Урок русского языка "Совершенствование комплекса формируемых умений"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Севастополя
«Средняя образовательная школа №35 с углублённым изучением немецкого языка имени Героя Советского Союза Г.А.Абызова»
Урок русского языка
в 4 – Б классе
Тема: «Совершенствование комплекса формируемых умений»
Учитель начальных классов
Денисова Наталья Леонидовна
Используемые технологии:
-игровая технология
-технология проблемного обучения
-личностно – ориентированные технологии
-информационно – коммуникативные технологии
-обучение в сотрудничестве (работа в парах, группах)
-здоровесберегающие технологии
г. Севастополь
2018 -2019 учебный год
Конспект урока русского языка в 4 классе
УМК «Гармония»
Учитель: Денисова Н.Л.
Тема: «Совершенствование комплекса формируемых умений».
Цель: совершенствовать умения безошибочного написания безударных окончаний глагола, расширять речевой опыт детей.
Задачи:
- Образовательные:
закрепить навыки правописания глаголов, учить применять полученные знания в конкретной языковой ситуации; систематизировать знания детей о глаголе, как части речи.
- Развивающие:
развивать у учащихся умение быстро и верно определять тип спряжения глагола, верно изменять глагол по лицам и числам, правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи, устанавливать их связь с именами существительными, развивать орфографическую зоркость; развивать внимание, память, речь учащихся.
- Воспитательные:
прививать интерес и уважение к родному языку, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, формировать умение слушать и слышать своих сверстников и учителя, бережное отношение к природе.
Тип урока: обобщение и систематизация предметных знаний
Оборудование: учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык 4 класс», Тетрадь «Русский язык 4 класс», компьютер, проектор, флипчарт.
Ход урока
- Организационный момент. (1мин.)
Давайте настроимся на работу и улыбнёмся нашим гостям, поприветствуем их и друг друга.
Мы пришли сюда ... (учиться)
Не лениться, а… (трудиться.)
Только тот, кто много … (знает)
В жизни что-то … (достигает ). Молодцы!
-Садитесь!
-Скажите, а какой частью речи являются слова, которые Вы сейчас произнесли? (Глаголы)
Сегодня на уроке, мы продолжим говорить об этой части речи.
- Мотивация к учебной деятельности.(1мин.)
- Каким бы сегодня вы хотели увидеть урок? (интересным, познавательным)
- Чтобы урок получился таким, мне необходима ваша помощь. Какими должны быть ученики? (активными, внимательными)
3. Проверка домашнего задания. (на экране) (5мин.)
-Откройте тетради. -Внимание на экран.
- Ребята, поднимите руки, кто выполнил домашнее задание без единой ошибки, у кого точно также, как на экране?
Молодцы!
Я могу сделать вывод, что вы усвоили материал.
– Кому легко было выполнять задание, на полях поставьте Л, кому трудно – Т.
-Дети, а о ком этот текст? (О гусе, о птице)
Сегодня на уроке, мы встретимся ещё с одной птицей.
4. Работа по теме урока.(7 мин.)
- Ребята, скажите, о какой части речи мы говорили в начале урока? (О глаголе)
-А что мы знаем о глаголе?
Откройте учебник на с.162, он будет вашим помощником на протяжении всего урока.
- Что надо знать, чтобы правильно писать окончания глаголов? (Спряжение)
- Что такое спряжение? (Изменение глагола по числам и лицам)
- Мы умеем определять спряжение глаголов? (Да)
- Значит, что будем делать сегодня на уроке? (Закреплять знания о спряжениях, отрабатывать навыки определения спряжения глаголов и написания их личных окончаний)
- Где нам пригодятся эти знания? (Чтобы грамотно писать безударные окончания глаголов)
-Что мы должны знать, чтобы правильно определить спряжение? (порядок определения спряжений)
- Сколько спряжений в русском языке? (1 и 2 спряжения)
- Какие личные окончания относятся к 1 спряжению? (на –е,ё, ут, ют). Ко второму спряжению?(на –и, ат, ят).
-Давайте составим алгоритм определения спряжения, расположив карточки в нужном порядке ( на экране).
1)Если окончание ударное, спряжение определить легко.
2) Поставь глагол в начальную форму, если личное окончание глагола безударное.
3)Если в начальной форме глагол заканчивается на –ИТЬ (кроме брить, стелить), то это глагол II спряжения.
4) Если в начальной форме глагол не оканчивается на –ИТЬ и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол I спряжения.
-Вы, молодцы!
-Давайте ваши знания применим на нашем уроке.
5. Работа в тетради.(8 мин.)
-Откройте тетради. Запишем число. Классная работа.
1) Каллиграфическая минутка.
ешь
ишь
2) Игра «Ярмарка спряжений». (по вариантам)
Для игры на экране записаны слова:
Рису.шь, постро.шь, бор.шься, чист.шь, послуша.шь, услыш.шь, мо.шь, готов.шь, чита.шь, шепч.шь, постел.шь, заруб.шь, наблюда.шь, покорм.шь, увид.шь, потеря.шь, прогон.шь, постав.шь.
- Ребята, нужно распределить глаголы в нужные корзины(– ешь и – ишь).
Проверка.( на экране)
1в.- Рисуешь, борешься, послушаешь, моешь, читаешь, шепчешь, постелешь, наблюдаешь, потеряешь.
2в.- Построишь, чистишь, услышишь, готовишь, зарубишь, покормишь, увидишь, прогонишь, поставишь.
– Что заметили при выполнении задания? Что это за глаголы? (Глаголы – исключения)
- Давайте вспомним глаголы-исключения второго спряжения.
Физминутка (1мин.)
Гнать (круговые движения руками перед грудью)
Держать (обхватывают себя руками – «обнимают»)
Дышать (делают глубокий вдох)
И слышать (подносят ладони рук к ушам)
Смотреть (соединяют пальцы рук – смотрят в «бинокль»)
Видеть (подносят ладонь ко лбу, всматриваясь вдаль)
Ненавидеть (крутят головой влево – вправо)
И обидеть (соединяют кулаки обеих рук)
И терпеть (соединяют ладони перед грудью)
И зависеть (стоят ровно – руки вниз)
И вертеть (поворот вокруг себя)
6. Работа с текстом.(13 мин.)
-Во время проверки домашнего задания мы говорили о птице.
О какой (о гусе, о домашней птице). Сейчас вы прочитаете текст ещё об одной птице.
(Текст напечатан для каждого ученика и на экране.)
На улице лютый мороз. Метель замета.т дорожки. Ты сидишь в тепле и готов.шь уроки. Вдруг слыш.шь в стекло тоненький стук. За оконной рамой ты вид.шь птичку. Синичка ход.т по снежку. Через стекло на тебя смотр.т глазки-бусинки. Птица просит о помощи. Бедняжка сильно голода.т.
Кто помож.т синичке выжить в зимнюю пору?
Ты открыва.шь форточку, броса.шь горстку зерна. Потом отреза.шь сало и привязыва.шь кусочки за окном. Птичка отплат.т тебе добром. В твоем огороде не будет вредителей. Ты встрет.шь весну с радостной песней птиц.
Текст читает вслух один ученик.
-О ком этот текст? (О синице, эта птица из мира дикой природы)
Задания к тексту.
1. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Самопроверка задания (с эталоном на экране).
2. Определи лицо глаголов.
3. Выполни синтаксический разбор выделенного предложения.
(1 ученик у доски с тетрадкой)
4. Выполни разбор глагола отплат.т
-по составу ___________________(1 ученик у доски)
-как части речи __________________________________________________
_______________________________________________________________.
(Проверка разбора как части речи с карточки 1ученика под док. камерой)
Выставление оценок.
- Вы очень хорошо поработали с текстом и выполнили все задания. Скажите, а чему нас учит этот текст, в чём заключается его главная мысль?
( Нужно бережно относится к природе, беречь птиц.)
Давайте послушаем стихотворение, которое написала ваша одноклассница
Помогайте птицам!
Когда зима – бела придёт,
И снег на землю упадёт,
Проснутся утром птицы,
А нет еды, водицы.
Давайте птицам помогать:
Любить, кормить и согревать!
7. Физминутка для глаз (2мин.)
На доске хаотично расположены карточки со словами: карандашом ... глазами ...,ушами ....красками ....головой .... и с др. словами (словами... рукой… печеньем… веником)
-Ребята, найдите глазками слово «карандашом» (найденное слово располагаю последовательно одно под другим)
Работа со словами. (3мин.)
-Выполните задание. Подберите к существительным подходящие по смыслу глаголы. Запишите. Обозначьте спряжение глаголов, выделите окончания.
Карандашом ... , глазами ..., ушами ...., красками ...., головой .... .
8. Итог урока.(1мин.)
-Ребята, вспомните, какую цель ставили на уроке? (Закреплять знания о спряжениях, отрабатывать навыки определения спряжения глаголов и написания их личных окончаний)
9. Рефлексия (2 мин.)
Продолжите предложения:
Я выполнял задания…….
Было трудно…….
Я понял, что……
Теперь я могу……..
Я научился……..
У меня получилось………
Домашнее задание: с. 55 упражнение 458.
-Урок закончен.
-Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные методы обучения и развития младших школьников. Комплекс интеллектуальных игр для организации тренинга мышления на уроках русского языка на начальной ступени образования.
Я считаю, что на уроке не каждый раз нужно ставить отметки. Ведь урок - это не соревнование за лучший результат, а совместная деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества. Активные методы...
Глагол. Совершенствование комплекса формируемых умений.
Конспект открытого урока. Идёт полная систематизация знаний детей о глаголе. Образование глаголов. Многозначность глаголов. Глаголы-синонимы. Глаголы-звучания....
Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)
Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать самостоятельность, творческую активность учащихся...
Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: « Обобщение знаний о глаголе». Совершенствование комплекса формируемых умений.
Цели урока:Закрепить знания о способах определения спряжения глаголов; отрабатывать умение писать безударные личные окончания глаголов; развивать память, умение обосновывать правильн...
Урок русского языка по теме "Применяем знания, совершенствуем умения (Закрепление знаний и умений в написании безударных личных окончаний глаголов )" 4 класс
Урок русского языка в 4 классе по программе "Гармония" позволяет создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практ...
Урок русского языка в 3 классе (учебно-методический комплекс Л.В. Занкова) Тема урока: "Самостоятельные и служебные части речи, их признаки".
Дети начинают изучать тему «Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы». На эту тему в данной программе отводится 13 часов. Этот первый, вводный урок. На уроке использу...
Статья "Ключевые читательские умения, формируемые на уроках русского языка"
Статья "Ключевые читательские умения, формируемые на уроках русского языка у младших школьников"...