Конспект урока по русскому языку 3 кл.СКОУ 8вида
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект урока :Тема урока: «Мягкий знак на конце слова».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.97-2003.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 3 классе.
Тема программы: «Звуки и буквы».
Тема урока: «Мягкий знак на конце слова».
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок – путешествие по сказке.
Цель урока: формирование навыка письма мягкого знака на конце слова посредством дидактической игры.
Задачи урока:
Образовательная: учить обозначать на письме мягкость согласных звуков мягким знаком; совершенствовать аналитико-ситетическую деятельность.
Коррекционно-развивающая: коррекция слухового и зрительного восприятия, элементов памяти и логического мышления.
Воспитательная: воспитание речевой и познавательной мотивации, интереса к родному языку.
Материально-техническое обеспечение: иллюстрация кареты, картинки сказочных героев, карточки пословиц, музыкальное сопровождение, алфавит, геометрическая фигура с числами, конверты со слогами, предметные картинки, схемы человечков, схемы слов, мяч.
Методы: наглядный,
словесный,
проблемно-поисковый
практический.
Формы обучения: фронтальный опрос, индивидуальная и дифференцированная работа, групповая работа.
Ход урока.
Этапы урока (цели).
Содержание этапа.
1. Организационный момент.
(развитие слухового и зрительного восприятия)
(постановка проблемного вопроса)
Ребята, прозвенел звонок,
Начинается урок!
В путешествие пойдём,
В страну сказки попадём.
Слушай, думай, наблюдай.
Сказку нашу отгадай.
В эту сказку, вы поверьте,
Ездят только на карете. (показ иллюстрации)
(карточка №1)
Глазки дружно закрывайте,
Вместе в сказку попадайте (муз. сопровождение)
За горами, за лесами,
За широкими морями,
В чудном домике своём
Живут гномы всемером.
С ними поселилась и она…
А, ну-ка, открывай глаза!
( показ рисунка Белоснежки)
(карточка № 2)
-Ребята, она рада приветствовать вас в сказочной стране. А как её зовут? Из какой она сказки? А на какую русскую сказку она похожа?
2. Постановка целей и задач урока.
(активизация речевой и познавательной деятельности)
Индивидуальный и дифференцированный подход.
Развитие мышления.
Отгадали Белоснежку вы.
Ну, какие молодцы!
Живёт она у гномиков своих.
А кто мне скажет, сколько их? (семь)
(карточка № 3)
- Число семь считается необычным, магическим. Оно очень часто встречается в пословицах и поговорках.
а) работа с пословицами и поговорками
Игра «Доскажи словечко…»
( одна группа детей читает начало, вторая - ищет подходящее по смыслу заключение, третья- объясняет значение)
*Семь раз отмерь - …….(один отрежь).
*Семеро одного……. (не ждут).
*Семь бед - …. (один ответ).
*У семи нянек…. (дитя без глаза).
б) постановка проблемного задания
Вот фигура - непростая,
А чудесная какая!
Букву в алфавите отыщите,
Всем нам чудо покажите!
(карточка №4)
Игра «Следопыты»
- У вас на партах карточки с алфавитом. Как вы думаете, что обозначают числа на фигуре? (порядок букв в алфавите). Расшифруйте их.
(6-и, 7-ё, 10-и, 32-ю, 33-я, «?»)
-Какое общее свойство есть у всех этих букв? (обозначают мягкость согласных)
-Какая буква не разгадана? (ь). Чем она интересна? (звука не обозначает).
-А почему она вместе с этими буквами?
- Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать слова с «ь» на конце слова.
3. Минутка чистописания.
(отработка навыка каллиграфически правильного письма)
Соблюдение охранительного режима.
Гномы-шалунишки
Поиграть они хотят.
Никогда им не встречалось
Столько умненьких ребят.
-Дети, гном Чистописайка приготовил для вас своё задание:
а)пальчиковая гимнастика
(каждый из детей показывает любимое упражнение, все повторяют)
б)коллективная инструкция
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь!
в) работа в тетрадях
ььь ььь
4. Актуализация опорных знаний.
(развитие слухового восприятия, опора на жизненный опыт)
Игра «Вопрос-ответ». (запись слов в тетради)
-Сколько пальцев на одной руке?
-Сколько лапок у жука?
-Сколько дней в неделе?
-Сколько ушек у двух подушек?
-Сколько хвостиков у девяти осликов?
-Сколько яиц в одном десятке?
-Как произносится согласный звук на конце слова? Какую букву будем писать?
Игра «Ловушка»
Хлопни в ладоши, если в словах ты не напишешь «ь».
День, динь, сон, тень. Нос, нёс, рыть, пить.
Сыр, сок, лось, лень. Кон, конь, шум, спать.
5. Изучение нового материала.
(развитие аналитико-синтетической деятельности)
Индивидуальный подход.
Развитие самоконтроля (усложнённый вариант задания).
Взаимопроверка.
-А вот, друзья, и гномик Буквоежка.
а) работа над правилом – стр. 91
б) Игра «Наведи порядок!»
Что за ужас, что за хлам?
Везде слоги по углам.
Давайте в доме уберём.
Из слогов слово соберём!
(у каждого ребёнка конверт, в нём слоги)
Слабым ученикам слоги одинакового шрифта (цвета).
КРО ТЕТ ФЕЛЬ КА
ПОРТ ВАТЬ РАДЬ РАСЬ
-Чем похожи слова? (2 слога, на конце мягкий согласный)
(работа со словами на доске)
детская ________ большой ________
общая_________ чёрный _________
- Прочитайте слова, написанные на доске, подберите к ним те слова, которые подходят по смыслу. Пользуйтесь словами, собранными вами на парте.
-Запишите в тетрадь (образец закрывается).
в) Игра «Картинный диктант»
(дифференциация слов, изображённых на картинке)
-Вот и гномик Молчун. Он мало говорит, но много знает. И хочет вас научить распознавать слова с «ь» на конце слова.
Вот, ребята, моя игра.
Картинки показывать буду я.
Вы запишите слова,
Где мягкая согласная в конце слышна.
Общим словом назовите
И предложение запишите.
(предметные картинки: лошадь, слон, лось, баран, рысь, олень)
-Обменяйтесь тетрадочками и проверьте работы друг друга.
-Что общего у этих слов? (животные; ь – на конце)
-Какое предложение получилось?
(Лошадь, лось, рысь, олень – это животные.)
Какое животное лишнее? Почему?
ФИЗМИНУТКА
(соблюдение охранительного режима)
Вижу сильно вы устали.
Позову Весельчака.
Проведёт он физминутку,
Всем понравится она.
Игра «Если нравится тебе, то делай так…»
(показ схем человечков) + муз.сопровождение
(карточка № 5)
6. Закрепление изученного.
(активизация познавательной и речевой деятельности)
Дифференцированный подход.
а) словарная работа
-А вот и гномик Загадалкин…
Разгадать загадку надо.
К слову схему подобрать,
А потом всё без ошибок
И в тетради написать.
*Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест клубнику, мёд.
А зимой сосёт он лапу?
*Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели, да хвалили?
*Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке.
А живут в доме том
Книжки, ручки и альбом.
*е**е**; *а**о*е**; *о***е**
-Что объединяет все эти слова? (словарные)
-Что общего в написании?
(работа по вариантам: придумать и записать предложение, каждому варианту конкретное слово)
Дополнительное задание: расставить ударение в словах, начертить схему предложения.
В уголочке Тихоня наш сидит
И что-то тихо говорит…
б) Игра с мячом «Ты –мне, я – тебе!»
-Я называю слово с твёрдой согласной на конце слова и бросаю вам мяч, а вы – с мягкой согласной и возвращаете мне мяч.
Ел - ель, был - быль, мел – мель, , цел – цель, вес – весь, кров – кровь, шест – шесть, угол – уголь, жар – жарь, удар – ударь.
в) работа по учебнику (стр. 89, упр.5)
-Прочитай предложение. Вставь подходящие по смыслу слова.
Много песен о Родине спел …. мальчиков.
Чёрный …. живёт в лесу, а белый – в степи.
У квадрата каждый …. прямой.
Шахтёры добывают …. .
(хорь, хор, угол, уголь)
7. Домашнее задание.
(дифференцированный подход)
Гномик Домовёнок.
Домашнее задание вам приготовил я.
А помогали мне мои друзья.
Названия месяцев ты вспомни, напиш
Но только с мягким знаком на конце.
Подумай! Не спеши!
(сильным ученикам – по памяти, слабым – выбрать из написанных на карточке месяцев)
8. Подведение итогов.
(релаксация)
(анализ и оценка работы обучающихся)
Вот наше путешествие и подошло к концу.
Я вас всех от души благодарю!
Вы хорошо работали, писали, отвечали.
Задания гномов играючи все выполняли.
Закрываем снова глазки.
Уезжаем мы из сказки.
1, 2, 3, 4, 5! В класс вернулись мы опять!
- С кем мы путешествовали?
- А какую тему изучали?
- Когда пишется мягкий знак на конце слова?
ИТОГ:
Мягкий знак с согласной дружен.
В конце слова он ей нужен.
За согласными знак пишем,
Если мягкими их слышим!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (8вида) во 2 классе на тему: «Правописание заглавной буквы в именах людей».
Цель: развитие умений осознанного написания заглавной буквы в именах людей.Задачи:Образовательные:-актуализировать имеющиеся знания учащихся по данной теме,-продолжить работу по формирован...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...