Глагол. Совершенствование комплекса формируемых умений.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект открытого урока. Идёт полная систематизация знаний детей о глаголе. Образование глаголов. Многозначность глаголов. Глаголы-синонимы. Глаголы-звучания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk_urok.ivanenko.odt | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 4 классе
Тема «Глагол. Совершенствование комплекса формируемых умений.»
Цели урока:
1. Сиситематизировать знания детей о глаголе, как части речи.
2. Развивать умения правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи, устанавливать их связь с именами существительными, правильно определять спряжение, лицо и число глаголов.
Задачи:
1.Учить применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.
2.Формировать умение употреблять глаголы в речи по их лексическому значению.
3. Воспитывать интерес и уважение к русскому языку.
Оборудование: компьютер, учебник, тетрадь на печатной основе.
Ход урока.
Этап урока | Содержание | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Результат | |||||
I. Организационный момент (1 мин.). |
| -Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал Так что время не теряем И работать начинаем. - Прочитайте, о чем вы должны помнить, работая на уроке. -Прочитайте девиз урока: - | Читает вслух Эмоциональный настрой: -Мы уже многое знаем. -В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны русского языка. -У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучить. -Мы имеем право на ошибку.
«Учись, смекай, активным будь И к знаниям откроешь путь! | Л: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания К: планирование учебного сотрудничества с учителем | |||||
II.Актуализация знаний (3 мин.) | Рабочий стол Рабочий стол | - Начинаем работу. - Открой тетрадь. Запиши число, классная работа - Посмотри на рабочий стол. Нужно переставить слова местами, чтобы получилось 2 предложения. (деформированный текст).
- Выполни синтаксический разбор предложения. - Какой темой можно объединить эти предложения? - Какой частью речи выражено сказуемое в первом предложении? - Какой частью речи выражено сказуемое во 2 предложении? - Закрой тетрадь. -Прочитай стихотворение - Мы продолжаем закреплание знаний об этой части речи. - Найдите и прочитайте глаголы в этом стихотворении. -Чем является глагол в русском языке? | Весна, пробуждения, природы, пора. Лучи, земле, весело, солнышка, заиграли, на. - Весна. - существительным. -Предмет, явления природы, действие, признак. - Глаголом. Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает, расскажет. Чертит, пишет иль поёт, Вышивает, или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – всё расскажет нам … (глагол) глагол - Частью речи. | П: выделяют существенные признаки глаголов, обобщают знания К: умение выражать свои мысли Р: выполнять учебное действие, контролировать свои действия | |||||
III.Формулирование темы урока (3 мин.) | Постановка проблемы | -Прочитай высказывание А. Югова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку. -Как ты понимаешь их смысл? -Я просила тебя найти в словаре В.И.Даля, что означает слово «глагол» -Откуда произошло это слово? В этом нам поможет этимологический словарь
| -"Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи". Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое). Глагол обозначает движение. -"Слово, речь. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние" Глагол – греческого происхождения, означающее "речь". У Пушкина "Глаголом жги сердца людей", т.е. словом Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает действие, глагол выражает бесчисленное количество действий, сопровождающих его деятельность. -На втором, после имени существительного. -Работать с глаголами. | Р: выполнять учебное действие, контролировать свои действия К: умение выражать свои мысли | |||||
IV. Повторение изученного материала (проектная деятельность) (28 мин.) | Решение проблемы
| - Учёные подсчитали, что самыми употребимыми глаголами являются мочь сказать говорить знать стать видеть 1. Образование глаголов. - Какие части слова участвуют в образовании слов? - Да, при помощи приставок и суффиксов можно образовывать и новые глаголы - Образуй новые глаголы от одного из самых употребимых глаголов ГОВОРИТЬ (устно) По словарю А. Тихонова – около 100 слов образуются от этого глагола.
Как лук без земли вырастить. Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу. -Проверка. - А для чего нужно уметь образовывать новые глаголы? Зачем мы выполняли эту работу? 2. Многозначность глаголов. - Что такое многозначность? Разыгрывание сценки За столом сказала мать: - Хватит языком болтать А сынишка осторожно: - А болтать ногами можно? -Объясни значение словосочетаний "болтать языком", "болтать ногами" -В каком словосочетании глагол употреблён в переносном значении? Что означает это выражение? -Подбери словосочетания с глаголом ДЕРЖАТЬ так, чтобы этот глагол имел разные значения, но сначала расскажи, что это за глагол. - Многие глаголы входят в состав фразеологических сочетаний, объясните, что означают эти фразеологизмы Вставлять палки в колёса. Обвести вокруг пальца. Клевать носом. Ловить ворон. Зарубить на носу. Куры не клюют. -Зачем нужно знать фразеологические сочетания?
- Что такое синонимы? - Для чего они нужны? -Прочитай стихотворение Ирины Токмаковой: Зябн.т осинка дрож.т на ветру стын.т на солнышке мёрзн.т в жару. - Назови глаголы – синонимы. - Запиши это предложение, расставьте знаки препинания. - Каким членом предложения являются глаголы – синонимы в предложении? Определи лицо, число, спряжение глаголов. - Какие орфограммы пропущены? | мочь сказать говорить знать стать видеть -Списать, употребив нужные приставки
-Для того, чтобы учиться точно выражать свои мысли, правильно употреблять глаголы в речи -Многозначность, это когда слово имеет несколько значений. -Болтать языком – не молчать -Глагол исключения. 2 спряжение. (Держать книгу, держать речь, держать в секрете, держать в доме, держать путь и т. д.) -мешать -обмануть -засыпать -быть невнимательным -запомнить -очень много -Чтоб речь была образнее, точнее, ярче Зябн.т осинка дрож.т на ветру стын.т на солнышке мёрзн.т в жару. | П: Подведение под понятие, умение анализировать и синтезировать материал, составлять модели (схемы) Л: применять навыки делового сотрудничества (считаться с мнением другого, проявлять терпение и доброжелательность) К: аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли | |||||
Физминутка (2 мин.) |
| ||||||||
4. Глаголы звучания.
-Прочитай стихотворение Ф.И. Тютчева "Море и утёс". И бунту.т, и клокоч.т, Хлещ.т, свищ.т и ревёт, И до звёзд допрянуть хочет, До незыблемых высот. -Какую картину ты представил? - С помощью какой части речи Ф.И. Тютчеву удалось передать картину бушующего моря? - Все ли слова понятны?
(клокочет, свищет, ревёт)
5.Употребление глаголов в 1 лице ед.ч. Разыгрывается сценка Два мальчика–спортсмена шли с тренировки и разговаривали - В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу… - Эх, ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить. - А как сказать правильно? (Выслушиваются мнения детей) - Да, некоторые глаголы не употребляются в 1 лице ед. ч.ПОБЕДИТЬУБЕДИТЬ ДЕРЗИТЬ БОРОЗДИТЬ ПЫЛЕСОСИТЬШЕЛЕСТЕТЬ Вот некоторые из них - Однако, ситуация не безвыходная. -Как можно сказать? - Попробуйте записать предложение, раскрывая скобки. Я (пылесосить) квартиру. - Как вы думаете, для чего мы выполняли это задание? | -Звуки птиц, эхо... И бунту.т, и клокоч.т, Хлещ.т, свищ.т и ревёт, И до звёзд допрянуть хочет, До незыблемых высот. -глагол Клокочет – бурлит, издаёт рокочущие звуки. Допрянуть – (Словарь Даля) Незыблемый – устойчивый, непоколебимый. -Одержать победу - Чтоб правильно говорить и употреблять глаголы в нужной форме | ||||||||
V. Итог урока (2 минуты) | - Итак, мы рассмотрели все запланированные вопросы нашего урока. - Какое задание вызвало у вас интерес? - Затруднение? - Что нового узнали? В конце урока я предлагаю вам заполнить небольшую анкету. | ||||||||
VI.Рефлексия (3 мин.) | 1. Глагол обозначает: (обведи кружком номер ответа) а) признак б) предмет в) действие г) состояние 2. Что называется спряжением глагола: а) изменение по падежам б) изменение по родам и числам в) изменение по лицам и числам 3. Сколько спряжений у глагола? а) одно б) три в) два 4. Глаголы БРИТЬ, СТЕЛИТЬ относятся: а) к I спряжению б) ко II спряжению 5. Запишите ответ на вопрос. Зачем надо знать спряжение глагола? Чтобы _______________________________________________________________________ ИТОГ: -Понравилась ли тема «Глагол»? -Успешен ли ты в этой теме? | Л: самооценка на основе критериев успешности Р: осуществлять итоговый контроль деятельности | |||||||
VIII.Домашнее задание (1 мин.) | Может ты будешь писателем? Составь рассказ (тема любая) из 6 предложений с максимальным использованием глаголов, но не забывай о красоте построения текста, точность употребления глаголов и их уместность. | Л: слушать учителя, выражать положительное отношение к процессу познания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока «Безударное окончание глаголов. Применяем знания, совершенствуем умения. Повторение», УМК "Гармония"
Конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе....
Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: « Обобщение знаний о глаголе». Совершенствование комплекса формируемых умений.
Цели урока:Закрепить знания о способах определения спряжения глаголов; отрабатывать умение писать безударные личные окончания глаголов; развивать память, умение обосновывать правильн...
Конспект урока с презентацией по теме "Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов"
Конспект урока с презентацией по теме "Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов" ОС "Гармония" в соответствии с ФГОС...
Формирование и совершенствование у учащихся умения решать задачи
Доклад по теме "Формирование и совершенствование у учащихся умения решать задачи"...
Безударные личные окончания глаголов. Применяем знания, совершенствуем умения. Повторение
Открытый урок по русскому языку в 4 классе...
Презентация «Безударные личные окончания глаголов. Применяем знания, совершенствуем умения. Повторение» Гармония
Презентация «Безударные личные окончания глаголов. Применяем знания, совершенствуем умения. Повторение» Гармония...