Логопедическое занятие ."Имена существительные имеющие только множественное число"
план-конспект по логопедии на тему
Логопедичеческое занятие в 5-7 классах, для обучающихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_sushchestvitelnye_imeyushchie_tolko_mnozhestveenoe_chislo.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фронтальное логопедическое занятие с группой учащихся 6 класса, имеющих нарушение чтения и письма обусловленное недоразвитием речи при умственной отсталости.
Тема: «Имена существительные, имеющие только множественное число».
Цель: формирование практических навыков употребления имён существительных.
Задачи: обучающая: дать понятие о существительных, которые имеют только форму множественного числа, рассмотреть основные группы этих существительных по значению, а также их употребления в речи; систематизировать и обобщить знания учащихся о существенных признаках зимы
Коррекционно-развивающая: развивать орфографическую зоркость учащихся, фонематическое восприятие; познавательный интерес к народным традициям; пополнять словарный запас учащихся.
Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного; развитие позитивного отношения к жизни; воспитывать интерес к изучению родного языка.
Оборудование:
Магнитная доска, магниты тетради, ручки, учебник, видеопроектор, экран, дидактический материал (карточки с заданиями), таблица- копилка ( индивидуальная) «Имена существительные только множественного числа», большая снежинка для изучения сферы употребления новых существительных, презентация к уроку.
Ход занятия
Этапы | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей | ||||||||||||||||||||
I. Орг. момент. Цель: настроить на занятие 1. Уточнение дня недели, числа, месяца и времени года. | Приветствие. Учитель- логопед: - Сядет первым тот, кто скажет, какое сейчас у нас время года?
- Вторым тот, кто докажет слова первого ученика? - Третьим тот, кто назовёт месяцы зимы по порядку. - Какой сегодня день недели и число? Пятый ученик должен сказать конец зимы сейчас или начало. - Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату. Рефлексия Если вы устали поднимите левую руку . если вы бодры и веселы поднимите правую руку. |
Отвечают на вопросы и садятся Зима На улице холодно. Деревья голые, идёт снег Декабрь, январь, февраль 24 февраля, среда Сейчас конец зимы | ||||||||||||||||||||
2. Психогимнастика «Тепло-холодно». | Учитель- логопед: - Представьте, что сейчас весна. Расслабьтесь. Очень тепло, солнышко светит. Подставьте лицо солнышку. Приятно. А теперь – зима. Холодно. Вы замёрзли. Потрите ладошки, затем, плечи. Сожмите крепко кулачки. Обхватите плечи руками. …И опять весна… | Дети выполняют упражнения | ||||||||||||||||||||
2. Введение в тему занятия Цель: развитие слухового внимания к языковым единицам. | Игра с мячом. Поставьте зимние слова во множественное число Учитель- логопед: Я называю слово в единственном числе и бросаю вам мяч. А вы мне возвращаете слово во множественном числе. Холод Мороз Снежинка Санки салазки Учитель- логопед: Что интересного вы заметили? Слайд 1 Произнесите это слово (учитель показывает один предмет - санки) А теперь? (учитель показывает два таких предмета) Как вы думаете, с какими словами мы будем работать на занятии. Слайд 2 Итак, наш урок посвящен последним зимним денькам и замечательной части речи: существительным, причем особым. Есть имена существительные, которые не хотят менять число. Таких упрямых существительных немного, но знать их надо. Сегодня на уроке мы познакомимся с существительными, которые, взяв себе форму множественного числа, никогда её не меняют. И нам надо правильно употреблять их в речи. Их мы будем заносить в таблицы - копилки. И учиться правильно, употреблять их в речи. Обучающиеся получают таблички. В Конце занятия таблички копилки должны выглядеть приблизительно так.
| Холод- холода Мороз- морозы Снежинка- снежинки Санки - санки Салазки- салазки Слово не изменяется в единственном и во множественном числе звучит одинаково. | ||||||||||||||||||||
3. Изучение нового материала. 1. Работа по картине Рассматривание картины. Описание саней Составление слов из букв, слогов | -Занесите слово «сани» в таблицу, причем в свою группу (предметы для передвижения) Какие праздники люди отмечают зимой. Сейчас конец зимы люди прощаются с зимой и отмечают Масленицу. В этом году масленичная неделя будет с 7 по 14 марта Слайд 4. -Какое народное празднество изображено на картине? (ответы детей) Слайд 4 -Рассмотрите картину Бориса Кустодиева «Масленица». -Опишите сани. -Каким образом вы это сделали? Составьте названия одежды расположив буквы по порядку Штаны (слово рассыпалось) РБЮИК( Расставь буквы по порядку в соответствии с цифрами) ША ВА РО РЫ (Составь слово из слогов) -Запишите слова в таблице, в какую группу? | . Масленица , Святки, Новый год, День Защитника Отечества Масленица Сани большие, красивые, украшенные. разноцветные, при помощи слова Словарь ученика (портки, брюки, шаровары) одежда | ||||||||||||||||||||
4. Работа карточка | Учитель- логопед: Масленица - народный праздник прощания с Зимой. Народ веселится. Печет блины. Почему именно блины? (они круглые, похожие на солнце, горячие, согревают в лютый мороз) Мы давно блинов не ели Мы блиночков захотели. Растворили на дрожжах, Не удержишь на вожжах! Ой блины, блины, блины! Ой, блиночки, мои -Какие существительные с выделены жирным шрифтом Соедините слова и их лексическое значение -Дать лексическое толкование этих слов
-Запишите их в таблицу. Найдите им соответствующие строки.
| Дети читают песенку Дрожжи , вожжи Вожжи Часть упряжи, состоящая из длинного ремня (или толстой тесьмы, веревки), прикрепленного к удилам, и служащая для того, чтобы править запряженной лошадью. дрожжи - вещество из микроскопических грибков, которое добавляют в тесто. | ||||||||||||||||||||
Физкультминутка | • «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук. «Ножницы» Счёты | Ребята повторяют слова и движения физкультминутки. | ||||||||||||||||||||
Гимнастика для глаз | Решили мы посмотреть на небо – скоро ли тучи уйдут, когда выглянет солнце? Посмотрим вверх, вправо, влево. Быстро поморгаем глазками. А вот и солнышко появилось, - зажмуримся. | Дети выполняют движения глазами: вверх, вправо, влево; моргают, зажмуривают глаза. | ||||||||||||||||||||
Работа с загадками Игра «Чудесный коробочек» «Четвёртый лишний» Продолжение знакомства со словами | Учитель: Праздновали масленицу по строгому порядку. В понедельник - встреча Масленицы. Во вторник - проводились игры, он так и назывался «заигрышным». -В какие игры зимой на улице, дома, на Масленицу играют люди? Отгадайте загадки про игры Выстроились дети в ряд, Двое по бокам стоят. Прямо в нас мячом кидают, Кто попался -выбывает. Вот и мне мячом попало, А игра та вышибалы. Я на дерево залез, Вижу поле, речку, лес. Очень тихо я сижу, Никому не покажусь. Вон под лавочкой Иринка, За кустом сидит Полинка . Ищет всех нас Ипполит, Вот найдёт и засалит. Подскажите – кА, ребятки , Мы во что играли? В (прятки). Прямо в небо я лечу, не боюсь я. хохочу. Достаю ногой до ели- Вверх и вниз летят (качели). Я не вижу ничего, С той и с этой стороны -Пополните свои копилки. Занесите в них слова. Какая это группа предметов? (игры) Поиграем в игру узнай на ощупь «Чудесный коробочек» Деньги Очки Грабли Клещи часы Запишите это слово в копилке. К праздничному столу женщины готовят самые разные блюда. А что именно? (Дети говорят) «Четвёртый лишний» Грабли, вилы, тиски, щи Макароны, вороны, сороки, голуби Котлеты тефтели, сливки, фрикадельки Занесите в копилку слова: щи, сливки, макароны. Всю неделю люди ходили к друг другу в гости и дарили подарки давайте отправимся по магазинам и приобретём подарки для наших близких. Учитель: В какой отдел направимся мы? Продовольственный: Канцтовары: Косметика: (В каждом отделе ученик щёлкает по тому предмету, который выбирает. Если ответ верен, покупка попадает в корзину. Канцтовары: ножницы, счёты, чернила. Косметика: духи, бусы, бигуди Продовольственный: макароны, сливки, хлопья Учитель- логопед: Ну что же мы прекрасно справились с поставленной задачей | вышибалы прятки жмурки шахматы Шахматы щи, сливки, макароны | ||||||||||||||||||||
Нахождение слов имеющих только множественное число в тексте | На столе собранная снежинка. Под каждым лучиком написано то, где встречаются эти существительные. Читаем и угадываем сферу употребления этих слов, называем эти слова. Лучи снежинок: 1.Травка зеленеет, солнышко блестит. Ласточка с весною в сени к нам летит. (Стихотворение Плещеева) 2.Любишь кататься - люби и саночки возить! (Пословица) 4.-Тит, а Тит, иди молотить! -Живот болит! Тит, иди щи хлебать! -Бегу, только ложку возьму! (Диалог) 5….кто коня того поймает, с нами в салочки играет! (Считалка) 9.Стоит гора, посреди двора. Спереди вилы, а сзади метла (Загадка. Корова) | |||||||||||||||||||||
Работа с текстом. . | Карточка Списать, вставить пропущенные буквы и подчеркнуть имена существительные, имеющие только форму множественного числа. На Садовой улице открылся новый м…газин. В нем три отдела. В первом – б…льшой выбор м…лочных продуктов: кефир, см…тана, йогурт, сливки, прост…кваша. Во втором отделе можно купить м…кароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные сладости: к…нфеты, з…фир, мармелад, пряники. 1. Чем интересны существительные только множественного числа? | |||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Кроссворд (ключевое слово каникулы) 1)Мясо, рыба, овощи, фрукты, которые специально обработали и хранят в плотно закрытой банке. 2)Отверстие для въезда, выезда в стене, в заборе, а также то, чем закрывают это отверстие. 3)Металлические или бумажные знаки, которыми платят за что – нибудь. 4)Приспособление, употребляемое для того, чтобы лучше видеть или защитить глаза от чего – либо. 5)Одежда, которая закрывает ноги и нижнюю часть туловища до талии. 6)Промежуток времени в 24 часа (день и ночь). 7)Специальная жидкость, которой пишут. 8)Прибор для определения времени. А теперь сверься! | |||||||||||||||||||||
Подведение итогов занятия. | - Что нового узнали на уроке? (Ориентируясь на таблицу и другие материалы урока, ученики отвечают на вопрос) -Выполнили ли задачи? (Обратиться к слайду) Рефлексия. Если занятие было для вас интересным и полезным поднимите правую рук. Если вам было непонятно . неинтересно поднимите левую руку. Ваши мысли и чувства после урока? |
| ||||||||||||||||||||
Оценка работы учащихся. | - Мне очень понравилась ваша активная работа на занятии. Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, вам непременно пригодятся. | - Спасибо. До свидания! |
____________
Кроссворд
|
|
|
|
| К | |||||||
А |
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
| Н |
|
|
|
| |||||
|
| И |
|
|
|
|
|
|
| |||
|
| К |
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
| У |
|
|
|
| ||||
Л |
|
|
|
|
|
| ||||||
|
| Ы |
|
|
|
|
|
|
|
1)Мясо, рыба, овощи, фрукты, которые специально обработали и хранят в плотно закрытой банке.
2)Отверстие для въезда, выезда в стене, в заборе, а также то, чем закрывают это отверстие.
3)Металлические или бумажные знаки, которыми платят за что – нибудь. 4)Приспособление, употребляемое для того, чтобы лучше видеть или защитить глаза от чего – либо.
5)Одежда, которая закрывает ноги и нижнюю часть туловища до талии. 6)Промежуток времени в 24 часа (день и ночь).
7)Специальная жидкость, которой пишут.
8)Прибор для определения времени.
__________________________________________________________________
Списать, подчеркнуть имена существительные, имеющие только форму множественного числа.
На Садовой улице открылся новый магазин. В нем три отдела. В первом – большой выбор молочных продуктов: кефир, сметана, йогурт, сливки, простокваша. Во втором отделе можно купить макароны, муку, крупы. В третьем вам любезно предложат различные сладости: конфеты, зефир, мармелад, пряники.
__________________________________________________________________ДРОЖЖИ Часть упряжи, состоящая из длинного ремня (или толстой тесьмы, веревки), прикрепленного к удилам, и служащая для того, чтобы править запряженной лошадью.
ВОЖЖИ Вещество из микроскопических
грибков, которое добавляют в тесто.
ДРОЖЖИ Часть упряжи, состоящая из длинного ремня (или толстой тесьмы, веревки), прикрепленного к удилам, и служащая для того, чтобы править запряженной лошадью.
ВОЖЖИ Вещество из микроскопических
грибков, которое добавляют в тесто
ДРОЖЖИ Часть упряжи, состоящая из длинного ремня (или толстой тесьмы, веревки), прикрепленного к удилам, и служащая для того, чтобы править запряженной лошадью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме " Имена существительные в форме множественного числа. Правописание окончаний."
Проблемный урок по русскому языку проводится в 4 классе. На уроке применяется интерактивная форма организации учебного...
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Цели и задачи: формировать умение определять число имен существительных; знать существительные, которые имеют форму только множественного числа.уметь употреблять эти существительные в речи;приви...
Презентация к логопедическому занятию «Имена существительные, имеющие только множественное число».
Презентация к логопедическому занятию «Имена существительные, имеющие только множественное число»....
Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.", 2 класс УМК "ШР"
Цели деятельности учителя: знакомство с существительными, которые употребляются только в одном числе, формирование умения различать существительные множественного числа от сущест...
Конспект урока "Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном."
Конспект урока "Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном."...
Проектирование урока для 3 класса по теме «Имена существительные имеющие форму одного числа»
Проектирование урока по теме «Имена существительные имеющие форму одного числа»...
Технологическая карта подгруппового логопедического занятия по теме «Профессии. Имена существительные единственного и множественного числа»
Данная технологическая карта подгруппового логопедического занятия по теме "Профессии. Имена существительные единственного и множественного числа" разработана для учащихся 3 класса (ОВЗ)....