Имена существительные, которые не изменяются по числам
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Яковлева Ирина Леонардовна

Урок русского языка в 3 классе с использованием образовательной онлайн- платформы«Учи. ру», цифровой платформы «Яндекс. Учебник» и    РЭШ. Урок 52.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkiy_yazyk_2.docx592.04 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

УМК: «Школа России».

Предмет: русский язык.

Тема. Имена существительные, которые не изменяются по числам

Цель: научиться различать имена существительные, употребляемые только в одном числе: единственном или множественном.

Задачи: узнать, какие имена существительные имеют только единственное число, какие – только множественное число;

научиться изменять имена существительные по числам.

Планируемые результаты.

Предметные: познакомить с именами существительными, употребляемыми только в одном числе: единственном или множественном; формировать умения определять число имён существительных, изменять существительные по числам.

Метапредметные:

Регулятивные: учить определять и сохранять в памяти учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя.

Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по предложенному началу.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные: проявлять положительное отношение к языковой деятельности, интерес к изучаемому предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, баян, колпаки

слова для доски

-узнать

-научиться

Образовательные ресурсы:

  • образовательная онлайн- платформа «Учи. ру»
  • цифровая платформа «Яндекс. Учебник» 
  • РЭШ. Урок 52.

Организация пространства: индивидуальная, групповая, парная

Технологическая карта урока

Этапы урока

Эффективные приемы и формы работы

Содержание

1.

Организационный момент.

 ( 1 мин.)

1.Приветствие.Упражнение «Здравствуй, друг»

-Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

II.

Мотивация к учебной деятельности. Самоопределение к деятельности

( 4  мин)

 1.Сценка

На доске появляются слова:

«ножница» и

« ножницы»

2. Определение темы,  постановка  целей и задач  урока.

Имена существительные, которые не изменяются по числам

узнать

научиться

-Что же ты опаздываешь?

-Да я не виновата, это всё ножницы.

-Какие ?

-Я пришивала  пуговицу к сарафану,   взяла ножницы, чтобы  отрезать нитку. Одна ножница   упала на пол, другая под стул закатилась. Вот и опоздала .( показывает разобранные ножницы)

-Давай свои ножницы и садись на место.

-Герой сценки  употребил две формы: «ножница» и «ножницы» (прикрепляет на доске эти слова)

-Ребята, какая из них правильная?

 ( ответы детей)

- Давайте в этом убедимся.  Что говорит нам   толковый словарь Ожегова?

 -Василиса, посмотри, пожалуйста.

( есть только слово «ножницы»)

- Охарактеризуйте слово «ножницы»

(Это имя существительное, обозначает предмет и отвечает на вопрос что. Оно неодушевлённое. Нарицательное).

- Ножницы- это форма слова «ножница»?

(Нет, учитель убирает слово с доски)

- Изменяется ли по числам существительное «ножницы»? (Нет)

- О чем будем говорить на уроке?

(об именах существительных, которые не изменяются по числам- открывается тема урока на доске)

-А какие задачи поставим перед собой?

 - Узнать что?

- Какие имена существительные не изменяются по числам.

-Научиться чему?

-Определять число имен существительных

- Изменять имена существительные по числам.

-Различать имена существительные ед.ч. мн.ч.

-  Откройте тетради и напишите дату, классная работа

Тетрадь я правильно кладу

Ручку правильно держу

 За осанкой я слежу

На отлично напишу

III.

Этап усвоения новых знаний и способов действий.

1. Групповая работа Выполнение упражнений.

На доске  Окончания:

 ед.ч.

мн.ч.

нулевое,

 -о

 -а

 -я

 -е

–ы

 -и-

 -а

 -я

 

Имена существительные, которые не изменяются по числам:

Только ед.ч.

Только мн.ч.

2.Выполнение интерактивных заданий на образовательной платформе Учи.ру. ( 10 мин).

прикрепляется магнитиком на доске слова:  

Только ед.ч.

Только мн.ч.

       - название продуктов

         -имена собственные

Только ед.ч.

Только мн.ч.

       - название продуктов

         -имена собственные

              -название игр

лапта

прятки

          - отрезки времени

-Поработаем в группах, помним о взаимоуважении и взаимопомощи

1 упражнение.

Измените форму числа данных имён существительных и сделайте вывод:

1 группа                        2 группа

стол —                         города-

книга-                            рассказы-

праздник-                        воробьи-

озеро —                         загадки-

тетрадь-                         учителя-

- Как изменяются имена существительные? (По числам.)

- Что обозначают имена существительные в единственном числе? (Один предмет.)

- Что обозначают имена существительные во множественном числе? (Несколько предметов.)

 Что изменяется у существительного при изменении по числам? (Окончание.)

В единственном числе: нулевое, -о, -а, -я, -е; во множественном числе окончания –ы, -и-, -а, -я.

2 упражнение.

1 группа. Используя эти  знания  устно поставьте данные  имена   существительные: 1 группа-в форму множественного числа:

2 группа- в форму единственного числа

Сметана               грабли

Лук                        ворота

Кофе                      брюки

Соль                      санки

Сахар                    сутки

- Что вы заметили?

-1 группа. Не   получается поставить их в единственное число.

-2 группа. Не смогли поставить   во множественном числе.

Вывод: некоторые существительные не изменяются по числам, употребляются только во множественном числе или только в единственном числе

( на доске появляется таблица)

-А какие имена существительные имеют форму только единственного или только множественного числа?Что они обозначают? Чтобы ответить на этот вопрос приглашаю вас на образовательную платформу «Учи ру»

- Давайте немного поиграем. Испечем праздничный пирог. Тем более есть повод: приближается праздник День защитника Отечества

-Все мы будем в роли поваров, выберем шеф- повара

( повара одевают шапочки, шеф- повар колпак, выходит к компьютеру шеф- повар)

Для пирога нам понадобятся два яйца, три яблока, сливки и мука.

Нажимай на стрелки, чтобы увеличить или  уменьшить количество продуктов.(действие)

Нужны ещё сливки. Добавь их. (действие)

Нужна ещё мука. Добавь её. (действие)

Отлично пирог готов. (на доске появляется)

Допиши окончания имён существительных:

Единственное число: мука

Множественное число: яблоки, сливки (действие)

Нажми на существительные, которые употребляются только в единственном числе. Мука. (действие)

Это существительное не изменяется по числам, оно имеет форму только единственного числа(действие)

Микровывод: некоторые группы имен  существительных имеют форму только единственного числа. Например,  названия продуктов: мёд, халва, зефир. А также имена собственные: Москва, Санкт- Петербург, Владивосток.

-Какие имена существительные имеют форму только единственного числа?

-названия продуктов

-имена собственные

Нажми на существительные, которые употребляются только во множественном  числе. Сливки. (действие)

Это существительное не изменяется по числам, оно имеет форму только множественного  числа (действие)

Микровывод: некоторые группы имен  существительных имеют форму только множественного  числа.  Например,  названия игр: прятки, жмурки, шахматы. А также отрезки времени: каникулы, сутки, будни.

-Какие имена существительные имеют форму только множественного числа?

-Названия игр, отрезки времени

Сделаем вывод: некоторые существительные имеют форму только единственного или только форму множественного числа (показываем на таблице)

IV.

Закрепление изученного

1. Работа в парах

прикрепляется магнитиком на доске слова:  

Только ед.ч.

Только мн.ч.

       - название продуктов

сметана

мука

дрожжи

сливки

         -имена собственные

Москва

Чебоксары

              -название игр

лапта

прятки

          - отрезки времени

февраль

каникулы

2. Просмотр видео. Знакомство с группами имен существительных из РЭШ ( 2 мин).Опережающее обучение, для углубленного изучения темы для одарённых детей.

-Поработаем парами. С кем в начале урока здоровались,  те составляют пару

 Ответьте на вопрос

1.Что обозначает  каждое существительное?

2. Определите число  

3. Составьте предложение с данными словами.

 1 пара: сметана, Чебоксары

 2 пара: лапта, каникулы

 3 пара: дрожжи, Москва,

 4 пара: прятки, февраль

 5 пара: мука, сливки ( для Милены)

-Найти  побольше  информации  о  таких именах существительных вы можете на платформе РЭШ ( российская электронная школа)

( просмотр видео)

-Какие группы ещё запомнили?

- группы людей, название природных явлений, признаков

- Какой группе отнесём  слово «ножницы»?

- Название парных предметов.

( показывает разобранные  ножницы)

-Какие ещё существительные можете назвать? ( брюки, очки, шорты)

 

V.

Физкультминутка( 1 мин)

1.Исполнение песни с движениями под баян.

Молоко, кефир и масло,

Лук, картофель, тишина

Говорите вы всегда

В единственном числе, друзья.

(хлопки под музыку)

Жмурки, прятки, шахматы,

Сутки, будни, салочки,

Говорите вы всегда

Во множественном числе, друзья.

( движение ногами)

-1 группа, какие имена существительные вы запомнили, которые употребляются только в единственном числе?

-2 группа какие имена существительные, которые употребляются только в единственном числе вы можете назвать?

VI.

Контроль знаний, умений , навыков

Проверочная работа в

онлайн- режиме на Яндекс. Учебнике ( 8 минут)

Критерии оценивания:

100%- 90% - 5

66-89% - 4

51-65% - 3

Меньше 50 %- 2

 Сегодня мы много говорили о  существительных, которые не изменяются по числам. А сейчас мне бы хотелось проверить ваши знания по теме.

Проведём самостоятельную работу в онлайн- режиме. Открываем созданное мною занятие по предмету «Русский язык».  Всего 3 задания по теме урока. Время проведения работы 5 минут. После выполнения увидим на экране, кто как справился с заданиями.

Критерии оценивания:

100%- 90% - 5

66-89% - 4

51-65% - 3

Меньше 50 %- 2( вывешивается на доске)

Работает сначала 2 группа.

В это время 1 группа выполняет упражнение 427  самостоятельно.

https://sun9-33.userapi.com/impg/Gvw2pXPS4-PKDiHSBSMoB1Zffj9KjeLLTJyJxg/R3JUugPA2MY.jpg?size=1280x720&quality=95&sign=e3199a0ce4c71cf54351118071824825&type=album

https://sun9-83.userapi.com/impg/vKKeHZuhdxD5txP7Ia-T0Hu1DwAdkI-gEJwUcA/-CGui3CCQoM.jpg?size=1280x720&quality=95&sign=74ef330a4ca66566c8ccfc70c18a573f&type=album

https://sun9-55.userapi.com/impg/yQhwIAGJUh_kxR-glvPcryBbJyRLr3dU2hrT1Q/R66A7rwb_Uw.jpg?size=1280x720&quality=95&sign=3c9666389a06292ce6588b80c311884b&type=album

- Познакомимся с результатами .

  • Статистика по занятию:
  • Средняя успеваемость по занятию:

Среднее время выполнения:

Оценки.

VII

Домашняя работа

( 1 мин)

1.Выбор домашнего задания.

Домашнее задание:

По выбору:

  1. Упр. 426, стр.29
  2. Написать  рассказ из 6-7 предложений, используя существительные, которые не изменяются по числам.

VIII

Подведение итогов урока

( 1 мин.)

2.Беседа

-Итак, ребята, о чем узнали на уроке

(Какие имена существительные не изменяются по числам).

-Чему научились?

(Определять число имен существительных

- Изменять имена существительные по числам.

-Различать имена существительные ед и мн числа, только ед ч и только мн ч)

IX.

Рефлексия

( 1 мин.)

3.Ответы на вопросы

Оценивание «Моё участие»

Вот и пирог готов. Оцените,  пожалуйста свою работу  на уроке. На какую часть пирога вы бы хотели поставить свой смайлик.

( все остаются у доски)

-Давайте все возьмёмся за руки.

-Мы поздравляем всех мужчин, пап, кто служил и защищает сейчас нашу Родину, участвуя  в специальной военной операции на Украине. Мы поздравляем  всех будущих мальчиков с Днем защитника Отечества. Наша Родина великая!

 Мы вместе! Возьмемся крепко за руки.

Что  пожелаем им? Скажем добрые слова.

-Инесса, начни ты первая, твой старший брат участвует в специальной военной операции, а второй служит.  Что ты им желаешь в праздник?

(Я горжусь своими братьями, желаю ……..говорят пожелания)

- Ребята, благодарю за ваш труд на уроке.

 Русская пословица гласит: Какова работа, такова награда. Примите награду.

( достается настоящий пирог)

Спасибо всем за урок.

Дополнительный материал :

Работа по учебнику ( 2 мин)

Упр.431

Упражнение 431.

-Прочитать  стихотворение и найдите имена существительные, которые не изменяются по числам.

серебро, тишина

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Цели урока:Формировать представление об именах существительных, которые имеют форму только единственного числа;Развивать творческую фантазию учащихся, способность представлять отвлеченные поняти...

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Цели и задачи: формировать умение определять число имен существительных; знать существительные, которые имеют форму только множественного числа.уметь употреблять эти существительные в речи;приви...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Определение рода имени существительного, которое стоит во множественном числе".

Урок русского языка в 3 классе по теме "Определение рода имени существительного, которое стоит во множественном числе."...

Открытый урок на тему «Имена существительные, которые отвечают на вопрос кого?»

Тема урока: «Имена существительные, которые отвечают на вопрос кого?»Предметная область: русский языкКласс: 3 классАвтор УМК: Русский язык 3 класс Г.М.Селиверстова,Ф.Т.МанзановаТип урока: урок усвоени...

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.", 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: знакомство  с  существительными, которые употребляются только в одном числе, формирование умения различать существительные множественного числа от сущест...