Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Волкова Ольга Аркадьевна

Проблема. Как обозначается на письме твёрдый (мягкий) согласный звук?

Цели: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; развивать речевой слух учащихся, умения наблюдать за произношением согласных звуков и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твердости–мягкости согласные звуки.

Знания: познакомятся  с обозначением на письме мягкости и твёрдости согласных; узнают о парных и непарных по твердости–мягкости согласных звуках.

Умения: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки в слове, распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м] и [м’].

Навыки: приобретут умения анализировать звуко-буквенный состав слов, выделять в словах парные и непарные по твердости–мягкости согласные звуки.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Проблема. Как обозначается на письме твёрдый (мягкий) согласный звук?

Цели: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; развивать речевой слух учащихся, умения наблюдать за произношением согласных звуков и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твердости–мягкости согласные звуки.

Знания: познакомятся  с обозначением на письме мягкости и твёрдости согласных; узнают о парных и непарных по твердости–мягкости согласных звуках.

Умения: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки в слове, распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м] и [м’].

Навыки: приобретут умения анализировать звуко-буквенный состав слов, выделять в словах парные и непарные по твердости–мягкости согласные звуки.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Ход урока

  1. Орг. Момент
  2. Актуализация знаний.

Орфографическая минутка (письмо по памяти).

У Сени и у Сани в сетях сом с усами.

- Прочитайте предложение. Чем оно интересно? ( в словах повторяется буква С, это скороговорка.)

- Прочитайте скороговорку медленно. Потом еще три раза, убыстряя темп.

- Кто хочет прочитать ее быстро и правильно? ( Отвечают 4 человека.)

- Какие орфограммы встретились в скороговорке? ( Имена собственные: Сеня, Саня, безударные гласные в слове сетях-сети.)

- Прочитайте скороговорку, четко проговаривая записанные буквы – орфографически.

- Запишите ее по памяти. ( Проверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка.)

3. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте скороговорку.

Коля просо курам нес,

Замарал он просом нос.

- Повторите скороговорку три раза в быстром темпе.

- Найдите в ней слова, которые отличаются одной буквой. ( Нес-нос.)

Какими буквами отличаются слова? ( гласными О и Е)

- Какой звук обозначает каждая буква?

Учитель делает на доске запись [НОС ], [Н,ОС ].

- Какими звуками они отличаются? (согласными [ Н]. [Н, ].)

-Сегодня на уроке мы ответим почему это происходит.

4. Работа по теме урока.

- Откройте учебник  на стр.120 и прочитайте тему урока. Упр.192 (устно)

-Какие звуки живут в этих домиках? (согласные).

- Прочитайте все звуки, которые живут в этих домиках. (читают пары звуков по цепочке).

- Почему звуки во втором домике без пар? (Это непарные твердые и непарные мягкие согласные звуки.)

-Назовите непарные мягкие звуки.

Упр.193.

- Прочитайте все задания.

- Выберите любое задание, которое вам хочется выполнить.

- Кто приготовил ответ на первый вопрос?  (ответы детей)

- Кто ответит на второй вопрос?

-Кто ответит на третий вопрос?

- Сделайте вывод: как узнать твердый звук или мягкий? ( Гласные  буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков.)

- Всегда ли действует это правило?  (Нет. Непарные  твердые – мягкие согласные ему не подчиняются.)

Упр. 194

- Какие предметы нарисованы? Четко проговорите название. Запишите слова.

- Прочитайте слова, в которых буква Л обозначает мягкие звуки.(пальто, шляпа.)

-Как вы определили? ( После них стоит мягкий знак и гласная Я. Они обозначают мягкость согласных.)

- Прочитайте слова, в которых  буква Л обозначает твердый звук. ( Платок, платье. После буквы Л стоит буква А, которая обозначает твердость согласных.)

- Прочитайте памятку и скажите, скажите какие гласные звуки обозначают мягкость согласных?

Упр.195

- Посмотрите на первую пару слов и ответьте на вопрос, который мы ставили в начале урока.

- Почему слова отличаются не буквами О и Е, а звуками [ Н] [ Н]? ( Буква О обозначает твердость согласных, а буква Е – мягкость согласных.)

( самостоятельно выполняют.)

 Карточка 1.Вставь в пословицы пропущенные слова: большой, маленький:

….пенек опрокинул  …воз. …..дело лучше….безделья. Даже самое….дерево выросло из ….семени. В … лодку….груз не кладут…..крючком….рыбу не выудишь.

5. Физминутка

Мы с товарищем вдвоем

Шли на лыжах на подъем,

А потом с горы спускались,

Разъезжались и съезжались,

Объезжали все пеньки,

Доезжали до реки,

Снова лезли на подъем,

Чтобы съехать вниз потом.

6. Закрепление изученного материала.

Упр. 196

- Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Сказать, какой звук обозначает пропущенная буква, списать, подчеркнуть букву, которая обозначает твердый звук[С ]. (Самостоятельное выполнение)

- В каких словах подчеркнули букву? (Сом, усами, осы, усы.)

 Карточка 2. Прочитай текст упражнения. Сравни по смыслу и звучанию слова, выделенные жирным шрифтом, выписать их парами. Как выражается в письме различие их звучания?

Брату шесть лет. Поставь шест под навес. Хорь – хищный зверек. Сегодня выступит наш хор. Малыш ел яблоко. На поляне росла красивая ель. Мой брат разрешил брать его книги.

7. Рефлексия

Карточка 3.

Спиши. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкий звук [ Ф].

                                   У Фени – фуфайка,

                                   У Феди – туфли.

                                   Фокусник во фрак одет,

                                   Факел превратил в букет,

                                   Фея выскочит оттуда.

                                   Фокус это или чудо?

- В каких словах подчеркнули букву Ф?

- Те, кто подчеркнул эти два слова , поставьте «!».

- Вы уже умеете определять твердые и мягкие звуки. С остальными мы еще будем тренироваться в определении твердых и мягких звуков.

8. Подведение  итогов урока.

- Что сегодня на уроке повторили?

- Какие буквы обозначают мягкость согласных?

- Какие буквы обозначают твердость согласных?

- назовите непарные твердые звуки и мягкие звуки?

Домашнее задание упр. 197


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе.Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Урок разработан по УМК "Школа России". Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»...

Урок "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"

Изучение способов обозначения мягкости и твёрдости  согласных звуков на письме....

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

Урок на тему "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"....

Урок русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения". 2 класс

Презентация к уроку русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения". 2 класс. Школа России....

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

: закрепить полученные знания по теме  «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»...

Урок русского языка. 2 класс ." Школа России" Согласный звук [й\'] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения урок № 73

Разработка будет интересна учителям начальных. Использование национально-регионального компонента на уроке ( Республика Карелия. Карельский морозец Паккайне") Межпредметная интеграция с исп...