Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения на письме, УМК "Школа России", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тип урока: урок рефлексии
Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о твердых и мягких согласных звуках и буквах для их обозначения
Задачи урока
Дидактические:
- актуализировать умения учащихся распознавать и обнаруживать твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения;
- закрепить у учащихся умение распознавать и обнаруживать твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения;
Развивающие:
- развивать речь учащихся через обогащение словарного запаса;
- развивать орфографическую зоркость через приемы самопроверки, взаимопроверки;
- развивать познавательный интерес, активность путем использования занимательных заданий.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность и внимательность;
- воспитывать бережное отношение к учебнику;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 26.17 КБ |
карточки | 12.66 КБ |
лист оценивания | 167.16 КБ |
презентация | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 14.12.2021 Школа: №148 Класс: 2 «К» Урок: 2 урок Время Кабинет: 106 | Студент: Симакова Вероника Группа: 46 Учитель: Гришкевич Валентина Викторовна Методист: Синтяева Галина Анатольевна |
Тема урока «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
Тип урока: урок рефлексии
Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о твердых и мягких согласных звуках и буквах для их обозначения
Задачи урока
Дидактические:
- актуализировать умения учащихся распознавать и обнаруживать твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения;
- закрепить у учащихся умение распознавать и обнаруживать твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения;
Развивающие:
- развивать речь учащихся через обогащение словарного запаса;
- развивать орфографическую зоркость через приемы самопроверки, взаимопроверки;
- развивать познавательный интерес, активность путем использования занимательных заданий.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность и внимательность;
- воспитывать бережное отношение к учебнику;
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты(П,М,Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесный: беседа | Приветствует учащихся, настраивает на работу - Здравья желаю товарищи кадеты. - Меня зовут Вероника Анатольевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Улыбнитесь соседу справа, соседу с лева. Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. - Присаживайтесь пожалуйста. | Приветствуют учителя - Здравья желаю товарищ преподаватель. Настраиваются на работу | М: личностное включение в учебную деятельность (Р) | Учебная презентация |
Актуализация знаний и мотивация | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: беседа | Проводит орфографическую минутку - Запишите число, классная работа. - Посмотрите внимательно на экран. Кто хочет прочитать предложение? - Чем интересно это предложение? - Какая это буква? - Скажите, а что это за предложение? - Какие орфограммы есть в этом предложении? - Какие согласные звуки в этом предложении обозначают согласную букву «С»? - В каких словах мы встречаем букву «с»? - Какие гласные буквы предают мягкость и твердость звуку [с]. - Давайте прочитаем скороговорку все вместе. - Кто хочет прочитать скороговорку быстро и правильно? - Ещё раз посмотрите на скороговорку и приготовитесь записать её по памяти. - Я вижу вы справились с заданием. Посмотрите на экран. Сравните запись в тетради с предложением на экране. Возьмите в руки просты е карандаши и исправьте ошибки, если они есть. | Записывают число классная работа Желающий читает предложения - У Сени и Сани в сетях сом с усами. - В словах повторяются слова с буквой «С». - Согласная. Обозначает согласный звук. - Это скороговорка. - Сеня, Саня – имена, пишутся с заглавной буквы. В сетях - безударная гласная в корне слова. - [с] –[с′]. - Буква «е» предают мягкость. Буквы «а», «о» предают твёрдость. Читают скороговорку вместе Несколько желающих повторяют скороговорку Записывают скороговорку по памяти Проверяют запись, исправляют ошибки | М: личностное включение в учебную деятельность | Учебная презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: беседа | Подводит к теме урока, задаёт наводящие вопросы - Внимательно посмотрите на экран. Что вы видите? - Кто живёт в этих домиках? - Какие это звуки согласные или гласные? - Как вы это определили? - Все ли звуки, которые живут в этих домиках вам знакомы? - Давайте вместе произнесём эти звуки. - Скажите пожалуйста на какие группы мы можем раздел эти звуки? - Верно. Скажите, как мы можем определить, где в домике мягкий звук, а где твёрдый? - Вы абсолютно правы. Если посмотреть на звуки в этом домике то на какую большую группу их можно поделить? - Чем на письме обозначаются звуки? - А знаете ли вы как обозначить на письме мягкость или твёрдость букв? - Об этом мы сегодня узнаем. Как вы думаете какая тема у нашего сегодняшнего занятия? - Верно, какую цель мы можем поставить на урок? - Отлично. Чтобы отслеживать работу на уроке, после каждого задания, вы будете оценивать свою деятельность на «Листах достижений». Они лежат у вас на парте. - Ознакомьтесь с критериями оценивания: « 2 балла » - справился с заданием, ошибок не допущено. «1 балл» - справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки. «0 баллов» - не справился с заданием. - Давайте составим небольшой план, которого мы будем придерживаться на уроке. - Мы с вами на уроке: 1) вспомним в каких случаях обозначается мягкость и твёрдость согласны звуков; 2) закрепить умение определения мягких и твёрдых согласных звуков. | Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока - Домики. - Звуки. - При произношении этих звуков воздух встречает препятствие. - Согласные. - Да. Произносят звуки - Твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные. - Над мягким звуком в правом верхнем углу стоит запятая, а твёрдого нет. - На твёрдые и мягкие звуки. - Буквами. - (ответы детей/ затруднение при ответе) - Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения на письме. - Повторить обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков и букв на письме. | М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); М: планирование (П) | Учебная презентация |
Включение в систему знаний, повторение | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | И И Практический: самостоятельная работа со взаимопроверкой | Проводит парную работу с карточками - Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить небольшую работу в парах. У вас на партах лежат карточки. Для того чтобы выполнить задания вам нужно вспомнить какие гласные буквы указывают на мягкость и твёрдость согласных. - Можете приступать к работе. Внимательно прочитайте задание. - Итак я вижу, что большинство справились с заданием. Кто может прочитать ответ на первый вопрос? - Верно. Кто может прочитать ответна второй вопрос? - Правильно. Кто сможет прочитать ответ на 3 задание. - Отлично. Кто может прочитать ответ на 4 задание. Делают вывод по заданию - Совершенно верно. Вы справилась с заданием. Давайте сделаем вывод и сформулируем правило. - Отличная работа. Теперь давайте ещё раз сравним ваш ответы с ответами на доске. И запишите результат в таблицу. | Работают в парах Проверяют задание Желающие читают ответы - Мягкость согласных звуков на письме обозначается гласными буквами «е», «ё», «ю», «я», «и», а также согласной буквой «ь». - Твёрдость согласных звуков на письме обозначается согласными буквами «а», «о», «у», «ы», «э». - Мел – мягки звук [м′], смягчающая буква «е». Мяч– мягки звук [м′], смягчающая буква «я». Ключ – мягки звук [л′], смягчающая буква «ю». Лёд– мягки звук [л′], смягчающая буква «ё». Кино– мягки звук [к′], смягчающая буква «и». Конь – мягки звук [н′], смягчающая буква «ь». - Мак – твердый звук [м], буква обозначающая твёрдость «а». - Сок – твердый звук [с], буква обозначающая твёрдость «о» - Лук – твердый звук [л], буква обозначающая твёрдость «у» - Сыр – твердый звук [с], буква обозначающая твёрдость «ы» - Мэр – твердый звук [м], буква обозначающая твёрдость «э» Делают вывод - На письме мягкость согласных звуков обозначается буквами: «е», «ё», «ю», «я», «и», а также согласной буквой «ь». Твердость согласных звуков обозначается согласными буквами «а», «о», «у», «ы», «э». Проводят самооценку | М: контроль, коррекция, оценка, взаимопроверка (Р) | Раздаточный материал, презентация |
Организует работу с учебником - Откройте ваши учебники на странице 121 и посмотрите на упражнение 195. - Кто может сказать, что нужно выполнить в данном упражнении? - Кто хочет начать? - Хорошо. Кто хочет разобрать вторую пару? - Отлично. Кто хочет разобрать третью пару? - Правильно. Давайте повторим звуки, которые мы определили в парах. Произнесём их вместе. [н] –[н′], [м] –[м′], [л] –[л′]. | Работают с учебником, желающие устно отвечают на вопросы - Нужно прочитать определить какими звуками различаются слова каждой пары. А также произнести эти звуки. - Нос – нёс. В первом слове звук [н] – твёрдый, а в слове нёс звук [н′] – мягкий. - Мыл – мил. В первом слове звук [м] – твёрдый, а в слове нёс звук [м′] – мягкий. - Ел – ель. В первом слове звук [л] – твёрдый, а в слове нёс звук [л′] – мягкий. Повторяют звуки | |||||
Динамическая пауза | Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности | Проводит пальчиковую гимнастику | Выполняют пальчиковую гимнастику | Л:формирование положительной мотивации к обучению | Презентация | |
Включение в систему знаний, повторение | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | И И Практический: самостоятельная работа со взаимопроверкой | Организует групповую работу - Откройте учебники на странице 122 и посмотрите на упражнение 197. - Что нужно сделать в данном упражнении? - Как вы понимаете, что такое лексическое значение? - Давайте прочитаем слова и попробуем определить три группы, на которые мы можем разделить их по лексическому значению. - Кто хочет прочитать слова? - Спасибо. Итак, на какие три группы мы можем разделить эти слова? - Верно. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Но для начала давайте повторим правила работы в группах. - Сейчас первому ряду нужно будет выписать названия птиц, второму ряду названия деревьев, у третьего цветы. - Дополнительное задание. Вам нужно будет дополнить список двумя словами подходящими к вашей группе по лексическому значению и по выделенному звуку. - Итак прошу представителя первой группы выйти к доске и представить ответ. - Спасибо, присаживайся. Прошу представителя второй группы выйти к доске и представить ответ. - Отлично, пожалуйста присаживайся. Прошу представителя третей группы выйти к доске и представить ответ. - Вы хорошо справились! Давайте отметим ваши достижения на бланке оценивания. - Давайте ещё раз произнесём звуки, которые вы выделили. Произнесём вместе: [к], [л′], [р] Организует работу с учебником - Откройте страницу 121 учебника и посмотрите на упражнение 196. - Ваша задача списать скороговорки вставляя пропущенные буквы, затем подчеркнуть одной чертой в словах букву, которая обозначает твёрдый, парный, согласный звук [С], и двумя чертами звук [С′]. Сейчас мы поработаем с вами над второй скороговоркой. - Кто хочет выйти к доске и записать вторую скороговорку? - Прочитай скороговорку. Какие орфограммы есть в этом предложении. - В каких словах нужно подчеркнуть букву «с» одной чертой? - В каких словах нужно подчеркнуть букву «с» двумя чертами? - Верно. Хорошая работа. - Ребята проверьте работу в тетради с работой на доске. Отметьте в бланке количество баллов, заработанное за это задание. - Кто хочет прочитать скороговорки чётко, быстро и правильно? - Молодцы! | Выполняют самостоятельную работу Отвечают на вопросы - Нужно распределить слова в три столбика, опираясь на лексическое значения. Затем нужно найти и подчеркнуть в словах каждой группы букву, которая обозначает в словах один и тот же звук. - Это смысловое значение слова. Желающий читает слова - Птицы, деревья, цветы. Желающий выходит к доске Желающий выходит к доске - У осы не усы, не усищи, а усики. - Осы, усы. - Усищи, усики. Желающий читает скороговорки | М: контроль, коррекция, оценка, взаимопроверка (Р) | Раздаточный материал, презентация |
Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные: беседа | Проводит предметную рефлексию - Ребята, наш урок подходит к концу. - Давайте вспомним, тему нашего урока? - Какая была цель нашего урока? - Как вы думаете мы справились с поставленной целью? Организация эмоциональной рефлексии Оцените свою работу на уроке. Поставьте себя на одну из ступенек: - «Не понял(а) тему» - «Понял(а), но не до конца» - «Всё понял» - Наш урок закончен, всем спасибо. | Подводят итоги урока - Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения на письме. - Повторить обозначения мягкости согласных звуков и букв на письме. - Да. Проводит эмоциональную рефлексию | М: рефлексия способов и условий действия (П); М: контроль и оценка процесса и результативность деятельности (П); Л: самооценка | Раздаточный материал, презентация |
Предварительный просмотр:
Работа в парах
Задание 1. Заполните пропуски в предложении.
Мягкость согласных звуков на письме обозначается гласными буквами __, __, __, __, __, а также согласной буквой __.
Задание 2. Заполните пропуски в предложении.
Твёрдость согласных звуков на письме обозначается согласными буквами __, __, __, __, __.
Задание 3. Подчеркните в словах гласную, которая обозначает мягкость предыдущего согласного двумя линиями, а смягчённый согласный одной.
Мел, Мяч, Ключ, Лёд, Кино, Конь.
Задание 3. Подчеркните в словах гласную, которая обозначает твёрдость предыдущего согласного двумя линиями, а твёрдый согласный одной.
Мак, Сок, Лук, Сыр, Мэр, Кот
Работа в парах
Задание 1. Заполните пропуски в предложении.
Мягкость согласных звуков на письме обозначается гласными буквами __, __, __, __, __, а также согласной буквой __.
Задание 2. Заполните пропуски в предложении.
Твёрдость согласных звуков на письме обозначается согласными буквами __, __, __, __, __.
Задание 3. Подчеркните в словах гласную, которая обозначает мягкость предыдущего согласного двумя линиями, а смягчённый согласный одной.
Мел, Мяч, Ключ, Лёд, Кино, Конь.
Задание 3. Подчеркните в словах гласную, которая обозначает твёрдость предыдущего согласного двумя линиями, а твёрдый согласный одной.
Мак, Сок, Лук, Сыр, Мэр, Кот
Работа в парах
Задание 1. Заполните пропуски в предложении.
Мягкость согласных звуков на письме обозначается гласными буквами __, __, __, __, __, а также согласной буквой __.
Задание 2. Заполните пропуски в предложении.
Твёрдость согласных звуков на письме обозначается согласными буквами __, __, __, __, __.
Задание 3. Подчеркните в словах гласную, которая обозначает мягкость предыдущего согласного двумя линиями, а смягчённый согласный одной.
Мел, Мяч, Ключ, Лёд, Кино, Конь.
Задание 3. Подчеркните в словах гласную, которая обозначает твёрдость предыдущего согласного двумя линиями, а твёрдый согласный одной.
Мак, Сок, Лук, Сыр, Мэр, Кот
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Четырнадцатое декабря Классная работа
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Тема: Цель: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения на письме. Повторить обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков и букв на письме.
План 1 ) Вспомним, в каких случаях обозначается мягкость и твёрдость согласны звуков; 2) Закрепить умение определения мягких и твёрдых согласных звуков.
« 2 балла » - справился с заданием. «1 балл» - справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки. «0 баллов» - не справился с заданием.
Правила работы в парах 1. Говори тихо и спокойно. 2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра. 3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца. 4. Делай замечания тактично, не груби.
е ё ю я и ь а о у ы э
Образец ответа Мёд – мягки звук [м ] подчёркиваем одной линией, смягчающая буква «ё» подчёркиваем двумя линиями.
е ё ю я и ь а о у ы э
« 2 балла » - справился с заданием. «1 балл» - справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки. «0 баллов» - не справился с заданием.
[ н ] [н ] [ м ] [м ] [ л ] [л ]
Динамическая пауза
Птицы Деревья Цветы
Кукушка Ласточка Жаворонок Тополь Липа Клён Астра Ромашка Маргаритки Птицы Деревья Цветы Чайка Колибри Лиственница Ель Роза Ирис [к ] [л ] [р]
« 2 балла » - справился с заданием. «1 балл» - справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки. «0 баллов» - не справился с заданием.
Страница 121 упражнение 196 с с с с [с] [с] [с ] [с ]
« 2 балла » - справился с заданием. «1 балл» - справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки. «0 баллов» - не справился с заданием.
« 2 балла » - справился с заданием. «1 балл» - справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки. «0 баллов» - не справился с заданием.
6 и более баллов – «5» 4-5 баллов – «4» 3 балла – «3» 2 балла и менее – «2» ?
Хорошо усвоил тему Понял, но не до конца Ничего не запомнил
Всего хорошего!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Проблема. Как обозначается на письме твёрдый (мягкий) согласный звук?Цели: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; развивать речевой слух учащихся, умения наблюдать за произ...
Урок русского языка во 2 классе.Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
Урок разработан по УМК "Школа России". Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»...
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
Конспект урока....
Урок "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"
Изучение способов обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков на письме....
Урок русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения". 2 класс
Презентация к уроку русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения". 2 класс. Школа России....
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"...
Урок русского языка. 2 класс ." Школа России" Согласный звук [й\'] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения урок № 73
Разработка будет интересна учителям начальных. Использование национально-регионального компонента на уроке ( Республика Карелия. Карельский морозец Паккайне") Межпредметная интеграция с исп...