Урок чтения в 1 классе. Мягкий, согласный звук [щ,]. Буквы щ, Щ.
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
1 класс. Урок чтения. Мягкий, согласный звук [щ,]. Буквы щ, Щ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass._urok__chteniya._myagkiy_soglasnyy_zvuk_shch._bukvy_shch_shch..docx | 16.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтение
Тема: Мягкий, согласный звук [щ,].Буквы щ, Щ.
Цели урока: Познакомить с новыми буквами, формировать представление детей о звуке [щ,] как о глухом, мягком непарном звуке. Формировать навыки чтения, работать с текстом, умение фантазировать, сопоставлять вымысел и реальность по сказкам.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете почему?
Дети: на улице наступает весна. Ярко светит солнце. Что-то интересное ждет впереди.
- Да, все что вы сказали верно. На улице становится совсем тепло, солнышко светит и нашей с вами встрече я очень рада. А еще у меня хорошее настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке чтения.
II. Постановка проблемы.
Хочу, чтобы и у Вас было хорошее настроение. Для этого я приготовила фрагмент из сказки, угадайте какой? (просмотр фрагмента сказки «По щучьему велению»)
1.
- Как называется сказка?
- Назовите героев этой сказки?
Отгадайте загадку:
У нее во рту пила
Под водой она жила
Всех пугала, всех глотала
А теперь в котел попала
(Щука)
- Ребята, а кто-нибудь из вас видел щуку?
Какая она?
Щука – хищная рыба с удлиненным телом (иногда ее длина достигает 1,5 метра) с большой головой, с мощной нижней челюстью и зубы у нее страшные, вся пасть в зубах, даже на языке и небе.
2. Откройте Азбуку на стр. 62. Давайте прочитаем скороговорки
Щуку я тащу, тащу
Щуку я не упущу
Щуки и леща в роще не сыщешь
- Какой звук мешает произносить скороговорку? ([щ,])
III. Работа над новым материалом.
- Сегодня на уроке мы должны дать характеристику этому звуку.
Все вместе произнесем звук [щ,].
Какой он? (согласный)
А теперь давайте определим, какой он звонкий или глухой (глухой).
И, наконец, мы должны сейчас с вами выяснить звук [щ,] твердый или мягкий. Назовите слова, в которых есть этот звук (лещи, щука, щавель).
Какой он? (всегда мягкий).
Вывод: звук [щ,] – согласный, глухой, всегда мягкий.
Где встречается звук [щ,] в словах? (в начале, в середине и в конце слов)
- Давайте вспомним звуки, которые придают согласным
Мягкость Твердость
и, е, я, ю, ё а, у, о, ы
(Выполняется задание на интерактивной доске – сколько звуков обозначают буквы?)
- Сегодня на уроке мы будем читать и составлять слова со звуком [щ,].
На письме звук [щ,] обозначается буквами – Щ, щ.
На стр. 63 Азбуки хором прочитаем слоги.
Что вы заметили? (все слоги начинаются с буквы щ.
С какими гласными буква щ не образует слоги? (я, ю, ы)
Сказка про шипящие.
Жили-были на свете шипящие ж, ш, ч, щ. А неподалеку жили гласные у, ю, ы, и, а, я. Жили очень дружно, и вот однажды решили буквы поиграть в прятки, выпало вадить шипящим, остальные побежали прятаться, сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут, но шипящие во все щели заглянули хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих, вот только никак не могут найти три гласные ы, ю, я. Искали – искали, с ног сбились, до вечера проискали, и вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что ы, ю, я как ни в чем не бывало сидят, смеются, смотрят телевизор, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
Работа на интерактивной доске (задание № 4).
Чтение правила в учебнике на стр. 63:
ча-ща пиши с буквой а
чу-щу пиши с буквой у
Закрепление правила, работа на интерактивной доске.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Чтение стихотворений на стр. 63.
Щука проглотила щетку
Щетка ей щекочет глотку,
Удивительное дело!
Что же я за рыбу сьела?
2. Чтение стихотворения «Про щуку» наизусть (Зайцева).
Щука добрая была,
Дружбу с рыбами вела
Из морской капусты щей
Щука наварила
Окуньков, бычков, лещей
Щами накормила.
3. Звуко-буквенный разбор слова «щука».
4. Физкультминутка.
- Продолжим работу. Азбука стр. 64 «Загадки про овощи». (Слова – отгадки: капуста, морковь, лук – поместить на доске, добавить к ним фрукт).
- Отгадайте загадку: Круглое, румяное
Я расту на ветке
Любят меня взрослые
И маленькие детки
(яблоко)
- Какое слов здесь лишнее? почему
- Как можно назвать одним словом капусту, лук, морковь? (овощи)
- Какой суп не бывает без капусты? (щи)
- Какой суп не бывает без свеклы? (борщ)
МОЛОДЦЫ!
- Сейчас мы с вами попробуем сварить суп. Для этого нам понадобятся овощи, о которых мы прочитаем на стр. 66 нашего учебника.
- О каких овощах идет речь?
- Можно ли назвать это произведение сказкой?
- Что необычного происходит в этом произведении?
Итог урока. Тест по чтению:
Тест по чтению
Фамилия _________________________________________________________
Имя___________________________________________________________
1. Звук [щ’]:
1) согласный;
2) гласный.
2. Звук [щ’]:
1) глухой;
2) звонкий.
3. Звук [щ’]:
1) мягкий;
2) твердый.
- Ребята, что нового вы узнали на уроке?
- Чтобы вы рассказали своим мамам и папам?
РЕФЛЕКСИЯ
Мы на урок пришли с хорошим настроением, посмотрим, изменилось ли оно у вас. Щука волшебница приготовила сюрприз. Перед вами на парте лежат листочки двух цветов – красные и зеленые. Вы должны выбрать один из них и повесить на «Дерево чувств». Если вы чувствуете себя хорошо, комфортно, то вешайте на наше дерево листочки красного цвета, если нет – зеленого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч".
Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч], буквы Ч,ч"....
Урок русского языка во 2 классе.Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
Урок разработан по УМК "Школа России". Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»...
Тема урока: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения» 2 класс
Урок закрепления изученного материала по русскому языку во 2 классе ("Школа России"), построенный с учетом ФГОС...
Урок обучения грамоте в 1 классе. «Мягкий согласный звук [ч\'], буквы Ч, ч»
Урок литературного чтения/обучение чтению «Мягкий согласный звук [ч'], буквы Ч, ч»....
Конспект урока по обучению грамоте и письму" Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Строчная буква ч."
Интегрированный урок по УМК "Школа России"...
Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Строчная буква ч
Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Строчная буква чДелу время, а потехе час. Звук [ч’]. Буква Ч. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ. Строчная буква ч, правописание сочетаний ЧА-ЧУ (2ч).Букв...
Урок русского языка. 2 класс ." Школа России" Согласный звук [й\'] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения урок № 73
Разработка будет интересна учителям начальных. Использование национально-регионального компонента на уроке ( Республика Карелия. Карельский морозец Паккайне") Межпредметная интеграция с исп...