Конспект урока русского языка: УДАРЕНИЕ
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
УМК "Школа России". Русский язык 1 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_udarenie.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка: УДАРЕНИЕ
Автор: Харченко Ирина Юрьевна. ГБОУ лицей № 244, г. Санкт-Петербург
Цель урока: Уточнить знания учащихся об ударении, ударных гласных.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знания учащихся об ударении;
- сформировать представление о формирующей и различительной функциях ударения в словах;
- дать представление о словесном и эмоциональном ударении;
- формировать потребность и умение орфоэпически правильно произносить слова.
Воспитательные:
- создание эмоциональной творческой обстановки;
- формирование нравственных качеств.
Развивающие:
- развитие речи – обогащение и усложнение словарного запаса;
- интеллектуальное и общее развитие учащихся;
- развитие мышления;
Оборудование: Учебник по русскому языку (Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова); на доске карточки с названиями дней недели.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята, все приготовились к уроку? Я считаю до 10, чтобы вы могли полностью приготовиться.
- Проверка домашнего задания.
Упражнение 33, с. 47
- Минутка чистописания.
- Постановка цели урока.
–Определить тему нашего урока вам поможет небольшое задание
- Выделите первые звуки в словах (слайд 3)
[ у-у]тка,
[ д-д]ом,
[ а-а]ист,
[ р-р]учка,
[ э-э ]жи
[ н-н ]оты,
[ и-и]ндюк,
[ э-э ]нот ударение
- Какое слово получилось?
– Прочитайте его.
–Тема нашего урока: «Ударение».
– Скажите, мы встречались уже с таким понятием?
– А что оно означает?
–Мы встречались с ударением, учились ставить ударение в слове, определять на какой слог падает ударение, но само правило, что такое ударение и какова его роль в русском языке мы еще не изучали.
Словарная работа
Загадки про месяцы(слайд 2)
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
(Декабрь)
По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано - ...
(Январь)
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)
Дети выходят к доске по одному и записывают отгадки, определяют, сколько в слове слогов, выделяют ударный слог, называют какой он по счету.
У.: Ребята, а как одним словом мы можем назвать декабрь, январь и февраль?
Д.: Месяцы.
У.: А какие это месяцы года?
Д.: Зимние.
У.: Правильно, молодцы.
У.: Если вы успели заметить, что во всех словах мы ставили ударение, сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.
- Изучение нового материала.
Работа с текстом в учебнике с. 48 (слайд 4)
На горе я видел красивый за́мок.
На двери висел большой замо́к.
У.: Скажите, чем похожи и чем отличаются слова за́мок и замо́к?
Д.: Эти слова похожи тем, что пишутся одинаково, а значение разное.
У.: Что вам помогло верно произнести эти слова?
Д.: Верно нам помогло произнести ударение.
У.: Правильно, обратите внимание на правило в учебнике на с. 48.
У.: Теперь мы можем сказать для чего в языке нужно ударение в устной речи?
Д.: Чтобы узнавать слова по ударному слогу, чтобы различать слова с разными ударными слогами.
У.: Как на письме можно обозначить ударение?
- Первичное закрепление.
1)– Кто-то из вас уже готов высказать предположение, какова роль ударения в русском языке? Менять смысл слова
– Как, по-вашему, мнению, Ударение могло бы изменить смысл наших слов? (Замок, пироги) Да
– Давайте попробуем. Что получилось бы? Объясните.
– Так как мы ответим на второй поставленный нами вопрос в начале урока? Какова роль ударения в русском языке?
Перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) слова.
– Давайте попробуем изменить слово при помощи ударения.
– А если в слове только 1 слог, ударение сможет изменить смысл этого слова?
2)Дети выполняют упражнение 35 по вариантам ( 1 вар. записывает овощи, 2 вар. фрукты), в записанных словах нужно выделить ударный слог, затем выполняется проверка вместе с учителем.
Во время самостоятельного выполнения упражнения учитель вывешивает на доску карточки с названиями дней недели.
Далее дети выполняют упражнение 36 под руководством учителя.
У.: Ребята, прочитайте название дней недели. Выделим в них ударный слог.
А вы знаете, почему каждый день имеет свое определенное название?
Д.: Нет, не знаем.
У.: Я сейчас вам расскажу. (слайд 5)
Понедельник - в славянских языках понедельник имеет значение первого дня или, согласно одной версии, днём "после недели", поскольку "Неделя" является старым русским словом, обозначающим современное воскресенье.
Вторник - в славянских языках этот день однозначно читается как порядковое числительное, т.е. это "второй" день недели.
Среда - в славянских языках "среда", "середа" и т.д., заложена идея середины недели. Редко встречается древнерусское название среды "третийник".
Четверг - в славянских языках четверг, как и вторник, носит сугубо числовое значение четвёртого дня.
Пятница - в славянских языках этот день по смыслу "пятый".
Суббота - русское название восходит к ивритскому «Шаббат», означающему "покой, отдых".
Воскресенье - русское "воскресенье" появилось, заменив старое название этого дня "Неделя".
У.: Теперь запишите названия к себе в тетради и подчеркните гласные буквы, которые мы должны запомнить.
Дети читают по одному и выделяют ударение, списывают название дней недели с доски.
- Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
- Вторичное закрепление.
Выполнение 37 и 39 упражнений устно.
Упражнение 40 письменно.
У.: А какие еще мы можем подобрать слова, которые пишутся одинаково, а с помощью ударения мы меняем их значение?
( окуни́-о́куни, ири́с-и́рис, стре́лки-стрелки́, бе́лки-белки́). (слайд 6)
Давайте прочитаем правило на с. 51
Что же мы теперь знаем?
Д.: Мы знаем, что значение слова зависит от ударения.
У.: А сейчас давайте проведем с вами исследование и ответим на вопрос: на каком слоге стоит ударение в словах русского языка? Для этого выполним упражнение.
Я буду говорить вам слова, а вы будете в тетрадь записывать номер ударного слога цифрой.
Вкусный, кислый, сладкий, мягкий, свежий, душистый, ароматный.(слайд 7)
Дети выполняют задание.
У.: Теперь мы можем сказать, что ударение стоит на разных местах.
У.: В русском языке у ударения нет постоянного места. Ударение может стоять и на первом, и на втором, и на третьем слоге. А есть такие языки, в которых ударение падает всегда на один и тот же определенный слог. Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог: Париж, пальто, портрет, портфель. Французы, когда учатся говорить по-русски, часто произносят русские слова на французский лад: ударным делают последний слог. Например, вместо «бы́стро» говорят «быстро́» (так, кстати, возникло название маленьких кафе).
- Подведение итогов урока.
У.: Итак, ребята, давайте вспомним, что нового мы узнали сегодня на уроке?
Д.: Мы узнали для чего нужно ударение, как оно обозначается на письме, и что от ударения зависит смысл слова. Еще мы узнали, почему каждый день недели имеет свое название, и что в русском языке ударение в словах не имеет постоянного места, как, например, во французском языке.
У.: Правильно, молодцы, вы хорошо сегодня работали и внимательно слушали.
Урок окончен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»
Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...
План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне, которые проверяются ударением, и которые нельзя проверить ударением» (с использованием мультимедийного оборудования)
Данный урок русского языка проводился как открытый урок для родителей учащихся 2 класса. Целью урока было ознакомление родителей с возможностями применения мультимедийного оборудования в на...
План - конспект урока русского языка «Ударение. Ударный слог» 2 класс («Перспектива»)
План - конспект урока русского языка («Перспектива») «Ударение. Ударный слог» 2 класс...
Конспект урока русского языка "Ударение. Ударный слог." 2 класс УМК «Перспектива»
Конспект урокарусского языка 2 класс УМК «Перспектива»...
Технологическая карта и конспект урока русского языка в 1 классе УМК "Школа России" по теме: "Ударение. Зависимость значения слов от ударения".
Русский язык. 1 класс. Урок изучения нового материала. Тема: "Ударение.Завимость значения слов от ударения"....
Конспект урока русского языка «Ударение. Ударные и безударные слоги. Работа с «Орфоэпическим словарём» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений об ударении, ударном и безударном слогах; знакомство с «Орфоэпическим словарём» русского языка.Планируемые результаты:...
Конспект урока русского языка «Ударение. Ударные и безударные слоги» (УМК "Школа России" 1 класс)
Цель: Формировать представления об ударении, ударном и безударном слогах развивать умение находить в слове ударный слог; научить правильному произношению слов; познакомить с орфоэпическим словарём рус...