Имя прилагательное как часть речи 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Данный материал содержит конспект и презентацию по русскому языку. Программа "Школа России". Используется на первом ознакомительном уроке .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi_2_klass.rar | 137.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар завучей школ Калязинского района Тверской области.
Место проведения: МОУ Нерльская сош
Русский язык.
2 «А» класс.
Учитель: Лавринова Ирина Леонидовна
Урок – исследование.
Тема урока. Имя прилагательное как часть речи.
Цель: Знакомство с именем прилагательным как частью речи, его ролью в русском языке.
Задачи:
Образовательная
Дать учащимся конкретные представления об имени прилагательном, подчеркнуть роль имен прилагательных в нашей речи, обеспечить первичное осмысление и закрепление знаний.
Выявить уровень осознанности у учащихся главных понятий нового материала.
Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы дома.
Развивающая
Разбудить познавательную потребность детей, их любопытство.
Развивать у детей речь, память, внимание, совершенствовать мыслительную деятельность.
Воспитательная
Воспитывать любовь и интерес к языку, аккуратность доброжелательность.
Оборудование : доска, компьютер, проекционный экран, мультимедийный проектор, словарь С.И.Ожегова, цветная и нецветная картинка природы, карточки с именами прилагательными, тексты на карточках, картинки (медведь, лиса, волк, заяц), заяц, машинка, мяч, робот.
- Организационный момент
- Какое сегодня у вас настроение?
- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, в начале окажем гостям внимание.
- Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
- Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются за ваши успехи.
- Ребята, какое время года за окном?
-Правильно, это ранняя весна.
- По каким признакам мы замечаем наступление весны?
-А какие признаки весны вы сейчас можете наблюдать? (тает снег, текут ручьи, прилетают птицы, появляются первые проталины, на деревьях набухают почки, температура воздуха стала выше нуля)
Весна – это самое прекрасное время года, время пробуждения и обновления природы. Солнышко весело светит, птицы щебечут, ручьи журчат. Сколько звуков, ярких красок!
Слайд №1
- К нам в класс заглянуло весеннее солнце, посмотреть как мы работаем. Будем стараться – будет улыбаться нам солнце и быстрее разбудит от зимы нашу Землю.
- Открыли тетради, запишем число.
- Мотивационный этап
- Сегодня на уроке мы станем исследователями. Кто скажет, кто такой исследователь? Обратимся к словарю С.И.Ожегова: «Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».
- Сообщение темы и цели урока
На доске написана тема и главный вопрос урока: Имена прилагательные. Какую роль в языке они выполняют? Слайд 2
- Мы с вами познакомимся еще с одной частью речи. И должны будем ответить на этот вопрос.
- Буду рада вашим хорошим ответам.
- Подготовка к усвоению новых знаний
- Мы с вами учимся не только правильно говорить, но и красиво и грамотно писать.
На доске:
1 строка: пропущена
2 строка: б...резовый б...жит б...льной б...льшой
- Словарная работа
- Чем похожи все эти слова? Обоснуйте ответ. (Все слова начинаются с буквы б. Во всех словах пропущена безударная гласная).
- Какое слово здесь лишнее?
( а. Лишнее слово бежит – это глагол, отвечает на вопрос что делает? А все остальные слова отвечают на вопрос какой?
б. Лишнее слово березовый, безударную гласную е нужно запомнить, а в остальных словах можно проверить: бежит – бег; больной – боль; большой – больше).
- Произнесем слова орфографически (как будем писать).
2. Чистописание
На доске заполняется 1 строка:
Ббео Ббееоо Ббео ...
- Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строку до конца.
- На второй строке запишите слова, диктуя себе. Подчеркните безударную гласную.
- Что может быть большим, больным, березовым? (Лист, веник, сок). Скоро у деревьев начнется сокодвижение! Многие пойдут в лес, чтобы попробовать березового сока. Но не стоит губить березу из-за нескольких глотков сока.
- Изучение нового материала
На доске карточки со словами: Слайд 3
мёд, жаркие, белка, сладкий, дерево, пушистая, дни, высокое.
- Прочитайте написанные на доске слова и разделите их на две группы. Запись ведите столбиками.
- проверим вашу работу.
- По какому признаку вы определили слова в первый столбик? (Это имена существительные).
- Докажите. (Эти слова отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет).
Запись на доске:
Предмет
что? мед
кто? белка
что? дерево
что? дни
- Обратимся ко второй группе слов.
- По какому признаку отобрали слова ? ( по вопросам)
- К каждому существительному подберите одно из этих слов, подходящих по смыслу. Задайте вопросы к этим словам.
Запись на доске:
ПРЕДМЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА
что? мед какой? сладкий
кто? белка какая? пушистая
что? дерево какое? высокое
что? дни какие? жаркие
- Что общего у этих слов? (Они отвечают на одинаковые вопросы).
- Что обозначают эти слова? (Признаки предметов).
- Откройте учебник на стр. 91 и самостоятельно прочитайте правило от мудрой совы.
- Как мы будем называть слова, обозначающие признаки предмета?
Слайд 4
Имя прилагательное
признак предмета
какой? какая? какое? какие?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Назвали предметы и их признаки по порядку,
Теперь всех приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три.
В стороны наклоны -раз, два, три.
Вперед поклоны – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
- Первичная проверка усвоения знаний
На доске нецветная картина.
- Теперь посмотрите на доску. Скоро солнышко все изменит в природе. Но пока волшебница – зима заколдовала картину. Чтобы весна пришла к нам побыстрее , давайте оживим картину.
- Первый ряд будет оживлять солнце, второй – траву, а третий – облака. Запишите в тетрадях (учитель пишет на доске):
Солнце (какое?) ...................................................
Трава (какая?).......................................................
Облака (какие?)....................................................
Слабые учащиеся получают карточки с именами прилагательными, из которых нужно выбрать подходящие:
Солнце ( какое?) злое, круглое, желтое, холодное, ласковое, старое, яркое. |
Трава (какая?) молодая, ленивая, зеленая, высокая, вкусная. |
Облака (какие?) колючие, ватные, высокие, желтые, белые. |
Проверка работы, чтение вслух.
Солнце ( какое?) круглое, желтое, ласковое, яркое, слепящее, весеннее.
Трава (какая?) молодая, первая, зеленая, высокая, густая, шелковая.
Облака (какие?) ватные, высокие, белые, пушистые
-Вот мы с вами и расколдовали картину.
(Картина переворачивается, появляется цветное изображение).
-А теперь попробуем ответить на вопрос: «Для чего нужны в русском языке имена прилагательные?» послушайте текст. (Хорощо читаю щие ученики читают текст).
а) Наступила весна. б) Наступила долгождан ная
Тает снег. Журчат весна. Тает последний
ручьи. Светит солн- снег. Журчат г оворливые
це. Летят птицы. ручьи. Светит ласковое
солнце. Летят голосис-
тые птицы.
-О чем был первый текст? (О весне). О чем был второй текст? (Тоже о весне). Можно ли считать эти тексты одинаковыми? (И да, и нет). Докажите. (Дети доказывают).
Что же отличает первый текст от второго? (Наличие имен прилагательных. С ними текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для красоты описания).
На доске появляется карточка:
красота описания |
-Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
-Во втором тексте было использовано прилагательное последний для описания снега. ( на доске последний снег) Но это прилагательное не такое уж красивое. Ведь можно было взять, например, слово серебристый или слово пушистый. (Нет. Прилагательное последний наиболее точно описывает снег).
Вывод: имена прилагательные нужны для точности описания.
На доске появляется карточка:
точность описания |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для глаз
нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
- Первичное закрепление знаний.
-Оказывается, если точно описать предмет с помощью имени прилагательного, то можно узнать его даже не видя. (Учитель называет прилагательные. Дети угадывают предмет. Учитель показывает картинку).
бурый рыжая косой серый
мохнатый хитрая быстрый хищный
косолапый ловкая трусливый жадный
(медведь) (лиса) (заяц) (волк)
-А теперь игра «Угадай-ка».
Ход игры: один ребенок встает спиной к классу. Учитель достает предмет. Класс называет признаки предмета. Ребенок должен угадать, что за предмет.
Резиновый, круглый, легкий. (Мяч).
Длинный, зеленый, зубастый. (Крокодил).
Рыжий, мягкий, пушистый, домашний (Котенок).
Легкий, воздушный, круглый. (Шар).
Грузовая, пластмассовая. (Машина).
- Информация о домашнем задании.
- Сейчас вы описывали мои игрушки, а дома опишите свою любимую игрушку с помощью имен прилагательных, а мы попробуем угадать, что это.
Итог урока Рефлексия.
На столе у вас лежат карточки разного цвета
( красные, синие, желтые)
- Возьмите карточку того цвета, какое у вас сейчас настроение.
На карточке вопрос – «Какую роль играют имена прилагательные в речи?»
- Прочитайте вопрос.
1. Обсудите в группе свой ответ на вопрос.
2. Докажи примерами
- А мы с вами сейчас обобщим, что мы узнали об имени прилагательном.
С опорой на доску делается вывод:
Это слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? С какой частью речи связано? (С именем существительным).
-Для чего в нашей речи используются имена прилагательные? (Для красоты описания и точности описания).
- Молодцы! А что понравилось вам сегодня на уроке?
Отметки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле
Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...
"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"
Цели:-учить определять и формулировать тему и цели урока;-формировать умение действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить знания об имени прилагательн...
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Дата: 20.02.2018 ...
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"
систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...