конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Ударение"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Петрова Надежда Аркадьевна

Разработка конспекта урока по русскому языку 1 класс включает цель, задачи, и полная разработка плана-конспекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_po_teme_udarenie.docx253.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме: "Слово. Слог. Ударение" 1-й класс

Петрова Надежда Аркадьевна  учитель начальных классов

Тип. Урок –обобщения и закрепления знаний по теме

Цели:

Помощь  детям усвоить понятия “слово”, “слог”, “ударение”;

Выработать умение самостоятельно применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях;

Тема. Слог. Ударение.

Задачи:

Актуализировать знания, полученные на уроках русского языка;

Показать значимость ударения путем наблюдения, сравнения слов;

Развивать у учащихся орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, память;

Учить детей рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать письменную речь;

Дать учащимся возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;

Формировать интерес к изучению русского языка.

Воспитывать любовь к русскому языку, пытливость, любознательность.

Оборудование. Наглядные материалы, модели слов с различными случаями постановки ударения, толковый словарь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

У. С добрым утром, начат день, первым делом гоним лень.

На уроке не молчать, всем работать, отвечать!

Садитесь и давайте начнем урок!

II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы. Открытие нового.

У. Сегодня в классе мы сделаем еще одно маленькое открытие.

У. Проверьте свою посадку за столом, наклон у тетради. Возьмите ручки, запишите:

.. апреля.

У. Я приготовила для вас загадку, попробуйте отгадать её.

Воробей гору держит. (?...?...?...),

Если эта загадка вызвала затруднение:

Собака Молчан весь дом стережет. (Замок)

У. Что вы можете сказать об этом слове? (Лексическое значение, слоговая структура, звуковой состав).

Возможные вопросы по ходу работы:

У. Как определить, сколько в слове слогов.

Д. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Это знает каждый из учеников.

У. Что же мы называем слогом?

Д. Слог – это один или несколько звуков, произнесенных одним выдыхательным толчком.

У. Какой слог называют ударным?

Д. Слог, который произносится с большей силой и длительностью в голосе (“зовём” слово).

У. А что вы представляете, когда слышите слово “замок”? Табличку со словом (без значка ударения) вывесить на доску. (Навесной замок, замок – молния, замок – затвор у ружья) По ходу ответов детей желательно вывешивать картинки.

У. Что же объединяет все эти вещи? (………)

У. Молодцы, это все – приспособления для запирания, то, что закрывает и держит крепко.

Давайте попробуем в наших тетрадях нарисовать несколько разных замков.

1. Минутка чистописания.

Крюк да колечко, крив да зубаст

 Никому казны не даст.         Замок – навесной (крюк да колечко)

“Молния” (крив да зубаст)

У. А можно сказать, что при письме мы тоже встречаем замочки? (Соединения букв)

ок, от, ос

У. На доске записано крылатое выражение. Прочитайте его:

За семью замками. Как вы это понимаете? (……………)

Да, так говорят о том, что спрятано в надежном месте; о том, что находится под строгим наблюдением. Граница государства на замке.

У. А теперь еще раз посмотрите на запись слова “замок”. Скажите, может ли это же слово прозвучать по-другому? (………)

Как? (Замок). (Вывесить картинку)

Что вы можете сказать о буквенном составе (………), слоговой структуре этого слова? (………)

А поменялся ли его смысл? Отчего? (………) Можно устно составить предложение со словом.

У. Зачем же надо уметь правильно ставить ударение?

Д. Для точной передачи смысла слова.

У. Какие бывают слоги в словах в зависимости от ударения?

Д. Ударный и безударный.

У. Бывают ли слова, в которых нет ударного слога.

Д. Нет, в словах всегда есть ударный слог.

2. Физкультминутка.

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)

Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)

Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)

Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)

Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)

И открыли! (разомкнуть руки)

У. Подберите подходящие к звуковой модели слова:

Учитель читает слова (7 – 10 слов), а дети в ладоши прохлопывают слово по слогам, громче выделяя ударный слог.

3. Работа с учебником. Словарно-орфографическая работа.

Составьте слова из слогов:

гу  ку  ут  цып  пе  ин

си  ры  ля  ту  та  хи  дю ки

У. Что необходимо выполнить?

Д. Составить из слогов слова, поставить ударение.

У. Давайте, выполним задание и узнаем, кто живет на птичьем дворе.

(Учащиеся записывают слова в тетрадь с комментированием, расставляют ударение:

Птицы: гуси, куры, утки, цыплята, петухи, индюки).

У. Какой общей темой объединены эти слова?

Д. Это птицы.

У. Правильно, все эти слова объединили в одну смысловую группу по принципу: “связанные с птицами.

У. Вернемся к упражнению.  Правописание каких слов может вызвать затруднение? (Ответы детей).

Слова “петух” и “цыплята” надо запомнить. (Цыплята – исключение.   Вспомнить  пять слов – исключений). А вот послушайте, как сам петух объясняет, почему он так называется:

Петуха спросили дети:

 – Почему зовут вас Петей?

 Так ответил Петя детям:

 – Хорошо умею петь я!

У. Да, действительно, в некоторых районах нашей страны петуха называют- певень.

Словарь: петух.

(в словарь можно записать еще одно слово из домашнего упражнения)

У. Составьте предложение со словом “петух” (Например, “Наш петух умеет петь”).

(Дети предлагают возможные варианты, повторяют правила записи предложений, записывают с комментированием, подчеркивают орфограммы, выделяют главное слово в предложении).

5. Вторичное закрепление. Игра “Волшебник – Ударение”.

У. Почему же произошла такая путаница? (………) Как узнать, на какой слог надо поставить ударение? (………) Правильно, надо подумать, какой смысл заключен во всем предложении, и какое слово здесь подразумевается. А что вы заметили, работая с ударением?

Д. Ударение не прикрепляется к определенному слогу, оно может менять свое место.

У. Что же тогда будет происходить?

Д. Будет меняться и значение слова.

У. Мне слово “чудно” изменить не сложно,

Поставлю ударение на О,

И вмиг исчезло слово “чудно”,

А появилось новое – “чудно”.

А вы умеете изменять слова? Давайте поиграем! Я показываю слова на карточках, а вы произносите эти слова, выделяя голосом подчеркнутый слог

(Кружки – кружки, полки – полки, заплачу – заплачу, хлопок – хлопок, пропасть, пропасть, мелки – мелки, замок – замок, пары – пары, дорога – дорога).

У. Молодцы!

6. Работа в группах.

Составление предложений с парами слов (кружки – кружки, хлопок – хлопок, полки – полки, замок – замок) Представление своих предложений каждой группой. Запись лучших предложений в тетради и на доске.

IV. Домашнее задание

V. Итог урока

Задание на рефлексию.

У. У вас на столах листочки с заданием. Внимательно прочитайте предложения, подумайте, какой смысл заключен в одинаково написанных словах, правильно расставьте ударения. (Дежурная мела пол. Света взяла в руки кусочек мела. Мальчик забивал гвоздики. В вазе стояли красные гвоздики.)

У. Поменяйтесь листочками, проверьте написанное.

У. Девочки приготовили сценическую миниатюру. Давайте ее посмотрим.

Первая. Так надоело болеть, хочется поскорее в школу. Надо принять лекарство (Берет бутылочку с лекарством, читает вслух) Три раза в день, после приема пищи (“Принимает” лекарство и начинает пищать).

Вторая. Что случилось? Почему ты пищишь?

Первая. Я приняла лекарство. А здесь написано (читает) “После приема пищи”.

Вторая. Ах ты, глупышка. Ведь ты неправильно прочитала! “Три раза в день, после приема пищи, а не пищи!”

Первая. Ой, мамочки! Нам в школе тоже говорили, что от перестановки ударения может меняться смысл слова!

У. Ребята, открыли ли вы что-то новое для себя?

Д. …………………

У. Что наиболее интересным показалось вам в нашем уроке?

Д. …………………

У. А всё ли поняли гости?  “Когда данный результат сложения будет верным?” (На альбомном листе запись: “Сто сорок и сто сорок будет двести сорок”).

Ошибка в ударении

 Граничит с преступлением,

 Пускай запомнит это млад и стар.

 Ни молодым, ни старым

 Нельзя одним ударом

 Не то, что нужно ставить под удар.

У. Молодцы! Дома обязательно расскажите о том, что узнали на уроке. Спасибо за работу. Урок окончен

ЗАМОК

    ЗАМОК

                                 ТЕСТ

1.СЛОГ

 А) Слог – это один или несколько звуков, произнесенных одним выдыхательным толчком.

Б) слог – это звук.

 2.Какой слог называют ударным?

 А) Слог под ударением

Б) Слог, который произносится с большей силой и длительностью в голосе (“зовём” слово).

3. Зачем надо уметь правильно ставить ударение?

 А)  Для точной передачи смысла слова.

Б) чтобы правильно написать слово

                                 ТЕСТ

1.СЛОГ

 А) Слог – это один или несколько звуков, произнесенных одним выдыхательным толчком.

Б) слог – это звук.

 2.Какой слог называют ударным?

 А) Слог под ударением

Б) Слог, который произносится с большей силой и длительностью в голосе (“зовём” слово).

3. Зачем надо уметь правильно ставить ударение?

 А)  Для точной передачи смысла слова.

Б) чтобы правильно написать слово

                                 Работа в парах

1.  гу  ку  ут  цып  пе  ин

     си  ры  ля  ту  та  хи  дю ки

2. Кружки – кружки, полки – полки, заплачу – заплачу, хлопок – хлопок, пропасть, пропасть, мелки – мелки, замок – замок, пары – пары, дорога – дорога.

3. Дежурная мела пол. Света взяла в руки кусочек мела. Мальчик забивал гвоздики. В вазе стояли красные гвоздики.

4. Ошибка в ударении

 Граничит с преступлением,

 Пускай запомнит это млад и стар.

 Ни молодым, ни старым

 Нельзя одним ударом

 Не то, что нужно ставить под удар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...