Конспект урока русского языка "Ударение. Ударный слог." 2 класс УМК «Перспектива»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Долгова Ирина Анатольевна

Конспект урока

русского языка 2 класс УМК «Перспектива»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_udarenie.dolgova.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

русского языка 2 класс УМК «Перспектива»

Долгова И.А.

Тема:  Ударение. Ударный слог.

Предметная цель: научить ставить ударение, опираясь на смысл слов; систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие  между звуками и буквами.

Метапредметные:

Содействовать формированию чувства языка, формированию  умений и навыков, необходимых для грамотного письма. Развивать технику речи. Развивать мышление, творческие способности, интерес к изучению русского языка.

Личностные:

Воспитывать аккуратность, внимательное отношение к слову,  как значимой единице речи.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс (ФГОС, Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.), 1часть,УМК «Перспектива» индивидуальные карточки, презентация, электронное приложение.

                                                         Ход урока

1. Организационный этап.

– Поприветствуйте гостей! Улыбнитесь гостям, и вы мгновенно почувствуете облегчение, увидев на их лицах теплые улыбки. Улыбнитесь мне. Не волнуйтесь. Я даже не сомневаюсь в том, что у нас все получится.  Мы начинаем урок русского языка. Сегодня урок обещает быть познавательным и интересным, но все будет зависеть от вашей работоспособности, внимательности и сообразительности. Итак, вы готовы приступить к работе?

2. Чистописание

-Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

-  У меня на доске пословицы. Прочитаем хором. Выберите пословицу, которая будет вашим девизом на уроке. Запишите.

На  электр.доске:

По семенам и всходы.

Люби дело - мастером будешь.

Ученику удача - учителю радость.

3. Проверка выбора пословицы.

- Какую пословицу выбрали  и почему? (заслушиваю 3-4 человека)

4. Создание проблемной ситуации.

- Девиз у каждого есть, а тему поможет определить умение отгадывать загадки.

Задание: отгадать загадку. Записать отгадку в тетради, через запятую.

Загадки.

1.Кто учит детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать. (Учитель)

2. Крупно, дробно зачастил и всю землю намочил.(Дождь)

3.Сам алый, сахарный, кафтан зеленый бархатный.(Арбуз)

4. В сенокос – горька, 
А в мороз – сладка, 
Что за ягодка?(Рябина)

5. Дерево колючее, зеленое, пахучее.

Прилетела к нам метель, стала белой наша …(Ель)

6.Синяя шуба весь мир накрыла.(Небо)

7. Птичка-невеличка,

Носик стальной,

Хвостик льняной. (Иголка)

8.Кто пушистый у воды моет сладкие плоды?

Прежде чем отправить в рот полоскает их… (Енот)

5.Самопроверка.

- Обведите первую букву каждого слова в кружочек простым карандашом.

6.Этап целеполагания.

-Какое слово у вас получилось?

 - Как вы считаете, какова будет тема нашего урока?

- Действительно, тема нашего урока «Ударение».(Вешаю табличку)

– Скажите, мы встречались уже с таким понятием?

 -Действительно, мы на практике встречались с ударением, учились ставить ударение в слове, определять на какой слог падает ударение, но само правило, что такое ударение и какова его роль в русском языке мы еще не изучали.

7. Планирование.

- Я предлагаю  вам подумать, а что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке. Обратимся к нашей корзине идей. (Дети поочерёдно достают вопросы из корзины, прикрепляю на доску)

-Продолжите вопрос…

Что?    (Такое ударение?)

 Как?  ( Определить ударение в слове?)

 Где?   (В слове может стоять ударение? На каком слоге?)

 Какова?  ( Роль ударения?)  

 Почему?   (В некоторых словах знак ударения не ставится?)

-Итак,ответим на первый вопрос:

Что?    (Такое ударение?)

-Как называется гласный, на который падает ударение?

-А остальные гласные называются? (Выслушиваю мнения детей) 

-Послушаем Ивана Ивановича Самоварова. (Включаю электр. приложение)

-Итак, мы ответили на вопрос Что? (Вешаю табличку)

Это выделение голосом одного из слогов в слове

- Вернемся к словам-отгадкам. Посоветуйтесь в паре, какое задание можно выполнить с этими словами. Не забывайте о теме.

-Поставим ударение.

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте. Оцените на полях кружочками зелёного, жёлтого и красного цветов.

-Ответим  на следующий вопрос

-Как? Определить ударение в слове? (Его нужно позвать)

-Давайте определим ударение и поможем Совушке. (Элек. приложение)

Вешаю табличку

Чтобы определить ударение в слове его нужно позвать.

-Ответим на следующий вопрос: Где? Может стоять ударение в слове?

(высказывания детей)

8.Физминутка

А сейчас мы поиграем. Я называю слова, если в слове ударение падает на 1 слог, встаёте, если на 2 слог, топаете ногами, если на 3 слог, приседаете.

Сосна, ветер, улица, ромашка, пароход, луна, молоко

Вешаю табличку

 В русском языке у ударения нет постоянного места.

В русском языке ударение является   свободным.

 

9. Ответим на вопрос: Какова? Роль ударения?

-Поиграем в игру «Молчанка»

На экране появляется слово замок

- Ребята, у вас на партах лежат листочки. Нарисуйте на них предмет, который называет это слово. Говорить нельзя.

-Поднимите рисунки и покажите  что получилось.

-Почему рисунки у вас получились разные? Как вы думаете?

(Потому что ударение падает на разные слоги)

- Если ударение поставить на 1 слог, то говорится о здании, а если поставить на последний слог, то говорится о предмете, которым закрывают дома двери).

- А теперь попробуйте ответить на вопрос упр. 126, стр.86 (Устно)

-Такие слова в русском языке называются ОМОГРАФАМИ.(Вешаю табличку)

Вы ещё много о них узнаете.

10. Выполнение упр. 127, стр.86 (Устно)

- В чём их сходство? (В написании).

- В чём их различия? (В произношении).

- Составьте предложения со словами второй строки.  По вариантам

1 вариант стрелки-стрелки

2 вариант плачу- плачу

( Стрелки часов показывают 12. Стрелки приготовились к выстрелу. Я плачу, когда чищу лук. Я плачу за обеды в школе.)

- Ребята, что может случиться, если ударение будет менять свое место в слове? (Изменится смысл слова).

11.Вот послушайте какая интересная история  однажды произошла.

 СЦЕНКА.

Стоит мальчик. Он держит в руках бутылочку с лекарством. Читает: «3 раза в день по столовой ложке.                                     /

                                                  После приёма пищи».

Начинает пищать. Вбегает мама.

- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

- А я лекарство принял. А здесь написано…(читает)                                      /                      

- Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочитал. Три раза после приёма пищи, а не пищи.

- Ой, мамочка. Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл, а я об этом забыл…

У: - Что же случилось от перестановки ударения?

Д: - Изменился смысл слова, и с мальчиком произошла смешная история.

12. Работа в паре.

– Поработаем в парах. Давайте потренируемся правильно ставить ударение в словах. На карточках записаны стихотворения. В выделенных словах поставьте ударение. Запомните, как правильно их произносят.

1. На ветку дуба сели белки,

Устроив в роще посиделки.

Шеф-повар просит нас: «Сынки!»

Для торта сбили бы белки.

2. Утром лакомка Денис

Покупал себе ирис.

Нам для вышивки сгодились

Нитки, что зовутся ирис!

3. Распахали сотню соток,

Посадили в поле хлопок.

У хлопушки с ниткой бок:

Дёрнул нитку и – хлопок!

Проверим на электрон. доске.

-Так как мы ответим на вопрос? Какова роль ударения в русском языке?

Вешаю табличку

Перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) слова.

13. Самостоятельная работа.

- Ударение- главный труженик в словах. Но, оказывается, у него бывают выходные. Вернёмся к началу урока. В каких словах отгадках вы не поставили ударение?

Дождь, ель….

- Запишите на новой строке, через запятую три слова, в которых ударение никогда не ставится.

Проверка.

-Какие слова записали?

-Можно ли продолжить этот ряд словом зелёное?

-Ответим на последний вопрос

Почему? Ударение в некоторых словах никогда не ставится?

- Какой секрет ударения мы знаем?

Знак ударения не ставится в односложных словах и в словах с буквой ё.

14.Рефлексия учебной деятельности

- Давайте соединим вопросы нашего урока с ответами на кластере «Ударение».

Подведём итог нашего урока. Продолжи высказывание

1Я повторил на уроке…
2. Мне понравилось…
3.Хорошо  работал…
4.Я  могу себя похвалить…
5.Я узнал новое…

Оцените свою работу в тетради кружочком нужного цвета на полях.

15. Домашнее задание

Упр 130 У.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов"

Урок изучения нового материала.УМК "Система Л. В. Занкова"Учебник А. В. Поляковой...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов"

Урок изучения нового материала.УМК "Система Л. В. Занкова"Учебник А. В. Поляковой...

Конспект урока русского языка для 4 класса по теме "Как определить спряжение глагола по ударному окончанию"

Конспект урока русского языка для 4 класса. Образовательная система "Школа 2100". Учебник Бунеев Р.Н. Конспект разработан в соответствии с ФГОС...

конспект урока русского языка в 3 классе , УМК "Перспектива"

Данный урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.В ходе урока используется презентация, созданная Слесаревой О.П....

Конспект урока русского языка во 2 классе: "Слог. Деление слов на слоги"

Конспект урока русского языка во 2 классе: "Слог. Деление слов на слоги"....

Конспект урока"Ударение. Определение ударного слога" 2 класс УМК «Школа России»

Конспект урока"Ударение. Определение ударного слога" 2 класс УМК «Школа России»предназначен для учителей начальных классов....