Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность. | I. Мобилизующий этап.
1. Организацион ный момент | - У нас сегодня необычный урок. Давайте расскажем гостям о себе. Мы умные, серьёзные. Мы отлично учимся, Всё у нас получится. Садитесь. Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить. Сегодня ещё один урок открытия новых знаний. Вспомним, как мы будем это делать? 1.Выполним пробное действие. 2. Зафиксируем затруднение. 3.Построим новое знание. |
Слайд 1
| Осознание себя как ученика. Умение приготовить все необходимое к уроку. Стремление выполнить работу. |
|
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
| II. Актуализация опорных знаний. | 1. Развитие речевого аппарата. - Прежде подготовимся свой речевой аппарат к работе. Упражнение «Свеча»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи. Теперь то же самое, но выдыхаем медленно и ровно. 2. Чтение слияний на выдохе. На, но , ва, во, ра, ро, и т.д. 3. Чтение слов с доски.
- Что общего у этих слов? ( Они начинаются с «хитрых букв», которые в начале слова, после гласных обозначают два звука). - Какой звук произносим в начале слова? ([Й]) Звук [Й] входит в слияние. - А как вы думаете, есть ли буква в русском алфавите, которая обозначает звук [Й] вне слияния? Назовите, если знаете? Давайте предположим, какая цель стоит перед нами? Ответы детей. ( Научиться распознавать [Й] в словах вне слияния – в конце слогов и слов, научиться обозначать звук [Й] буквой Й.)
|
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
| Осознание себя как ученика
Выделение и осознание того, что усвоено и что еще нужно усвоить.
Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Умение наблюдать с целью выделения существенных признаков. Анализ и группировка по признакам. Умение доказывать своё мнение. Понимание возможности различных точек зрения.
|
|
Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
| III. Постановка проблемы
| -Каков наш следующий шаг? (Выполнение пробного действия). Задание для пробного действия. Игра «Буква потерялась». Вставьте пропущенную букву.
. лка
|
зме. |
-Какие буквы вставили? Почему? -Кто уверен, что выполнил задание верно? Оцените свои достижения. (Дети оценивают свои достижения с помощью смаликов). -Кто испытал затруднение? - Что не смогли сделать? (Я не смог вставить в слове ЗМЕЙ букву, т.к. я её не знаю) -Мы определили, что не знаем. - Теперь сами построим новое знание.
|
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайды 13,14 |
Интерес к новому.
Осознание того, что знают. Умение доказать свою мысль. Умение точно выражать свои мысли. Умение слушать и слышать.
Самооценка.
Выделять известное и неизвестное.
Умение убеждать и уступать.
Интерес к общему делу. Поиск способа получения информации. Самооценка. Подведение под понятие. Анализ с целью выделения существенных признаков.
Владение невербальными средствами речи.
Развитие литературной речи.
Построение логической цепи рассуждений
Уважение к другой точке зрения.
Умение слушать и слышать. Стремление выполнить задачу.
Формирование навыков самостоятельности и самоконтроля.
Сотрудничество в паре. Контроль и коррекция.
Самооценка. Саморегуляция.
|
|
Решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
|
IV. «Открытие нового знания»
V.Физминутка.
VI . Первичное закрепление во внешней речи.
VI.Самостоя- тельная работа с самопроверкой по образцу. |
1.Построение проекта выхода из затруднения. Звуко- буквенный анализ слова ЗМЕЙ. -Сколько слогов в слове? - Составьте схему слова ЗМЕЙ. Сравните с образцом. Оцените свою работу. (Смалики). - Где слышится звук [Й]? (В конце слова). - Он входит в слияние? (Нет) Какой это звук? Ответьте по плану.
[Й]- согласный- звонкий- мягкий. Вывод: В конце слова, в середине вне слияния согласный, звонкий, мягкий [Й] обозначают буквой Й (И КРАТКОЕ). Показ буквы.
Все движения разминки Повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе - хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки.
| Эге – ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок!
|
Если звук [Й] есть в слове, то хлопок, если нет, то наклон: хлопок, лиса, лайка, игрок, лицо, соловей, змей, имя, чай, трамвай, ёлка, яма, зайка.
1. Чтение слов с букой Й.
мой | лей | май | вой | пей | лай | рой | вей | дай | пой | сей | чай | бой | зной | иней | сойка | змейка | чайник |
2.Объясните выбор буквы Й по алгоритму. 1. Услышали звук [Й]. 2. Определили его место. 3. Если [Й] вне слияния, то пишем букву Й. 4. Если [Й] в слиянии, то Ё,Е,Я.
|
Н-р, бой Звук [Й] слышу в конце слова вне слияния, значит пишу букву Й.
Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам работы в парах. (Дети хором говорят правила работы в парах со слайда.)
Уважайте мнение друг друга.
Говорите по очереди.
Не согласен – предлагай! - Задание на карточке лежит у вас на парте. Вставьте букву. Объясните выбор пропущенной буквы своему соседу по парте, второе слово он объясняет вам. При объяснении используйте алгоритм: 1. Услышали звук[Й]. 2. Определили его место. 3. Если [Й] вне слияния, то пишем букву Й. 4. Если [Й] в слиянии, то Ё,Е,Я.
Сравните с образцом. Сделайте вывод. Оцените свою работу в паре. У кого вызвало затруднение? Вы все молодцы!
|
|
|
|
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
|
VII. Включение в систему знаний и повторение.
|
1.Скажите, ребята, где мы будем применять новое знание? (Необходимо при чтении, при грамотном письме и т.д.) Рассмотрите иллюстрацию на с. 34 учебника. - Кто на ней изображён? (Солдаты.) -Как ещё называют солдат? (Защитники Родины, Отечества). Это защитники Отечества разных эпох. Можно ли сейчас увидеть солдат в кольчуге? А что сейчас используют в армии вместо кольчуги? (Бронежилет). На смену дружине пришла конница. (Слайд), а в ХХ веке – техника. - Какую военную технику вы знаете? (Слайд). 2. Чтение текста учителем или подготовленным учеником на с. 35. - Кем был дедушка у мальчика из нашего рассказа? - Как вы думаете, за что он получил медаль «За отвагу»? - У кого из вас дедушки или прадедушки воевали? - Когда это было? - Что они вам рассказывали о войне? (Ответы детей). 3. Чтение по слогам. Прочитаем слова из этого рассказа.
де/душ/ка | снай/пе/ром | участ /ник | го/во/рит | мо/ло/да/я | от/ва/га |
4. Чтение текста учащимися. - Что мама говорит о дедушке? Как вы понимаете эту пословицу? -Какие пословицы вы знаете о героизме, о защитниках Родины? (Ответы детей). - На каждой парте листочек с пословицей. Прочитайте её соседу по парте, подчеркните букву Й. Попробуйте объяснить пословицу.
-Кто справился с заданием? У кого задание не вызвало затруднение? - Кто готов поделиться своим открытием? ( Прочитать пословицу.) Все эти пословицы об … (Отваге). Что означает слово ОТВАГА? Найдём его значение в словаре. - Назовите слово с буквой Й. Где находиться эта буква? (В конце слова, вне слияния. Какой звук обозначает? ( Согласный, звонкий, мягкий).
|
Слайд 15
Слайд 16
Слайд17 | Участие в коллективном диалоге.
Анализ с целью выделения существенных признаков.
Смысловое чтение как осмысление цели чтения в зависимости от цели Извлечение необходимой информации из текста, словаря.
Умение выражать свои мысли полно и точно.
Умение вести диалог.
Умение работать в паре. Проявление интереса к культуре и истории своего народа.
Формирование умения обобщать, доказывать свою точку зрения.
| Личностные.
|
Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Подводятся итоги урока. | VII. Рефлексия учебной деятельности. | - Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Что хотели узнать? - В чём у вас были затруднения? - Как открывали новое знание? -Оцените свою работу на уроке. (Смалики) - На парте листок с изображением буквы Й. Если у вас отличное настроение, всё получилось, то заштрихуйте её зелёным цветом, если возникли сомнения, то жёлтым, а если плохое настроение – красным. - Молодцы! | Слайд 18 | Формирование умения обобщать. Выражать положительное отношение к процесупознания.
Саморегуляция.
Самооценка. |
|