Логопедическое занятие ."Имена существительные имеющие только множественное число"
план-конспект по логопедии на тему

Высовень Лариса Анатольевна

Логопедичеческое занятие в 5-7 классах,   для обучающихся с ОВЗ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фронтальное логопедическое занятие с группой учащихся 6 класса, имеющих нарушение чтения и письма обусловленное  недоразвитием речи при умственной отсталости.

Тема: «Имена существительные, имеющие только множественное число».

Цель: формирование практических навыков употребления имён существительных.

 Задачи: обучающая: дать понятие о существительных, которые имеют только форму множественного числа, рассмотреть основные группы этих существительных по значению, а также их употребления в речи; систематизировать и обобщить знания учащихся о существенных признаках зимы

Коррекционно-развивающая: развивать орфографическую зоркость учащихся, фонематическое восприятие; познавательный интерес к народным традициям; пополнять словарный  запас учащихся.

Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного; развитие позитивного отношения к жизни; воспитывать интерес к изучению родного языка. 

Оборудование:

Магнитная доска, магниты тетради, ручки, учебник, видеопроектор, экран, дидактический материал (карточки с  заданиями), таблица- копилка  ( индивидуальная) «Имена существительные только множественного числа»,   большая снежинка для изучения сферы употребления  новых существительных, презентация к уроку.

Ход занятия

Этапы

Деятельность  учителя-логопеда

Деятельность детей

I. Орг. момент.

Цель: настроить на занятие

1. Уточнение дня недели, числа, месяца и времени года.

Приветствие.

Учитель- логопед:

- Сядет первым тот, кто скажет, какое сейчас у нас время года?

 

- Вторым тот, кто докажет слова первого ученика?

- Третьим тот, кто назовёт месяцы зимы по порядку.

- Какой сегодня день недели и число?

Пятый ученик должен сказать конец зимы сейчас или начало.

- Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.

 Рефлексия

Если вы устали поднимите левую руку . если вы бодры и веселы поднимите правую руку.

 

Отвечают на вопросы и садятся

Зима

На улице холодно.

Деревья голые, идёт снег

Декабрь, январь, февраль

24 февраля, среда

Сейчас конец зимы

2. Психогимнастика «Тепло-холодно».

Учитель- логопед:

- Представьте, что сейчас весна. Расслабьтесь. Очень тепло, солнышко светит. Подставьте лицо солнышку. Приятно. А теперь – зима. Холодно. Вы замёрзли. Потрите ладошки, затем, плечи. Сожмите крепко кулачки. Обхватите плечи руками. …И опять весна…

Дети выполняют упражнения

2. Введение в тему занятия

Цель: развитие слухового внимания к языковым единицам.

Игра с мячом. Поставьте зимние слова во множественное число

Учитель- логопед:

Я называю слово в единственном числе и бросаю вам мяч. А вы мне возвращаете слово во множественном числе.

Холод

Мороз

Снежинка

Санки

салазки

Учитель- логопед:

Что интересного вы заметили?

Слайд 1

Произнесите это слово

(учитель показывает один предмет - санки)

А теперь? (учитель показывает два таких предмета)

Как вы думаете, с какими словами мы будем работать на занятии.  

Слайд 2

Итак, наш урок посвящен последним зимним денькам и замечательной части речи: существительным, причем особым. Есть имена существительные, которые не хотят менять число. Таких упрямых существительных немного, но знать их надо. Сегодня на уроке мы познакомимся с существительными, которые, взяв себе форму множественного числа,  никогда её не меняют. И нам надо правильно употреблять их в речи. Их мы будем заносить в таблицы - копилки. И учиться правильно, употреблять их в речи.

Обучающиеся получают таблички. В Конце занятия таблички копилки должны выглядеть приблизительно так.

Существительные, имеющие форму только множественного числа 

Предметы для передвижения

Сани, салазки.

Предметы для управления лошадьми

Вожжи

Предметы для украшения, косметика

Бусы, бигуди, тени

Игры

Жмурки, прятки, шахматы, салочки 

Одежда, обувь

Брюки, штаны, колготки, шорты, рейтузы, джинсы, кеды

Инструменты, орудия труда, приборы

Пяльцы, ножницы, клещи, грабли, плоскогубцы, Счеты, весы, очки, щипцы, тиски

Вещества

Чернила

Дом, двор, строения  помещения

Ворота, перила,

сени, качели

Холод- холода

Мороз- морозы

Снежинка- снежинки

Санки - санки

Салазки- салазки

Слово не изменяется в  единственном и во множественном числе звучит одинаково.

3. Изучение нового материала.

1. Работа по картине

Рассматривание картины.

Описание саней

Составление слов из букв, слогов

-Занесите слово  «сани» в таблицу, причем в свою группу (предметы для передвижения)

Какие праздники люди отмечают зимой.

Сейчас конец зимы люди прощаются с зимой и отмечают Масленицу. В этом году масленичная неделя будет с 7 по 14 марта

 Слайд 4. 

-Какое народное празднество изображено на картине? (ответы детей)

Слайд 4

-Рассмотрите картину Бориса Кустодиева «Масленица».

-Опишите сани.

-Каким образом вы это сделали?

 Составьте названия одежды расположив буквы  по порядку

Штаны (слово рассыпалось)

РБЮИК( Расставь буквы по порядку в соответствии с цифрами)

ША ВА РО РЫ (Составь слово из слогов)

-Запишите слова в  таблице, в какую группу?

.

Масленица , Святки, Новый год, День Защитника Отечества

Масленица

Сани большие, красивые, украшенные. разноцветные,

при помощи слова

Словарь  ученика (портки, брюки, шаровары)

одежда

4. Работа карточка

Учитель- логопед:

Масленица - народный праздник прощания с Зимой. Народ веселится. Печет блины.

Почему именно блины? (они круглые, похожие на солнце, горячие, согревают в лютый мороз)                  

  Мы давно блинов не ели

 Мы блиночков захотели.

  Растворили на дрожжах,

 Не удержишь на вожжах!

Ой блины, блины, блины!

Ой, блиночки, мои

 -Какие существительные с выделены жирным шрифтом

 Соедините слова и их лексическое значение

-Дать лексическое толкование этих слов

 

-Запишите их в таблицу. Найдите им соответствующие строки.

     

Дети читают песенку

Дрожжи , вожжи

 Вожжи Часть упряжи, состоящая из длинного ремня (или толстой тесьмы, веревки), прикрепленного к удилам, и служащая для того, чтобы править запряженной лошадью.

дрожжи - вещество из микроскопических

грибков, которое добавляют в тесто. 

Физкультминутка

• «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук. 
• Поднимание и опускание плеч вверх и вниз. 

 «Ножницы»

Счёты


.

Ребята повторяют слова и движения физкультминутки.

Гимнастика для глаз

Решили мы посмотреть на небо – скоро ли тучи уйдут, когда выглянет солнце?

Посмотрим вверх, вправо, влево. Быстро поморгаем глазками.

А вот и солнышко появилось, - зажмуримся.

Дети выполняют движения глазами: вверх, вправо, влево; моргают, зажмуривают глаза.

Работа с загадками

Игра «Чудесный коробочек»

 «Четвёртый лишний»

Продолжение знакомства со словами  

Учитель: Праздновали масленицу по строгому порядку.

В понедельник - встреча Масленицы.

Во вторник - проводились игры,  он  так и назывался  «заигрышным».

-В какие игры зимой на улице, дома, на Масленицу играют люди?

Отгадайте загадки  про игры

Выстроились дети в ряд,

 Двое по бокам стоят.

 Прямо в нас мячом кидают,

 Кто попался -выбывает.

Вот и мне мячом попало,

А игра та вышибалы. 

Я на дерево залез,

Вижу поле,  речку,  лес.

Очень тихо я сижу,

 Никому не покажусь.

Вон под лавочкой Иринка,

 За кустом сидит Полинка .

Ищет всех нас Ипполит,

Вот найдёт и засалит.

Подскажите – кА, ребятки ,

Мы во что играли? В (прятки).

Прямо в небо я лечу,

 не боюсь я. хохочу.

Достаю ногой до ели-

Вверх и вниз летят (качели).

Я не вижу ничего,
Даже носа своего.
На моём лице повязка,
Но не бинт, не перевязка.
Есть такая вот игра,
Вся играет детвора.
Наступил на хвостик Мурки.
Извини, котёнок,…
(жмурки).

С той и с этой стороны
В клетках кони и слоны.
В клетках справа, в клетках слева
Короли и королевы.
Но не могут удержаться,
Чтоб друг с другом не сражаться. 
 Шахматы

-Пополните свои копилки. Занесите в них слова. Какая это группа предметов? (игры)

Поиграем в игру узнай на ощупь «Чудесный коробочек»

Деньги

Очки

Грабли

Клещи

часы

Запишите это  слово в копилке.

К праздничному столу женщины готовят самые разные блюда. А что именно? (Дети говорят)

«Четвёртый лишний»

Грабли, вилы, тиски, щи

Макароны, вороны, сороки, голуби

Котлеты тефтели, сливки, фрикадельки

Занесите в копилку слова: щи, сливки,  макароны. 

Всю неделю люди ходили к друг другу в гости и дарили подарки давайте отправимся по магазинам и приобретём подарки для наших близких.

Учитель: В какой отдел направимся мы?

Продовольственный:      Канцтовары:       Косметика:

(В каждом отделе ученик щёлкает по тому предмету, который выбирает. Если ответ верен, покупка попадает в корзину. Канцтовары: ножницы, счёты, чернила.

Косметика: духи, бусы, бигуди

Продовольственный: макароны, сливки, хлопья

Учитель- логопед: Ну что же мы прекрасно справились с поставленной задачей 

вышибалы

прятки

жмурки

шахматы

Шахматы

щи, сливки,  макароны

Нахождение слов имеющих только множественное число в тексте

 На столе собранная снежинка. Под каждым лучиком написано то, где встречаются эти существительные.

Читаем и угадываем сферу употребления этих слов, называем эти слова.

Лучи снежинок:

1.Травка зеленеет, солнышко блестит.   Ласточка с весною в сени к нам летит. (Стихотворение Плещеева)

2.Любишь кататься - люби и саночки возить! (Пословица)

4.-Тит, а Тит, иди молотить!

-Живот болит!

Тит, иди щи хлебать!

-Бегу, только ложку возьму! (Диалог)

5….кто коня того поймает, с нами в салочки играет! (Считалка)

9.Стоит гора, посреди двора.

   Спереди вилы, а сзади метла (Загадка. Корова)

Работа с текстом.

.

Карточка

Списать, вставить  пропущенные буквы и подчеркнуть  имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

 На Садовой улице открылся новый м…газин. В нем три отдела. В первом – б…льшой выбор м…лочных продуктов: кефир, см…тана, йогурт, сливки, прост…кваша. Во втором отделе можно купить м…кароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные сладости: к…нфеты, з…фир, мармелад, пряники.

1.      Чем интересны существительные только множественного числа?

Домашнее задание

Кроссворд (ключевое слово каникулы) 1)Мясо, рыба, овощи, фрукты, которые специально обработали и хранят в плотно закрытой банке. 2)Отверстие для въезда, выезда в стене, в заборе, а также то, чем закрывают это отверстие. 3)Металлические или бумажные знаки, которыми платят за что – нибудь. 4)Приспособление, употребляемое для того, чтобы лучше видеть или защитить глаза от чего – либо. 5)Одежда, которая закрывает ноги и нижнюю часть туловища до талии. 6)Промежуток времени в 24 часа (день и ночь). 7)Специальная жидкость, которой пишут. 8)Прибор для определения времени. А теперь сверься!  

Подведение итогов занятия.

- Что нового узнали на уроке?

(Ориентируясь на таблицу и другие материалы урока, ученики отвечают на вопрос)

-Выполнили ли задачи? (Обратиться к слайду)

 Рефлексия. Если занятие было для вас интересным и полезным поднимите правую рук. Если вам было непонятно . неинтересно поднимите левую руку.

Ваши мысли и чувства после урока?

 

Оценка работы учащихся.

- Мне очень понравилась ваша активная работа на занятии. Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, вам непременно пригодятся.

- Спасибо. До свидания!

____________

Кроссворд

 

 

 

 

 

К

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У

 

 

 

 

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

Ы

 

 

 

 

 

 

 

1)Мясо, рыба, овощи, фрукты, которые специально обработали и хранят в плотно закрытой банке.

 2)Отверстие для въезда, выезда в стене, в заборе, а также то, чем закрывают это отверстие.

3)Металлические или бумажные знаки, которыми платят за что – нибудь. 4)Приспособление, употребляемое для того, чтобы лучше видеть или защитить глаза от чего – либо.

 5)Одежда, которая закрывает ноги и нижнюю часть туловища до талии. 6)Промежуток времени в 24 часа (день и ночь).

7)Специальная жидкость, которой пишут.

 8)Прибор для определения времени.

__________________________________________________________________

Списать, подчеркнуть  имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

 На Садовой улице открылся новый магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов: кефир, сметана, йогурт, сливки, простокваша. Во втором отделе можно купить макароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные сладости: конфеты, зефир, мармелад, пряники.

__________________________________________________________________ДРОЖЖИ                         Часть упряжи, состоящая из длинного ремня                      (или толстой тесьмы, веревки),                                                                        прикрепленного к удилам,                                                                                  и служащая для того,                                                                                                          чтобы править запряженной лошадью.

ВОЖЖИ                                        Вещество из микроскопических

грибков, которое добавляют в тесто.

ДРОЖЖИ                         Часть упряжи, состоящая из длинного ремня                      (или толстой тесьмы, веревки),                                                                        прикрепленного к удилам,                                                                                  и служащая для того,                                                                                                          чтобы править запряженной лошадью.

ВОЖЖИ                                                   Вещество из микроскопических

грибков, которое добавляют в тесто

ДРОЖЖИ                         Часть упряжи, состоящая из длинного ремня                      (или толстой тесьмы, веревки),                                                                        прикрепленного к удилам,                                                                                  и служащая для того,                                                                                                          чтобы править запряженной лошадью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме " Имена существительные в форме множественного числа. Правописание окончаний."

Проблемный  урок по  русскому  языку  проводится  в  4  классе. На  уроке  применяется  интерактивная  форма  организации  учебного...

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Цели и задачи: формировать умение определять число имен существительных; знать существительные, которые имеют форму только множественного числа.уметь употреблять эти существительные в речи;приви...

Презентация к логопедическому занятию «Имена существительные, имеющие только множественное число».

Презентация к логопедическому занятию «Имена существительные, имеющие только множественное число»....

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.", 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: знакомство  с  существительными, которые употребляются только в одном числе, формирование умения различать существительные множественного числа от сущест...

Конспект урока "Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном."

Конспект урока "Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном."...

Проектирование урока для 3 класса по теме «Имена существительные имеющие форму одного числа»

Проектирование урока по теме «Имена существительные имеющие форму одного числа»...

Технологическая карта подгруппового логопедического занятия по теме «Профессии. Имена существительные единственного и множественного числа»

Данная технологическая карта подгруппового логопедического занятия по теме "Профессии. Имена существительные единственного и множественного числа" разработана для учащихся 3 класса (ОВЗ)....