Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения на письме, УМК "Школа России", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Симакова Вероника Анатольевна

Тип урока: урок рефлексии

Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о твердых и мягких согласных звуках и буквах для их обозначения

Задачи урока

Дидактические:

  • актуализировать умения учащихся распознавать и обнаруживать твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения;
  • закрепить у учащихся умение распознавать и обнаруживать твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения;

Развивающие:

  • развивать речь учащихся через обогащение словарного запаса;
  • развивать орфографическую зоркость через приемы самопроверки, взаимопроверки;
  • развивать познавательный интерес, активность путем использования занимательных заданий.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и внимательность;
  • воспитывать бережное отношение к учебнику;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект26.17 КБ
Файл карточки12.66 КБ
Файл лист оценивания167.16 КБ
Файл презентация1.24 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 14.12.2021

Школа: №148

Класс: 2 «К»

Урок: 2 урок

Время            Кабинет: 106

Студент: Симакова Вероника

Группа: 46

Учитель: Гришкевич Валентина Викторовна

Методист: Синтяева Галина Анатольевна 

Тема урока «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Тип урока: урок рефлексии

Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о твердых и мягких согласных звуках и буквах для их обозначения

Задачи урока

Дидактические:

  • актуализировать умения учащихся распознавать и обнаруживать твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения;
  • закрепить у учащихся умение распознавать и обнаруживать твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения;

Развивающие:

  • развивать речь учащихся через обогащение словарного запаса;
  • развивать орфографическую зоркость через приемы самопроверки, взаимопроверки;
  • развивать познавательный интерес, активность путем использования занимательных заданий.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и внимательность;
  • воспитывать бережное отношение к учебнику;

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты(П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

Приветствует учащихся, настраивает на работу

- Здравья желаю товарищи кадеты.

- Меня зовут Вероника Анатольевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Улыбнитесь соседу справа, соседу с лева. Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

- Присаживайтесь пожалуйста.

Приветствуют учителя

- Здравья желаю товарищ преподаватель.

Настраиваются на работу

М: личностное

включение в учебную

деятельность (Р)

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Проводит орфографическую минутку

-  Запишите число, классная работа.

- Посмотрите внимательно на экран. Кто хочет прочитать предложение?

- Чем интересно это предложение?

- Какая это буква?

- Скажите, а что это за предложение?

- Какие орфограммы есть в этом предложении?

- Какие согласные звуки в этом предложении обозначают согласную букву «С»?

- В каких словах мы встречаем букву «с»?

- Какие гласные буквы предают мягкость и твердость звуку [с].

- Давайте прочитаем скороговорку все вместе.

- Кто хочет прочитать скороговорку быстро и правильно?

- Ещё раз посмотрите на скороговорку и приготовитесь записать её по памяти.

- Я вижу вы справились с заданием. Посмотрите на экран. Сравните запись в тетради с предложением на экране. Возьмите в руки просты е карандаши и исправьте ошибки, если они есть.

Записывают число классная работа

Желающий читает предложения

- У Сени и Сани в сетях сом с усами.

- В словах повторяются слова с буквой «С».

- Согласная. Обозначает согласный звук.

- Это скороговорка.

- Сеня, Саня – имена, пишутся с заглавной буквы. В сетях - безударная гласная в корне слова.

- [с] –[с′].

- Буква «е» предают мягкость. Буквы «а», «о» предают твёрдость.

Читают скороговорку вместе

Несколько желающих повторяют скороговорку

Записывают скороговорку по памяти

Проверяют запись, исправляют ошибки

М:

 личностное

включение в учебную

деятельность

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный:

беседа

Подводит к теме урока, задаёт наводящие вопросы

-  Внимательно посмотрите на экран. Что вы видите?

- Кто живёт в этих домиках?

- Какие это звуки согласные или гласные?

- Как вы это определили?

- Все ли звуки, которые живут в этих домиках вам знакомы?

- Давайте вместе произнесём эти звуки.

- Скажите пожалуйста на какие группы мы можем раздел эти звуки?

- Верно. Скажите, как мы можем определить, где в домике мягкий звук, а где твёрдый?

- Вы абсолютно правы. Если посмотреть на звуки в этом домике то на какую большую группу их можно поделить?

- Чем на письме обозначаются звуки?

- А знаете ли вы как обозначить на письме мягкость или твёрдость букв?

- Об этом мы сегодня узнаем. Как вы думаете какая тема у нашего сегодняшнего занятия?

- Верно, какую цель мы можем поставить на урок?

- Отлично. Чтобы отслеживать работу на уроке, после каждого задания, вы будете оценивать свою деятельность на «Листах достижений». Они лежат у вас на парте.

- Ознакомьтесь с критериями оценивания:

« 2 балла » - справился с заданием, ошибок не допущено.

«1 балл» - справился с заданием, но допустил

1-2 ошибки.

«0 баллов» - не справился с заданием.

 - Давайте составим небольшой план, которого мы будем придерживаться на уроке. - Мы с вами на уроке:

1) вспомним в каких случаях обозначается мягкость и твёрдость согласны звуков;

2) закрепить умение определения мягких и твёрдых согласных звуков.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока

- Домики.

- Звуки.

- При произношении этих звуков воздух встречает препятствие.

- Согласные.

- Да.

Произносят звуки

- Твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные.

- Над мягким звуком в правом верхнем углу стоит запятая, а твёрдого нет.

- На твёрдые и мягкие звуки.

- Буквами.

- (ответы детей/ затруднение при ответе)

- Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения на письме.

- Повторить обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков и букв на письме.

М: самостоятельное

выделение и

формулирование

познавательной цели

(П);

М: планирование (П)

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

И

И

Практический: самостоятельная работа со взаимопроверкой

Проводит парную работу с карточками

- Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить небольшую работу в парах. У вас на партах лежат карточки. Для того чтобы выполнить задания вам нужно вспомнить какие гласные буквы указывают на мягкость и твёрдость согласных.

- Можете приступать к работе. Внимательно прочитайте задание.

- Итак я вижу, что большинство справились с заданием. Кто может прочитать ответ на первый вопрос?

- Верно. Кто может прочитать ответна второй вопрос?

- Правильно. Кто сможет прочитать ответ на 3 задание.

- Отлично. Кто может прочитать ответ на 4 задание.

Делают вывод по заданию

- Совершенно верно. Вы справилась с заданием. Давайте сделаем вывод и сформулируем правило.

- Отличная работа. Теперь давайте ещё раз сравним ваш ответы с ответами на доске. И запишите результат в таблицу.

Работают в парах

Проверяют задание

Желающие читают ответы

- Мягкость согласных звуков на письме обозначается гласными буквами «е», «ё», «ю», «я», «и», а также согласной буквой «ь».

- Твёрдость согласных звуков на письме обозначается согласными буквами «а», «о», «у», «ы», «э».

- Мел – мягки звук [м′], смягчающая буква «е».

Мяч– мягки звук [м′], смягчающая буква «я».

Ключ – мягки звук [л′], смягчающая буква «ю».

Лёд– мягки звук [л′], смягчающая буква «ё».

Кино– мягки звук [к′], смягчающая буква «и».

Конь – мягки звук [н′], смягчающая буква «ь».

- Мак – твердый звук [м], буква обозначающая твёрдость «а».

- Сок – твердый звук [с], буква обозначающая твёрдость «о»

- Лук – твердый звук [л], буква обозначающая твёрдость «у»

- Сыр – твердый звук [с], буква обозначающая твёрдость «ы»

- Мэр – твердый звук [м], буква обозначающая твёрдость «э»

Делают вывод

- На письме мягкость согласных звуков обозначается буквами: «е», «ё», «ю», «я», «и», а также согласной буквой «ь». Твердость согласных звуков обозначается согласными буквами «а», «о», «у», «ы», «э».

Проводят самооценку

М: контроль, коррекция, оценка, взаимопроверка (Р)

Раздаточный материал, презентация

Организует работу с учебником

- Откройте ваши учебники на странице 121 и посмотрите на упражнение 195.

- Кто может сказать, что нужно выполнить в данном упражнении?

- Кто хочет начать?

- Хорошо. Кто хочет разобрать вторую пару?

- Отлично. Кто хочет разобрать третью пару?

- Правильно. Давайте повторим звуки, которые мы определили в парах. Произнесём их вместе. [н] –[н], [м] –[м], [л] –[л].

Работают с учебником, желающие устно отвечают на вопросы

- Нужно прочитать определить какими звуками различаются слова каждой пары. А также произнести эти звуки.

- Нос – нёс. В первом слове звук [н] – твёрдый, а в слове нёс звук [н′] – мягкий.

- Мыл – мил. В первом слове звук [м] – твёрдый, а в слове нёс звук [м′] – мягкий.

- Ел – ель. В первом слове звук [л] – твёрдый, а в слове нёс звук [л′] – мягкий.

Повторяют звуки

Динамическая пауза

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Проводит пальчиковую гимнастику

Выполняют пальчиковую гимнастику

Л:формирование положительной мотивации к обучению

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

И

И

Практический: самостоятельная работа со взаимопроверкой

Организует групповую работу

- Откройте учебники на странице 122 и посмотрите на упражнение 197.

- Что нужно сделать в данном упражнении?

- Как вы понимаете, что такое лексическое значение?

- Давайте прочитаем слова и попробуем определить три группы, на которые мы можем разделить их по лексическому значению.

- Кто хочет прочитать слова?

- Спасибо. Итак, на какие три группы мы можем разделить эти слова?

- Верно. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Но для начала давайте повторим правила работы в группах.

- Сейчас первому ряду нужно будет выписать названия птиц, второму ряду названия деревьев, у третьего цветы.

- Дополнительное задание. Вам нужно будет дополнить список двумя словами подходящими к вашей группе по лексическому значению и по выделенному звуку.

- Итак прошу представителя первой группы выйти к доске и представить ответ.

- Спасибо, присаживайся. Прошу представителя второй группы выйти к доске и представить ответ.

- Отлично, пожалуйста присаживайся. Прошу представителя третей группы выйти к доске и представить ответ.

- Вы хорошо справились! Давайте отметим ваши достижения на бланке оценивания.

- Давайте ещё раз произнесём звуки, которые вы выделили. Произнесём вместе: [к], [л′], [р]

Организует работу с учебником

-  Откройте страницу 121 учебника и посмотрите на упражнение 196.

- Ваша задача списать скороговорки вставляя пропущенные буквы, затем подчеркнуть одной чертой в словах букву, которая обозначает твёрдый, парный, согласный звук [С], и двумя чертами звук [С′]. Сейчас мы поработаем с вами над второй скороговоркой.

- Кто хочет выйти к доске и записать вторую скороговорку?

- Прочитай скороговорку. Какие орфограммы есть в этом предложении.

- В каких словах нужно подчеркнуть букву «с» одной чертой?

- В каких словах нужно подчеркнуть букву «с» двумя чертами?

- Верно. Хорошая работа.

- Ребята проверьте работу в тетради с работой на доске. Отметьте в бланке количество баллов, заработанное за это задание.

- Кто хочет прочитать скороговорки чётко, быстро и правильно?

- Молодцы!

Выполняют самостоятельную работу

Отвечают на вопросы

- Нужно распределить слова в три столбика, опираясь на лексическое значения. Затем нужно найти и подчеркнуть в словах каждой группы букву, которая обозначает в словах один и тот же звук.

- Это смысловое значение слова.

Желающий читает  слова

- Птицы, деревья, цветы.

Желающий выходит к доске

Желающий выходит к доске

- У осы не усы, не усищи, а усики.

- Осы, усы.

- Усищи, усики.

Желающий читает скороговорки

М: контроль, коррекция, оценка, взаимопроверка (Р)

Раздаточный материал, презентация

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные: беседа

Проводит предметную рефлексию

- Ребята, наш урок подходит к концу.    

- Давайте вспомним, тему нашего урока?

- Какая была цель нашего урока?

- Как вы думаете мы справились с поставленной целью?

Организация эмоциональной рефлексии

Оцените свою работу на уроке.

Поставьте себя на одну из ступенек:

- «Не понял(а) тему»

- «Понял(а), но не до конца»

 - «Всё понял»

 - Наш урок закончен, всем спасибо.

Подводят итоги урока

- Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения на письме.

- Повторить обозначения мягкости согласных звуков и букв на письме.

- Да.

Проводит эмоциональную рефлексию

М: рефлексия способов и условий действия (П); М: контроль и оценка процесса и результативность деятельности (П); Л: самооценка

Раздаточный материал, презентация



Предварительный просмотр:

Работа в парах

Задание 1. Заполните пропуски в предложении.

Мягкость согласных звуков на письме обозначается гласными буквами __, __, __, __, __, а также согласной буквой __.

Задание 2. Заполните пропуски в предложении.

Твёрдость согласных звуков на письме обозначается согласными буквами __, __, __, __, __.

Задание 3. Подчеркните в словах гласную, которая обозначает мягкость предыдущего согласного двумя линиями, а смягчённый согласный одной.

Мел,                          Мяч,                  Ключ,           Лёд,          Кино,          Конь.  

Задание 3. Подчеркните в словах гласную, которая обозначает твёрдость предыдущего согласного двумя линиями, а твёрдый согласный одной.

 Мак,                          Сок,                  Лук,               Сыр,            Мэр,         Кот

Работа в парах

Задание 1. Заполните пропуски в предложении.

Мягкость согласных звуков на письме обозначается гласными буквами __, __, __, __, __, а также согласной буквой __.

Задание 2. Заполните пропуски в предложении.

Твёрдость согласных звуков на письме обозначается согласными буквами __, __, __, __, __.

Задание 3. Подчеркните в словах гласную, которая обозначает мягкость предыдущего согласного двумя линиями, а смягчённый согласный одной.

Мел,                          Мяч,                  Ключ,           Лёд,          Кино,          Конь.  

Задание 3. Подчеркните в словах гласную, которая обозначает твёрдость предыдущего согласного двумя линиями, а твёрдый согласный одной.

 Мак,                          Сок,                  Лук,               Сыр,            Мэр,         Кот

 Работа в парах

Задание 1. Заполните пропуски в предложении.

Мягкость согласных звуков на письме обозначается гласными буквами __, __, __, __, __, а также согласной буквой __.

Задание 2. Заполните пропуски в предложении.

Твёрдость согласных звуков на письме обозначается согласными буквами __, __, __, __, __.

Задание 3. Подчеркните в словах гласную, которая обозначает мягкость предыдущего согласного двумя линиями, а смягчённый согласный одной.

Мел,                          Мяч,                  Ключ,           Лёд,          Кино,          Конь.  

Задание 3. Подчеркните в словах гласную, которая обозначает твёрдость предыдущего согласного двумя линиями, а твёрдый согласный одной.

 Мак,                          Сок,                  Лук,               Сыр,            Мэр,         Кот



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день!

Слайд 2

Четырнадцатое декабря Классная работа

Слайд 3

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Слайд 5

Тема: Цель: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения на письме. Повторить обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков и букв на письме.

Слайд 6

План 1 ) Вспомним, в каких случаях обозначается мягкость и твёрдость согласны звуков; 2) Закрепить умение определения мягких и твёрдых согласных звуков.

Слайд 7

« 2 балла » - справился с заданием. «1 балл» - справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки. «0 баллов» - не справился с заданием.

Слайд 8

Правила работы в парах 1. Говори тихо и спокойно. 2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра. 3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца. 4. Делай замечания тактично, не груби.

Слайд 9

е ё ю я и ь а о у ы э

Слайд 10

Образец ответа Мёд – мягки звук [м  ] подчёркиваем одной линией, смягчающая буква «ё» подчёркиваем двумя линиями.

Слайд 11

е ё ю я и ь а о у ы э

Слайд 12

« 2 балла » - справился с заданием. «1 балл» - справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки. «0 баллов» - не справился с заданием.

Слайд 13

[ н ] [н  ] [ м ] [м  ] [ л ] [л  ]

Слайд 14

Динамическая пауза

Слайд 15

Птицы Деревья Цветы

Слайд 16

Кукушка Ласточка Жаворонок Тополь Липа Клён Астра Ромашка Маргаритки Птицы Деревья Цветы Чайка Колибри Лиственница Ель Роза Ирис [к ] [л  ] [р]

Слайд 17

« 2 балла » - справился с заданием. «1 балл» - справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки. «0 баллов» - не справился с заданием.

Слайд 18

Страница 121 упражнение 196 с с с с [с] [с] [с  ] [с  ]

Слайд 19

« 2 балла » - справился с заданием. «1 балл» - справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки. «0 баллов» - не справился с заданием.

Слайд 21

« 2 балла » - справился с заданием. «1 балл» - справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки. «0 баллов» - не справился с заданием.

Слайд 22

6 и более баллов – «5» 4-5 баллов – «4» 3 балла – «3» 2 балла и менее – «2» ?

Слайд 23

Хорошо усвоил тему Понял, но не до конца Ничего не запомнил

Слайд 24

Всего хорошего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Проблема. Как обозначается на письме твёрдый (мягкий) согласный звук?Цели: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; развивать речевой слух учащихся, умения наблюдать за произ...

Урок русского языка во 2 классе.Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Урок разработан по УМК "Школа России". Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»...

Урок "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"

Изучение способов обозначения мягкости и твёрдости  согласных звуков на письме....

Урок русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения". 2 класс

Презентация к уроку русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения". 2 класс. Школа России....

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"...

Урок русского языка. 2 класс ." Школа России" Согласный звук [й\'] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения урок № 73

Разработка будет интересна учителям начальных. Использование национально-регионального компонента на уроке ( Республика Карелия. Карельский морозец Паккайне") Межпредметная интеграция с исп...