Знакомство с буквой З,з
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Хвостова Татьяна Вениаминовна

   Урок по программе "Начальная школа 21 века" по букварю Журовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_bukvoy_zz.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ
_
Знакомство с буквой З. Письмо заглавной и строчной букв З, з

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Хвостова Татьяна Вениаминовна

Место работы

г. о. Электросталь, МОУ «Лицей №7»

Должность

учитель начальных классов

Предмет

обучение грамоте

Класс

1

Тема и номер урока в теме

Ур. 87-88, «Знакомство с буквой З (з).

Письмо заглавной и строчной букв З, з».

Предметная программа и её автор

«Начальная школа 21 века», Журова Л. Е.

  1. Цели и задачи урока

 1. Провести звукобуквенный анализ слов зебра и замок. Познакомить с буквой З (з) (работа по учебнику, с.88). Прочитать слово замок с изменением ударения, поработать над лексическим значением слова замок (работа по учебнику, с.88).

2. Продолжить работу по формированию навыков чтения у детей: чтение  слогов с буквой з по «окошечкам», чтение слогов, слов, рассказа «Зима» (работа по учебнику, с.88-89).

3. Провести поэлементный анализ заглавной и строчной букв З, з. Тренироваться в написании букв (Прописи № 2 с. 40-41).

4. Продолжить работу по формированию навыков письма слов,  предложений, преобразованию печатного шрифта в письменный, выбору и записи слов, соответствующих заданной модели. Учить составлять и записывать слова, изменять и записывать слова по образцу

 (Прописи № 2 с. 42-43).

5. Дифференцированная работа: чтение рассказа Г. Остера «Где лучше бояться?» (работа по учебнику, с.90)

  1. Тип урока : ознакомление с новыми знаниями.

Модель организации УПД младших школьников: УПД – учебно-познавательная деятельность младших школьников в ИОС (информационно- образовательная среда) начальной школы:

1.АРМ (автоматизированное рабочее место) учителя – класс («один ко многим») – фронтальная работа.

2. 1 ПК – 1 ученик – индивидуальная самостоятельная работа.

3. 1 ПК – 2 ученика – самостоятельная работа в парах.

4. 1 ПК – 3-4 ученика – самостоятельная работа в малой группе.

                   11. Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА 

Этап урока, решаемая задача.

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный момент. Задача – адаптация учащихся, их настрой на серьёзную работу.

      Уважаемые любители русского языка! На протяжении всего урока мы будем сегодня решать задачи по русскому языку. Они не похожи на математические, но решение найти не просто. Это и понятно: совершенное знание родного языка – очень трудное дело.

Дети слушают учителя.

1мин.

2.

Постановка учебных задач. Задача – мотивация на получение новых знаний.

Сегодня мы с вами проведём звуко-буквенный анализ слов, познакомимся с новой буквой, будем читать слоги, слова и даже рассказы.

Дети слушают информацию.

1 мин.






3.






































































































































4.






5.














































6.






























































































7.






















































8.

 Звукобуквенный анализ слов,  работа над ударением с целью развития  фонематического слуха детей.


































































































































Знакомство с новой буквой.

Задача – познакомить с письменным и печатным начертанием, сравнить.


Первичное закрепление. Задача – развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса детей.







Физминутка. Цель – в ходе подвижной  игры закрепить полученные знания.




































Чтение слогов с буквой з по «окошечкам». Чтение слогов, слов, рассказа «Зима» с целью совершенствования навыков чтения детей.






















































































































































Работа в прописи с целью развития каллиграфических навыков у учащихся.
























































































Итог урока. Задача – обобщить знания, полученные на занятии, оценить проделанную работу.















































1.Иллюстрация.
























































































  1. Интерактивное задание.


































































  1. Касса букв.















































































2. Интерактивное задание

Рассмотрите схемы на с. 88 справа от рисунков


Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки

На лугу среди травы.

Разлинованы лошадки,

Словно школьные тетрадки,

Разлинованы лошадки

От копыт до головы.


- О каких лошадках идёт речь в стихотворении?


Звукобуквенный анализ слова зебра








Игра «Живые звуки»:










Встаньте каждый звук на своё место.

Кто хочет прочитать получившееся слово?


Подойдёт ко мне звук (З ), (Р), (А), (Э), (Б)

А теперь поставьте на место фишки 1-й звук, твёрдый согласный звук (Б),

гласный звук (Э), 5-й звук.

Какой звук остался? ( 4-й тв. согл. зв. (Р))

- Сколько слогов в слове ЗЕБРА?

- Какой слог 1-й? 2-й?

- Какой слог является ударным?

Зебра – это животное. Рассмотрите иллюстрацию этого животного.


Существует ещё одно значение этого слова (учитель показывает картинку пешеходного перехода). Вы  видели на дороге такую разметку? Что она обозначает?

- Как называют по-другому пешеходный переход? Как вы думаете, почему?

Если вы видите на дороге нарисованы такие полоски, то знайте, что это место для перехода дороги. Но всё равно будьте внимательны. Хоть водитель и обязан остановиться и пропустить пешехода, который двигается по «зебре», но водители бывают разными и иногда нарушают правила дорожного движения.

Учитель загадывает загадку:

Маленькая собачка,

Свернувшись лежит,

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает.

                     

Звукобуквенный анализ слова замок





















Сколько слогов в этом слове?

- Назовите слоги. Какой слог является ударным?

- Посмотрите на схему, расположенную под схемой слова замoк; расскажите, чем различаются эти схемы.

А сейчас совершим мы с вами одно волшебное превращение: выполните нужное изменение, произнесите слово, которое получилось (зaмок); объясните, что значит это слово; докажите, что это разные слова (эти слова называют разные предметы).



Игра «Твёрдый – мягкий».

Послушайте стихотворение и найдите в нём слова с изучаемыми звуками. Если услышите твёрдый звук, то хлопните один раз, а если мягкий звук – махните правой рукой:

В зверях найдёшь ты букву З,

И в золоте, и в розе,

В земле, алмазе, бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.


На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3.


З не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.


Игра «Словесный аукцион» 















Физминутка «Найди свой домик»

Учитель раздает детям гласные буквы (каждый ребенок получает одну гласную букву). Выбираются два ведущих. Одному дается фишка синего цвета, обозначающая твердый согласный звук, другому — фишка зеленого цвета (мягкий согласный звук). Раздав гласные буквы и выбрав ведущих, учитель обращается к детям: «Была хорошая погода, и все гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, и начался проливной дождь. Буквы увидели домики. Один из них был синего цве-та — это был домик твердого согласного звука. Другой — зеленого. В нем жил мягкий согласный звук. Решили буквы спрятаться от дождя в домиках. А чтобы войти в свой домик, надо вспомнить, после какого согласного пишется гласная буква, которую вы держите».


Цель следующего задания – отработка навыков чтения слогов, но для этого необходимо вспомнить некоторые правила.

Задания:

 Вспомните правило чтения слогов с буквами  а, о, у, ы,  Вспомните правило чтения слогов с буквами я, ё, е, ю, и





1 группа – составляем слоги с изучаемой буквой, читаем их по правилам

2 группа - прочитать только те слоги, в которых буква з обозначает твердый согласный; 3 группа - прочитать только те слоги, в которых буква з обозначает мягкий согласный;


Мы после того как отработали навыки чтения слогов готовы выполнять более трудные задания – читать слова и пр-я. Это и есть цель наших следующих заданий.

На с. 89 составить и прочитать слова левого столбика; прочитать эти же слова, начиная с нижнего и заканчивая верхним; составить и прочитать слова правого столбика; прочитать слова, состоящие из двух слогов, из трёх слогов

 Игра «Буква потерялась» 

гро…за

… мея

я… ык

ро…а

…айка


- Прочитайте эти слова.

– Прочитайте слово, в котором 2 слога, 3 согл. звука, все твёрдые .

- Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв, в нём 2 тв. согл. зв.


- Почему в этом слове звуков больше, чем букв?



1, 2 группы - прочитать рассказ  на стр. 89, 3 группа - читают рассказ Г. Остера «Где лучше бояться?»

Вопросы для 1 и 2 групп:

 

- Сколько предложений в этом тексте?

- Какие мы знаем правила записи предложений?

- Прочитайте 2-е пр., 3-е пр-е, 1-е пр-е.

- Как этот текст можно озаглавить?

- Рассмотрите картинку. Какое предложение можно соотнести с этой иллюстрацией? Прочитайте его.

Вопросы для 3 группы:

- Назовите главных героев рассказа.

- Почему котёнок Гав сидел в самом дальнем углу чердака?

- Какое предложение сделал щенок?

- Почему животным не понравилось бояться на нижней ступеньке первого этажа?

- Так где же по мнению героев рассказа лучше бояться?

Учитель оказывает детям индивидуальную помощь.

























































































- Какие звуки обозначаются одной буквой, состоящей из двух правых полуовалов?

 - Рассмотрите букву з печатную заглавную и строчную. В чём их сходство и различие? (сходство – состоят из двух правых полуовалов, различие – размеры)


- Вспомните цели, которые мы ставили перед уроком. Как вы считаете, урок быль для нас эффективным, целей достиг? Хорошо ли мы потрудились, много ли заданий выполнили?

Хорошо работали дети …



Работа с «Букварём»: рассматривание и анализ схем .



Ученики отгадывают загадку.






















 Звукобуквенный анализ слова зебра поводится фронтально. Ученики слушают ответы товарищей, дополняют, исправляют в случае необходимости


Ученики по одному выходят к доске и выделяют по очереди звуки, учитель «на ушко» слушает, какие звуки услышали дети: - Кто из вас услышал, какой звук живёт в первом домике? …)

Ученики выполняют действия по заданию учителя.
















Б


Э


Р


Два.


Зеб -  Ра

Первый




Дети рассматривают иллюстрацию.










Э



Ученики, опираясь на свой жизненный опыт, отвечают на вопросы.





 



Дети высказывают свою точку зрения, дополняют ответы одноклассников, сравнивают, приходят к общему выводу.






















Дети отгадывают загадку.











Звукобуквенный анализ слова замок проводит у доски один ученик, остальные слушают, исправляют в случае необходимости: в слове 2 слога за-мок, ударный – второй слог. Звук З – согл., звон, парн. (с), тв, парн ; звук А гласный, безударный; звук М согл., звонкий, непарный, тв., парн.; звук О гласный, ударный; звук К согл., глухой, парный (Г), тв., парный. В слове 5 звуков, 5 букв.

Дети отвечают на вопросы.


2


За-мок, ударный второй слог.


Рассматривание схемы в учебнике






Местом ударения


Дети хором










произносят получившееся слово.



Дети, опираясь на свой жизненный опыт, доказывают свою позицию.




.

Дети анализируют услышанное и выполняют действия в соответствии с учебной задачей.





















Уч-ся рассматривают начертание буквы, сравнивают печатный и письменный варианты.







Замена первых фишек в схемах слов буквами (на доске)


Фронтальная работа  (кто больше придумает слов): 1 вариант -  назвать слова, для записи которых потребуется заглавная буква З; 2 вариант -  назвать слова, для записи которых потребуется строчная буква з;



Каждый ведущий пропускает в «домик» только те гласные буквы, которые пишутся после соответствующего согласного звука

































































Ученики, опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках, вспоминают правила

(если после согл. стоят гласные а, о, …, то согл зв. надо произ. твёрдо)

(если после согл. стоят гласные я, ё, …, то согл зв. надо произ. мягко)


Дети дифференцированно выполняют задания учителя.

























Ученики отрабатывают навыки чтения.





















работа с раздаточным материалом, в это время один ученик выполняет задание с обратной стороны доски



Дети совершенствуют навыки чтения.





Гроза


Язык





правило: звуки Й А в начале слова обозначаются одной буквой



Дифференцированные задания, после выполнения которых дети отвечают на вопросы учителя, комментируют ответы, дополняют.






































 











Поэлементный анализ заглавной и строчной букв З, з. Тренировка в написании букв.

Задания:

1) сравнить написанные на доске печатные и письменные варианты написания буквы З (з);

2) провести поэлементный анализ заглавной буквы З,  прописать заглавную букву З;

3) прочитать имена Зоя, Зина, рассказать, чем эти слова похожи и чем отличаются, прописать эти имена еще раз;

4) прописать слоги Зя, Зе;

5) назвать элементы письменной строчной буквы з, прописать букву;

6) прописать слоги за, аз, зу, уз;

7) прочитать слова зима, мороз, рассказать, чем эти слова похожи и чем отличаются, прописать эти слова еще раз;

         Письмо слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Выбор и запись слов, соответствующих заданной модели. Составление и запись слов. Изменение и запись слов по образцу.

Задания:

1) выполнить предложенные учителем задания на с. 42-43;

2) выбрать из слов, написанных в Букваре на с. 88-89 только те, в которых буква з обозначает мягкий согласный звук [з’] и записать эти слова на чистой  строке тетради на с. 40, подчеркнуть в словах буквы гласных, разделить слова на слоги, поставить ударение;

3) списать в тетрадь (на чистых строках с. 40-41) одно из предложений со с. 89 учебника, подчеркнуть в словах буквы гласных, разделить слова на слоги, поставить ударение;

4) записать под диктовку предложение «У Зины корзина малины.»;

5) записать письменными буквами предложение, написанное на доске печатными буквами: «Зимой на окне узоры.»


Дети отвечают на вопросы, обобщают знания, полученные на уроке., оценивают результаты проделанной работы.




18 мин.








































































































































1 мин.







4 мин.













































18 мин.





























































































25мин.























































2 мин.










































ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР 

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

 ФЦИОР. Рисунок зебры Греви (№ 154069)

иллюстрация

иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b1467ea3-3cb4-4ff5-8261-17df4e148194/?from=a654de1b-929f-5809-a167-dc7562b4c5da&interface=pupil&class=42&subject=25&rub_guid[]=a654de1b-929f-5809-a167-dc7562b4c5da

2.

ФЦИОР. Каллиграфия (№ 187609)

интерактивное задание

видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6979e3af-097b-445c-92b4-a1ca1a73d81d/ResFile.SWF

3.

ФЦИОР. Касса букв.

интерактивное задание

модель

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f1a2c430-14cf-4fad-aa0e-b06f7dd88c84/?from=233227e7-4ae8-4aff-bcce-181c9a9ce25e&interface=pupil&class=42&subject=8&rub_guid[]=233227e7-4ae8-4aff-bcce-181c9a9ce25e

_____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с буквой У у, звуком [у]. Письмо заглавной и строчной букв У у.

урок по обучению грамоте и письму по УМК Перспектива...

Знакомство с буквой В (в). Состав числа 10. Письмо печатными буквами.

Интегрированный урок грамоты по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой.  Цели урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ   -познакомиться с новой согласной буквой;   - учить звуковому ана...

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К (к). РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СОСТАВЛЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОВ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ – интегрированный урок чтения и письма.

Дифференцированное обучение позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученик...

Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»

На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

Знакомство с буквой «В, в». Письмо заглавной и строчной буквы «В, в».

Урок проходил в 1 А классе по образовательной модели «Начальная школа XXI века», учебник «Букварь» Л. Е. Журовой ...