Конспект урока русского языка: УДАРЕНИЕ
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

УМК "Школа России". Русский язык 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_udarenie.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

                     Конспект урока русского языка: УДАРЕНИЕ

Автор: Харченко Ирина Юрьевна. ГБОУ лицей № 244, г. Санкт-Петербург

Цель урока: Уточнить знания учащихся об ударении, ударных гласных.

Задачи:

Образовательные:  

- систематизировать знания учащихся об ударении;

- сформировать представление о формирующей и различительной функциях ударения в словах;

- дать представление о словесном и эмоциональном ударении;

- формировать потребность и умение орфоэпически правильно произносить слова.

Воспитательные:

- создание эмоциональной творческой обстановки;

- формирование нравственных качеств.

Развивающие:

- развитие речи – обогащение и усложнение словарного запаса;

- интеллектуальное и общее развитие учащихся;

- развитие мышления;

Оборудование: Учебник по русскому языку (Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова); на доске карточки с названиями дней недели.

                                                            Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята, все приготовились к уроку?  Я считаю до 10, чтобы вы  могли полностью приготовиться.

  1. Проверка домашнего задания.

Упражнение 33, с. 47

  1. Минутка чистописания.

  1. Постановка цели урока.

–Определить тему нашего урока вам поможет небольшое  задание

- Выделите  первые  звуки  в  словах (слайд 3)

[ у-у]тка,

[ д-д]ом,

[ а-а]ист,

[ р-р]учка,

[ э-э ]жи

[ н-н ]оты,

[ и-и]ндюк,

[ э-э ]нот     ударение

- Какое  слово  получилось?

– Прочитайте  его.

–Тема нашего урока: «Ударение».

– Скажите, мы встречались уже  с таким понятием?

– А что оно означает?

–Мы встречались с ударением, учились ставить ударение в слове, определять на какой слог падает ударение, но  само правило,  что такое ударение и какова  его роль в русском языке мы еще не изучали.

   

Словарная работа

       Загадки про месяцы(слайд 2)

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.

                           (Декабрь)        

По счёту первым он идёт,

      С него начнётся новый год.

      Открой скорее календарь,

      Читай! Написано - ...

                          (Январь)

 Снег мешками валит с неба,

 С дом стоят сугробы снега.

 То бураны и метели

 На деревню налетели.

 По ночам мороз силен,

 Днём капели слышен звон.

 День прибавился заметно,

 Ну, так что за месяц это?

                          (Февраль)

Дети выходят к доске по одному и записывают отгадки, определяют, сколько в слове слогов, выделяют ударный слог, называют какой он по счету.

У.: Ребята, а как одним словом мы можем назвать декабрь, январь и февраль?

Д.: Месяцы.

У.: А какие это месяцы года?

Д.: Зимние.

У.: Правильно, молодцы.

У.: Если вы успели заметить, что во всех словах мы ставили ударение, сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.

  1. Изучение нового материала.

Работа с текстом в учебнике с. 48 (слайд 4)

На горе я видел красивый за́мок.

На двери висел большой замо́к.

У.: Скажите, чем похожи и чем отличаются слова за́мок и замо́к?

Д.: Эти слова похожи тем, что пишутся одинаково, а значение разное.

У.: Что вам помогло верно произнести  эти слова?

Д.: Верно нам помогло произнести ударение.

У.: Правильно, обратите внимание на правило в учебнике на с. 48.

У.:  Теперь мы можем сказать для чего  в языке нужно ударение в устной речи?

Д.: Чтобы узнавать слова по ударному слогу, чтобы различать слова с разными ударными слогами.

У.: Как на письме можно обозначить ударение?

       

  1. Первичное закрепление.

1)– Кто-то из вас уже готов высказать предположение, какова роль ударения в русском языке? Менять смысл слова

– Как, по-вашему, мнению, Ударение могло  бы изменить смысл наших слов? (Замок,  пироги) Да

– Давайте попробуем. Что получилось бы? Объясните.

– Так как мы ответим на второй поставленный нами вопрос в начале урока? Какова роль ударения в русском языке?

Перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) слова.

– Давайте попробуем изменить слово при помощи ударения.

– А если в слове только 1 слог, ударение сможет изменить смысл этого слова?

2)Дети выполняют упражнение 35 по вариантам ( 1 вар. записывает овощи, 2 вар. фрукты), в записанных словах нужно выделить ударный слог, затем выполняется проверка вместе с учителем.

Во время самостоятельного выполнения упражнения учитель вывешивает на доску карточки с названиями дней недели.

Далее дети выполняют упражнение 36 под руководством учителя.

У.: Ребята, прочитайте название дней недели. Выделим в них ударный слог.

А вы знаете, почему каждый день имеет свое определенное название?

Д.: Нет, не знаем.

У.: Я сейчас вам расскажу. (слайд 5)

Понедельник - в славянских языках понедельник имеет значение первого дня или, согласно одной версии, днём "после недели", поскольку "Неделя" является старым русским словом, обозначающим современное воскресенье.

Вторник - в славянских языках этот день однозначно читается как порядковое числительное, т.е. это "второй" день недели.  

Среда - в славянских языках "среда", "середа" и т.д.,  заложена идея середины недели. Редко встречается древнерусское название среды "третийник".  

Четверг - в славянских языках четверг, как и вторник, носит сугубо числовое значение четвёртого дня.  

Пятница - в славянских языках этот день по смыслу "пятый".  

Суббота - русское название восходит к ивритскому «Шаббат», означающему "покой, отдых".

Воскресенье - русское "воскресенье" появилось, заменив старое название этого дня "Неделя".

У.: Теперь запишите названия к себе в тетради и подчеркните гласные буквы, которые мы должны запомнить.

Дети читают по одному и выделяют ударение, списывают название дней недели с доски.

  1. Физкультминутка.

      Вы, наверное, устали?  

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

  1. Вторичное закрепление.

Выполнение 37 и 39 упражнений устно.

Упражнение 40 письменно.

У.: А какие еще мы можем подобрать слова, которые пишутся одинаково, а с помощью ударения мы меняем их значение?

( окуни́-о́куни, ири́с-и́рис, стре́лки-стрелки́, бе́лки-белки́). (слайд 6)

Давайте прочитаем правило на с. 51

Что же мы теперь знаем?

Д.: Мы знаем, что значение слова зависит от ударения.

У.: А сейчас давайте проведем с вами исследование и ответим на вопрос: на каком слоге стоит ударение в словах русского языка? Для этого выполним упражнение.

Я буду говорить вам слова, а вы будете в тетрадь записывать номер ударного слога цифрой.

Вкусный, кислый, сладкий, мягкий, свежий, душистый, ароматный.(слайд 7)

Дети выполняют задание.

У.: Теперь мы можем сказать, что ударение стоит на разных местах.

У.: В русском языке у ударения нет постоянного места. Ударение может стоять и на первом, и на втором, и на третьем слоге. А есть такие языки, в которых ударение падает всегда на один и тот же определенный слог. Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог: Париж, пальто, портрет, портфель. Французы, когда учатся говорить по-русски, часто произносят русские слова на французский лад: ударным делают последний слог. Например, вместо «бы́стро» говорят «быстро́» (так, кстати, возникло название маленьких кафе).

  1. Подведение итогов урока.

У.: Итак, ребята, давайте вспомним, что нового мы узнали сегодня на уроке?

Д.: Мы узнали для чего нужно ударение, как оно обозначается на письме, и что от ударения зависит смысл слова. Еще мы узнали, почему каждый день недели имеет свое название, и что в русском языке ударение в словах не имеет постоянного места, как, например, во французском языке.

У.: Правильно, молодцы, вы хорошо сегодня работали и внимательно слушали.

Урок окончен

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»

Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне, которые проверяются ударением, и которые нельзя проверить ударением» (с использованием мультимедийного оборудования)

Данный урок русского языка проводился как открытый урок для родителей учащихся 2 класса. Целью урока было ознакомление родителей с возможностями применения мультимедийного оборудования  в на...

План - конспект урока русского языка «Ударение. Ударный слог» 2 класс («Перспектива»)

План - конспект урока русского языка («Перспектива») «Ударение. Ударный слог» 2 класс...

Конспект урока русского языка "Ударение. Ударный слог." 2 класс УМК «Перспектива»

Конспект урокарусского языка 2 класс УМК «Перспектива»...

Технологическая карта и конспект урока русского языка в 1 классе УМК "Школа России" по теме: "Ударение. Зависимость значения слов от ударения".

Русский язык. 1 класс. Урок изучения нового материала. Тема: "Ударение.Завимость значения слов от ударения"....

Конспект урока русского языка «Ударение. Ударные и безударные слоги. Работа с «Орфоэпическим словарём» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений об ударении, ударном и безударном слогах; знакомство с «Орфоэпическим словарём» русского языка.Планируемые результаты:...

Конспект урока русского языка «Ударение. Ударные и безударные слоги» (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель: Формировать представления об ударении, ударном и безударном слогах развивать умение находить в слове ударный слог; научить правильному произношению слов; познакомить с орфоэпическим словарём рус...