Конспект урока "Смыслоразличительная роль ударения".
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Громова Анна Владиславовна

Развивающая программа Л.В. Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslorazlichitelnaya_rol_udareniya.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Смыслоразличительная роль ударения».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель деятельности учителя: познакомить учащихся со смыслоразличительной ролью ударения.

Планируемые результаты

предметные: познакомиться со смыслоразличительной ролью  ударения; читать тексы, анализировать их смысл; совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью.

личностные: развитие умения  работать в сотрудничестве с другими, используя преимущественно диалогическое общение; содействовать умению общаться между собой.

Оборудование: «Азбука» Н.В. Нечаева,  К.С. Белорусец для 1 класса; презентация.

Этап урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивационный

Словесный: слово учителя.

1 мин.

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

-Раз, два, три, четыре, пять –

Урок пора нам начинать!

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь!

-Любите ли вы урок чтения?

-Почему?

-Для чего человек должен уметь читать?

Приветствовать учителя.

К: приветствуют учителя.

2.Постановка учебной задачи

Словесный: ответы на вопросы.

4 мин.

-Ребята, что вы делали на прошлом уроке?

-Какое произведение вы читали?

-Внимательно посмотрите на экран и прочтите слова. (замок, замок)

-Чем эти слова похожи? (одинаковое написание)

-Чем они различаются? (ударением)

-Что такое замок?

-Что такое замок?

-Меняется ли смысл слова от постановки ударения? (да)

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (об ударении)

-Верно, сегодня мы поговорим о роли ударения.

-Какие цели мы можем поставить перед собой? (узнать, какую роль играет ударение в словах)

Отвечать на вопросы.

Читать слова.

Анализировать слова.

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Формулировать   цели урока.

П: планирование учебного сотрудничества с учителем.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

П: строят речевые высказывания.

Р: определяют тему и цели урока.

3.Решение частных задач

Наглядный:  рассматривание иллюстрации.

Словесный: ответы на вопросы.

4 мин.

4 мин.

-Ребята, откройте учебник на странице 105.

-Внимательно рассмотрите иллюстрации в верхней части страницы.

-Что вы видите? (телефон, телега, телевизор, телескоп, телеграф)

-Что нужно сделать с этими словами? (заполнить кроссворд)

-Верно!

- Возьмите в руки кассы букв. Я буду называть вам слова, вы должны набрать их на кассе.

-Начинаем. Телевизор, телебашня, телеграф, телефон, телескоп.

-Молодцы, ребята!

-Ребята, а что общего вы заметили в этих словах? (часть слова – «теле»)

-А знаете ли вы, что обозначает «теле»?

-«Теле» означает далеко.

-Ка вы думаете, что означает слово «телевизор»?

-«Теле» - далеко, «визор» - видеть. То есть по телевизору мы видим то, что происходит в разных странах.

-Что означает слово «телефон»?

-«Теле» - далеко, «фон» - слышать. То есть мы можем слышать по телефону тех, кто находится далеко.

-Что означает слово «телескоп»?

-«Теле» - далеко, «скоп» - смотрю. То есть с помощью телескопа мы можем рассматривать то, что вдали от нас.

-Что означает слово «телеграф»?

-«Теле» - далеко , «графе» - писать . То есть с помощью телеграфа мы можем отправлять письма в далекие страны.

-Молодцы, ребята!

Слушать учителя.

Рассматривать иллюстрацию.

Слушать учителя.

Составлять слова.

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Слушать учителя.

П: планирование учебного сотрудничества с учителем.

П:строят речевые высказывания.

К: участвуют в учебном диалоге, формулируют ответы.

Физминутка

5 мин.

«Хома, Хома, Хомячок»

Повторять слова и движения за учителем.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

3.Решение частных задач

Практический: чтение текста.

Практический: чтение текста

Словесный: ответы на вопросы.

Наглядный: рассматривание иллюстрации.

Практический: чтение стихотворение.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

2 мин.

1 мин.

3 мин.

3 мин.

-Ребята, внимательно посмотрите на страницу 105 и найдите текст.

-Кто не нашел?

-Самостоятельно прочтите его. Пожужжите.

-Встретили ли вы в тексте слова, которые могут иметь два ударения? (да)

-Возьмите карандаш и аккуратно поставьте ударение в этих словах.

-Сейчас начнем читать текст по цепочке. (чтение текста)

-О чем  этот текст? (о царе)

-Скажите, какие слова могут иметь два ударения? (замок - замок, кружки – кружки, стрелки – стрелки, гвоздики - гвоздики)

-Скажите. О каких кружках идет речь? (кружки чайные, кружки - фигуры)

-Верно!

-О каких стрелках говорится в тексте? (стрелки на часах, стрелки - воины)

-О каких гвоздиках говорится в тексте? (гвоздики – цветы, гвоздики – крепежи)

-Вено, ребята!

-Кто может сказать, какую роль играет ударение? (ударение играет большую роль, от изменения ударения может менять я смысл слова)

-Верно!

-Внимательно рассмотрите иллюстрацию внизу страницы. Что изображено? Как вы думаете, о чем будет стихотворение? (о зайце и барабане)

-Прочтите стихотворение самостоятельно. Пожужжите.

-О чем стихотворение? Ваши предположения подтвердились? (стихотворение о зайце, который не хотел играть на барабане)

-Кто хочет прочесть стихотворение вслух?

-Понравилось вам стихотворение?

Слушать учителя.

Читать текст.

Ставить ударение.

Читать текст.

Отвечать на вопросы.

Анализировать слова.

Отвечать на вопросы.

Рассматривать иллюстрацию.

Читать стихотворение.

Отвечать на вопросы.

Читать стихотворение.

П: осмысленно читают.

К: контролировать свою деятельность по алгоритму.

К: участвуют в учебном диалоге.

К: формулируют собственное мнение и позицию.

П: осмысленно читают.

4.Рефлексия

Словесный: ответы на вопросы.

3 мин.

-Ребята, вспомните тему нашего урока. (роль ударения)

-Какую цель мы ставили перед собой? (узнать, какую роль играет ударение в словах)

-Достигли ли мы ее?

-Кто может сказать, какую роль играет ударение в словах? (от постановки ударения зависит смысл слова)

-Ребята, молодцы! Вы очень хорошо поработали!

Отвечать на вопросы.

Формулировать выводы.

Слушать учителя.

П: строят речевые высказывания, осуществляют синтез.

Р: осуществляют итоговый контроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

Урок по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова с использованием информационных технологий " Ударение. Смыслоразличительная рольударения в слове " проводится в первом классе в период обучения грамоте. ...

Учебно - методическая разработка Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".Цель: умение  ставить  ударение, опираясь на смысл слов.Задачи урока...

Тема урока: Ударение (общее понятие). Способы выделения ударения. Слогообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие об ударении, научить обозначать ударение в словах, произносить слова правильно.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы «...

Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе специального ( коррекционного) обучения по теме «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.»

Тема. «Ударение. Роль ударения в слове, выделение ударного слога.» Цель :  Уточнить представления об особенностях ударения в слове, познакомить с ролью ударения в речи.Задачи:Развивать фонем...

План - конспект урока по теме "Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения" .1 класс

Разработка урока по русскому языку по теме "Ударение (общее представление). Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения."  1 класс....