Урок чтения в 1 классе. Мягкий, согласный звук [щ,]. Буквы щ, Щ.
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

 

1 класс. Урок  чтения. Мягкий, согласный звук [щ,]. Буквы щ, Щ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чтение

Тема: Мягкий, согласный звук [щ,].Буквы щ, Щ.

Цели урока: Познакомить с новыми буквами, формировать представление детей о звуке [щ,] как о глухом, мягком непарном звуке. Формировать навыки чтения, работать с текстом, умение фантазировать, сопоставлять вымысел и реальность по сказкам.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете почему?

Дети: на улице наступает весна. Ярко светит солнце. Что-то интересное ждет впереди.

- Да, все что вы сказали верно. На улице становится совсем тепло, солнышко светит и нашей с вами встрече я очень рада. А еще у меня хорошее настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке чтения.

II. Постановка проблемы.

Хочу, чтобы и у Вас было хорошее настроение. Для этого я приготовила фрагмент из сказки, угадайте какой? (просмотр фрагмента сказки «По щучьему велению»)

1.

- Как называется сказка?

- Назовите героев этой сказки?

Отгадайте загадку:

У нее во рту пила

Под водой она жила

Всех пугала, всех глотала

А теперь в котел попала

(Щука)

- Ребята, а кто-нибудь из вас видел щуку?

Какая она?

Щука – хищная рыба с удлиненным телом (иногда ее длина достигает 1,5 метра) с большой головой, с мощной нижней челюстью и зубы у нее страшные, вся пасть в зубах, даже на языке и небе.

2. Откройте Азбуку на стр. 62. Давайте прочитаем скороговорки

Щуку я тащу, тащу

Щуку я не упущу

Щуки и леща в роще не сыщешь

- Какой звук мешает произносить скороговорку? ([щ,])

III. Работа над новым материалом.

- Сегодня на уроке мы должны дать характеристику этому звуку.

Все вместе произнесем звук [щ,].

Какой он? (согласный)

А теперь давайте определим, какой он звонкий или глухой (глухой).

И, наконец, мы должны сейчас с вами выяснить звук [щ,] твердый или мягкий. Назовите слова, в которых есть этот звук (лещи, щука, щавель).

Какой он? (всегда мягкий).

Вывод: звук [щ,] – согласный, глухой, всегда мягкий.

Где встречается звук [щ,] в словах? (в начале, в середине и в конце слов)

- Давайте вспомним звуки, которые придают согласным

                       Мягкость                                                          Твердость

                      и, е, я, ю, ё                   а, у, о, ы

(Выполняется задание на интерактивной доске – сколько звуков обозначают буквы?)

- Сегодня на уроке мы будем читать и составлять слова со звуком [щ,].

На письме звук [щ,] обозначается буквами – Щ, щ.

На стр. 63 Азбуки хором прочитаем слоги.

Что вы заметили? (все слоги начинаются с буквы щ.

С какими гласными буква щ не образует слоги? (я, ю, ы)

Сказка про шипящие.

        Жили-были на свете шипящие ж, ш, ч, щ. А неподалеку жили гласные у, ю, ы, и, а, я. Жили очень дружно, и вот однажды решили буквы поиграть в прятки, выпало вадить шипящим, остальные побежали прятаться, сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут, но шипящие во все щели заглянули хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих, вот только никак не могут найти три гласные ы, ю, я. Искали – искали, с ног сбились, до вечера проискали, и вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что ы, ю, я как ни в чем не бывало сидят, смеются, смотрят телевизор, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

Работа на интерактивной доске (задание № 4).

Чтение правила в учебнике на стр. 63:

ча-ща пиши с буквой а

чу-щу пиши с буквой у

Закрепление правила, работа на интерактивной доске.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Чтение стихотворений на стр. 63.

Щука проглотила щетку

Щетка ей щекочет глотку,

Удивительное дело!

Что же я за рыбу сьела?

2. Чтение стихотворения «Про щуку» наизусть (Зайцева).

Щука добрая была,

Дружбу с рыбами вела

Из морской капусты щей

Щука наварила

Окуньков, бычков, лещей

Щами накормила.

3. Звуко-буквенный разбор слова «щука».

4. Физкультминутка.

- Продолжим работу. Азбука стр. 64 «Загадки про овощи». (Слова – отгадки: капуста, морковь, лук – поместить на доске, добавить к ним фрукт).

- Отгадайте загадку:                                       Круглое, румяное

                                                                           Я расту на ветке

                                                                      Любят меня взрослые

                                                                        И маленькие детки

                                                                                  (яблоко)

- Какое слов здесь лишнее? почему

- Как можно назвать одним словом капусту, лук, морковь? (овощи)

- Какой суп не бывает без капусты? (щи)

- Какой суп не бывает без свеклы? (борщ)

МОЛОДЦЫ!

- Сейчас мы с вами попробуем сварить суп. Для этого нам понадобятся овощи, о которых мы прочитаем на стр. 66 нашего учебника.

- О каких овощах идет речь?

- Можно ли назвать это произведение сказкой?

- Что необычного происходит в этом произведении?

Итог урока. Тест по чтению:  

 Тест по чтению

Фамилия _________________________________________________________

Имя___________________________________________________________

1. Звук [щ’]:

1) согласный;

2) гласный.

2. Звук [щ’]:

1) глухой;

2) звонкий.

3. Звук [щ’]:

1) мягкий;

2) твердый.

- Ребята, что нового вы узнали на уроке?

- Чтобы вы рассказали своим мамам и папам?

РЕФЛЕКСИЯ

Мы на урок пришли с хорошим настроением, посмотрим, изменилось ли оно у вас. Щука волшебница приготовила сюрприз. Перед вами на парте лежат листочки двух цветов – красные и зеленые. Вы должны выбрать один из них и повесить на «Дерево чувств». Если вы чувствуете себя хорошо, комфортно, то вешайте на наше дерево листочки красного цвета, если нет – зеленого.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч".

Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч], буквы Ч,ч"....

Урок русского языка во 2 классе.Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Урок разработан по УМК "Школа России". Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»...

Тема урока: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения» 2 класс

Урок  закрепления изученного материала по русскому языку во 2 классе ("Школа России"), построенный с учетом ФГОС...

Урок обучения грамоте в 1 классе. «Мягкий согласный звук [ч\'], буквы Ч, ч»

Урок литературного чтения/обучение чтению «Мягкий согласный звук [ч'], буквы Ч, ч»....

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Строчная буква ч

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Строчная буква чДелу время, а потехе час. Звук [ч’]. Буква Ч. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ. Строчная буква ч, правописание сочетаний ЧА-ЧУ (2ч).Букв...

Урок русского языка. 2 класс ." Школа России" Согласный звук [й\'] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения урок № 73

Разработка будет интересна учителям начальных. Использование национально-регионального компонента на уроке ( Республика Карелия. Карельский морозец Паккайне") Межпредметная интеграция с исп...