Конспект урока русского языка "Ударение. Ударный слог." 2 класс УМК «Перспектива»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока
русского языка 2 класс УМК «Перспектива»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_udarenie.dolgova.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
русского языка 2 класс УМК «Перспектива»
Долгова И.А.
Тема: Ударение. Ударный слог.
Предметная цель: научить ставить ударение, опираясь на смысл слов; систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами.
Метапредметные:
Содействовать формированию чувства языка, формированию умений и навыков, необходимых для грамотного письма. Развивать технику речи. Развивать мышление, творческие способности, интерес к изучению русского языка.
Личностные:
Воспитывать аккуратность, внимательное отношение к слову, как значимой единице речи.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс (ФГОС, Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.), 1часть,УМК «Перспектива» индивидуальные карточки, презентация, электронное приложение.
Ход урока
1. Организационный этап.
– Поприветствуйте гостей! Улыбнитесь гостям, и вы мгновенно почувствуете облегчение, увидев на их лицах теплые улыбки. Улыбнитесь мне. Не волнуйтесь. Я даже не сомневаюсь в том, что у нас все получится. Мы начинаем урок русского языка. Сегодня урок обещает быть познавательным и интересным, но все будет зависеть от вашей работоспособности, внимательности и сообразительности. Итак, вы готовы приступить к работе?
2. Чистописание
-Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
- У меня на доске пословицы. Прочитаем хором. Выберите пословицу, которая будет вашим девизом на уроке. Запишите.
На электр.доске:
По семенам и всходы.
Люби дело - мастером будешь.
Ученику удача - учителю радость.
3. Проверка выбора пословицы.
- Какую пословицу выбрали и почему? (заслушиваю 3-4 человека)
4. Создание проблемной ситуации.
- Девиз у каждого есть, а тему поможет определить умение отгадывать загадки.
Задание: отгадать загадку. Записать отгадку в тетради, через запятую.
Загадки.
1.Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать. (Учитель)
2. Крупно, дробно зачастил и всю землю намочил.(Дождь)
3.Сам алый, сахарный, кафтан зеленый бархатный.(Арбуз)
4. В сенокос – горька,
А в мороз – сладка,
Что за ягодка?(Рябина)
5. Дерево колючее, зеленое, пахучее.
Прилетела к нам метель, стала белой наша …(Ель)
6.Синяя шуба весь мир накрыла.(Небо)
7. Птичка-невеличка,
Носик стальной,
Хвостик льняной. (Иголка)
8.Кто пушистый у воды моет сладкие плоды?
Прежде чем отправить в рот полоскает их… (Енот)
5.Самопроверка.
- Обведите первую букву каждого слова в кружочек простым карандашом.
6.Этап целеполагания.
-Какое слово у вас получилось?
- Как вы считаете, какова будет тема нашего урока?
- Действительно, тема нашего урока «Ударение».(Вешаю табличку)
– Скажите, мы встречались уже с таким понятием?
-Действительно, мы на практике встречались с ударением, учились ставить ударение в слове, определять на какой слог падает ударение, но само правило, что такое ударение и какова его роль в русском языке мы еще не изучали.
7. Планирование.
- Я предлагаю вам подумать, а что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке. Обратимся к нашей корзине идей. (Дети поочерёдно достают вопросы из корзины, прикрепляю на доску)
-Продолжите вопрос…
Что? (Такое ударение?)
Как? ( Определить ударение в слове?)
Где? (В слове может стоять ударение? На каком слоге?)
Какова? ( Роль ударения?)
Почему? (В некоторых словах знак ударения не ставится?)
-Итак,ответим на первый вопрос:
Что? (Такое ударение?)
-Как называется гласный, на который падает ударение?
-А остальные гласные называются? (Выслушиваю мнения детей)
-Послушаем Ивана Ивановича Самоварова. (Включаю электр. приложение)
-Итак, мы ответили на вопрос Что? (Вешаю табличку)
Это выделение голосом одного из слогов в слове
- Вернемся к словам-отгадкам. Посоветуйтесь в паре, какое задание можно выполнить с этими словами. Не забывайте о теме.
-Поставим ударение.
-Обменяйтесь тетрадями и проверьте. Оцените на полях кружочками зелёного, жёлтого и красного цветов.
-Ответим на следующий вопрос
-Как? Определить ударение в слове? (Его нужно позвать)
-Давайте определим ударение и поможем Совушке. (Элек. приложение)
Вешаю табличку
Чтобы определить ударение в слове его нужно позвать.
-Ответим на следующий вопрос: Где? Может стоять ударение в слове?
(высказывания детей)
8.Физминутка
– А сейчас мы поиграем. Я называю слова, если в слове ударение падает на 1 слог, встаёте, если на 2 слог, топаете ногами, если на 3 слог, приседаете.
Сосна, ветер, улица, ромашка, пароход, луна, молоко
Вешаю табличку
В русском языке у ударения нет постоянного места.
В русском языке ударение является свободным.
9. Ответим на вопрос: Какова? Роль ударения?
-Поиграем в игру «Молчанка»
На экране появляется слово замок
- Ребята, у вас на партах лежат листочки. Нарисуйте на них предмет, который называет это слово. Говорить нельзя.
-Поднимите рисунки и покажите что получилось.
-Почему рисунки у вас получились разные? Как вы думаете?
(Потому что ударение падает на разные слоги)
- Если ударение поставить на 1 слог, то говорится о здании, а если поставить на последний слог, то говорится о предмете, которым закрывают дома двери).
- А теперь попробуйте ответить на вопрос упр. 126, стр.86 (Устно)
-Такие слова в русском языке называются ОМОГРАФАМИ.(Вешаю табличку)
Вы ещё много о них узнаете.
10. Выполнение упр. 127, стр.86 (Устно)
- В чём их сходство? (В написании).
- В чём их различия? (В произношении).
- Составьте предложения со словами второй строки. По вариантам
1 вариант стрелки-стрелки
2 вариант плачу- плачу
( Стрелки часов показывают 12. Стрелки приготовились к выстрелу. Я плачу, когда чищу лук. Я плачу за обеды в школе.)
- Ребята, что может случиться, если ударение будет менять свое место в слове? (Изменится смысл слова).
11.Вот послушайте какая интересная история однажды произошла.
СЦЕНКА.
Стоит мальчик. Он держит в руках бутылочку с лекарством. Читает: «3 раза в день по столовой ложке. /
После приёма пищи».
Начинает пищать. Вбегает мама.
- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
- А я лекарство принял. А здесь написано…(читает) /
- Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочитал. Три раза после приёма пищи, а не пищи.
- Ой, мамочка. Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл, а я об этом забыл…
У: - Что же случилось от перестановки ударения?
Д: - Изменился смысл слова, и с мальчиком произошла смешная история.
12. Работа в паре.
– Поработаем в парах. Давайте потренируемся правильно ставить ударение в словах. На карточках записаны стихотворения. В выделенных словах поставьте ударение. Запомните, как правильно их произносят.
1. На ветку дуба сели белки,
Устроив в роще посиделки.
Шеф-повар просит нас: «Сынки!»
Для торта сбили бы белки.
2. Утром лакомка Денис
Покупал себе ирис.
Нам для вышивки сгодились
Нитки, что зовутся ирис!
3. Распахали сотню соток,
Посадили в поле хлопок.
У хлопушки с ниткой бок:
Дёрнул нитку и – хлопок!
Проверим на электрон. доске.
-Так как мы ответим на вопрос? Какова роль ударения в русском языке?
Вешаю табличку
Перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) слова.
13. Самостоятельная работа.
- Ударение- главный труженик в словах. Но, оказывается, у него бывают выходные. Вернёмся к началу урока. В каких словах отгадках вы не поставили ударение?
Дождь, ель….
- Запишите на новой строке, через запятую три слова, в которых ударение никогда не ставится.
Проверка.
-Какие слова записали?
-Можно ли продолжить этот ряд словом зелёное?
-Ответим на последний вопрос
Почему? Ударение в некоторых словах никогда не ставится?
- Какой секрет ударения мы знаем?
Знак ударения не ставится в односложных словах и в словах с буквой ё.
14.Рефлексия учебной деятельности
- Давайте соединим вопросы нашего урока с ответами на кластере «Ударение».
Подведём итог нашего урока. Продолжи высказывание
1Я повторил на уроке…
2. Мне понравилось…
3.Хорошо работал…
4.Я могу себя похвалить…
5.Я узнал новое…
Оцените свою работу в тетради кружочком нужного цвета на полях.
15. Домашнее задание
Упр 130 У.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов"
Урок изучения нового материала.УМК "Система Л. В. Занкова"Учебник А. В. Поляковой...
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов"
Урок изучения нового материала.УМК "Система Л. В. Занкова"Учебник А. В. Поляковой...
Конспект урока русского языка для 4 класса по теме "Как определить спряжение глагола по ударному окончанию"
Конспект урока русского языка для 4 класса. Образовательная система "Школа 2100". Учебник Бунеев Р.Н. Конспект разработан в соответствии с ФГОС...
конспект урока русского языка в 3 классе , УМК "Перспектива"
Данный урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.В ходе урока используется презентация, созданная Слесаревой О.П....
Конспект урока русского языка "Наречие", 3 класс, УМК "Перспектива"
Конспект урока...
Конспект урока русского языка во 2 классе: "Слог. Деление слов на слоги"
Конспект урока русского языка во 2 классе: "Слог. Деление слов на слоги"....
Конспект урока"Ударение. Определение ударного слога" 2 класс УМК «Школа России»
Конспект урока"Ударение. Определение ударного слога" 2 класс УМК «Школа России»предназначен для учителей начальных классов....