет быстрее, легче найти правильный ответ. Вот и мы сегодня будем работать группами, вместе находить решение сложных задач.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Тема нашего урока «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». На уроке мы должны научиться определять число имен существительных и находить в тексте существительные, которые имеют форму только множественного числа.
3. Повторение темы «Род имен существительных».
а )- Ребята, вы готовы приступить к работе? На ваших столах большие белые листы с заданиями. Возьмите их. В течение одной минуты ответьте на поставленные вопросы. Обращайтесь за помощью к редакторам.
Задания для первой группы.
1. Верно ли высказывание:
Если имя существительное оканчивается в именительном падеже единственного числа на -а, -я, то это существительное женского рода?
а) да
б) нет
2. Определите, в каком столбике: а), б), в) или г) — указание на род соответствует роду данных существительных:
а) б) в) г)
молодежь ж. м. м. ж.
кофе ср. ср. м. м.
картофель ж. м. ж. м.
мышь ж. м. м. ж.
3. Укажите род этих существительных. С выделенными словосочетаниями составьте предложения (устно).
Чугунн... рельс, запасн... путь, чёрн... клавиш, телеграфн... бланк, звучн... имя, мо... фамилия, симпатичн... юноша, цветн... фильм, маленьк... прорубь.
Задания для второй группы.
1. Верно ли высказывание:
Все существительные с окончанием -о, -е в именительном падеже единственного числа относятся к среднему роду?
а) да
б) нет
2. Определите, в каком столбике: а), б), в) или г) — указание на род соответствует роду данных существительных:
а) б) в) г)
горечь ж. м. ж. м.
рояль м. ж. м. ж.
впечатление ср. ж. ср. ж.
ножницы — м. ср. -
3. Укажите род этих существительных. С выделенными словосочетаниями составьте предложения (устно).
Избирательн... бюллетень, нов... рояль, концертн... зал, лаков... туфля, вкусн...студень, молод... тополь, свеж... картофель, детск... валенок, эт... мебель.
Задания для третьей группы.
1. Если имя существительное в именительном падеже единственного числа имеет нулевое окончание или окончание – а, -я, то это существительное мужского рода?
а) да
б) нет
2. Определите, в каком столбике: а), б), в) или г) — указание на род соответствует роду данных существительных:
а) б) в) г)
рояль ж. м. ж. м.
лосось м. ж. ж. м.
кофе м. ср. ср. м.
янтарь ж. ж. м. м.
3. Укажите род этих существительных. С выделенными словосочетаниями составьте предложения (устно).
Заказанн... бандероль, поперечн... просека, бабушкин... калоша, кожан... ботинок, густ... вуаль, яблочн... повидло, бел... лебедь, полев... мышь, трамвайн… депо.
Учитель: Командир первой группы, доложите о результатах работы!
(Ученик читает вопросы и правильные ответы)
- С этим заданием вы справились успешно.
(Аналогично со второй и третьей группами)
б ) Синтаксическая пятиминутка (индивидуальная работа, один человек от группы работает у доски).
Учащиеся записывают предложение в тетрадь, указывают основу и составляют схему предложения.
Земля не теряла тепла до рассвета, и багровая пелена день и ночь висела над горизонтом.
— Выпишите 2 — 3 имени существительных, определите их род, укажите число.
Какие из выписанных существительных имеют только одну форму числа.
4. Объяснение нового материала в форме фронтальной беседы.
а) Наблюдения на с. 204 учебника.
- Среди имен существительных есть такие, которые имеют форму только множественного числа. При затруднении определения числа имен существительных обращайтесь к школьному орфографическому словарю.
б) первичное закрепление по учебнику (групповая работа на местах с устным комментированием: каждый член бригады комментирует выполнение задания, начинае сильный ученик, затем остальные).
Упражнение 507. Задание: записать имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Упражнение 508. Задание: выпишите географические названия, которые имеют форму только множественного числа. Составьте с этими существительными два – три предложения.
Физкультминутка.
Вышла мышка
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладони над головой).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук — «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте).
Игровое упражнение повторить 2-3 раза.
5. Закрепление темы.
а) Проговорить и записать в тетрадь слова из раздела «Говори правильно» (индивидуальная работа).
БиблиотЕка, инструмЕнт, киломЕтр, процЕнт, тЕфтели, инженЕры, договОры.
б) Выборочный диктант (работа в группах).
Выпишите существительные, которые имеют только форму множественного числа.
Очки, удивление, молоко, тиски, погода, весы, опилки, ворота, керосин, макароны, горелки.
-Проверим результаты работы. (Учащиеся называют записанные слова, согласно порядку групп.)
в) Учитель: Я предлагаю вашему вниманию страничку из личного дневника не очень грамотного ученика. Прочитайте текст и устраните ошибки в употреблении существительных множественного числа. На чтение и обдумывание одна минута.
1) В чернильнице у Плюшкина было не чернило, а какая-то заплесневевшая жидкость.
2) Держась за перило, Сергей быстро взбежал по лестнице.
3) Серегин очень любил рыбную консерву.
-Задание нами успешно выполнено. Будьте всегда внимательны, употребляя существительные, которые имеют только форму множественного числа!
г) Учитель: А сейчас выполним упражнение 511. Задание: составьте 5-6 предложений или диалог на тему «В школьной мастерской», включив в них слова клещи, кусачки, ножницы, опилки, плоскогубцы, тиски. Подчеркните эти существительные.
- Представитель первой группы, прочитайте полученный текст (ученик читает текст, называет существительные, которые имеют только форму множественного числа)
(Аналогично со второй и третьей группами)
- Вы отлично справились с заданием, и сейчас мы подведем итоги нашей работы.
6. Итог урока.
- Что нового об имени существительном вы узнали на уроке?
- Перечислите известные вам имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
- При затруднении определения числа имен существительных, что может вам помочь?
-Урок прошел успешно, а звездный фейерверк на доске - результат нашей работы. Вы молодцы! Желаю вам, чтобы такой же звездный дождь сопутствовал вам на протяжении всей вашей жизни. Любите свой язык! Оставайтесь постоянными путешественниками в огромном мире знаний.
7. Дом. задание.
Параграф 95, упр. 510.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урока по русскому языку в 4 классе ТЕМА: «Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном. Склонение имен прилагательных во множественном числе».
Урок русского языка. 4 класс. Тема урока "Повторение изученного материала"...
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Цели урока:Формировать представление об именах существительных, которые имеют форму только единственного числа;Развивать творческую фантазию учащихся, способность представлять отвлеченные поняти...
Открытый урок на тему «Имена существительные, которые отвечают на вопрос кого?»
Тема урока: «Имена существительные, которые отвечают на вопрос кого?»Предметная область: русский языкКласс: 3 классАвтор УМК: Русский язык 3 класс Г.М.Селиверстова,Ф.Т.МанзановаТип урока: урок усвоени...
Логопедическое занятие ."Имена существительные имеющие только множественное число"
Логопедичеческое занятие в 5-7 классах, для обучающихся с ОВЗ....
Презентация к логопедическому занятию «Имена существительные, имеющие только множественное число».
Презентация к логопедическому занятию «Имена существительные, имеющие только множественное число»....
Имена существительные, которые употребляются в одной форме
Конспект урока русского языка...
Имена существительные, которые не изменяются по числам
Урок русского языка в 3 классе с использованием образовательной онлайн- платформы«Учи. ру», цифровой платформы «Яндекс. Учебник» и РЭШ. Урок 52....