Чередование согласных звуков в корне
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Представленный фрагмент урока демонстрирует модель использования квест-технологий на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_ploshchadka.docx | 17.07 КБ |
cheredovanie_prezentaciya.pptm | 960.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Чередование согласных звуков в корне
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: знакомство с понятием «чередование согласных звуков в корне слова».
Задачи:
Обучающие:
- повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова».
Развивающие:
- развитие умений анализировать однокоренные слова;
- развитие умений устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слова,
- развитие умений находить корни с чередующимися согласными.
- развитие умения выстраивать логическую цепочку.
Воспитательные:
- воспитание чувств взаимопомощи, дружбы;
- воспитание сотрудничества, взаимодействия.
- Сейчас хотелось бы продемонстрировать, как данная технология работает на уроке.
- Вашему вниманию представляется фрагмент урока русского языка на тему «Чередование согласных звуков в корне». Данный урок является вводным в новом разделе. Целью данного занятия является знакомство учащихся с понятием «чередования согласных звуков в корне слова». Мы перейдем непосредственно к этапам постановки учебной проблемы и открытия нового знания, опустив организационный момент, словарный диктант, этап введения в раздел, актуализацию изученного о корне слова.
У.: Перед вами волшебная дверь. За ней спрятано очень важное понятие, которое мы должны узнать сегодня на уроке. Но она заперта… Каким волшебным ключом можно открыть волшебную дверь? (Золотым ключом).
У.: У кого из сказочных персонажей мы можем его попросить? (Буратино)
(Следующий слайд – Буратино)
Б.: Здравствуйте! Ключ забрала черепаха Тортилла. Она сказала, что не отдаст его до тех пор, пока я не принесу из школы пятерку. А 5 мне может поставить только Мальвина, но это совершенно несговорчивая девчонка! Может, вы ее убедите?
(Следующий слайд – Мальвина)
М.: Просто так пятерки не ставят. Пусть выполнит верно задание.
У.: Ребята, что же делать? Дверь можем открыть только золотым ключом. Ключ у… (Тортиллы). Она его отдаст только… (за 5). А 5 может поставить только… (Мальвина за верно выполненное задание).
У.: С чего же мы начнем? (Правильно выполним задание). Потом? (Получим за задание 5). А далее? (Пойдем к Тортилле за ключом).
У.: Значит, сейчас мы отправляемся к… (Мальвине).
М.: Чтобы я была уверена в том, что вы, действительно, сможете помочь Буратино. Выполните сначала сами задание.
Задание:
Прочитайте слова. Близки ли они по смыслу? Выделите корень. В какой части слова находятся буквы т, ч, щ?
Свет, свеча, освещение.
М.: Молодцы! А вот и задание для Буратино. Ему предстоит разобраться, почему написаны разные буквы в корне однокоренных слов?
Задание:
Прочитайте. Однокоренные ли это слова? Почему?
Дружок, подруга, дружный, дружить, друзья.
Спишите, выделите корень, подчеркните букву последнего согласного звука корня. А теперь попробуйте произнести каждое слово с корнем друг. Все ли слова удобно произносить? Какой вывод мы можем сделать, почему произошла замена согласного?
М.: Вот теперь пятерка заслуженна!
(На слайде появляется пятерка).
Т.: Вы работали все вместе. Мне интересно, как вы проявите себя в группах. Задание следующее:
Подберите ряд однокоренных слов к данному, где происходила бы замена согласного звука в корне слова.
(Работа в группах)
(Каждая группа получает ключики).
У.: Молодцы! Для себя вы сегодня открыли что-то новое. То есть получили ключик к заветной двери, ключик к двери, за которой спрятано знание.
(Варианты детей)
У.: Ключи у нас есть. Можем, отправляться к двери.
У.: Странно… Дверь почему-то все еще заперта. Возможно, нужно сказать заклинание? Попробуем сделать вывод, основываясь на наших наблюдениях.
Открывается дверь.
Ты наблюдал закон языка: в корне однокоренных слов один согласный звук заменяется другим. Такая замена называется чередованием согласных звуков. Записывается оно так: Берега – бережок [г/ж]; ухо – уши [х/ш]. |
- Далее следуют этапы применения нового знания, итог урока, объяснение домашнего задания. Повторюсь, сейчас был продемонстрирован лишь фрагмент урока с использованием элементов квеста. Квест в полном варианте требует большего количества времени и более разнообразных заданий, большего количества персонажей. На данном уроке мы наблюдаем интеграцию проблемного обучения с квестовыми технологиями.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Понятие о чередовании согласных звуков в корне."
Презентация к уроку...
Школа 2100. Русской язык. 3 класс. Урок с использованием ЭОР. Чередование согласных звуков в корне слова
Школа 2100. Русской язык. 3 класс. Урок с использованием ЭОР. Чередование согласных звуков в корне слова...
ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ.ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ.
Повторение понятий "корень слова", "однокоренные слова". Понятие о чередовании согласных звуков в корне. Развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разныхсогласных в корне...
Русский язык 3 класс «Школа 2100» СЛОВО ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ. ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ
Конспект урока русский язык 3 класс «Школа 2100» СЛОВО ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ. ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ...
Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме « Корень слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне»
Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме« Корень слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне»...
Повторение понятий "Корень слова", "Однокоренные слова". Понятие о чередовании согласных звуков в корне.
Развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слов....