"Непроизносимый согласный звук - нулевой звук" 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка, проведенного во 2«В» классе МБОУ КСОШ № 1 студенткой 3 «К» курса, специальность 050719.52 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Огромовой Татьяной Михайловной
Тема: Непроизносимый согласный звук - нулевой звук.
Цели:
Образовательная: формировать представление о непроизносимом согласным звуком;
вводить в активный словарь и познавательную деятельность учащихся формулировки «Непроизносимый согласный звук- нулевой звук.»;
формировать практический опыт правописания слов
Развивающая: развивать умения контролировать собственную учебную деятельность;
Воспитательная: воспитывать ценностное отношение к результатам своей работы; воспитание усидчивости и аккуратности.
План урока.
- Организационный момент
-приветствие
- Минутка чистописание
- Работа с идиомой
- Объяснения нового материала
- Работа с учебником.
-Упражнение 137
- Физминутка
- Закрепление изученного
-упражнение
Идиома: «Уметь вести себя»
- Итог урока
Ход урока
- Организационный момент
- Здравствуйте! Присаживайтесь! Сегодняшний урок проведу у вас я. Зовут меня Татьяна Михайловна.
Громко прозвучал звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- Минутка чистописание
Слайд 2 - Откройте свои рабочие тетради, запишите число и классную работу.
ск ех ил
Какое соединение? ( верх., верх., нижн.,)
На следующей строке пропишите до конца строки буквосочетание.
- Работа с идиомой
Слайд 3- Шуба на рыбьем меху
Как вы это понимаете? Шуба( или пальто) на рыбьем меху- плохая, не спасающая от холода верхняя одежда.
Серёга Серёгин заядлый рыбак.
По сто раз на дню нам рассказывал, как
Сварил из кита он тройную уху
И сшил жене шубу НА РЫБЬЕМ МЕХУ.
Есть ли рыба с мехом? Как сказать по другому?
Уху разве можно сварить из кита? Тройная уха готовится из нескольких видов рыбы, из кита её не сваришь.
Шуба на рыбьем меху – Запишите это выражение с новой строки в тетрадь.
- Объяснение нового материала
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
Запомни слова или их проверяй,
Согласный, дружок мой,
Где нужно, вставляй:
Известный, прелестный,
Капустный и местный…
Согласному трудно поверить!
А как же его нам проверить?
– На этот вопрос мы попробуем ответить на уроке.
-Ребята, что необходимо сделать, если в корне есть непроизносимый согласный звук? ( надо слово изменить так, чтобы этот согласный звук чётко слышался.)
Слайд 4- Давайте разберём первое слово, но для этого нам необходимо разгадать загадку и мы выясним, с каким словом будем работать:
Что видим мы,
взглянув в оконце?
Нам ярким светом
светит……(солнце)
Слайд 5 - Солнце- мы произносим сонце. Родственное слово- солнечный, В корне звук то поменяется, то исчезает. Со(-)нце- солнечный.
Капустный- мы произносим капусный. Родственное слово- капуста. Так же звук в корне то меняется, то исчезает;
Но записать корень нужно ЦЕЛЕКОМ, не пропуская ни одной буквы. Нужно всякий раз писать букву, которая в одном слове обозначает настоящий звук, а в другом – нулевой звук.
Слайд 6 - Вот посмотрите Со(-)нце- со(л)нечный, поэтому солнце. Здесь буква Л обозначает и нулевой звук (-), и звук «л».
Слайд 7 - В другой паре слов: капус(-)ный- капус(т)а, значит капустный. Буква Т обозначает нулевой звук (-) м звук (т).
- Закрепление изученного
Работа с учебником.
Упражнение 137
Слайд 8- Прочитай стихотворение, давайте разберём первые две строчи:
Если вдруг находит грусть,
Это очень грустно.
Скажите как напишем грусно или грустно? Что нам необходимо для этого сделать? ( необходимо найти в этих строчках родственные слова)
В одном из слов мы слышим звук ( ть). Скажите в каком? ( грусть). А в другом слове не слышим этот звук. Какое это слово? ( грус_но). Корень у родственных слов обычно пишется одинаково! Грус(?)но- грусть, значит- грустно. Звук Т в одном слове обозначает пустой звук (-), в другом- звук (ть).
Слайд 9 - Теперь давайте разберём две последние строчки стихотворения.
Если вдруг находят груздь,
Это очень вкусно.
Чтобы решить как писать: вкусно или вкустно, надо что сделать? Надо подобрать родственные слова. Вкус(?)но- вкус, вкусен. Звук Т нигде не появился. Его нет в корне, значит что?, и писать букву Т не нужно.
Слайд 10 - Спишите, это стихотворение в исправленном виде.
Если вдруг находит грусть,
Это очень грустно.
Если вдруг находят груздь,
Это очень вкусно.
Грусть ( настроение)
Груздь (гриб, плодовое тело, предмет)
- Физминутка слайд 11
Поднимаем руки класс, это раз,
Завертелась голова-это два.
Три руками, три хлопка
Головою три кивка
На четыре руки шире
Пять руками помахать.
Шесть на место тихо сесть.
Слайд 12 - В следующем задании, необходимо выписать слова с непроизносимым согласным, подобрать проверочное слово.
Звёздный- звезда
Прелестный- прелесть
Чудесный- чудеса
Грустный- грусть
Ужасный- ужас
Здравствуй- здравие
Солнце- солнышко
Сердце- сердечко
Счастливого- счастье
Слайд 13 - Вставьте подходящие по смыслу слова в текст.( Здравствуй, сердце, солнце, счастливого)
…………..дорогой друг.
Поздравляю тебя с праздником!
Пусть ………светит ярко.
А бьётся ………. радостно.
………..тебе дня друг!
Твои друзья!
Слайд 14 - Идиома:
Уметь вести себя
Ведёт шофёр машину-
И в дождь, и в снег ведёт.
А капитан- корабль,
А лётчик- самолёт.
И труд у космонавта
Довольно непростой-
Вести свою ракету
Космический простор.
Но как- нибудь спросите
водителя в пути:
- Не трудно ли, простите,
Автомобиль вести?
И вам шофёр ответит,
затылок свой скребя:
- Куда сложнее, дети,
УМЕТЬ ВЕСТИ СЕБЯ!
- И в шторм и в бурю судно
Вести сквозь океан-
Конечно это трудно,-
Вам скажет капитан.-
Но я корабль освоить
Могу за пару дней…
Вот УПРАВЛЯТЬ СОБОЮ-
Значительно трудней!
И лётчик, пролетая
Вам крикнет в облаках:
-Задача не простая-
ДЕРЖАТЬ СЕБЯ В РУКАХ!
И космонавт ответит,
Скафандр теребя:
- Сложней всего на свете
УМЕТЬ ВЕСТИ СЕБЯ!
Как вы понимаете эту идиому? Вести себя- поступать определённым образом, придерживаться каких-либо правил и линии поведения.
Держать себя в руках, управлять собой- сдерживать порывы чувств, подчинять их своей воле, сохранять самообладание.
- Итог урока
- Что вы узнали о согласных звуках? ( чередуются с нулевым звуком)
- Как проверить слово с непроизносимым согласным звуком?
- Довольны ли вы своей работой?
Итак, ребята, я очень довольна вашей работой. Сегодня на уроке активно работали ____, ____ и ______. Молодцы. Наш урок подошёл к концу. Спасибо за урок.
До свидание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Шуба на рыбьем меху Серёга Серёгин заядлый рыбак. По сто раз на дню нам рассказывал, как Сварил из кита он тройную уху И сшил жене шубу НА РЫБЬЕМ МЕХУ.
Шуба на рыбьем меху
Непроизносимый согласный звук- нулевой звук.
Что видим мы, взглянув в оконце? Нам ярким светом светит…… солнце
? нц со _ нц е л - со л нечный капу н ? сн ый с с т н - капус т а
со нц е - - со л нечный л л - поэтому- со л нце
капу н ый с - капус т а - капус н ый т значит- т - т
Если вдруг находит грусть, Это очень гру о. сн ? грус но т грус ь , значит - т грус но. т т , - ? но Как напишем гру сн о или гру с т н о? Необходимо найди в этих строчках родственные слова.
? но ? вкус но вкус , вкусен , т Звук -нигде не появился. Его нет в корне, значит, и писать букву Т не нужно. сн Если вдруг находят груздь, Это очень вку о. вку сн о или вку с т н о , как писать? Чтобы решить, надо подобрать родственные слова: значит - вку о. сн
Если вдруг находит грусть, Это очень гру с т н о. Если вдруг находят груздь, Это очень вку сн о.
Физминутка
д т т ный Выпиши слова с непроизносимым согласным, подбери проверочное слово. ный -звез д а Звёз ный прелес ный чудес грус ный ужас -прелес т ь -чудеса -грус т ь -ужас
з дра ствуй в с о нце л с ер це с час ливого д т - здра в ие - со л нышко - сер д ечко -счас т ье
…………… дорогой друг! Поздравляю тебя с праздником! Пусть ……. светит ярко. А ….... бьётся радостно. ….. тебе дня друг! Твои друзья. Здравствуй Вставьте подходящие по смыслу слова. солнце сердце Счастливого
Умей вести себя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку.2 класс .Непроизносимый согласный звук-нулевой звук.ПНШ
План открытого урока по русскому языку с применением сингапурских структур....
Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Непроизносимый согласный звук в корне слова.
Конспект урока по русскому языку для 3 класса.Учитель: Чекалина Н.А.Тема, дата: Непроизносимый согласный звук в корне слова. 17.10.2015 г.Тип урока: Урок повторения и закрепления изучаемого мате...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)
Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности,...
конспект урока по русскому языку 3 класс ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ ЗВУКОМ В КОРНЕ
урок по русскому языку...
Индивидуальные задания по русскому языку по теме "Буквы непроизносимых согласных звуков в корне слова" для учащихся 2 класса.
Данный материал можно использовать для индивидуальной работы и самостоятельной работы на уроках русского языка во втором классе по теме "Буквы непроизносимых согласных звуков в корне слова"....
Открытый урок русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель: создать ситуацию успеха, познакомить учащихся с непроизносимыми согласными;формировать умения проверять написание слов с непроизносимой согласной; различать место непроизносимого согласного....
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме: "Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне"
Иванова Светлана Владимировна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма»Русский язык, 3 класс«Школа 2100»Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в кор...