" МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [й’], БУКВА Йй." , УМК "Школа России", ФГОС
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Тупицына Татьяна Анатольевна

 

Цели:

  • познакомить учащихся с мягким согласным звуком [й’], буквой й.
  • продолжить работу над звукобуквенным анализом слов; развивать фонематический слух, умения слышать звучащее слово. 
  • продолжить развивать навыки плавного чтения, устной речи.
  • создание условий для самостоятельной постановки учащимися учебной задачи;
  •  формирование умений: слушать собеседника, учителя, проверять работу; навыков самооценки (по образцу); развивать культуру общения.
  • развивать интерес к чтению и желания читать.
  • расширять кругозор, словарный запас,  развивать любознательность.
  •  воспитывать  интерес к изучению родного языка, уважение к  культуре и истории своего народа, своей страны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon chtenie_1_klass_fgos.zip53.22 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

Предмет: русский язык

Учебник «Литературное чтение»   1 класс.  В 2ч. Л.Ф.Климанов М.В. , В.Г.Горецкий. 2011г.

Класс: 1

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Тема: МЯГКИЙ согласный звук [й’], БУКВА Йй.

Учитель: Тупицына Т.А.

Цели: 

  1. познакомить учащихся с мягким согласным звуком [й’], буквой й.
  2. продолжить работу над звукобуквенным анализом слов; развивать фонематический слух, умения слышать звучащее слово.  
  3. продолжить развивать навыки плавного чтения, устной речи.
  4. создание условий для самостоятельной постановки учащимися учебной задачи;
  5.  формирование умений: слушать собеседника, учителя, проверять работу; навыков самооценки (по образцу); развивать культуру общения. 
  6. развивать интерес к чтению и желания читать.
  7. расширять кругозор, словарный запас,  развивать любознательность.
  8.  воспитывать  интерес к изучению родного языка, уважение к  культуре и истории своего народа, своей страны.

Оборудование.

Компьютер, иллюстрации, индивидуальные раздаточные карточки,

 Колонки, экран,  м/м проектор

Поставленная цель каждого этапа        

        

        

        

        

Этапы урока

Ход урока

оборудование

Формирование УУД

Примечание

Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

I. Мобилизующий этап.

1. Организацион

ный момент

- У нас сегодня необычный урок. Давайте расскажем гостям о себе.

Мы умные, серьёзные.

Мы отлично учимся,

 Всё у нас получится.

Садитесь.

Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.

Сегодня ещё один урок открытия новых знаний.

Вспомним, как мы будем это делать?

1.Выполним пробное действие.

2. Зафиксируем затруднение.

3.Построим новое знание.

Слайд 1

Осознание себя как

ученика.

Умение приготовить все необходимое к уроку.

Стремление выполнить работу.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Развитие речевого аппарата.

- Прежде подготовимся свой речевой аппарат к работе.

Упражнение «Свеча»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.

Теперь то же самое, но выдыхаем медленно и ровно.

2. Чтение слияний на выдохе.

На, но , ва, во, ра, ро, и т.д.

3. Чтение слов с доски.

яма

ёлка

язык

ягода

енот

ёжик

- Что общего у этих слов? ( Они начинаются с «хитрых букв», которые   в начале слова, после гласных обозначают два звука).

- Какой звук произносим в начале слова? ([Й]) Звук [Й] входит в слияние.

- А как вы думаете,  есть ли буква в русском алфавите, которая обозначает  звук [Й] вне слияния? Назовите, если знаете?

Давайте предположим, какая  цель стоит перед нами? Ответы детей. ( Научиться распознавать [Й] в словах вне слияния – в конце слогов и слов, научиться обозначать звук [Й] буквой Й.)

Слайд 2

Слайд 3

Слайд  4

Осознание себя как ученика

Выделение и осознание того, что усвоено и что еще нужно усвоить.

Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Умение наблюдать с целью выделения существенных признаков.

Анализ и группировка по признакам.

Умение доказывать своё мнение.

Понимание возможности различных точек зрения.

Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);

проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,

или в виде темы урока.

III. Постановка проблемы

-Каков наш следующий шаг? (Выполнение пробного действия).

Задание для пробного действия.

Игра «Буква потерялась». Вставьте пропущенную букву.

        . лка         

зме.

-Какие буквы вставили? Почему?

-Кто уверен, что выполнил задание верно? Оцените свои достижения. (Дети оценивают свои достижения с помощью смаликов).

-Кто испытал затруднение?

- Что не смогли сделать? (Я не смог вставить в слове ЗМЕЙ букву, т.к. я её не знаю)

-Мы определили, что не знаем.

- Теперь сами построим новое знание.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд  10

Слайд 11

Слайд 12

Слайды 13,14

Интерес к новому.

Осознание того, что знают.

Умение доказать свою мысль.

Умение точно выражать свои мысли.

Умение слушать и слышать.

Самооценка.

Выделять известное и неизвестное.

Умение убеждать и уступать.

Интерес к общему делу.

Поиск способа получения информации.

Самооценка.

Подведение под понятие.

Анализ с целью выделения существенных признаков.

Владение невербальными средствами речи.

Развитие  литературной речи.

Построение логической цепи рассуждений

Уважение к другой точке зрения.

Умение слушать и слышать.

Стремление выполнить задачу.

Формирование навыков самостоятельности и самоконтроля.

 

Сотрудничество в паре.

Контроль и коррекция.

Самооценка.

Саморегуляция.

Решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

IV. «Открытие нового знания»

V.Физминутка.

VI . Первичное закрепление во внешней речи.

 

VI.Самостоя-

тельная работа с самопроверкой по образцу.

1.Построение проекта выхода из затруднения.

Звуко- буквенный анализ слова ЗМЕЙ.

-Сколько слогов в слове?

- Составьте схему слова ЗМЕЙ.

Сравните с образцом. Оцените свою работу. (Смалики).

- Где слышится звук [Й]? (В конце слова).

- Он входит в слияние? (Нет)

Какой это звук? Ответьте по плану.

[Й]- согласный- звонкий- мягкий.

Вывод: В конце слова, в середине вне слияния согласный, звонкий, мягкий [Й] обозначают буквой  Й (И КРАТКОЕ).

Показ буквы.

Все движения разминки

Повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

Если звук [Й] есть в слове, то хлопок, если нет, то наклон:

хлопок, лиса, лайка, игрок, лицо, соловей, змей, имя, чай, трамвай, ёлка, яма, зайка.

1. Чтение слов с букой Й.

мой

лей

май

вой

пей

лай

рой

вей

дай

пой

сей

чай

бой

зной

иней

сойка

змейка

чайник

2.Объясните выбор буквы Й по алгоритму.

1. Услышали звук [Й].

2. Определили его место.

3. Если [Й] вне слияния, то пишем букву Й.

4. Если [Й] в слиянии, то Ё,Е,Я.

Н-р, бой  Звук [Й] слышу в конце слова вне слияния, значит пишу букву Й.

Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам работы в парах.  

(Дети хором говорят правила работы в парах со  слайда.)  

Уважайте  мнение друг друга.

Говорите по очереди.

Не согласен – предлагай!

- Задание на карточке лежит у вас на парте.  Вставьте букву. Объясните выбор пропущенной буквы своему соседу по парте, второе слово он объясняет вам. При объяснении используйте алгоритм:

1. Услышали звук[Й].

2. Определили его место.

3. Если [Й] вне слияния, то пишем букву Й.

4. Если [Й] в слиянии, то Ё,Е,Я.

геро.

ша.ба

ма.ка

ма.

Сравните с образцом. Сделайте вывод. Оцените свою работу в паре. У кого вызвало затруднение? Вы все молодцы!

герой

шайба

майка

май

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

1.Скажите, ребята, где мы будем применять новое знание?  (Необходимо при чтении, при грамотном письме и т.д.)

Рассмотрите иллюстрацию на с. 34 учебника.

- Кто на ней изображён? (Солдаты.)

-Как ещё называют солдат? (Защитники Родины, Отечества).

Это защитники Отечества разных эпох.

Можно ли сейчас увидеть солдат в кольчуге?

А что сейчас используют в армии вместо кольчуги? (Бронежилет).

На смену дружине пришла конница. (Слайд), а в ХХ веке – техника.

- Какую военную технику вы знаете? (Слайд).

2. Чтение текста учителем или подготовленным учеником на с. 35.

- Кем был дедушка у мальчика из нашего рассказа?

- Как вы думаете, за что он получил медаль «За отвагу»?

- У кого из вас дедушки или прадедушки воевали?

- Когда это было?

- Что они вам рассказывали о войне? (Ответы детей).

3. Чтение по  слогам.

Прочитаем слова из этого рассказа.

де/душ/ка

снай/пе/ром

участ /ник

го/во/рит

мо/ло/да/я

от/ва/га

4. Чтение текста учащимися.

- Что мама говорит о дедушке? Как вы понимаете эту пословицу?

-Какие пословицы вы знаете о героизме, о защитниках Родины? (Ответы детей).

- На каждой парте листочек с пословицей. Прочитайте её соседу по парте, подчеркните букву Й. Попробуйте объяснить пословицу.

-Кто справился с заданием? У кого задание не вызвало затруднение?

- Кто готов поделиться своим открытием? ( Прочитать пословицу.) Все эти  пословицы об … (Отваге).

Что означает слово ОТВАГА?  Найдём его значение в словаре.

- Назовите слово с буквой Й.  Где находиться эта буква? (В конце слова, вне слияния. Какой звук обозначает? ( Согласный, звонкий, мягкий).

Слайд 15

Слайд 16

Слайд17

Участие в коллективном диалоге.

Анализ с целью выделения существенных признаков.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения в зависимости от цели

Извлечение необходимой информации из текста, словаря.

Умение выражать свои мысли  полно и точно.

Умение вести диалог.

Умение работать в паре.

Проявление интереса к культуре и истории своего народа.

Формирование умения обобщать, доказывать свою точку зрения.

Личностные.

Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Подводятся итоги урока.

VII. Рефлексия учебной деятельности.

- Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Что хотели узнать?

- В чём у вас были затруднения?

- Как открывали новое знание?

 -Оцените свою работу на уроке. (Смалики)

- На парте листок с изображением буквы Й. Если у вас отличное настроение, всё получилось,  то заштрихуйте  её зелёным цветом, если возникли сомнения, то жёлтым, а если плохое настроение – красным.

- Молодцы!

Слайд 18

Формирование умения обобщать.

Выражать положительное отношение к процесупознания.

Саморегуляция.

Самооценка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 1 классе. Мягкий, согласный звук [щ,]. Буквы щ, Щ.

1 класс. Урок  чтения. Мягкий, согласный звук [щ,]. Буквы щ, Щ....

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Проблема. Как обозначается на письме твёрдый (мягкий) согласный звук?Цели: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; развивать речевой слух учащихся, умения наблюдать за произ...

Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч".

Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч], буквы Ч,ч"....

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Строчная буква ч

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Строчная буква чДелу время, а потехе час. Звук [ч’]. Буква Ч. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ. Строчная буква ч, правописание сочетаний ЧА-ЧУ (2ч).Букв...

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения на письме, УМК "Школа России", 2 класс

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: расширение и углубление знаний учащихся о твердых и мягких согласных звуках и буквах для их обозначенияЗадачи урокаДидактические:актуализировать умения учащихся ра...

Урок русского языка. 2 класс ." Школа России" Согласный звук [й\'] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения урок № 73

Разработка будет интересна учителям начальных. Использование национально-регионального компонента на уроке ( Республика Карелия. Карельский морозец Паккайне") Межпредметная интеграция с исп...