конспект урока по письму "Значение ударения в слове"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Значение ударения в слове (1 класс)
Задачи урока:
1) проверить знание учащимися словарных слов; продолжить работу над чистописанием ; учить детей понимать роль ударения в словах; учить правильно ставить ударение в словах в зависимости от лексического значения предложения, в котором употреблены данные слова;
2) развивать речь учащихся на основе составления предложений; коррекция логического мышления на основе заданий требующих сравнения, выводов и обобщения.
3) воспитывать культуру письма и устной речи учащихся; воспитывать положительные эмоции личности; воспитывать мотивацию к учению.
Наглядность и оборудование: нарисованная книга со словарными словами и карточки с буквами; картинки для работы по теме урока (замок и замок, стрелки и стрелки,белки и белки, кружки и кружки) и карточки, на которых написаны эти слова с ударением; рисунок «
Ход урока:
- Организационный момент.
Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие на поезде. В дорогу мы возьмем с собой СЛОГОВИЧКА и Ударение. Итак в добрый путь!
Слайд2
Чтоб в дороге нам не сбиться нам нужна карта. Слайд №3
Минутка чистописания.Мы отправляемся в город Словоград
Наш путь проходит через горы и долины .
Но для начала, проявите всё своё старание на «Минутке чистописания».
Подготовьте тетрадь для работы
Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я, друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
-А сейчас откройте тетради, положите их правильно, запишите число и целую строчку букв Мм.
Открыли учебник стр. 53 упражнение 76
Прочитали стихотворение.
Мед в лесу медведь нашёл,-
Мало мёду – мало пчёл.
Поставьте ударение.
Ну, а теперь мы отдохнем.
- Словарная работа. Устно Работа с карточками.
-Ребята, когда я сегодня пришла в класс, то у себя на столе увидела вот эту книгу со словарными словами. Но что необычного вы в ней заметили? (в словах нет букв) Да, оказывается, некоторые буквы из слов убежали. И наша с вами задача вернуть сбежавшие буквы обратно в слова.
к..пуста г..рох
п..нал за…ц.
л..са с..бака
Работа в тетрадях. Записываем слова, деля их на слоги.
4) Подготовительный этап.
- Молодцы, ребята, я вижу, что вы все постарались и красиво написали буквы. Вы хорошо знаете словарные слова. И за это я вас возьму вас дальше в путь.
И едим и вот это да!
Кто уже догадался? (Ударение) Правильно, запишите его имя в тетрадях. Это и будет темой нашего урока.
5) Работа по новой теме урока.
А) Объяснение учителя.
-Ребята, давайте расскажем нашему принцу, что мы про него знаем из 1 класса (во всех словах есть ударение; оно только одно; всегда падает на гласную букву; слог, на который падает ударение - ударный; если слово состоит из одного слога, то ударение не ставим).
-Правильно. Сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужно ударение. Какова его роль? Ваша задача быть внимательными и ничего не пропустить. Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение? (нет) -Рассказать? (да) Тогда слушайте.
«В некотором царстве, в некотором государстве собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: Что вы без меня значите! Если захочу, возьму и изменю ваше значение!» Слова, конечно, не поверили.
-Вышел вперед замок (учитель прикрепляет картинку) и сказал: Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь ударение - это просто черточка!» А Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.
- А дальше вот что случилось. Вышли вперед ….Читайте сами.
белки.
-Да. Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает».
-Как вы думаете, что произошло? (Ударение перешло на другой слог.Ударениепревратило это слово в белок.)
-Абсолютно верно (прикрепляет картинки и слово.) А теперь попробуйте сами закончить сказку. (Потом вышли стрелки и сказали: Мы умеем стрелять. Мы можем защитить себя ». Ударение их выслушало и превратило в стрелки. Оно перешло на первый слог).
-Молодцы!
(Затем Ударение превратило кружки в кружки.)
-А как вы думаете, какой вывод сделали слова? Чем закончилась эта история? (Слова поняли, что они не могут жить без ударения. Что очень важно, где в слове стоит ударение. Если ударение стоит не на своем месте, то меняется значение всего слова.)
Б) Выполнение задания у доски.
-Записываем слово, которое я называю. Ставим в нем ударение и после черточки пишем это же слово, но уже с измененным ударением. Объясняем, как влияет изменение ударения на само слово, его смысловое значение.
хлопок-хлопок полки-…..
пары-….. пили- …..
стоит-….. плачу-…..
6) Физкультпауза.
7) Закрепление изученного материала.
А) Самостоятельное выполнение упражнения.
-Принц очень рад, что мы пришли к нему в замок. Он очень рад, что вы так хорошо Вот видите, сколько работы у принца Ударения. Но не смотря на свою загруженность, он приготовил вам задание. Прочитайте, что за слова написаны на доске.
На доске:
уху (Здесь написаны предложения, в которые нужно
пили доски закрыта.)
-Можем ли мы догадаться в какие предложения у меня вставлены эти слова? (Нет. Потому что в словах нет ударения. Уха- суп; ворот- это, наверное, воротник; пили- это значит они что-то пили или пилили.)
-Видите, как трудно без ударения. Я сейчас вам помогу.
Учитель открывает вторую половину доски.
На доске:
уху Мы сегодня ели….
Комар подлетел к ….
пили Дети … молоко.
…бревно ровно.
-Теперь все понятно? По предложению можно понять, о чем идет речь.
-Запишите себе в тетрадь любые два предложения с доски,
вставьте нужные слова и поставьте в них ударение.
Б) Проверка работ учащихся.
8) Обобщение материала.
-Итак, ребята, нам пора возвращаться.
Солнце село за село.
Нам ужасно повезло,
Что в гости к Ударению сходили
И все его секреты мы раскрыли.
-Какие похожие слова есть в этом четверостишии? (село и село) Объясните их значение.
-Почему нам повезло? Что нового мы узнали об ударении?
Что вспомнили? (Во всех словах есть ударение; оно падает на гласную букву; слог на который падает ударение- ударный; ударение может изменить смысл слова; от ударения зависит смысл слова.).
-Великолепно! Я думаю, что принц Ударение не разочаровался, что пригласил нас в гости.
10) Итоговая часть урока.
-На этом всем большое спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Смыслоразличительная роль ударения".
Развивающая программа Л.В. Занкова...
Конспект урока русского языка: УДАРЕНИЕ
УМК "Школа России". Русский язык 1 класс....
План - конспект урока по теме "Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения" .1 класс
Разработка урока по русскому языку по теме "Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения." 1 класс....
План - конспект урока русского языка «Ударение. Ударный слог» 2 класс («Перспектива»)
План - конспект урока русского языка («Перспектива») «Ударение. Ударный слог» 2 класс...
Конспект урока русского языка "Ударение. Ударный слог." 2 класс УМК «Перспектива»
Конспект урокарусского языка 2 класс УМК «Перспектива»...
Конспект урока 2 класс "Ударение. Ударный и безударный слог"
Цель: обобщить и систематизировать знания о роли ударения в слове, об особенностях ударного слога.Задачи:Познавательный аспект:1. Структурировать знания с учетом вновь приобретенных.2.Определять ...
Конспект урока русского языка «Ударение. Ударные и безударные слоги. Работа с «Орфоэпическим словарём» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений об ударении, ударном и безударном слогах; знакомство с «Орфоэпическим словарём» русского языка.Планируемые результаты:...