Урок русского языка "Совершенствование комплекса формируемых умений"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Денисова Наталья Леонидовна

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_denisova.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Севастополя

 «Средняя образовательная школа №35 с углублённым изучением немецкого языка имени Героя Советского Союза Г.А.Абызова»

Урок русского языка

в 4 – Б классе

Тема:  «Совершенствование комплекса формируемых умений»

                    Учитель начальных классов

Денисова Наталья Леонидовна

Используемые технологии:

-игровая технология

-технология проблемного обучения

-личностно – ориентированные технологии

-информационно – коммуникативные технологии

-обучение в сотрудничестве (работа в парах, группах)

-здоровесберегающие технологии

г. Севастополь

2018 -2019 учебный год

Конспект урока русского языка в 4 классе

УМК «Гармония»

Учитель: Денисова Н.Л.

Тема: «Совершенствование комплекса формируемых умений».

Цель: совершенствовать умения безошибочного написания безударных окончаний глагола, расширять речевой опыт детей.


Задачи:

  • Образовательные:

 закрепить навыки правописания глаголов, учить применять полученные знания в конкретной языковой ситуации; систематизировать знания детей о глаголе, как части речи.

  • Развивающие:

развивать у учащихся умение быстро и верно определять тип спряжения глагола,  верно изменять глагол по лицам и числам, правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи, устанавливать их связь с именами существительными, развивать орфографическую зоркость; развивать внимание, память, речь учащихся.

  • Воспитательные:

 прививать  интерес и уважение  к родному языку, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, формировать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя, бережное отношение к природе.

Тип урока: обобщение и систематизация предметных знаний

Оборудование: учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык 4 класс»,  Тетрадь «Русский язык 4 класс»,  компьютер, проектор, флипчарт.

Ход урока

  1. Организационный момент. (1мин.)

Давайте настроимся на работу и улыбнёмся нашим гостям, поприветствуем их и друг друга.

Мы пришли сюда ... (учиться)

Не лениться, а… (трудиться.)

Только тот, кто много … (знает)

В жизни что-то … (достигает ). Молодцы!

-Садитесь!

-Скажите,  а какой частью речи  являются слова, которые Вы сейчас произнесли? (Глаголы)

Сегодня на уроке, мы продолжим говорить об этой части речи.

  1. Мотивация к учебной деятельности.(1мин.)

- Каким бы сегодня вы хотели увидеть урок? (интересным, познавательным)

- Чтобы урок получился таким, мне необходима ваша помощь. Какими должны быть ученики? (активными, внимательными)

3.  Проверка домашнего задания. (на экране) (5мин.)

-Откройте тетради. -Внимание на экран.

- Ребята, поднимите руки, кто выполнил домашнее задание без единой ошибки, у кого точно также, как на экране?

Молодцы!

Я могу сделать вывод, что вы усвоили материал.

– Кому легко было выполнять задание, на полях поставьте Л, кому трудно – Т.

-Дети, а о ком этот текст? (О гусе, о птице)

Сегодня на уроке, мы встретимся ещё с одной птицей.

4. Работа по теме урока.(7 мин.)

- Ребята, скажите, о какой части речи мы говорили в начале урока? (О глаголе)

-А что мы знаем о глаголе?

Откройте учебник на с.162, он будет вашим помощником на протяжении всего урока.

- Что надо знать, чтобы правильно писать окончания глаголов? (Спряжение)

- Что такое спряжение? (Изменение глагола по числам и лицам)

- Мы умеем определять спряжение глаголов? (Да)

- Значит, что будем делать сегодня на уроке?  (Закреплять знания о спряжениях, отрабатывать навыки определения спряжения глаголов и написания их личных окончаний)

- Где нам пригодятся эти знания? (Чтобы грамотно писать безударные окончания глаголов)

-Что мы должны знать, чтобы правильно определить спряжение?  (порядок определения спряжений)

- Сколько спряжений в русском языке? (1 и 2 спряжения)

- Какие личные окончания относятся к 1 спряжению? (на –е,ё, ут, ют). Ко второму спряжению?(на –и, ат, ят).

-Давайте составим алгоритм определения спряжения, расположив карточки в нужном порядке ( на экране).

1)Если окончание ударное, спряжение определить легко.

2) Поставь глагол в начальную форму, если личное окончание глагола  безударное.

3)Если в начальной форме глагол заканчивается на –ИТЬ (кроме брить, стелить), то это глагол II спряжения.

4) Если в начальной форме глагол не оканчивается на –ИТЬ и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол I спряжения.

-Вы, молодцы!

-Давайте ваши знания применим на нашем уроке.

5. Работа в тетради.(8 мин.)

-Откройте тетради. Запишем число. Классная работа.

1) Каллиграфическая минутка.

ешь

ишь

2) Игра «Ярмарка спряжений». (по вариантам)

Для игры на экране записаны слова:

Рису.шь, постро.шь, бор.шься, чист.шь, послуша.шь, услыш.шь, мо.шь, готов.шь, чита.шь, шепч.шь, постел.шь, заруб.шь, наблюда.шь, покорм.шь, увид.шь, потеря.шь, прогон.шь, постав.шь.

- Ребята, нужно распределить глаголы в нужные корзины(– ешь и – ишь).

Проверка.( на экране) 

 1в.- Рисуешь, борешься, послушаешь, моешь, читаешь, шепчешь, постелешь, наблюдаешь, потеряешь.

2в.- Построишь, чистишь, услышишь, готовишь, зарубишь, покормишь, увидишь, прогонишь, поставишь.

– Что заметили при выполнении задания? Что это за глаголы? (Глаголы – исключения)

- Давайте вспомним глаголы-исключения второго спряжения.

Физминутка (1мин.)

Гнать (круговые движения руками перед грудью)

Держать (обхватывают себя руками – «обнимают»)

Дышать (делают глубокий вдох)

И слышать (подносят ладони рук к ушам)

Смотреть (соединяют пальцы рук – смотрят в «бинокль»)

Видеть (подносят ладонь ко лбу, всматриваясь вдаль)

Ненавидеть (крутят головой влево – вправо)

И обидеть (соединяют кулаки обеих рук)

И терпеть (соединяют ладони перед грудью)

И зависеть (стоят ровно – руки вниз)

И вертеть (поворот вокруг себя)

6. Работа с текстом.(13 мин.)

-Во время проверки домашнего задания мы говорили о птице.

О какой (о гусе, о домашней птице). Сейчас вы прочитаете текст ещё об одной птице.

(Текст напечатан для каждого ученика и на экране.)

На улице лютый мороз. Метель замета.т дорожки. Ты сидишь в тепле и готов.шь уроки. Вдруг слыш.шь в стекло тоненький стук. За оконной рамой ты вид.шь птичку. Синичка ход.т по снежку. Через стекло на тебя смотр.т глазки-бусинки. Птица просит о помощи. Бедняжка сильно голода.т.

Кто помож.т синичке выжить в зимнюю пору?

Ты открыва.шь форточку, броса.шь горстку зерна. Потом отреза.шь сало и привязыва.шь кусочки за окном. Птичка отплат.т тебе добром. В твоем огороде не будет вредителей. Ты встрет.шь весну с радостной песней птиц.

Текст читает вслух один ученик.

-О ком этот текст? (О синице, эта птица из мира дикой природы)

Задания к тексту.

1. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

Самопроверка задания (с эталоном на экране).

2. Определи лицо глаголов.

3. Выполни синтаксический разбор выделенного предложения.

(1 ученик у доски с тетрадкой)

4. Выполни разбор глагола отплат.т

-по составу  ___________________(1 ученик у доски)

-как части речи __________________________________________________

_______________________________________________________________.

(Проверка разбора как части речи с карточки 1ученика под док. камерой)

Выставление оценок.

- Вы очень хорошо поработали с текстом и выполнили все задания. Скажите, а чему нас учит этот текст, в чём заключается его главная мысль?

 ( Нужно бережно относится к природе, беречь птиц.)

Давайте послушаем стихотворение, которое написала ваша одноклассница

Помогайте птицам!

Когда зима – бела придёт,

И снег на землю упадёт,

Проснутся утром птицы,

А нет еды, водицы.

Давайте птицам помогать:

Любить, кормить и согревать!

7. Физминутка для глаз (2мин.)

На доске хаотично расположены карточки со словами:  карандашом ... глазами ...,ушами ....красками ....головой .... и с др. словами (словами... рукой… печеньем… веником)

-Ребята, найдите глазками слово «карандашом» (найденное слово располагаю последовательно одно под другим)

Работа со словами. (3мин.)

-Выполните задание. Подберите к существительным подходящие по смыслу глаголы. Запишите. Обозначьте спряжение глаголов, выделите окончания.

Карандашом ... , глазами ..., ушами ...., красками ...., головой .... .

8. Итог урока.(1мин.)

-Ребята, вспомните, какую цель ставили на уроке? (Закреплять знания о спряжениях, отрабатывать навыки определения спряжения глаголов и написания их личных окончаний)

 

   9. Рефлексия (2 мин.)

Продолжите предложения:

Я выполнял задания…….

Было трудно…….

Я понял, что……

Теперь я могу……..

Я научился……..

У меня получилось………

Домашнее задание: с. 55 упражнение 458.

-Урок закончен.

-Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения и развития младших школьников. Комплекс интеллектуальных игр для организации тренинга мышления на уроках русского языка на начальной ступени образования.

 Я считаю, что на уроке не каждый раз нужно ставить отметки. Ведь урок - это не соревнование за лучший результат, а совместная деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества. Активные методы...

Глагол. Совершенствование комплекса формируемых умений.

Конспект открытого урока. Идёт полная систематизация знаний детей о глаголе. Образование глаголов. Многозначность глаголов. Глаголы-синонимы. Глаголы-звучания....

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: « Обобщение знаний о глаголе». Совершенствование комплекса формируемых умений.

Цели урока:Закрепить знания о способах определения спряжения глаголов; отрабатывать умение писать безударные    личные окончания глаголов; развивать память, умение обосновывать правильн...

Урок русского языка по теме "Применяем знания, совершенствуем умения (Закрепление знаний и умений в написании безударных личных окончаний глаголов )" 4 класс

Урок русского языка в 4 классе по программе "Гармония" позволяет  создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практ...

Урок русского языка в 3 классе (учебно-методический комплекс Л.В. Занкова) Тема урока: "Самостоятельные и служебные части речи, их признаки".

Дети начинают изучать тему «Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы». На эту тему в данной программе отводится 13 часов. Этот первый, вводный урок. На уроке использу...

Статья "Ключевые читательские умения, формируемые на уроках русского языка"

Статья "Ключевые читательские умения, формируемые на уроках русского языка у младших школьников"...