Чередование согласных звуков в корне
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Барсукова Карина Рафиковна

Представленный фрагмент урока демонстрирует модель использования квест-технологий на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_ploshchadka.docx17.07 КБ
Файл cheredovanie_prezentaciya.pptm960.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Чередование согласных звуков в корне

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: знакомство с понятием «чередование согласных звуков в корне слова».

Задачи:

Обучающие:

- повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова».

Развивающие:

- развитие умений анализировать однокоренные слова;

- развитие умений устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слова,

- развитие умений находить корни с чередующимися согласными.

- развитие умения выстраивать логическую цепочку.

Воспитательные:

- воспитание чувств взаимопомощи, дружбы;

- воспитание сотрудничества, взаимодействия.

- Сейчас хотелось бы продемонстрировать, как данная технология работает на уроке.

- Вашему вниманию представляется фрагмент урока русского языка на тему «Чередование согласных звуков в корне». Данный урок является вводным в новом разделе. Целью данного занятия является знакомство учащихся с понятием «чередования согласных звуков в корне слова». Мы перейдем непосредственно к этапам постановки учебной проблемы и открытия нового знания, опустив организационный момент, словарный диктант, этап введения в раздел, актуализацию изученного о корне слова.

У.: Перед вами волшебная дверь. За ней спрятано очень важное понятие, которое мы должны узнать сегодня на уроке. Но она заперта… Каким волшебным ключом можно открыть волшебную дверь? (Золотым ключом).

У.: У кого из сказочных персонажей мы можем его попросить? (Буратино)

(Следующий слайд – Буратино)

Б.: Здравствуйте! Ключ забрала черепаха Тортилла. Она сказала, что не отдаст его до тех пор, пока я не принесу из школы пятерку. А 5 мне может поставить только Мальвина, но это совершенно несговорчивая девчонка! Может, вы ее убедите?

(Следующий слайд – Мальвина)

М.: Просто так пятерки не ставят. Пусть выполнит верно задание.

У.: Ребята, что же делать? Дверь можем открыть только золотым ключом. Ключ у… (Тортиллы). Она его отдаст только… (за 5). А 5 может поставить только… (Мальвина за верно выполненное задание).

У.: С чего же мы начнем? (Правильно выполним задание). Потом? (Получим за задание 5). А далее? (Пойдем к Тортилле за ключом).

У.: Значит, сейчас мы отправляемся к… (Мальвине).

М.: Чтобы я была уверена в том, что вы, действительно, сможете помочь Буратино. Выполните сначала сами задание.

Задание:

Прочитайте слова. Близки ли они по смыслу? Выделите корень. В какой части слова находятся буквы т, ч, щ?

Свет, свеча, освещение.

М.: Молодцы! А вот и задание для Буратино. Ему предстоит разобраться, почему написаны разные буквы в корне однокоренных слов?

Задание:

Прочитайте. Однокоренные ли это слова? Почему?

Дружок, подруга, дружный, дружить, друзья.

Спишите, выделите корень, подчеркните букву последнего согласного звука корня. А теперь попробуйте произнести каждое слово с корнем друг. Все ли слова удобно произносить? Какой вывод мы можем сделать, почему произошла замена согласного?

М.: Вот теперь пятерка заслуженна!

(На слайде появляется пятерка).

Т.: Вы работали все вместе. Мне интересно, как вы проявите себя в группах. Задание следующее:

Подберите ряд однокоренных слов к данному, где происходила бы замена согласного звука в корне слова.

 (Работа в группах)

(Каждая группа получает ключики).

У.: Молодцы! Для себя вы сегодня открыли что-то новое. То есть получили ключик к заветной двери, ключик к двери, за которой спрятано знание.

(Варианты детей)

У.: Ключи у нас есть. Можем, отправляться к двери.

У.: Странно… Дверь почему-то все еще заперта. Возможно, нужно сказать заклинание? Попробуем сделать вывод, основываясь на наших наблюдениях.

Открывается дверь.

Ты наблюдал закон языка: в корне однокоренных слов один согласный звук заменяется другим. Такая замена называется чередованием согласных звуков. Записывается оно так:

Берега – бережок [г/ж]; ухо – уши [х/ш].

- Далее следуют этапы применения нового знания, итог урока, объяснение домашнего задания. Повторюсь, сейчас был продемонстрирован лишь фрагмент урока с использованием элементов квеста. Квест в полном варианте требует большего количества времени и более разнообразных заданий, большего количества персонажей.  На данном уроке мы наблюдаем интеграцию проблемного обучения с квестовыми технологиями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа 2100. Русской язык. 3 класс. Урок с использованием ЭОР. Чередование согласных звуков в корне слова

Школа 2100. Русской язык. 3 класс. Урок с использованием ЭОР. Чередование согласных звуков в корне слова...

ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ.ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ.

Повторение понятий "корень слова", "однокоренные слова". Понятие о чередовании согласных звуков в корне. Развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разныхсогласных в корне...

Русский язык 3 класс «Школа 2100» СЛОВО ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ. ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ

Конспект урока русский язык 3 класс «Школа 2100» СЛОВО ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ. ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ...

Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме « Корень слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне»

Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме« Корень слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне»...

Повторение понятий "Корень слова", "Однокоренные слова". Понятие о чередовании согласных звуков в корне.

Развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слов....