Конспект урока русского языка 3 класс Тема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Коваленко Людмила Алексеевна

Подробный конспект урока объяснения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Подробный конспект урока21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 3 класс.

Тема:  Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].

Тип урока: открытие  нового знания.

Цель урока: создание условий для наблюдения за особенностями обозначения звука [ы] после звука [ц] в разных морфемах; организация совместной  деятельности при составлении алгоритма написания данной орфограммы в словах.

Задачи: Обучающие: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму, наблюдать за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова, знакомство и закрепление правила, отработка написания слов с изучаемой орфограммой. Развивающие : развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, внимание, орфографическую зоркость учащихся, умение работать в парах, группах.  Воспитывающие: привить интерес к предмету, аккуратность, трудолюбие, уважение друг к другу.

        Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности.

-Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть. Сегодня необычный урок русского языка для вас и для меня. Поприветствуйте гостей, улыбнитесь. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

Подарите друг другу улыбку и мысленно пожелайте успеха (Слайд № 1

-Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение?

Желтый – «всё отлично»

Зелёный-«мне хорошо»

Красный – «мне грустно» (Слайд № 2).

2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

-Задание «Лови ошибку» (Слайды № 3).

(На слайдах появляются слова, содержащие ошибочную информацию).

Сейчас вам необходимо исправить ошибки в словах.

Что необходимо сделать, чтобы правильно исправить ошибки? (подобрать проверочные слова)

Давайте проверим, правильно ли вы подобрали проверочные слова. ( Слайд № 4).

Посмотрите на этом слайде появились новые слова. Прочитайте их. В какой части слова неясное написание и после какого звука?

-  Как вы думаете, будет называться тема сегодняшнего урока? ( Слайд № 5).

- Чему мы можем научиться на этом уроке?

-Зачем нам этот урок необходим?

3. Этап изучения новых знаний.

- Давайте составим план изучения новой темы.

 Работаем в паре. Выкладываем карточки с приложения №3 в правильной последовательности.

        

- Кто желает на доске обозначить последовательность нашей работы, используя карточки? (приложение № 3).  ( Слайд № 6)

(направляет, помогает)

_А теперь сопоставим нашу лесенку с готовой.

(Слайд № 7)

«Лесенка» УД

4. Работа с грамматическим материалом

- Работаем в паре.

-Перед вами на парте карточки, на которых записано 3 столбика слов (приложение № 4).

- Прочитайте слова первого столбика.

- В какой части слова орфограмма? Обозначьте.

- Что заметили?

Найдите нужную схему (приложение № 5).

(Слайд № 8)

(проверяем).

- Прочитайте слова второго столбика (приложение № 4).

- В какой части слова орфограмма? Обозначьте.

- Что заметили?

-Найдите нужную схему (приложение № 5).

 ( Слайд № 9) (проверяем).

-На каком уроке мы используем слова циркуль,  цифра?  С помощью циркуля что строим? А цифры для чего нужны?

- Прочитайте слова третьего столбика (приложение № 4).

-Что заметили? На что оканчиваются эти слова?

- Звук [ы] какой буквой обозначается?

Покажите схему (приложение № 5).

( Слайд № 10) (проверяем).

5. Выведение правила

- Посоветуйтесь с соседом и попытайтесь сделать вывод, в каком случае пишется после ц - ы, а в каком - и?

(Слайд № 11) (проверяем).

6. Работа с правилом

- Давайте в учебнике на с. 121 прочтем правило, правильно ли мы его сформулировали, не пропустили ли чего?

- Да, действительно во многих правилах русского языка есть исключения.

- Чтобы легче запомнить слова исключения, предлагаю вам такую чистоговорку:

«Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»» ( Слайд № 12).

- Значение каких слов непонятно?

-Кто сможет объяснить, что значит «цыкнул»?

- Куда мы можем обратиться, если не знаем значение слова?

Цы́кать ( разг.) - прикрикивать на кого-л., что-л. (обычно при приказании прекратить что-л. или при выражении какой-л. угрозы).

-Цыган - Народ индийского происхождения, живущий  кочевыми и полукочевыми этническими группами в разных странах мира.

-Повторим чистоговорку хором.

7. Составление алгоритма

Теперь мы знаем правило и исключения, и  нужно научиться его применять.

- Итак, определим по шагам, какие операции мы проводим?

-Работаем в группах. «Подзарядим» контакты!

-Какая задача перед вами стоит? (Приложение № 7).

-А теперь проверим! ( Слайд № 13).

8. Физминутка

9. Первичное закрепление.  

-А теперь, ребята, будем применять свои знания!  Откройте учебники на с .122. Найдите упр.1. Прочитайте про себя задание. Что вам необходимо сделать? Разделите свой лист тетради на 3 части.

2) Проверить себя каждый  может, выполнив маленький тест (приложение № 10).

- Кто не допустил ошибок?

 -Молодцы!

10. Рефлексия.

-Всю ли работу мы выполнили?

-Достигли ли мы поставленной цели?

-Что нового узнали? (Слайд № 17).

-Кто вам помогал обрести новые знания?

-Кому было легко? Трудно?

-Где нам пригодятся эти знания?

Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих весёлых глаз.
Спасибо вам, ребята,  за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставим мы оценки вам сейчас!

-А сейчас я вам предлагаю на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно каждый из вас  работал (приложение № 11).

Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение? (Приложение № 2)  (Слайд № 18).

11. Домашнее задание.

д/з.: стр.122, упр. 2 или 3; Раб. тетр.,

стр.34, упр.5 (кто хочет преодолеть трудность) (Слайд № 19).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка (обучение грамоте) 1 класс. "Твёрдый согласный звук [ ш ], буквы Ш, ш".

Конспект урока русского языка (обучение грамоте) 1 класс сопровождается мультимедийной презентацией....

Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»

Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»...

Конспект урока русского языка "Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запоминать?" 3 класс

Цель: Совершенствовать навык написания изученных словарных слов, учить воспроизводить лексическое значение слов. Планируемые  результаты Предметные:·...

Конспект урока русского языка 1 класс "Глухие и звонкие согласные звуки"

Конспект урока с применением современных образовательных технологий...